Календарно-тематическое планирование «Ручной труд» (4 класс, УМК под ред. В. В. Воронковой)
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ. Программа носит рекомендательный характер. Программа составлена на основе следующих документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
годовым учебным календарным графиком на текущий учебный год;
адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;
Уставом государственного казенного образовательного учреждения «Котовская школа-интернат» осуществляющего деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Рабочая программа направлена на достижение цели:
Развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий; подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи программы обучения:
- Выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
-Воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
-Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
-Развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
-Коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
-Формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
-Воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий)
Данная программа реализуется в 4 классе сроком 1 год
2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Занятия ручным трудом необходимы для подготовки учащихся к профессионально трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Это подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда. Четкой организацией рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно гигиенических требований, из обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, из обучения умениям пользования простейшими измерительными инструментами. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Основной формой занятия ручным трудом является урок, ведущей формой работы является фронтальная работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся. Работа на уроках способствует развитию самостоятельности, подготовке к труду в школьных мастерских. Уроки труда связаны с уроками чтения, развитие речи, рисования, математики. Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится контрольная работа учащихся, учитываются индивидуальные трудовые способности каждого ребенка.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в образовательную область курса «Технология», изучается в 1-4 классах общеобразовательной школы. Количество учебных часов на год рассчитывается в соответствии с учебным планом и выглядит следующим образом:
№ п/п |
Класс |
Количество учебных недель |
Количество часов |
|
в неделю |
в год |
|||
1 |
4 |
34 |
4 |
136 |
4.Содержание учебного предмета (курса)
4 класс
С/Х труд ( 28 часов)
Сельскохозяйственный труд и его значение. Многообразие овощных культур. Виды овощных культур. Подготовка почвы, посев. Уход за рассадой.
Цветоводство и декоративное садоводство ( 20 часов)
Виды цветников, их формы. Комнатные цветковые растения. Уход за комнатными растениями. Весенние работы в цветнике. Посев однолетних цветковых культур. Уход за рассадой однолетних цветковых культур
Подготовка МОП (12 часов)
Уборка пришкольной территории. Влажная уборка помещения.
Швейное дело (76 часов)
Инструменты и приспособления для работы в швейной мастерской. Работа с тканью. Виды работы с тканью. Технологические операции при работах с нитками и тканью. Ремонт одежды и белья. Ручные стежки. Сметочный стежок. Стебельчатый стежок. Косой стежок. Петельный стежок. Тамбурный стежок. Салфетка. Ручной стачной шов. Шов вподгибку с закрытым срезом.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно ориентироваться в задании,
сравнивать образец с натуральным объектом;
составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
подбирать материалы и инструменты;
придерживаться плана при выполнении изделия;
осуществлять необходимые контрольные действия;
делать отчет о последовательности изготовления изделия;
делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам
учителя с употреблением в речи технических терминов;
анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении
плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и
слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.
Учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами,
иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
свойства материалов: бумаги, ткани,;
приемы соединения деталей;
названия инструментов;
элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
6 Характеристика класса по учебным ЗУНам
Учащиеся 4 класса – первый год у данного преподавателя.
7. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по предмету:
владение первоначальными представлениями о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
владение навыками самообслуживания; владение технологическими приемами ручной обработки материалов;
владение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
владение первоначальными знаниями о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в зависимости от конкретных условий.
