Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (УМК под ред. Л.Н. Боголюбова)
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 Б, В классы
№ | Тема урока | Основное содержание курса | Планируемые результаты | Дата план. | Дата факт. | |||||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | ||||||||
1 | Введение Вводный урок | Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься 8 новом учебном году. | Иметь относительно целостное представление Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, высказывать свое мнение | Регулятивные: принимают Познавательные: ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. | 9 Б 9 В | | |||
| ||||||||||
2 | Политика и власть | Основные направления политики Основные понятия: политика, власть | Умение характеризовать власть и политику как социальные явления; определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества; называть главные особенности политической власти. | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: принимают | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | 9 Б 9 В | | |||
3 | Государство Государство, его отличительные признаки. | Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства | Умение раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства; определять признаки и формы государства; называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать конституционную и абсолютную монархию. | Коммуникативные: вступать в речевое общение, работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности Познавательные: выявляют особенности и признаки политической власти; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания | Определяют | 9 Б 9 В | | |||
4 | Политические режимы | Основные понятия: демократия, тоталитаризм, авторитарный режим | Умение определять, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов; сравнивать тоталитарный и авторитарный Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства | Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, Регулятивные:умение самостоятельно определять цели своего обучения, Познавательные умеют структурировать знания, применять таблицу для получения необходимой информации; дополняют | Вступать в речевое общение; участвовать | 9 Б 9 В | | |||
5 | Правовое государство Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ | Основные понятия: верховенство права, незыблемость права, правовое государство | Умение определять принципы правового государства; характеризовать | Коммуникативные: допускать существование различных Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Познавательные: умеют определять познавательные цели, структурировать знания; моделируют социальные ситуации; | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, | 9 Б 9 В | | |||
6 | Гражданское общество и государство Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ | Основные понятия: гражданское общество, общественная палата, местное самоуправление | Умение раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление Определять основные признаки гражданского общества; объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением | Познавательные: умеют находить нужную информацию, логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | 9 Б 9 В | | |||
7 | Участие граждан в политической жизни Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма | Основные понятия: референдум | Умение анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности определять условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни.. | Познавательные: выявляют Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; | 9 Б 9 В | | |||
8-9 | Политические партии и движения Политические партии и движения. их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах | Основные понятия: политические партии, политическая идеология | Умение называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности | Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; логические – сравнивают логические – сравнивают Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: планируют | Развивают способность к самооценке. | 9 Б 9 В | | |||
10 | Практикум по теме «Политика» | | Умение систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: привлекают информацию, полученную Коммуникативные: формулируют свое мнение, прислушиваются к мнению других; строят монологические | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. | 9 Б 9 В | | |||
Право 22ч. | ||||||||||
11 | Роль права в жизни общества и государства Право, его роль в жизни человека, общества, государства | Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства | Умение объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Познавательные: осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты, выделяют главное; проводят сравнение. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, правом и свободам другого человека к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; | 9 Б 9 В | | |||
12 | Правоотношения и субъекты права | Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность. | Умение раскрывать смысл понятия «правоотношения» Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении дискуссионных вопросов, обмениваются мнениями; слушают друг друга; понимают позицию партнера, допускают существование различных точек зрения Познавательные: умеют структурировать знания логические – дополняют особенностях правоотношений Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, | 9 Б 9 В | | |||
13 - 14 | Правонарушения и юридическая ответственность | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности правонарушения, юридическая ответственность, противоправность, деяние, проступок, уголовная | Умение различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности Научатся: определять признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности; решать практические задачи; определять виды юридической ответственности | Коммуникативные: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; Познавательные умеют структурировать знания; дополняют Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Применяют | 9 Б 9 В | | |||
15 | Правоохранительные органы Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат | Основные понятия: адвокатура, нотариат, прокуратура | Умение называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов | Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Познавательные: определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Оценивают собственную учебную | 9 Б 9 В | | |||
16-17 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституции, основной закон страны, конституционный строй | Умение определять, почему Конституция Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. | Познавательные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать Коммуникативные: владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | 9 Б 9 В | | |||
18-19 | Права и свободы человека и гражданина | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. | Умение определять особенности юридических норм (прав человека); характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы. | Познавательные: анализировать, делать выводы, Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают другое мнение и позицию. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; | 9 Б 9 В | | |||
20 | Гражданские правоотношения | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Зашита прав потребителя, юридические и физические лица, дееспособность. | Умение характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры зашиты прав потребителей | Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания; понимают позицию партнера, вступают в коллективное учебное сотрудничество Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль; анализируют эмоциональное состояние Познавательные: умеют структурировать знания; определяют познавательные задачи; осуществляют поиск и выделение информации; логические – строят логическую цепь рассуждений; анализируют объекты, выделяют главное; проводят сравнение, устанавливают связи. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу. | 9 Б 9 В | | |||
21-22 | Право на труд. | Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях трудовой кодекс. | Умение называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. | Познавательные: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | 9 Б 9 В | | |||
23-24 | Семейные правоотношения | Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей | Умение объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа определять, каковы условия вступления в брак | Познавательные: умеют решать практические задачи; составлять алгоритм своих действий; пользоваться дополнительной информацией. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности. | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | 9 Б 9 В | | |||
25 | Административные правоотношения | Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Вилы административных наказаний | Умение определять сферу общественных отношений. регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний. Определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право. | Познавательные: навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, СМИ, энциклопедиями, Интернет-ресурсами, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование Регулятивные: учитывают | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу; | 9 Б 9 В | | |||
26-27 | Уголовно-правовые отношения | Основные понятая и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Умение характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Умение отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних Определять особенности уголовного права и уголовно- | Познавательные: ориентируются в учебнике, находят и выделяют необходимую информацию для выполнения заданий; дополняют и расширяют имеющиеся знания Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных Регулятивные: планируют | Осознание значения закона в жизни человека и общества, Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | 9 Б 9 В | | |||
28 -29 | Социальные права | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона | Умение называть основные социальные нрава человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство». | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | Определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету | 9 Б 9 В | | |||
30 | Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов Международное гуманитарное право. | Международно-правовая зашита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Зашита гражданского населения в период вооруженных конфликтов | Умение определять, что называют международным гуманитарным Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее | 9 Б 9 В | | |||
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность | Умение определять, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; составляют план и последовательность действий при достижении конечного результата | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. | 9 Б 9 В | | |||
32 | Практикум по теме «ПРАВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» | | Умение систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы, устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. | Познавательные: привлекают информацию, полученную Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Оценивают собственную учебную | 9 Б 9 В | | |||
33-34 | Обобщение по теме «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ГРАЖДАНЕ» Заключительный урок | | Провести диагностику результатов обучения в 9 классе. Подвести итоги учебной работы за год определять основные понятия за курс 9 класса; находить | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Познавательные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Понимают | 9 Б 9 В | |