12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 72 учебных часа  из расчёта 2 учебных часа в неделю (базовый уровень). Всего 36 недель.
УМК: Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, М.В. Телюкина и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,2014.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических ценностей. 
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и правовой культур, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний о деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

 содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

 формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; 

воспитание гражданственности и любви к Родине;

 создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

 выработка основ нравственной, правовой, экологической культуры;

 интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

 помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

 ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

 формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

 развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;

 способствовать формированию гражданско-правовой грамотности;

 помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;

помочь выработать собственную жизненную позицию.

 

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Выделять черты социальной сущности человека;

определять роль духовных ценностей в обществе;

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

различать виды искусства;

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

выявлять особенности научного познания;

различать абсолютную и относительную истины;

иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

различать экономические и бухгалтерские издержки;

приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

определять причины безработицы, различать ее виды;

высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

раскрывать роль и функции политической системы;

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

характеризовать демократическую избирательную систему;

различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

выделять основные элементы системы права;

выстраивать иерархию нормативных актов;

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

раскрывать содержание гражданских правоотношений;

применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

различать организационно-правовые формы предприятий;

характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

характеризовать основные методы научного познания;

выявлять особенности социального познания;

различать типы мировоззрений;

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

характеризовать особенности политического процесса в России;

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы по обществознанию являются:

1)  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

4) умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­щих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;

9) понимание специфики познания мира средствами ис­кусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

10) знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соот­ветствующую информацию; умение различать факты, аргу­менты, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;

12) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументиро­вать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками пре­одоления конфликтов.

Основное содержание курса

 

Глава I. Человек в обществе.

Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество как сложная система. Особенности социальной системы. Социальные институты.

Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса.

Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

Деятельность - способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность.

Признание и уважение прав других. Проблема выбора. Свободное общество.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Глава II. Общество как мир культуры.

Духовная культура общества. Понятие духовная культура. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки.

Образование в современном обществе. Образование как система.

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Искусство. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство.

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений.

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву.

Естественно-правовой подход к пониманию права. От идеи к юридической реальности.

Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.

Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.

Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека.

Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.

Защита гражданских прав.

Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака.

Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения.

Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.

Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Заключение. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 10 класс (базовый уровень)

Дата проведения по факту

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Формируемые ЗУНы

Формируемые УУД

1

 

Введение. Курс обществознания: цели, задачи, формы работы. Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учеб­ным пособием.

Беседа, работа с текстом учебника

Научатся: давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям.

Получат возможность научиться:

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные:

общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом материале.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживают цель деятельности в учебном процессе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

2

 

Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.

Работа с текстом учебника и документом

Научатся: определять элементы и подсистемы общества; основные институты общества; давать определение понятию «общество», выделять его характерные признаки.

Получат возможность научиться:

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об обществе и общественных отношениях.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную учебную деятельность

3

 

Что такое общество. Общество и культура. Науки об обществе.

Составление таблицы «Общественные науки»

4

 

Общество как сложная система. Особенности социальной системы.

Составление плана «Особенности социальной системы»

Научатся: определять особенности социальной системы общества; характеризовать главные социальные институты и институты общества.

Получат возможность научиться:

анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - выявляют особенности и признаки общества как системы; устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

логические – дополняют и дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и общественных институтах; стоят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: принимают учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Определяют границы собственного знания и незнания.

5

 

Общество как сложная система. Социальные институты.

Работа по таблице «Социальные институты»

6

 

Динамика общественного развития. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира.

Работа с текстом учебника и документом

Научатся: определять, что такое процесс глобализации; каковы проявления глоба­лизации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; за­давать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск необходимой информации;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о прогрессивном развитии общества.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют цели и способы взаимодействия.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; удерживают цель деятельности в учебном процессе.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

7

 

Динамика общественного развития. Проблема общественного прогресса.

Дискуссионная беседа

8

 

Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке.

Составление схемы «Особенности человека»

Научатся: определять связь свободы и необходимости; что такое самосознание и самооцен­ка; характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности; определять связь между самоопределением и самореа­лизацией личности.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учеб­нике, словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в обществе. Коммуникативные: оформляют диало­гические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои дейст­вия, проявляют интерес к новому учеб­ному материалу;

развивают способность к самооценке.

9

 

Социальная сущность человека. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация.

Работа с текстом учебника и документом

10

 

Деятельность - способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация.

Составление схемы «Потребности человека»

Научатся: определять, что такое деятельность; что такое потребности; что такое иерархиче­ская теория потребностей; характеризовать основные черты деятельности; определять моти­вы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные – выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.

Коммуникативные: планируют цели

и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают

действия с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; оценивают собственную деятельность.

11

 

Деятельность - способ существования людей. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Решение познавательных и практических задач

12

 

Познавательная и коммуникативная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное.

Составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира»

Научатся: определять проблемы познаваемости мира; что такое наука; характеризовать основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; определять, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущ­ность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на пони­мание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную деятельность.

