Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику В.В. Репкина (4 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном плане на изучение предмета «Русский язык» в 1-4 классах по 5 часов в неделю, всего 675 часов.
Материально-техническое обеспечение
Русский язык. 4класс Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В., 2013
Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 4 класс
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе
В.Восторгова, Л.В.Чеботкова. Методический комментарий к учебнику русского языка
для 4 класса – М.: «Вита – Пресс»
Планируемые результаты освоения учебной программы на конец 4 класса
Личностные результаты:
-осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
-устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и его особенностям функционирования в речи;
-понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
-способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей
позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких либо иных норм и точных сведений),нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).
Предметные результаты:
- общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;
- практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);
- умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);
- общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).
Знания и умения
К концу четвёртого класса обучающиеся должны знать:
что такое часть речи;
«общее» и частные грамматические значения изученных частей речи:
имя существительное (обозначение предмета; одушевлённость–неодушевлённость, род, число, падеж), тип склонения;
имя прилагательное (обозначение признака предмета; род, число, падеж);
имя числительное (обозначение числа или количества предметов; падеж);
местоимение (обозначение лица; лицо, число, род, падеж);
глагол (обозначение процесса; время, наклонение, лицо, число, род), тип спряжения;
наречие (обозначение признака процесса);
предлог (дополнительное средство падежного значения существительного);
союз (средство выражения связи между частями предложения и однородными словами);
частица (средство выражения дополнительных значений слов и предложений);
междометие (средство выражения чувств);
правила правописания корней зор- / зар-, гор- / гар;
правило правописания приставок на З-/ С-;
правило правописания суффикса – О (-Е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок (в том числе–после шипящих);
правила правописания буквы Ь после шипящих во всех частях речи;
виды синтаксических единиц (словосочетание, предложение);
грамматическое значение предложения;
что такое сказуемое (член предложения, выражающий его грамматическое значение);
что такое подлежащее (член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого);
уметь:
определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;
определять грамматические значения слова и словоформы в предложении (в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;
образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования (простейшие
случаи типа холод – холодный - холодить);
находить главные члены предложения;
находить слова, не являющиеся членами предложения (обращения, междометия);
различать простые и сложные предложения (простейшие случаи);
находить ряды однородных слов;
объяснять правописание слова (в пределах изученных орфограмм)4
правильно писать изученные в 1 - 4 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или (простейшие случаи),
простых предложений с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями);
записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;
строить развёрнутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;
давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу;
составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему
Содержание программы
1. Строение слова (повторение материала, изученного во 2 и 3 классах)
Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс -о- (-е-).
Фонемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах.
Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах. Нефонемные написания в падежных окончаниях и в корнях гор-/гар-, кос-/кас- (наблюдения). Нефонемные написания в приставках (приставки на -з/-с).
Дополнительный материал для факультативного изучения
Особенности написания и употребления в речи слов с корнем лож-/лаг-.
2. Слово как часть речи
Лексическое значение слова (слово как название человека, предмета, признака, действия, состояния и т. п.). Лексическое значение слов-названий, слов-указателей (местоимений) и слов-«помощников» (служебных слов). Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы.
Грамматические значения слова (значения слова, появляющиеся в высказывании: обозначение действующего лица, адресата действия, количества называемых предметов, времени действия и т. п.). Возможность выражения одним словом одновременно нескольких грамматических значений. Обязательность противопоставленных вариантов одного и того же грамматического значения (единственное и множественное число; мужской, женский и средний род и т. п.).
Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов).
Грамматические значения слов как средство присоединения слова к другим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и постоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, называющих предметы, действия и признаки, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказываниях.
Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы («предмет»), и средства его выражения. Его отличие от лексического значения этих слов («предмет» как носитель признака). Наличие общего грамматического значения у слов, называющих признаки («признак предмета») и действия («процесс»). Уточнение трех грамматических моделей слов: указание на общее грамматическое значение.
Часть речи как слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение, т.е. построенные по одной и той же грамматической модели. Обусловленность «поведения» слова в речи (способности присоединяться к другим словам и присоединять их к себе) его общим грамматическим значением.
Склоняемые (имена) и спрягаемые (глаголы) части речи. Общее и частные грамматические значения имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Омонимичные прилагательные и существительные. Омонимичные глаголы и отглагольные существительные.
3. Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола
Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся друг от друга каким-то одним грамматическим значением.
