Календарно-тематическое планирование по праву для 10 класса
Календарно – тематическое планирование: Право 10 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Материально – техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ_компетенции, межпредметные понятия | ||
план | факт | ||||||
| Вводный урок. | 1 | | | | | |
1 | Роль и значение права | 1 | | | | Объяснять роль и значение права. Характеризовать понятие права. | |
Раздел 1. Теория государства и права (22 часа) | |||||||
| Тема 1. Теория происхождения государства и права. | 3 | | | | | |
2 | Теории происхождения государства и права. | 1 | | | Дидактический материал | Участвовать в обсуждении вопросов о причинах возникновения государства и права; характеризовать теории происхождения государства и права; определять связь и взаимозависимость государства и права; раскрывать роль обычаев как источников права; объяснять роль права как «третьей силы»; систематизировать в форме таблицы материал о теориях происхождения государства и права. | |
3 | Признаки государства. Теории сущности государства. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
4 | Внутренние и внешние функции государства. | 1 | | | Дидактический материал | Определять основные черты права средневековой Европы; общества; раскрывать существенные черты средневековых законов; анализировать связь религии и права; анализировать; объяснять значение закрепления прав и свобод населения. | |
| Тема 2. Формы государства. | 4 | | | | | |
5 | Формы государств. Форма правления: монархия и республика. | 1 | | | Конституция РФ | Сравнивать формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация); характеризовать основы федеративного устройства по Конституции РФ, виды субъектов РФ, раскрывать принципы равенства субъектов Федерации; целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; значение понятия «промышленный переворот»; объяснять принцип разграничение предметов ведения полномочий РФ и ее субъектов; анализировать проблему сепаратизма. составлять план по теме: «Федеративное устройство России» | |
6 | Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. | 1 | | | Конституция РФ | Сравнивать формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация); характеризовать основы федеративного устройства по Конституции РФ, виды субъектов РФ, раскрывать принципы равенства субъектов Федерации; целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации; объяснять принцип разграничение предметов ведения полномочий РФ и ее субъектов. | |
7 | Политический режим: демократический, антидемократический. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Сравнивать виды политических режимов (демократия, авторитаризм, тоталитаризм); характеризовать государственный механизм, его структуру и принципы. Составлять план по теме: «Политические режимы». | |
8 | Гражданское общество. Правовое государство. | 1 | | | | Определять особенности правового государства, сравнивать правовое государство с другими видами государств. Выделять основные характеристики гражданского общества. Анализировать ценности гражданского общества в демократическом государстве. | |
| Тема 3. Система права. | 5 | | | | | |
9 | Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
10 | Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
11 | Источники права. Правовые системы. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
12 | Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
13 | Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии; рассмотреть институт права в системе социальных норм. Знать определение права, понятия источник права, принципы права, система и отрасли права, институты права. Понимать основополагающие принципы российского права, правила действия нормативно-правовых актов. Характеризовать признаки и особенности права, отличать правовые нормы от иных социальных норм. | |
| Тема 4. Система российского права. | 4 | | | | | |
14 | Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы толкования права. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие права, системы права, отрасли права, институт права, нормы права; раскрывать признаки и функции права; сравнивать различные источники права; анализировать взаимосвязь государства, права и общества | |
15 | Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. | 1 | | | Дидактический материал | Сформировать представления о субъектах и объектах правоотношений. Знать определение правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Характеризовать признаки правоотношений. | |
16 | Юридические факты. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие юридические факты. Определять юридический факт как жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых государство через нормы права связывает определённые юридические последствия. Типизировать юридические факты по характеру юридических последствий или волевому содержанию правоотношений. | |
17 | Гарантии законности и правопорядка. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать понятие правопорядок. Определять гарантии законности и правопорядка, гарантированные государством. | |
| Тема 5. Правовая культура. | 2 | | | | | |
18 | Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Раскрывать понятия правовая культура, правовой нигилизм; систематизировать в форме таблицы, тезисов материал о российской философии права; составлять план ответа на тему: « О российской философии права; раскрывать идея естественного права в отечественной философии права. | |