В процессе оценки достижения планируемых результатов образовательной программы используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические и лабораторные работы, проекты, творческие работы, взаимоконтроль и самоконтроль, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
8. Календарно-тематическое планирование (на класс)
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
|
I четверть - 32 часа |
|||||
С\х труд – 4 часа |
|||||
1. |
Вводное занятие. |
2ч |
Нов.уч.5кл., стр.4-9;Журнал по технике безопасности |
||
2. |
Виды овощных культур. |
2ч |
Папка № 21 и № 25 |
||
Подготовка младшего обслуживающего персонала – 4 часа |
|||||
1. |
Уборка пришкольной территории. Практическая работа. |
2 ч |
Папка МОП |
||
2. |
Электрический утюг. |
2 ч |
Папка №2 |
||
Цветоводство и декоративное садоводство - 4 часа |
|||||
1. |
Виды цветников. |
2 ч |
Папка №20 |
||
2. |
Уборка цветника от сорной травы и сухостоя. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № 20 |
||
Швейное дело – 20 часа |
|||||
1. |
Вводное занятие. |
2 ч |
Журнал по Т/Б Папка №1 |
||
2. |
Инструменты и приспособления для работы в швейной мастерской. |
2 ч |
- Учеб. 4 кл Швейное дело стр.7 |
||
3. |
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. |
2 ч |
- Учебник стр.14-17. |
||
4. |
Работа с тканью. Что ты знаешь о ткани? |
2 ч |
- Учебник стр.18-19. |
||
5. |
Как ткани ткут. Виды работы с тканью. |
2 ч |
- Учебник стр.20-21. |
||
6. |
Ремонт одежды и белья Раскрой вешалки |
2 ч |
Учебник (стар) стр 57-58. |
||
7. |
Изготовление вешалки |
2 ч |
Учебник (стар) стр 58-59. |
||
8. |
Пришивание вешалки к изделию |
1 ч |
Учебник (стар) стр 59-60. |
||
9. |
Пуговицы. Виды пуговиц. |
1 ч |
Учебник (стар) стр 52. |
||
10. |
Пришивание пуговиц |
4 ч |
Учебник (стар) стр 53-57. |
||
2 четверть -32 часа |
|||||
Цветоводство и декоративное садоводство- 4 часа |
|||||
1. |
Обмолот семян. Практическая работа. |
2 ч |
Папка №20 |
||
2. |
Расфасовка семян по пакетам. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № 20 |
||
Подготовка младшего обслуживающего персонала- 4 часа |
|||||
1. |
Виды уборок. |
1 ч |
Папка МОП |
||
2. |
Влажная уборка помещения. |
1 ч |
Папка МОП |
||
3. |
Влажная уборка. Практическая работа. |
2 ч |
Папка МОП |
||
Швейное дело -24 часа |
|||||
1. |
Технологические операции при работах с нитками и тканью. |
2 ч |
Учебник стр.24. |
||
2. |
Ручные стежки. Сметочный стежок. |
2 ч |
Учебник 4 кл Швейное дело стр.32 |
||
3. |
Косой стежок. Практическая работа. |
2 ч |
Учебник 4 кл Швейное дело стр.21-23 |
||
4. |
Стебельчатый стежок. Практическая работа. |
2 ч |
Учеб. 4 кл Швейное дело стр.34 |
||
5. |
Петельный стежок. Практическая работа. |
2 ч |
Учеб. 4 кл Швейное дело стр.44 |
||
6. |
Тамбурный стежок. Практическая работа. |
2 ч |
Учеб. 4 кл «Швейное дело» (стр.46); |
||
7. |
Салфетка. Составление плана работы. |
2 ч |
Учеб. 4 кл стр.41 Папка |
||
8. |
Отделка салфетки украшающими стежками. Практическая работа. |
4 ч |
Учеб. 4 кл стр.41 Папка № |
||
9. |
Ручной стачной шов. Практическая работа. |
2 ч |
Учеб. 4 кл Швейное дело стр.61 |
||
10. |
Шов вподгибку с закрытым срезом. Практическая работа. |
2 ч |
Учеб. 4 кл Швейное дело стр.67-68 |
||
11. |
Контрольная работа. |
2 ч |
Папка «К.р.» |
||
3 четверть -40 часов |
|||||
Швейное дело – 32 часа |
|||||
1. |
Машиноведение Сведения о швейных машинах. Правила посадки за шв. машиной. Правила безопасной работы на шв. машине. |
1 ч |
Папка № |
||
2. |
Устройство швейной машины. |
1 ч |
Папка № |
||
3. |
Винт-разъединитель.Практическая работа: Пуск и остановка швейной машины с ножным приводом. |
1 ч |
Папка № |
||
4. |
Машинная игла. Практическая работа: Шитье на швейной машине с ножным приводом без ниток по бумаге. |
2 ч |
Папка № |
||
5. |
Заправка верхней нити.Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
6. 7. |
Заправка нижней нити.Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
8. |
Практическая работа: Выполнение пробных строчек на образцах. |
2 ч |
Папка № |
||
9. |
Практическая работа: Выполнение пробных строчек на образцах. |
2 ч |
Папка № |
||
10. |
Регулятор строчки. Машинная закрепка. Практическая работа: Выполнение машинной закрепки на образце. |