Падежные формы существительных (падежи: именительный, родительный' и др.) и их значения (действующее лицо, адресат действия и пр.)- Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его словоформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определенное падежное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей (выражение с помощью одной и той же падежной формы разных падежных значений). Типы склонения существительных.
Грамматическая категория числа существительных. Формы числа существительных (единственное и множественное число) и их значения (указание на количество предметов: один или больше одного). Соотношение количества форм числа имени существительного и количества его словоформ. Формы числа существительных как «командир» для форм числа зависимых слов (прилагательных и глаголов).
Грамматическая категория рода существительных. Три формы рода существительных (мужской, женский и средний род) и их значения (указание на пол: женский или мужской). Отсутствие значения рода у формы среднего рода и форм рода существительных, называющих неживые предметы. Формы рода существительных как «командир» для форм рода зависимых слов (прилагательных и глаголов).
Грамматическая категория одушевленности-неодушевленности существительных. Формы одушевленности-неодушевленности существительных и их значения (указание на живое существо или неживой предмет). Винительный падеж как средство выражения этого грамматического значения.
Грамматические категории имен прилагательных. «Дублирование» формами числа, падежа и рода прилагательных тех же форм существительных. Способ определения форм рода, числа и падежа имен прилагательных. Выражение грамматических значений неизменяемых существительных (типа пальто) с помощью форм зависимых слов (на примере прилагательных).
Грамматические категории глаголов. Формы лица (1-е, 2-е и 3-е) и их значения (указание на разных участников разговора: «делает(ют) тот (те), кто говорит», «делает(ют) тот (те), кому говорят», «делает(ют) тот (те), о ком говорят»). Формы времени глагола (настоящее, будущее и прошедшее) и их значения (отношение действия к моменту речи: «говорю и делаю одновременно», «сначала говорю, потом буду делать», «сначала делал, потом говорю»). Особенности образования разных форм времени глаголов (личные окончания, суффикс -л- прошедшего времени, вспомогательный глагол (быть в будущем времени). Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов (изъявительное, условное и повелительное) и их значения (оценка говорящим реальности-нереальности действия: «происходит на самом деле», «могло бы произойти», «хочу, чтобы произошло»). Буква Ь в формах повелительного наклонения глаголов.
Грамматическая характеристика имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Основные и дополнительные падежи в русском языке. Переход некоторых существительных, называющих профессии (типа директор, врач, инженер), в слова общего рода. Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов.
4. Система частей речи в русском языке
Имя числительное, его общее грамматическое значение («число», «количество предметов»). Грамматические формы числительного (формы падежа). Имена числительные и счетные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных {третий, десятый и т.д.). Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания (буква Ь в числительных на -дцать и -десят).
Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность имен прилагательных. Местоименные числительные как особая разновидность имен числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую модель, отличную от грамматической модели существительных. Общее грамматическое значение местоименных существительных («участники разговора»).
Наречие, его общее грамматическое значение («признак действия»). Отсутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения наречия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). Особенности правописания наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы -о и -е в конце наречий после шипяших; буква Ь в конце наречий после шипящих).
Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами (наблюдения). Обязательность запятой перед союзами а и но. Частицы как служебная часть речи, их роль в языке. Употребление частицы не с разными частями речи (наблюдения). Раздельное написание частицы не с глаголами.
Междометия, их роль в языке. Междометие как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препинания при записи высказываний с междометиями.
Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Особенности словоизменения числительных два и оба, нормы употребления их в речи. Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками (наблюдения).
5. Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение)
Типы грамматической связи между словами (подчинительная, взаимная, сочинительная). Разные синтаксические единицы языка, образованные с помощью разного типа грамматической связи. Отличие синтаксических единиц языка как «составленных» говорящим от слов и морфем как «готовых», данных в языке.
Словосочетание как синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. Независимый и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения. Работа словосочетания в речи (уточненное название предмета, действия или признака). Работа независимого члена (название предмета, действия, признака) и работа зависимого члена (уточнение названия предмета, действия, признака). Типы уточнения зависимого члена словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определения работы (типа уточнения) зависимого члена (по вопросу).
Предложение как синтаксическая единица, образованная с помощью взаимной связи и служащая для построения высказываний. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения (соотнесенность сообщения с действительностью), выражающееся с помощью разных форм предложения. Понятие о сказуемом как члене предложения, выражающем его грамматическое значение, способ нахождения сказуемого. Подлежащее как член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуемого разными частями речи. Наблюдения над особенностями сказуемого, выраженного существительным и прилагательным (необходимость глагольной связки быть, ее опущение в настоящем времени). Две работы сказуемого в предложении: сообщение о подлежащем и выражение грамматического значения предложения.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы). Предложение и высказывание: члены предложения и смысловые части высказывания, логическое ударение как средство выделения основного смысла высказывания.