19 | Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Раскрывать понятия коррупция, коррупционные правонарушения. Определять характерные признаки коррупционных нарушений. Приводить примеры. Определять пути борьбы с коррупцией в РФ. | |
| Тема 6. Юридическая ответственность и правонарушения. | 2 | | | | | |
20 | Признаки и виды правонарушений. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Раскрывать понятия правонарушение. Характеризовать признаки правонарушений. Определять пути борьбы с правонарушениями в РФ. Понимать, что за нарушение закона наступает ответственность. Иметь представление о роли права в жизни человека и общества. | |
21 | Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. | 1 | | | Дидактический материал | Раскрывать понятия юридическая ответственность, презумпция невиновности. Характеризовать признаки юридической ответственности. Понимать, что за нарушение закона наступает ответственность. Иметь представление о роли права в жизни человека и общества. | |
| Тема 7. Повторение к разделу «Теория государства и права». | 2 | | | | | |
22 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Теория государства и права». | 1 | | | | Представлять проект по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | |
23 | Контрольная работа по теме «Теория государства и права». | 1 | | | Дидактический материал | | |
Раздел 2. Конституционное право ( 22 часа). | |||||||
| Тема 1. Конституция РФ. | 4 | | | | | |
24 | Конституционное право. Виды конституций. | 1 | | | Конституция РФ | Характеризовать Конституционное (государственное) право в России, его принципы и источники; Характеризовать конституционную систему РФ; объяснять понятие конституционализма. Составлять план « Понятие конституции, ее виды. Конституционализм» | |
25 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Высказывать суждения в ходе дискуссии на тему «Конституции в России»; систематизировать в форме таблицы, тезисов содержание темы «Конституции в России»; анализировать отрывки из различных источников и делать выводы. | |
26 | Форма государственного устройства Российской Федерации. | 1 | | | Дидактический материал | Иметь представление о формах государства и системе государственной власти в Российской Федерации. Знать о государстве, самостоятельно пополнять свои знания, и ориентироваться в окружающей политической действительности. Раскрывать социальную природу государственной власти, и проявлять стремление к самореализации. | |
27 | Источники конституционного права Российской Федерации. | 1 | | | Конституция РФ | Объяснять особенности содержания преамбулы Конституции РФ; раскрывать следующие основы конституционного строя РФ: Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти; называть субъекты осуществления государственной власти в РФ; раскрывать принцип прямого действия Конституции РФ; систематизировать в форме таблицы основы конституционного строя РФ. Составлять план по теме: «Основы конституционного строя». | |
| Тема 2. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. | 4 | | | | | |
28 | Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. | 1 | | | Конституция РФ | Объяснять понятия гражданственность, гражданство, гражданин; анализировать источники законодательства о гражданстве; раскрывать принципы гражданства в РФ и основание приобретения гражданства. составлять план по теме: «Гражданство в Российской Федерации». | |
29 | Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. | 1 | | | Конституция РФ | Называть виды прав человека; анализировать основные положения философии прав человека; характеризовать содержание главы 2 Конституции РФ; анализировать значение Всеобщей декларации прав человека; систематизировать в виде таблицы: «Конституционные свободы и права человека; составлять план: «Права и свободы человека и гражданина». | |
30 | Конституционные обязанности гражданина РФ. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Называть конституционные обязанности человека; характеризовать содержание главы 2 Конституции РФ; систематизировать в виде таблицы: «Конституционные обязанности человека. Обязанности граждан России». | |
31 | Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. | 1 | | | Дидактический материал | Объяснять особенности воинской обязанности и праве на альтернативную гражданскую службу; характеризовать порядок призыва на граждан мужского пола на военную службу; определять порядок и правила прохождения альтернативной гражданской службы; уметь работать с нормативными документами, систематизировать полученные знания, аргументировать собственные суждения. Объяснять основные понятия и термины: воинская обязанность, военная служба, отсрочка от призыва на военную службу, альтернативная гражданская служба. | |
| Тема 3. Система органов государственной власти Российской Федерации. | 8 | | | | | |
32 | Система органов государственной власти Российской Федерации. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Определить виды органов государственного управления и выявить принципы их функционирования, знать законодательные, исполнительные и судебные органы государства. | |
33 | Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. | 1 | | | Дидактический материал | Объяснять принцип Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; систематизировать в форме таблицы компетенции и полномочия Президента РФ; анализировать условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности; характеризовать порядок избрания Президента РФ. составлять план по теме: «Президент РФ»; | |