13

 

Познавательная и коммуникативная деятельность. Истина и ее критерии. Особенности научного познания.

Составление схемы «Истина и её критерии»

14

 

Познавательная и коммуникативная деятельность. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

Выполнение проблемных заданий

15

 

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других.

Дискуссионная беседа, работа с документом

Научатся: определять основные положения по теме.

Получат возможность научиться: обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о свободе и свободном обществе.

Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют ин­терес к новому учебному материалу.

16

 

Свобода и необходимость в деятельности человека. Проблема выбора. Свободное общество.

Выполнение проблемных заданий

17

 

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.

Работа с текстом учебника

Научатся: выявлять проявления глоба­лизации в экономической сфере, основные глобальные про­блемы современности.

Получат возможность научиться: определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; объяснять, что такое про­цесс глобализации.

Познавательные:

общеучебные – выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о глобализации.

Коммуникативные: планируют цели

и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; оценивают собственную деятельность.

18

 

Современное общество. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Работа с документом, решение социальных задач

19

 

Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм.

Работа с текстом учебника

Научатся: понимать причины существования международного терроризма; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их раз­решения.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную деятельность.

20

 

Глобальная угроза международного терроризма. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Работа с документом

21

 

Человек в обществе. Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы.

Выполнение

дифференцированных заданий

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, вы­полнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учеб­нике, словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социализации человека в обществе.

Регулятивные: удерживают цель дея­тельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный кон­троль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры дейст­вия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

22

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе».

Проверочная работа

23

 

Духовная культура общества. Понятие духовная культура. Культурные ценности и нормы.

Работа с текстом учебника

Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; что такое этикет, его происхождение и правила; формы и разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопро­сы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении документальных источников; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение

учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;

развивают способность к самооценке.

24

 

Духовная культура общества. Институты культуры. Многообразие культур.

Составление таблицы «Функции культуры»

25

 

Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности.

Работа с текстом учебника и документом

Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

Общеучебные - определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; оценивают собственную деятельность.

26

 

Духовный мир личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Составление таблицы «Типы мировоззрения»

27

 

Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.

Работа с текстом учебника

Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий своей работы.

Личностные: развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность.

28

 

Мораль. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра.

Дискуссионная беседа

29

 

Наука и образование. Наука и ее функции в обществе. Современная наука. Этика науки.

Решение проблемных задач

Научатся: определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреж­дения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образо­вания с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика со­временной школы.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и право­вую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отве­чать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск информации, необходимой для выпол­нения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;

развивают способность к самооценке.

30

 

Наука и образование. Образование в современном обществе. Образование как система.

Составление словарика по теме

31

 

Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт.

Составление таблицы «Мировые религии» и словарика по теме.

Научатся: что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий; познакомятся со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России, раскрывать сущность правового статуса религиозных объединений

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о моральных нормах и мировых религиях.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий своей работы.

Личностные: развивают способность к самооценке, оценивают собственную учебную деятельность.

32

 

Религия и религиозные организации. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира.

Работа с текстом учебника, решение познавательных задач

33

 

Искусство. Что такое искусство. Функции искусства.

Работа с текстом учебника

Научатся: определять, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об искусстве и духовной жизни.

Коммуникативные: определяют последовательность своих действий; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют ин­терес к новому учебному материалу.

34

 

Искусство. Структура искусства. Современное искусство.

Составление схемы «Искусство и его формы»

35

 

Массовая культура. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры.

Работа с текстом учебника и документом

Научатся: определять характерные черты массовой культуры; понимать роль средств массовой информации в становлении массовой культуры.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную деятельность.

36

 

Массовая культура. Средства массовой информации и массовая культура. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

Анализ источников социальной информации

37

 

Общество как мир культуры. Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы.

Выполнение

дифференцированных заданий

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, пла­нировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Регулятивные: удерживают цель дея­тельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный кон­троль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры дей­ствия; прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого мате­риала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

38

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры».

Контрольная работа

39

 

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к пониманию права.

Работа с текстом учебника

Научатся: видеть ряд общих проблем современного правопонимания, соотношение права и закона.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о естественном и позитивном праве.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении документальных источников; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение

учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;

развивают способность к самооценке.

40

 

Современные подходы к пониманию права. От идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права.

Работа с документами

41

 

Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль.

Работа с текстом учебника

Научатся: определять, чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нор­мы и каково их видовое разнообразие; объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и ка­кие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нуж­ной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных нормах.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу.

42

 

Право в системе социальных норм. Система права. Норма права.

Составление схемы «Структура права»

43

 

Право в системе социальных норм. Отрасль права. Институт права.

Составление таблицы «Отрасли права»

44

 

Источники права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.

Составление схемы «Источники права»

Научатся: определять, что такое источники права, основные источники права: правовой обы­чай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право; виды нормативных актов (законные и подзаконные акты).