6. Типы предложений в русском языке
Предложения, содержащие сообщение или вопрос (повествовательные и вопросительные предложения). Предложения, различающиеся по эмоциональной окраске высказывания {восклицательные и невосклицательные предложения).
Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от них слов. Грамматическая основа предложения. Нераспространенные (состоящие только из главных членов предложения) и распространенные (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения.
Предложения с двумя и одним главным членом.
Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки препинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения).
Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложениях с однородными словами.
Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на примере обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме.
Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Нераспространенное или распространенное предложение. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения.
Дополнительный материал для факультативного изучения
Утвердительные и отрицательные предложения.
7. Систематизация знаний о слове
Звуковая и фонемная характеристика слова. Характеристика лексического значения слова и его родственных слов. Характеристика морфемного состава слова и особенностей его правописания. Грамматическая характеристика слова и его работа в речи.
Необходимость дальнейшего изучения слова в 5 классе.
8. Развитие речи
Типы текста (повествование, описание, рассуждение), особенности их структуры. Употребление разных частей речи в различных типах текста. Составление описания по заданному повествованию и наоборот.
Приемы, усиливающие передачу событийности в тексте-повествовании: употребление связочных слов, детализация событий. Важность правильного подбора видовременных форм глагола в повествовании.
Особенности деловой и художественной речи. Деловое и художественное описание. Роль определений в художественной речи (эпитеты, без термина). Деловое и художественное повествование. Составление делового и художественного описания. Составление делового и художественного повествования. Составление текста-инструкции.
Составление устного и письменного рассуждения по изученному грамматическому материалу. Изложение текста с элементами повествования, описания и рассуждения (при необходимости с предварительным составлением плана).
Использование устойчивых словосочетаний в речи как особое средство выразительности.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двенадцать, директор, желать, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костер, медленно, металл, назад, налево, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электростанция.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
( Авторы В.В. Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова )
5 ч. х 34 нед. = 170 ч.
№ п/п | Кол-во часов в разделе | Тема | Кол-во час. | Материал для работы в классе | Материал для работы дома | Дата | | |||
| | | ||||||||
1 | 15 часов 1 | Раздел I «Строение слова (Повторение материала, изученного во 2-3 классах)» Стартовая диагностическая работа | 1 | | | 01.09 | | |||
2 | 2 | Работа над ошибками. Составление плана повторения | 1 | Ч. 1, с.4-5 | Инд. зад. по карточкам | 02.09 | | |||
3 | 3 | Значимые части слова (повторение). Морфемы как наименьшие значимые части слова | 1 | З.1, упр.1, | Упр.2 | 05.09 | | |||
4 | 4 | Родственные слова (повторение). Сложные слова. Интерфикс как особая морфема | 1 | Упр.3,4,5,6 | Упр.7 | 06.09 | | |||
5 | 5 | Фонемы как строительный материал для морфем (повторение) | 1 | З.2, упр.8 | Упр. 9 | 07.09 | | |||
6 | 6 | Обозначение фонем буквами по закону письма (повторение) | 1 | З.3,упр.10,11 | Упр. 12 | 08.09 | | |||
7 | 7 | Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова | 1 | Упр.13 | Упр. 14 | 09.09 | | |||
8 | 8 | Орфограммы, нарушающие закон письма (повторение). Корни кос-/кас | 1 | З.4, упр.15 | Упр. 16 | 12.09 | | |||