34 | Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. | 1 | | | Конституция РФ | Объяснять значение понятия парламент; характеризовать парламенты в европейской политической традиции и в России; систематизировать в форме таблицы состав и способы формирования, функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы; составлять план ответа на вопрос: «Федеральное Собрание Российской Федерации». | |
35 | Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. | 1 | | | Конституция РФ | Анализировать состав и порядок формирования Правительства РФ, Аппарата Правительства РФ, структуру органов исполнительной власти в РФ; раскрывать функции Председателя Правительства РФ; составлять таблицу «Направление деятельности и полномочия Правительства РФ»; составлять схему «Структура органов исполнительной власти в РФ»; характеризовать направление деятельности и полномочия Правительства РФ; анализировать условия досрочного прекращения полномочий Правительства РФ. Составлять план «Правительство РФ». | |
36 | Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд РФ. | 1 | | | Конституция РФ | Характеризовать Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Знать их полномочия. | |
37 | Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Раскрывать структуру судебной системы: федеральные суды и суды субъектов РФ; составлять схему: «Судебная система РФ»; характеризовать принципы судопроизводства; действия суда присяжных; характеризовать Прокуратуру РФ как единую централизованную систему; раскрывать функции прокуратуры, роль Генерального прокурора РФ составлять план: «Судебная система РФ», «Прокуратура РФ». | |
38 | Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. | 1 | | | Дидактический материал | Знать о системе правоохранительных органов Понимать основные принципы осуществления правосудия в РФ; проанализировать основные задачи и направления деятельности адвокатуры, прокуратуры, нотариата. Повысить правовую культуру обучающихся. Уметь работать с первоисточниками. Характеризовать понятие верховенство закона; раскрывать принципы законности и правопорядка, разделения властей | |
39 | Контрольная работа по теме «Система органов государственной власти Российской Федерации» | 1 | | | Дидактический материал | Объяснять понятия закон и иные нормативно-правовые акты. Объяснять понятие и признаки нормативно-правового акта. Определять виды нормативно-правовых актов. Раскрывать понятие и функции правотворчества. Характеризовать принципы правотворчества. | |
| Тема 4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. | 3 | | | | | |
40 | Законодательный процесс в РФ. | 1 | | | Конституция РФ | Объяснять значение понятий законотворчество, законодательная инициатива. характеризовать субъекты права законодательной инициативы, законопроекты, их виды, законодательный процесс, его стадии. раскрывать порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов. составлять план: « Законодательный процесс в Российской Федерации». | |
41 | Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. | 1 | | | Конституция РФ | Характеризовать избирательные системы: мажоритарная избирательная система; пропорциональная избирательная система, смешанная избирательная система; объяснять значение и избирательного процесса; составлять план: « Избирательные системы и избирательный процесс»; в ходе деловой игры познакомиться с ходом избирательного процесса в РФ. | |
42 | Выборы. Референдум. | 1 | | | Конституция РФ | Характеризовать выборы; избирательное право; избирательные права. Объяснять значение и принципы демократического избирательного права; составлять план: «Избирательное право». | |
| Тема 5. Система органов местного самоуправления. | 1 | | | | | |
43 | Система органов местного самоуправления. | 1 | | | Дидактический материал | Раскрывать роль местного самоуправления объяснять смысл понятия «муниципальная собственность»; объяснять принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий; характеризовать структура и принципы формирования местного самоуправления (на примере ст. Привольной) Составлять план: «Местное самоуправление». | |
| Тема 6. Повторение по теме «Конституционное право» | 2 | | | | | |
44 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Конституционное право». | 1 | | | Мультимедийная презентация | Представлять проект по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | |
45 | Контрольная работа по теме «Конституционное право». | 1 | | | Дидактический материал | | |
Раздел 3. Международное право (22 часа). | |||||||
| Тема 1. Основные принципы и источники международного права. | 4 | | | | | |
46 | Основные принципы и источники международного права. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Знать об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права; Понимать необходимость регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права. Анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц. | |
47 | Мирное разрешение международных споров. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Характеризовать методы мирного разрешения международных споров. Понимать необходимость регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права. Анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал. | |
48 | Субъекты международного права. Международно-правовое признание. | 1 | | | Дидактический материал | Определять субъекты международного гуманитарного права. Понимать необходимость регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права. Анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями. | |
