Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (УМК Т. А. Ладыженской)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(6 КЛАСС)
(предметная область «Русский язык и литература»)
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки № 1644 от 29.12.2014; № 1577 от 31 декабря 2015
- учебного плана МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А. Г. Николаева» Моргаушского района Чувашской Республики;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А. Г. Николаева» Моргаушского района Чувашской Республики
- школьного положения о Рабочей программе по учебному (элективному, факультативному) предмету педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО;
- примерной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» и авторской программы курса «Русский язык. 5—9 классы» / авт.-сост. - Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2015. Разработана на основе УМК «Школа России».
Срок реализации программы – 2019-20 учебный год
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно плану МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А. Г. Николаева» Моргаушского района Чувашской Республики на изучение предмета «Русский язык» в основной школе выделяется в 6 классе 210 ч. (6 ч в неделю, 35 учебных недель).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Шестиклассник научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
- участвовать в диалоге, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать самостоятельные части речи и их формы,
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- использовать орфографические словари.
Шестиклассник получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации ; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Содержание учебного предмета
Русский язык - один из развитых языков мира. ( 1 ч)
Повторение пройденного в 5 классе ( 10 ч+ 2).
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. |
Морфемика. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. |
Морфемика. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. |
Морфология. Части речи: самостоятельные и служебные. |
Орфограммы в окончаниях слов |
Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения |
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений |
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи.(12 ч+4)
Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (25 ч+6)
I. Повторение пройденного в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное ( 21 ч+ 4)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное ( 21 ч+ 6)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (14 ч+ 3)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение ( 20ч+ 5)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол ( 27 ч+ 7)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе ( 20 ч + 2)
Сочинение на выбранную тему.
№ | Разделы языка | Изучение материала | Развитие речи | Сочинение | Изложение | Контр. работы |
1 | Введение | 1 | ||||
2 | Повторение изученного в 5 классе | 12 | 2 | 1 | ||
3 | Лексика. Фразеология | 16 | 3 | 2 | 1 | 1 |
4 | Словообразование. Орфография | 31 | 2 | 3 | 1 | 1 |
5 | Морфология .Имя существительное | 25 | 2 | 2 | 1 | |
6 | Имя прилагательное | 27 | 3 | 2 | 1 | 1 |
7 | Имя числительное | 17 | 1 | 2 | 1 | |
8 | Местоимение | 25 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Глагол | 34 | 4 | 1 | 2 | 1 |
10 | Повторение изученного в 6 классе | 23 | 2 | 1 | ||
ИТОГО | 210 | 18 | 12 | 8 | 9 |
3. Тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
Повторение изученного в 5 классе | ||
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. | 1 |
3 | Морфемика. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 |
4 | Морфемика. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 |
5 | Морфология. Части речи: самостоятельные и служебные. | 1 |
6 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
7 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | 1 |
8 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | 1 |
9 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 |
10 | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 |
11 | Р/р. Текст. | 1 |
12 | Р/р. Стили и типы речи. Официально-деловой стиль речи | 1 |
13 | Входной контрольный диктант №1 | 1 |
Лексика. Фразеология. Культура речи. | ||
14 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | 1 |
15 | Р/р. Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | 1 |
16 | Р/р. Сочинение-описание по картине Яблонской «Утро» | 1 |
17 | Общеупотребительные слова и профессионализмы | 1 |
18 | Диалектизмы | 1 |
19 | Р/р. Сжатое изложение | 1 |
20 | Жаргонизмы | 1 |
21 | Эмоционально окрашенные слова. | 1 |
22 | Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. | 1 |
23 | Новые слова (неологизмы) | 1 |
24 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
25 | Фразеологизмы | 1 |
26 | Источники фразеологизмов | 1 |
27 | Повторение по теме :«Лексика и фразеология» | 1 |
28 | Контрольный диктант №2 с грамматическими заданиями по теме: «Лексика и фразеология» | 1 |
29 | Р/р. Публичное выступление. Словари русского языка | 1 |
Словообразование и орфография. Культура речи. | ||
30 | Повторение изученного в 5 классе | 1 |
31 | Повторение изученного в 5 классе | 1 |
32 | Р/р. Описание помещения | 1 |
33 | Основные способы словообразования в русском языке | 1 |
34 | Основные способы словообразования в русском языке | 1 |
35 | Основные способы словообразования слов в русском языке | 1 |