9 | 9 | Орфограммы, нарушающие закон письма. Приставки на з- / с-. Правописание приставок пре- и при- | 1 | Упр.17,18 | Упр. 19 | 13.09 | | |||
10 | 10 | Орфограммы, нарушающие закон письма. Приставки на з- / с-. Правописание приставок пре- и при- | 1 | Упр.20 | Упр. 21 | 14.09 | | |||
11 | 11 | РР: Повествование и описание | 1 | Упр.23 | Упр. 24 | 15.09 | | |||
12 | 12 | Проверка орфограмм разного типа | 1 | Упр.25 | Упр. 26 | 16.09 | | |||
13 | 13 | Особенности правописания и произношения слов с корнями лаг- / лож- | 1 | Упр.27 | Инд. задания | 19.09 | | |||
14 | 14 | Контрольная работа № 1 по теме «Повторение и систематизация материала, изученного в 3 классе» | 1 | Контрольн. задания | Упр. 22(ф.) | 20.09 | | |||
15 | 15 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | | Инд. задания | 21.09 | | |||
| | | ||||||||
16 | 24 часа 1 | Раздел II «Слово как часть речи» Постановка УЗ: «Что такое части речи» Лексическое значение слова | 1 | Ч. 1, стр.31-32 З.1,упр.28,29 | Упр. 30 | 22.09 | | |||
17 | 2 | Грамматическое значение слова | 1 | З.2, упр. 31 | Упр. 32 | 23.09 | | |||
18 | 3 | Особенности грамматических значений слова | 1 | З.3,упр.33,37 | Упр. 34 | 26.09 | | |||
19 | 4 | Отличие лексического значения слова от грамматических (возможность наличия нескольких грамматических значений и одного лексического в высказывании) | 1 | Упр. 35,36 | Упр. 38 | 27.09 | | |||
20 | 5 | Отличие лексического значения слова от грамматических (разные средства выражения) | 1 | З.4, упр. 39 | Упр. 40 | 28.09 | | |||
21 | 6 | Отличие лексического значения слова от грамматических (индивидуальность лексического значения слова и типичность грамматических значений) | 1 | З.5, упр. 41 | Упр. 42 | 29.09 | | |||
22 | 7 | Три грамматических модели слов | 1 | З.6 | Упр. 43 | 30.09 | | |||
23 | 8 | Три грамматических модели слов | 1 | Упр. 44,45 | Упр. 46 | 03.10 | | |||
24 | 9 | РР: Связочные слова в повествовании | 1 | Упр. 47 | Упр. 48 | 04.10 | | |||
25 | 10 | «Предмет» как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-й модели. «Предмет» как носитель признака | 1 | З.7 | Упр. 49 | 05.10 | | |||
26 | 11 | «Предмет» как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-й модели. «Предмет» как носитель признака | 1 | Сборник упр. | Инд. задания | 06.10 | | |||
27 | 12 | «Предмет» как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-й модели. «Предмет» как носитель признака | 1 | Упр. 50,51 | Упр.52 | 07.10 | | |||
28 | 13 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака | 1 | З.8, упр. 53 | Упр. 54 | 10.10 | | |||
29 | 14 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака. Краткая форма слов, обозначающих признаки предметов | 1 | Упр. 55,56 | Упр. 57 | 11.10 | | |||
30 | 15 | Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов | 1 | Упр. 58 | Упр. 59 | 12.10 | | |||
31 | 16 | Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов | 1 | Упр. 60 | Инд. задания | 13.10 | | |||
32 | 17 | Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названий действий | 1 | З.9, упр. 61 | Упр. 62 | 14.10 | | |||
33 | 18 | Понятие части речи | 1 | З.10, упр. 63 | Упр. 64 | 17.10 | | |||
34 | 19 | Названия трех основных частей речи | 1 | З.11, упр. 65 | Упр. 66 | 18.10 | | |||
35 | 20 | Грамматическая модель неизменяемых слов | 1 | Упр.67,68 | Упр. 69 | 19.10 | | |||
36 | 21 | Контрольная работа № 2 по теме «Слово как часть речи» | 1 | Контр. зад. | Инд. задания | 20.10 | | |||
37 | 22 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | Упр. 72 | Упр. 73 | 21.10 | | |||
38 | 23 | РР: Детальное описание событий в повествовании | 1 | Упр. 70 | Упр. 71 | 24.10 | | |||
39 | 24 | Переход слов из одной части речи в другую | 1 | Упр.74 | Инд. задания | 25.10 | | |||
| | | ||||||||
40 | 29 часов 1 | Раздел III «Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола» Постановка УЗ: «Все ли мы знаем о грамматических значениях имен и глагола»? | 1 | Ч.1,стр.95-97 | Инд. задания | 26.10 | | |||