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, прини­мать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об источниках права.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделен­ные учителем ориентиры действия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

45

 

Источники права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Работа с документами

46

 

Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Работа с текстом учебника

47

 

Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность.

Составление таблицы «Виды юридической ответственности»

Научатся: определять, что такое правоотношения и правонарушения; особенности правонарушений; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; объяснять различия между проступком и преступ­лением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельно­сти судебной системы.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нуж­ной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правоотношениях.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, и том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного резуль­тата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу.

48

 

Правоотношения и правонарушения. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Составление схемы «Система судебной защиты прав человека»

49

 

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.

Составление схемы «Структура правосознания»

Научатся: определять основные элементы правосознания; каким образом взаимо­действует право и правосознание.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; зада­вать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск

и выделение информации;

логические - строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

50

 

Предпосылки правомерного поведения. Правовая культура. Правомерное поведение.

Эссе на тему «Правомерное поведение»

51

 

Гражданин Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации

Научатся: понимать принципы российского гражданства и основания его приобретения, с предусмотренной законом возможностью замены военной службы по призыву; углубят знания о правах и обязанностях налогоплательщика.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о гражданстве и получении гражданства.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.

52

 

Гражданин Российской Федерации. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Работа с текстом учебника

53

 

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств комму­никации. Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс)

Научатся: раскрывать понятие гражданского права; использовать знания о гражданских правах.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск

и выделение информации;

логические - строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

54

 

Гражданское право. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.

Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс)

55

 

Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс)

Научатся: показывать более глубокие и осмысленные знания о семейном праве, конкретизируют теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учеб­нике, словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о семейном праве.

Регулятивные: удерживают цель дея­тельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный кон­троль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры дейст­вия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

56

 

Семейное право. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс)

57

 

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс)

Научатся: раскрывать понятия трудового права, права на социальное обеспечение, образовательного права.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют

и формулируют цели; ориентируются

в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о трудовом праве.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделен­ные учителем ориентиры действия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

58

 

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.

Работа с источ­никами социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс)

59

 

Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду.

Работа с текстом учебника, решение социальных задач

Научатся: понимать специфику экологических отношений; сформируют научные представления о праве человека на благоприятную окружающую среду.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экологическом праве.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, и том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного резуль­тата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу.

60

 

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Работа с документом

61

 

Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

Научатся: показывать особенности правовой отрасли «процессуальное право», в основе которого лежат права человека, главная задача процессуального процесса – это установление истины, которая заключается в восстановлении нарушенных прав человека; определять арбитражный процесс как специфическую отрасль гражданского процесса; использовать знания о главных задачах уголовного процесса – раскрытии преступлений, защите прав и свобод человека и гражданина и тем самым установлении справедливости; показывать специфические особенности уголовного процесса; раскрывать особенности административной юрисдикции, ее обусловленность спецификой работы сотрудников административных органов, а также особенности конституционного судопроизводства и его значение для развития законотворческой деятельности.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о современном российском законодательстве.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

62

 

Процессуальные отрасли права. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

63

 

Конституционное судопроизводство. Судьи конституционного суда.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

64

 

Конституционное судопроизводство. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.

Работа с источниками социаль­ной информации с использовани­ем современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами

65

 

Международная защита прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни.

Беседа, выполнение дифференцированных заданий. Работа с норма­тивными доку­ментами по пра­вам человека

Научатся: использовать информацию о полномочиях ключевых структурных подразделений ООН; понимать роль ООН в современном мире.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск информации, необходимой для выпол­нения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о науке и образовании, имеющиеся знания и представления о науке и образовании.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу;

развивают способность к самооценке.

66

 

Международная защита прав человека. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека.

Работа с нормативными доку­ментами по пра­вам человека

67

 

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Работа с нормативными доку­ментами

Научатся: определять основные методы борьбы с терроризмом; использовать информацию о законах, направленных на борьбу с терроризмом.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание при­чин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществ­лять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.

Логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о терроризме и об антитеррористической деятельности.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

68

 

Правовое регулирование общественных отношений. Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы.

Выполнение

дифференцированных заданий

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, пла­нировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Регулятивные: удерживают цель дея­тельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный кон­троль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры дей­ствия; прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

69

 

Повторительно-обобщающий урок по теме « Правовое регулирование общественных отношений».

Проверочная работа

70

 

Заключение. Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Проблемная беседа

Научатся: систематизировать и обобщать знания о тех проблемах, которые оставил в наследство XXI в. век минувший.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; зада­вать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Познавательные:

общеучебные - умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют

и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения

задания с использованием учебной литературы;

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделен­ные учителем ориентиры действия.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

71

 

Итоговое повторение.

Контрольная работа

Научатся: определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, пла­нировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Регулятивные: удерживают цель дея­тельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный кон­троль своей деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры дей­ствия; прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке; оценивают собственную учебную деятельность.

72

 

Защита проекта.

Выступления с докладами и презентациями

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.