2 ч |
Папка № |
||
11. |
Машинные швы Виды машинных швов. Соединительные и краевые швы. |
2 ч |
Папка № |
||
12. |
Стачной шов. Практическая работа: Выполнение стачного шва взаутюжку на образце. |
2 ч |
Папка № |
||
13. |
Стачной шов. Практическая работа: Выполнение стачного шва вразутюжку на образце. |
2 ч |
Папка № |
||
14. |
Шов вподгибку. Практическая работа: Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце. |
2 ч |
Папка № |
||
15. |
Пошив салфетки Подготовка ткани к раскрою. |
1 ч |
Папка № |
||
16. |
Салфетка. Виды салфеток. План работы по изготовлению салфетки. |
1 ч |
Папка № |
||
17. |
Обработка поперечных срезов салфетки. Практическая работа: Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. |
4 ч |
Папка № |
||
19. |
Обработка долевых срезов салфетки. Практическая работа: Обработка долевых срезов швом вподгибку с закрытым срезом. |
3 ч |
Папка № |
||
Цветоводство и декоративное садоводство -4 часа |
|||||
1. |
Комнатные цветковые растения. |
2 ч |
Папка № |
||
2. |
Уход за комнатными растениями. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
С\Х труд -4 часа |
|||||
1. |
Сельскохозяйственный труд и его значение. |
1 ч |
Папка № |
||
2. |
Многообразие овощных культур. |
1 ч |
Папка № |
||
3. |
Подготовка почвы, посев. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
4 четверть – 32 часа |
|||||
Подготовка МОП – 4 часа. |
|||||
1. |
Уборка пришкольной территории. |
2 ч |
Папка МОП |
||
2. |
Влажная уборка мастерской. Практическая работа. |
2 ч |
Папка МОП |
||
Цветоводство и декоративное садоводство – 8 часов. |
|||||
1. |
Посев однолетних цветковых культур. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
2. |
Уход за рассадой однолетних цветковых культур. Практическая работа. |
2 ч |
. |
Папка № |
|
3. |
Весенние работы в цветнике. Практическая работа. |
4 ч |
Папка № |
||
С\Х труд -20 часов |
|||||
1. |
Весенние работы в теплице. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
2. |
Уход за рассадой томата. Практическая работа. |
4 ч |
Папка № |
||
3. |
Уход за рассадой ранней капусты. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
4. |
Уход за рассадой поздней капусты. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
5. |
Уход за рассадой перца. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
6. |
Уход за рассадой баклажанов. Практическая работа. |
4 ч |
Папка № |
||
7. |
Уборка тепличных дорожек от сорняков. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
||
8. |
Уборка на территории теплицы. Практическая работа. |
2 ч |
Папка № |
9.График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ
Контрольные работы в конце каждой четверти, тестирование – в конце изучения темы.
10.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Кузнецова Л. А., Симукова Я. С. «Технология- Ручной труд 4 класс» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида -2-е изд.- СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2013г
Картушина, Г.Б. , Мозговая Г.Г. Швейное дело: учеб. для 4 кл. спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая.-М.: Просвещение, 1985 г.
Программно-методическое обеспечение:
Программы специальной (коррекционной)образовательной школы VIII вида : 8 класса / под редакцией В.В. Воронковой.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Демонстрационный материал:
-
Машинные швы
Основные детали швейной машины
Сумка хозяйственная
Пошив наволочки
Линии построения чертежа юбки
Построение чертежа юбки
Обработка верхнего среза юбки
Обработка юбки
Обработка нижнего среза юбки
Обработка накладных карманов
Обработка накладного кармана с закругленным отворотом
Обработка ночной сорочки
Пошив ночной сорочки (с плечевыми срезами)
Фартук на поясе
Виды воротника
Построение чертежа плосколежащего воротника (Практическая работа)
Выкройки воротников
Детали кроя воротника
Обработка воротника на стойке
Обработка плосколежащего воротника
Техника безопасности при работе с с/х инструментом
Учебно-практическое оборудование:
№ |
Наименование, марка |
Кол-во |
1. |
Машина швейная с электрическим приводом (ЯГУАР 620) |
2 шт. |
2. |
Машина швейная с электрическим приводом( АСТРОЛЮКС-100 SR-38) |
1 шт. |
3. |
Машина швейная с ножным приводом |
5 шт. |