41 | 2 | Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных | 1 | З.1, упр. 75 | Упр. 76 | 27.10 | | |||
42 | 3 | Типы склонений существительных (составление таблицы склонений) | 1 | Упр. 77,78 | Упр. 79 | 28.10 | | |||
43 | 4 | Многозначность падежной формы | 1 | З.2, упр. 80 | Упр. 81 | 07.11 | | |||
44 | 5 | Две работы падежной формы существительного. Особенности употребления предлогов с падежными формами | 1 | Упр.82,83 | Упр. 85 | 08.11 | | |||
45 | 6 | Две работы падежной формы существительного. Особенности употребления предлогов с падежными формами | 1 | Упр. 84 | Упр. 86(ф) | 09.11 | | |||
46 | 7 | Грамматические формы числа существительных. Две работы форм числа | 1 | З.3, упр. 87 | Упр. 88 | 10.11 | | |||
47 | 8 | «Пустые» формы (существительные, имеющие только одну форму числа) | 1 | Упр. 89,90 | Упр. 91 | 11.11 | | |||
48 | 9 | Собирательные существительные (факульт.) | | Упр. 92(ф.), | Упр. 93(ф.) | 14.11 | | |||
49 | 10 | Грамматические формы рода существительных | 1 | З.4, упр. 94 | Упр. 95 | 15.11 | | |||
50 | 11 | Форма рода слов типа дядя. Отсутствие рода у существительных, имеющих только форму мн.числа. Слова общего рода (факульт.) | 1 | Упр.96,97 Упр.99(ф.), 100, | Упр. 98, 101(ф.) | 16.11 | | |||
51 | 12 | Одушевленность – неодушевленность существительных как особое грамматическое значение существительных | 1 | З.5 | Упр. 102 | 17.11 | | |||
52 | 13 | Формы числа, падежа и рода имен прилагательных | 1 | З.6,упр.103, 105(ф.) | Упр. 104 | 18.11 | | |||
53 | 14 | Выражение грамматических значений неизменяемых слов с помощью форм зависимых слов. Грамматическая характеристика имен существительных и имен прилагательных | 1 | З.7,8, упр. 106 | Упр. 107 | 21.11 | | |||
54 | 15 | РР: Составление описания по заданному повествованию и наоборот | 1 | Упр. 108 | Упр. 109 | 22.11 | | |||
55 | 16 | Формы лица глагола | 1 | З.9, упр. 110 | Упр. 111 | 23.11 | | |||
56 | 17 | Безличные глаголы (факульт.) | 1 | Упр. 112(ф.) | Упр.113(ф.) | 24.11 | | |||
57 | 18 | Контрольное списывание № 1 по теме «Части речи» | 1 | | Инд. задания | 25.11 | | |||
58 | 19 | Типы спряжения (повторение) | 1 | Упр. 114,115 | Упр. 116 | 28.11 | | |||
59 | 20 | Формы времени глагола | 1 | З.10 | Упр. 117 | 29.11 | | |||
60 | 21 | Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени | 1 | Упр. 118 | Упр. 119 | 30.11 | | |||
61 | 22 | Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени | 1 | Инд. задания по карточкам | Упр. 120 | 01.12 | | |||
62 | 23 | Глаголы, имеющие две и три формы времени | 1 | Упр. 121,122 | Упр. 123 | 02.12 | | |||
63 | 24 | Формы наклонения глагола | 1 | З.11, упр.124 | Упр. 125 | 05.12 | | |||
64 | 25 | Грамматическая характеристика глаголов | 1 | З.12, упр.128 | Упр. 129 | 06.12 | | |||
65 | 26 | РР: Подбор подходящих видо-временных форм глагола в повествовании | 1 | Упр. 130,131 | Упр. 132 | 07.12 | | |||
66 | 27 | Контрольная работа № 3 по теме «Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола» | 1 | Контрольн. задания, стр.197 | Упр. 127(ф) | 08.12 | | |||
67 | 28 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | Упр. 134,135 | Упр. 136 | 09.12 | | |||
68 | 29 | Дополнительные падежи в русском языке. Переход существительных типа директор, врач, инженер в слова общего рода. Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов | 1 | Упр. 133 | Упр. 126(ф) | 12.12 | | |||
| | | ||||||||
69 | 23 часа 1 | Раздел IV «Система частей речи в русском языке» Постановка УЗ: «Какие части речи есть в русском языке?» Имя числительное как особая часть речи | 1 | Ч.2, стр.3-4, З.1,упр.137, 138 | Упр. 139 | 13.12 | | |||
70 | 2 | Счетные слова и числительные | 1 | Упр.140,141,142 | Упр. 143 | 14.12 | | |||
71 | 3 | Особенности правописания числительных | 1 | Упр. 144,145 | Упр. 146 | 15.12 | | |||
72 | 4 | Местоименные слова | 1 | З.2, упр. 147 | Упр. 148 | 16.12 | | |||