36 | Этимология слов. Этимологические словари | 1 |
37 | Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 |
38 | Р/р. Сочинение-описание комнаты | 1 |
39 | Буквы О и А в корне –КОС- - КАС- | 1 |
40 | Буквы О и А в корне –КОС- - КАС- | 1 |
41 | Буквы О и А в корне – ГОР- - ГАР | 1 |
42 | Буквы О и А в корне – ГОР- - ГАР | 1 |
43 | Обобщение по теме «Чередование гласных» | 1 |
44 | Буквы Ы-И после приставок | 1 |
45 | Р/р. Выборочное изложение | 1 |
46 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ | 1 |
47 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ | 1 |
48 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ | 1 |
49 | Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ | 1 |
50 | Контрольный диктант№3 с грамматическим заданием | 1 |
51 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
52 | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 |
53 | Сложносокращённые слова | 1 |
54 | Сложносокращённые слова | 1 |
55 | Р/р. Собирание материалов к сочинению. Обучение написанию сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» | 1 |
56 | Р/р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя». | 1 |
57 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
58 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
59 | Систематизация и обобщение по теме «Словообразование» | 1 |
60 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | 1 |
Морфология. Орфография. Культура. Имя существительное | ||
61 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе | 1 |
62 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе | 1 |
63 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе | 1 |
64 | Р/р. Письмо как жанр. | 1 |
65 | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
66 | Буква Е в суффиксе ЕН существительных на МЯ | 1 |
67 | Р/р. Устное публичное выступление | 1 |
68 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
69 | Род несклоняемых имён существительных | 1 |
70 | Род несклоняемых имён существительных | 1 |
71 | Имена существительные общего рода | 1 |
72 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
73 | Р/р. Сочинение по личным впечатлениям | 1 |
74 | Р/р. Сочинение по личным впечатлениям | 1 |
75 | НЕ с существительными | 1 |
76 | НЕ с существительными | 1 |
77 | НЕ с существительными | 1 |
78 | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК | 1 |
79 | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК-ЩИК | 1 |
80 | Гласные в суффиксах существительных ЕК-ИК | 1 |
81 | Гласные О-Е после шипящих в корне и суффиксах существительных | 1 |
82 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 |
83 | Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 |
84 | Контрольный диктант №5 по теме:«Имя существительное» | 1 |
85 | Анализ ошибок в контрольной работе. | 1 |
Имя прилагательное. | ||
86 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в 5 классе | 1 |
87 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в 5 классе | 1 |
88 | Р/р. Описание природы | 1 |
89 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 |
90 | Степени сравнения имён прилагательных | 1 |
91 | Разряды имён прилагательных | 1 |
92 | Качественные прилагательные | 1 |
93 | Относительные прилагательные | 1 |
94 | Притяжательные прилагательные | 1 |
95 | Р/р. Выборочное изложение | 1 |
96 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
97 | Не с прилагательными | 1 |
98 | Не с прилагательными | 1 |
99 | О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных | 1 |
100 | О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных | 1 |
101 | Р/р. Сочинение-описание по картине-пейзажу | 1 |
102 | Р/р. Сочинение-описание по картине-пейзажу | 1 |
103 | Н-НН в суффиксах прилагательных | 1 |
104 | Н-НН в суффиксах прилагательных | 1 |
105 | Н-НН в суффиксах прилагательных | 1 |
106 | Р/р. Описание костюма | 1 |
107 | Различение на письме суффиксов К и СК | 1 |
108 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
109 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
110 | Систематизация и обобщение по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
111 | Контрольный диктант №6 по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
112 | Р/р. Устное публичное выступление о произведениях народного промысла. | 1 |
Имя числительное | ||
113 | Имя числительное как часть речи | 1 |
114 | Простые и составные числительные | 1 |
115 | Ь на конце и в середине числительных | 1 |
116 | Разряды количественных числительных | 1 |
117 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
118 | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
119 | Р/р.. Выборочное изложение. | 1 |
120 | Дробные числительные | 1 |
121 | Собирательные числительные | 1 |
122 | Собирательные числительные | 1 |
123 | Порядковые числительные | 1 |
124 | Порядковые числительные | 1 |
125 | Р/р. Публичное выступление-призыв на тему: «Берегите природу!» | 1 |
126 | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
127 | Урок-КВН «Имя числительное» | 1 |
128 | Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | 1 |
129 | Анализ контрольного диктанта | |
Местоимение | ||
130 | Местоимение как часть речи | 1 |
131 | Личные местоимения | 1 |
132 | Личные местоимения | 1 |
133 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 |
134 | Р/р. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
135 | Вопросительные местоимения | 1 |
136 | Относительные местоимения | 1 |
137 | Относительные местоимения | 1 |