49 | Источники и основания международно-правовой ответственности. | 1 | | | Дидактический материал | Характеризовать источники и основания международно-правовой ответственности. Анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями. | |
| Тема 2. Права человека. | 5 | | | | | |
50 | Права человека: сущность, структура, история. | 1 | | | Конституция РФ | Называть виды прав человека; анализировать основные положения философии прав человека; характеризовать содержание главы 2 Конституции РФ; анализировать значение Всеобщей декларации прав человека; систематизировать в виде таблицы: «Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России»; составлять план: «Права и свободы человека и гражданина». | |
51 | Классификация прав человека. | 1 | | | Конституция РФ | Классифицировать права человека; анализировать основные положения философии прав человека; характеризовать содержание главы 2 Конституции РФ; анализировать права человека. | |
52 | Право на благоприятную окружающую среду. | 1 | | | Всеобщая декларация прав Человека. Конституция РФ | Анализировать причины ухудшение экологической ситуации в мире и в нашей стране; Характеризовать экологическое право, экологические права человека, природоохранительное законодательство, виды экологических преступлений; составлять план: «Экологическое право». | |
53 | Права ребенка. | 1 | | | Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. | Анализировать Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка; составлять план: «Права ребенка» | |
54 | Нарушения прав человека. | 1 | | | Декларация прав человека. | Раскрывать содержание терминов; геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств; характеризовать нарушения прав человека в социально-экономической области; составлять план: «Нарушения прав человека». | |
| Тема 3. Международная система защиты прав человека. | 11 | | | | | |
55 | Международные договоры о защите прав человека. | 1 | | | Всеобщая декларация прав человека | Раскрывать принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии; объяснять значение гражданских прав; систематизировать в виде таблицы: «Гражданские права»; составлять план: «Гражданские права». | |
56 | Международная система защиты прав человека в рамках ООН. | 1 | | | Международные документы по правам человека | Раскрывать причины принятия международных документов о правах человека; характеризовать виды международных документов о правах человека; анализировать содержание Международного билля о правах человека содержание летописей; объяснять значение гражданских прав. | |
57 | Региональная система защиты прав человека. | 1 | | | Дидактический материал | Раскрывать принципы региональной системы защиты прав человека. | |
58 | Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Объяснять принципы рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. | |
59 | Международная защита прав человека в условиях военного времени. | 1 | | | Дидактический материал | Раскрывать значение защиты прав человека на национальном уровне; характеризовать международный механизм в области прав человека; составлять план: «Защита прав человека в мирное время». | |
60 | Источники и принципы международного гуманитарного права. | 1 | | | Дидактический материал | Знать источники международного гуманитарного права. Характеризовать принципы международного гуманитарного права. | |
61 | Международный Комитет Красного Креста. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Раскрывать значение защиты прав человека на национальном уровне; характеризовать международный механизм в области прав человека; составлять план: «Защита прав человека в мирное время». | |
62 | Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Объяснять значение терминов: комбатанты, военнопленные, военные преступления; характеризовать Международное гуманитарное право; давать оценку роли Международного военного трибунала. | |
63 | Защита жертв войны. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Объяснять значение терминов: комбатанты, военнопленные, военные преступления; характеризовать Международное гуманитарное право; давать оценку роли Международного военного трибунала. | |
64 | Защита гражданских объектов и культурных ценностей. | 1 | | | Мультимедийная презентация | Объяснять значение защиты гражданских объектов и культурных ценностей. Понимать ценность культурного наследия для человека и общества. | |
65 | Запрещенные средства и методы ведения военных действий. | 1 | | | Дидактический материал | Знать международные документы, ограничивающие использование определенного вида оружия во время военных конфликтов. Понимать, что современное международное право ограничивает государства в применении средств, необходимых для достижения целей войны. | |
| Тема 4. Повторение к разделу «Международное право». | 2 | | | | | |
66 | Контрольная работа по теме «Международное право». | 1 | | | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). | |
67 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме «Международное право». | 1 | | | Дидактический материал | Представлять проект по теме «Правовое регулирование общественных отношений». | |
Раздел 4. Итоговое повторение (1 час). | |||||||
68 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. | 1 | | | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного выполнения контрольной работы. Осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица). |
13