73 | 5 | Местоименные слова | 1 | З.3, упр. 149 | Упр. 150 | 19.12 | | |||
74 | 6 | Местоименные существительные, как особая часть речи | 1 | З.4 | Упр. 151 | 20.12 | | |||
75 | 7 | Местоименные существительные, как особая часть речи | 1 | Упр. 152,153 | Упр. 154 | 21.12 | | |||
76 | 8 | Предлог как особая часть речи | 1 | З.5, упр. 155 | Упр. 156 | 22.12 | | |||
77 | 9 | РР: Рассуждение | 1 | Упр. 157 | Упр. 158 | 23.12 | | |||
78 | 10 | Наречие как особая часть речи | 1 | З.6, упр. 159 | Упр. 160 | 26.12 | | |||
79 | 11 | Наречие как особая часть речи | 1 | Упр. 161,162 | Упр. 163 | 27.12 | | |||
80 | 12 | Наречие как особая часть речи | 1 | Упр. 164,165 | Упр. 166 | 28.12 | | |||
81 | 13 | Наречие как особая часть речи | 1 | Упр. 167,168 | Упр. 169 | 29.12 | | |||
82 | 14 | Союз как особая часть речи | 1 | З.7, упр. 170 | Упр. 171 | 30.12 | | |||
83 | 15 | Союз как особая часть речи | 1 | Упр. 172,173 | Упр. 174 | 09.01 | | |||
84 | 16 | Частицы как особая часть речи | 1 | | Инд. задания | 10.01 | | |||
85 | 17 | РР: Изложение | 1 | З.8, упр. 175 | Упр. 176 | 11.01 | | |||
86 | 18 | Междометие как особая часть речи | 1 | Упр. 177 | Упр. 178, 179(ф.) | 12.01 | | |||
87 | 19 | Контрольное списывание № 2 по теме «Система частей речи в русском языке» | 1 | З.9, упр. 180 | Упр. 181 | 13.01 | | |||
88 | 20 | РР: Составление рассуждения | 1 | Упр.182 | Упр.183 | 16.01 | | |||
89 | 21 | Контрольная работа № 4 по теме «Система частей речи в русском языке» | 1 | Контр. задан. стр.60 | Инд. задания | 17.01 | | |||
90 | 22 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | | Инд. задания | 18.01 | | |||
91 | 23 | Особенности числительных два и оба | 1 | Упр.184 | Инд. задания | 19.01 | | |||
| | | ||||||||
92 | 34 часа 1 | Раздел V «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» Постановка УЗ: «Как связываются слова друг с другом в речи?» Три типа грамматической связи в синтаксических единицах | 1 | Ч.2,стр.54-55 З.1, упр.185 | Упр. 186 | 20.01 | | |||
93 | 2 | Подчинительная и взаимная связь в синтаксических единицах | 1 | Упр.187,188,189 | Упр. 190 | 23.01 | | |||
94 | 3 | Подчинительная и взаимная связь в синтаксических единицах | 1 | Упр.191,192 | Упр. 193 | 24.01 | | |||
95 | 4 | Сочинительная связь в синтаксических единицах. Запятые при однородных словах | 1 | Упр.194,195,196 | Упр. 197 | 25.01 | | |||
96 | 5 | РР: Деловое и художественное описание | 1 | Упр.198,199 | Упр. 200 | 26.01 | | |||
97 | 6 | Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании | 1 | З.2, упр.201 | Упр. 202 | 27.01 | | |||
98 | 7 | Словосочетание как особая синтаксическая единица. Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании | 1 | Упр.203,204 | Упр. 205 | 30.01 | | |||
99 | 8 | РР: Словосочетание как особая синтаксическая единица | 1 | Упр.206,208 | Упр. 207 | 31.01 | | |||
100 | 9 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетаниях | 1 | З.3, упр.209 | Упр. 210 | 01.02 | | |||
101 | 10 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетаниях | 1 | Упр.211,212 | Упр. 213 | 02.02 | | |||
102 | 11 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетаниях | 1 | Упр.214,216,217 | Упр. 215,218 | 03.02 | | |||
103 | 12 | РР: Рассуждение. | 1 | Упр.215,218 | Упр. 220 | 13.02 | | |||
104 | 13 | Работа словосочетания. Типы значения зависимого слова в словосочетаниях | 1 | Упр.221 | Упр. 222 | 14.02 | | |||
105 | 14 | Неизменяемые слова в словосочетаниях | 1 | Упр.223,224 | Упр. 225 | 15.02 | | |||
106 | 15 | Сложные словосочетания | 1 | Упр.226,227 | Упр. 228 | 16.02 | | |||
107 | 16 | Сложные словосочетания | 1 | Упр.229,230,232(ф) | Упр. 231 | 17.02 | | |||
108 | 17 | РР: Роль определений в художественной речи (эпитеты без термина) | 1 | Упр.233 | Упр. 234 | 20.02 | | |||
109 | 18 | Роль взаимной связи между словами при построении высказываний | 1 | З.4, упр.235 | Упр. 236 | 21.02 | | |||