138 | Неопределённые местоимения | 1 |
139 | Неопределённые местоимения | 1 |
140 | Отрицательные местоимения | 1 |
141 | Отрицательные местоимения | 1 |
142 | Отрицательные местоимения | 1 |
143 | Притяжательные местоимения | 1 |
144 | Притяжательные местоимения | 1 |
145 | Р/р. Сочинение-рассуждение | 1 |
146 | Указательные местоимения | 1 |
147 | Определительные местоимения | 1 |
148 | Определительные местоимения | 1 |
149 | Р/р. Изложение | 1 |
150 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
151 | Р/р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители» | 1 |
152 | Р/р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители» | 1 |
153 | Систематизация и обобщение по теме: «Местоимение» | 1 |
154 | Контрольный диктант №8 по теме: «Местоимение» | 1 |
Глагол | ||
155 | Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
156 | Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
157 | Повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе | 1 |
158 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | 1 |
159 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
160 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
161 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
162 | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
163 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 |
164 | Изъявительное наклонение глагола | 1 |
165 | Изъявительное наклонение глагола | 1 |
166 | Р/р. Изложение с заменой лица | 1 |
167 | Р/р. Изложение с заменой лица | 1 |
168 | Условное наклонение глагола | 1 |
169 | Условное наклонение глагола | 1 |
170 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
171 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
172 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
173 | Р/р. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
174 | Употребление наклонений | 1 |
175 | Употребление наклонений | 1 |
176 | Употребление наклонений | 1 |
177 | Безличные глаголы | 1 |
178 | Безличные глаголы | 1 |
179 | Морфологический разбор глагола | 1 |
180 | Р/р. Рассказ на основе услышанного | 1 |
181 | Р/р. Рассказ на основе услышанного | 1 |
182 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
183 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
184 | Систематизация и обобщение по теме: «Глагол» | 1 |
185 | Систематизация и обобщение по теме: «Глагол» | 1 |
186 | Контрольный диктант №9 по теме: «Глагол» | 1 |
187 | Анализ ошибок в контрольной работе | 1 |
188 | Р/р. Публичное выступление | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе | ||
189 | Разделы науки о языке. | 1 |
190 | Орфография. Орфографический разбор | 1 |
191 | Орфография. Орфографический разбор | 1 |
192 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
193 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 |
194 | Р/р. Сочинение на выбранную тему. | 1 |
195 | Р/р. Сочинение на выбранную тему. | 1 |
196 | Лексика и фразеология. | 1 |
197 | Лексика и фразеология | 1 |
198 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
199 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 |
200 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
201 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 1 |
202 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 |
203 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 |
204 | Комбинированное повторение. Комплексный анализ текста. | 1 |
205 | Комплексный анализ текста. | 1 |
206 | Итоговый контрольный диктант. | 1 |
207 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
208 | Резерв | 1 |
209 | Резерв | 1 |
210 | Резерв | 1 |
Урок 13.Входной контрольный диктант №1
Лесное половодье
Лесных зверей половодье гонит на возвышенное место. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнёздах. Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые ещё не затопила вода.
Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на острове суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.
Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.
Уроки15-16.Сочинение по картине "Утро"Т.Н.Яблонской
Урок 19.Сжатое изложение. Учебник: русский язык.6 класс. Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.Упражнение 119,стр.65
Урок 28.Контрольный диктант №2 по теме «Лексика и фразеология» с грамматическими заданиями
Лобное место
Лобное место – древнейший архитектурный памятник Москвы. Первоначально это был округлый кирпичный помост с деревянной оградой под шатровым навесом на резных столбах. Расположен он в центре Троицкой площади, с середины 17 века она стала называться Красной площадью.
Лобное место играло важнейшую роль в духовной жизни народа и державы. С этого места объявлялись государственные указы. Здесь народ узнавал о восшествии на престол царей, об объявлении войны и заключении мира.
На Лобное место бояре выносили на плечах наследника, когда ему исполнялось шестнадцать лет. И народ видел будущего царя, чтобы уметь отличить его от самозванца.
С Лобного места патриархи произносили молитвы. С него в Вербное воскресенье патриарх раздавал царю, архиереям, боярам, окольничим и думным дьякам освященную вербу и читал народу Евангелие.
Лобное место не было местом казни. Казни совершались рядом на деревянных помостах.
(107 слов)
Задания.1) Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните значение 2-3 устаревших слов.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните фонетический анализ слов:
1 вариант – бояре;
2 вариант – ему.