110 | 19 | Предложение как особая синтаксическая единица. Роль предложения в речи | 1 | З.5, упр.237 | Упр. 238 | 22.02 | | |||
111 | 20 | Грамматическое значение предложения. Формы предложения | 1 | З.6, упр.239 | Упр. 240 | 27.02 | | |||
112 | 21 | Контрольная работа № 5 по теме «Словосочетание и предложение» | 1 | | Инд. задания | 28.02 | | |||
113 | 22 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | 1 | | Инд. задания | 01.03 | | |||
114 | 23 | Грамматическое значение предложения. Формы предложения | 1 | Упр. 241 | Упр. 242 | 02.03 | | |||
115 | 24 | Сказуемое и подлежащее как члены предложения | 1 | З.7, упр.243 | Упр. 244 | 03.03 | | |||
116 | 25 | Однородные члены предложения (на примере подлежащих и сказуемых) | 1 | Упр.245,246 | Упр. 247 | 06.03 | | |||
117 | 26 | Разные средства выражения сказуемого (составные сказуемые, без термина) | 1 | Упр. 248,249 | Упр. 250 | 07.03 | | |||
118 | 27 | Контрольное изложение | 1 | Упр.251,252 | Упр. 253 | 09.03 | | |||
119 | 28 | Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении | 1 | Упр. 254 | Упр. 254 | 10.03 | | |||
120 | 29 | Отработка способа определения сказуемого и подлежащего | 1 | Упр.255,256,258(ф) | Упр. 257 | 13.03 | | |||
121 | 30 | Отработка способа определения сказуемого и подлежащего | 1 | Упр.259, 261(ф.) | Упр. 260 | 14.03 | | |||
122 | 31 | Слово и словосочетание. Предложение и высказывание | 1 | Упр.262,263,264 | Упр. 265 | 15.03 | | |||
123 | 32 | Систематизация знаний о синтаксических единицах | 1 | Контр.задан.стр.140 | Инд. задания | 16.03 | | |||
124 | 33 | Контрольная работа № 6 по теме «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» | 1 | | Упр. 266 | 17.03 | | |||
125 | 34 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | Упр.267 | Упр. 268 | 20.03 | | |||
| | Слово и словосочетание. Предложение и высказывание | ||||||||
126 | 16 часов 1 | Раздел VI «Типы предложений в русском языке» Постановка УЗ: «Какие бывают предложения?» Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске | 1 | Ч.2 стр.149-150 З.1, упр.269 | Упр. 270 | 21.03 | | |||
127 | 2 | Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | З.2, упр.271,272 | Упр. 273 | 22.03 | | |||
128 | 3 | РР: Выделение главных и второстепенных членов предложения | 1 | Упр.274,275 | Упр. 276 | 23.03 | | |||
129 | 4 | Слова, не являющиеся членами предложения | 1 | Упр. 277 | Упр. 278 | 24.03 | | |||
130 | 5 | Разный состав грамматической основы предложения. Один или два главных члена предложения | 1 | З.3, упр.279,280 | Упр. 281 | 03.04 | | |||
131 | 6 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | 2 | З.4, упр.282 | Упр. 283 | 04.04 | | |||
132 | 7 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | 1 | Упр284,285 | Упр. 286 | 05.04 | | |||
133 | 8 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами и без союзов, знаки препинания в них | 1 | Упр.287,288 | Упр. 289 | 06.04 | | |||
134 | 9 | Сложные предложения с подчинительными союзами | 1 | Упр.290,291 | Упр. 292 | 07.04 | | |||
135 | 10 | РР: Деловое и художественное повествование | 1 | Упр.293,294 | Упр. 295 | 10.04 | | |||
136 | 11 | Отработка грамматической характеристики простого предложения | 1 | З.5, упр. 296 | Упр. 297 | 11.04 | | |||
137 | 12 | Отработка грамматической характеристики простого предложения | 1 | Упр. 298 | Упр. 299 | 12.04 | | |||
138 | 13 | Контрольная работа № 7 по теме: «Типы предложений в русском языке» | 1 | Контр. зад., стр.181 | Инд. задания | 13.04 | | |||
139 | 14 | Анализ контрольной работы и постановка задачи на изучение следующего раздела | 1 | Упр. 302 | Упр. 303 | 14.04 | | |||
140 | 15 | РР: Изложение (деловое повествование) | 1 | Упр. 300 | Упр. 301 | 17.04 | | |||
141 | 16 | Особенности сказуемого в предложении | 1 | Упр. 304 | Упр. 305 | 18.04 | | |||
| | | ||||||||
142 | 29 часов 1 | Раздел VII «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» Постановка УЗ: «Что же такое слово?» «Звуковой портрет» слова | 1 | Ч.2, стр.164-165 З.1, упр.306 | Упр. 307 | 19.04 | | |||
143 | 2 | Контрольное изложение | 1 | | Инд. задания | 20.04 | | |||
144 | 3 | Лексическое значение слова. Родственные слова | 1 | З.2, упр. 308 | Упр. 309 | 21.04 | | |||
145 | 4 | Морфемный состав слова | 1 | З.3, упр. 310 | Упр. 311 | 24.04 | | |||
146 | 5 | Проверка орфограмм в слове | 1 | З.4, упр. 312 | Упр. 313 | 25.04 | | |||
147 | 6 | Проверка орфограмм в слове | 1 | Упр.314 | Упр. 315 | 26.04 | | |||
148 | 7 | Контрольная работа № 8 по теме «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» | 1 | | Инд. задания | 27.04 | | |||
149 | 8 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Составление справочника ошибок | 1 | | Инд. задания | 28.04 | | |||
150 | 9 | Проверка орфограмм в слове | | Упр.316,317 | Упр. 317 | 02.05 | | |||
151 | 10 | РР: Устойчивые словосочетания | 1 | Упр.318, 320(ф.) | Упр. 319 | 03.05 | | |||
152 | 11 | Контрольное списывание № 3 по теме «Знаки препинания в предложении» | 1 | | Инд. задания | 04.05 | | |||
153 | 12 | Слово как часть речи | 1 | З.5, упр.321 | Упр. 321 | 05.05 | | |||
154 | 13 | Слово как часть речи | 1 | | Инд. задания | 10.05 | | |||
155 | 14 | Слово как член предложения | 1 | З.6, упр.322 | Упр. 323 | 11.05 | | |||
156 | 15 | Слово как член предложения | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 12.05 | | |||
157 | 16 | Составление плана повторения изученного в 4 классе и организация работы по этому плану | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 15.05 | | |||
158 | 17 | Контрольная работа № 9 (итоговая) | 1 | | Инд. задания | 16.05 | | |||
159 | 18 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Составление справочника ошибок | 1 | | Инд. задания | 17.05 | | |||
160 | 19 | Проверка орфограмм слабых позиций во всех морфемах | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 18.05 | | |||
161 | 20 | Проверка орфограмм слабых позиций во всех морфемах | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 19.05 | | |||
162 | 21 | Части речи. Имя существительное | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 22.05 | | |||
163 | 22 | Части речи. Имя существительное | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 23.05 | | |||
164 | 23 | Части речи. Имя прилагательное | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 24.05 | | |||
165 | 24 | Части речи. Глагол | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 25.05 | | |||
166 | 25 | Грамматические связи в синтаксических единицах | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 26.05 | | |||
167 | 26 | Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 29.05 | | |||
168 | 27 | Грамматическая характеристика предложения | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 30.05 | | |||
169 | 28 | Систематизация знаний о слове и его работе в речи | 1 | Сборник упражнений | Работа по карточкам | 31.05 | | |||
170 | 29 | Постановка задачи на будущее изучение слова как единицы языка | 1 | З.7 | | | |
РУССКИЙ ЯЗЫК
График контрольных работ:
Контрольная работа № 1 по теме «Повторение и систематизация материала, изученного в 3 классе». 20.09
Контрольная работа № 2 по теме «Слово как часть речи». 20.10
Контрольное списывание № 1 по теме «Части речи». 25.11
Контрольная работа № 3 по теме «Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола». 08.12
Контрольное списывание № 2 по теме «Система частей речи в русском языке». 13.01
Контрольная работа № 4 по теме «Система частей речи в русском языке». 17.01
Контрольная работа № 5 по теме «Словосочетание и предложение». 28.02
Контрольное изложение 09.03
Контрольная работа № 6 по теме «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение». 16.03
Контрольная работа № 7 по теме «Типы предложений в русском языке». 14.04
Контрольная работа № 8 по теме «Систематизация знаний о слове и его работе в речи». 27.04
Контрольное списывание № 3 по теме «Знаки препинания в предложении». 04.05
Контрольная работа № 9 итоговая. 16.05