Урок 38.Сочинение-описание комнаты "Мой класс"
Урок 45.Выборочное изложение
ЛЕВ И СОБАЧКА
Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.
(По Л. Толстому)
Урок 50. Контрольный диктант №3 с грамматическими заданиями
Весенний снегопад
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.
Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.
Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. В апреле многих птиц пришлось встречать дважды.
Грамматические задания
1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:
1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ
2. Выделить приставку при- со значением «немного» и приставку пре- со значением пере- - 1-й вариант;
Приставку при- со значением присоединения, приближения и приставку пре- с неясным значением - 2-й вариант
Урок 56. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя».
Урок 60.Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Словообразование»
Ночлег в лесу
Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.
Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.
Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.
Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.
(102 слова)
(По А.Зуеву.)
Задания.
1) Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
2 вариант - Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
1 вариант – побежали, съестное;
2 вариант – отужинали, рассвет.
Урок 73-74.Сочинение по личным впечатлениям«В первый раз в музее…»
Урок 84. Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (112 слов)
Урок 95. Выборочное изложение.
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву)
Урок 101-102. Сочинение –описание по картине
Урок 111. Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное»
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде. (119 слов)
Урок 119.Выборочное изложение
БЕРЕЗКИНЫ СЛЕЗЫ
Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку про петуха начал рассказывать:
— Жил да был в нашем селе петух Золотое Перо...
Березы и осинки склонились над нами и слушают.
Вдруг мне прямо на лоб что-то капнуло. Уж не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза кверху, а у березы кто-то сучок обломил. Вот из ранки и капало.
Подставили мы с дедушкой под капель ладони и стали березовый сок собирать. Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой землей. Дедушка сказал: — Сок — берёзкины слезы. Видно, прошел мимо лось и рогом сучок обломил.
Дедушка порылся в карманах, достал веревку и перевязал сучок. Березка сразу успокоилась, перестала плакать. А к вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка живет долго-долго.
(По А.Баркову)
Урок 129.Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное»
Рыбы
Рыбы живут только в воде. У них собственной температуры тела нет. Она зависит от температуры воды.
Зимой рыбы собираются на дне водоёмов, караси и лини даже зарываются в ил.
С наступлением весны и потеплением воды вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.
Чем больше водоём и чем теплее вода, тем разнообразнее пища для рыбы тем больше веса они достигают. В Каспийском море попадаются белуги более тысячи килограммов. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. Это всё хищные рыбы. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.
Продолжительность жизни рыб неодинакова. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет. (114слов) (По А. Клыкову)
Грамматические задания
- Подчеркнуть составные числительные одной чертой, простые - двумя
- Определить падеж имеющихся в тексте количественных числительных:
В первых трёх предложениях четвёртого абзаца - 1-й вариант.
В последних двух предложениях - 2-й вариант
Урок 145. Сочинение-рассуждение "Что такое сострадание?"
Урок 149. Изложение
Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.
Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.
С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.
В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.
Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.
(По Е. Спагненбергу)
Уроки151-152.Сочинение по картине Е.В.Сыромятникова "Первые зрители"
Урок 154.Контрольный диктант №8 по теме: «Местоимение»
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
Уроки 166-167. Изложение с заменой лица
В ОКРЕСТНОСТЯХ МИХАЙЛОВСКОГО
Как-то на обратном пути из Петровского в Михайловское я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага светились маленькие озера. Солнце садилось. Неподвижный воздух был красноват и горяч. С одной из лесных полян я увидел высокую многоцветную грозу. Казалось, что в вечернем небе над Михайловским поднимался и рос громадный средневековый город. Белые башни окружали его. Разнесся глухой пушечный гром, ветер вдруг прошумел на поляне и затих в зарослях.
Я пытался представить себе, как по этим простым дорогам шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего молчаливого всадника. Леса, озера, парки и небо — это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.
(По К. Паустовскому)
Урок 186Контрольный диктант №9 по теме: «Глагол»
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Уроки 194-195. Сочинение на тему "Моя семья"
Итоговый контрольный диктант
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов.)
Грамматическое задание.
- Морфологический разбор слова НИКАКИМИ, ВЫСКОЧИЛ.
- Разбор по составу слова ПРОЯСНИЛОСЬ.
- Синтаксический разбор «ТОЛЬКО ТЯЖЕЛАЯ ОТ РОСЫ ТРАВА НИЗКО ПРИЛЕГАЕТ…»
(По В. Бианки)