12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»
3

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе

Календарно-тематическое планирование

уроков физики в 7 классе.

Пояснительная записка:

Календарно-тематическое планирование уроков физики для 7 класса составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.

При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.

Целью изучения курса физики 7 класса является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;

развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;

воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества,

навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.

Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет: 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

Базовое содержание учебного предмета 7-класса

1Физика наука о природе (9 ч.)»:

природа и человек;

физика – наука о природе;

физические термины и понятия;

физика и техника, наука о небесных телах;

центральная Азия и развитие науки;

народная астрономия древнего мира;

физика в современном мире;

научные методы изучения природы;

физический эксперимент;

физическая теория;

физические величины;

измерение величин;

точность измерений и вычислений;

метрическая система мер международная система единиц;

приближенная запись больших и малых чисел.

2) лабораторная работа №1:

определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки), измерение объема тела;

3) демонстрации:

демонстрационные измерительные приборы (мензурка, амперметр, вольтметр и т. д.);

4) практическая работа:

определение цены деления шкалы приборов;

«Строение вещества (5 ч.)»:

атомы и молекулы;

молекулярное строение вещества;

движение молекул;

явление диффузии;

связь температуры тела со скоростью движения его молекул;

различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений;

масса и плотность вещества;

нанотехнология в современном мире;

2) лабораторная работа:

2-1) лабораторная работа №2:

определение размеров малых тел;

2-2) лабораторная работа №3:

определение массы и плотности твердого тела;

3) демонстрации:

сжимаемость газов;

расширение тел при нагревании;

растворение краски в воде;

диффузия газов, жидкостей;

механическая модель хаотического движения молекул;

сцепление свинцовых цилиндров, кусочков пластилина.

«Движение (10 ч.)»:

1) механическое движение;

окружающий мир и механическое движение

тело отсчета;

относительность движения;

движение планет;

гелиоцентрическая система Коперника;

материальная точка;

траектория движения;

путь;

равномерное и неравномерное движения;

скорость,

единицы скорости;

средняя скорость при неравномерном движении;

график равномерного прямолинейного движения.

2) демонстрации:

относительность движения (с использованием игрушечного автомобиля, указателей и «пассажира»);

траектория движения шарика на нити; измерение пути, пройденного (проведенного) куском мела по доске;

равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой;

стробоскоп;

спидометр;

3) практические работы:

относительность движения,

путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении.

«Взаимодействие тел (12 ч.)»:

инерция;

сила – мера взаимодействия тел;

явление тяготения;

закон всемирного тяготения;

сила тяжести;

сила тяжести на других планетах;

вес тела, невесомость;

деформация;

закон Гука;

динамометр;

сложение сил;

действующих на тело по одной прямой;

сила трения;

учет свойств трения в технике;

2) лабораторная работа №4:

изучение упругих деформаций;

3) демонстрации:

проявление инерции (насаживание молотка на рукоятку);

гири различной массы, различные виды весов;

взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами);

сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел);

устройство и принцип работы динамометра;

демонстрация разных типов динамометров;

сложение сил, направленных вдоль одной прямой;

интерактивные модели;

4) практические работы:

решение качественных и вычислительных задач;

силы в механике.

«Давление (17 ч.)»:

давление;

передача давления твердым телом, жидкостью и газом;

закон Паскаля;

гидравлический пресс;

давление газа;

давление жидкости и газа вызванное действием силы тяжести;

сообщающиеся сосуды, водопровод;

атмосферное давление;

опыт Торричелли;

барометр;

изменение атмосферного давления с высотой;

манометры;

насосы;

архимедова сила;

условия плавания тел;

ареометры;

водный транспорт;

воздухоплавание;

лабораторная работа

2-1)лабораторная работа №5:

проверка закона Архимеда;

2-2) лабораторная работа №6:

проверка условия плавания тел в жидкости;

3) демонстрации:

передача давления твердым телом, жидкостью и газом;

сообщающиеся сосуды;

давление на свободную поверхность жидкости в сосудах;

опыт Торричелли;

действие выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость;

4) практические работы:

решение качественных и вычислительных задач;

закон Архимеда;

«Работа, мощность, энергия (12 ч.)»:

1) работа силы, действующей в направлении движения тела;

мощность;

энергия;

потенциальная и кинетическая энергия тел;

находящегося под действием силы тяжести;

потенциальная энергия деформированной пружины,

механическая энергия;

закон сохранения механической энергии;

момент силы;

условия равновесия;

рычажные весы;

простые механизмы;

наклонная плоскость;

«золотое правило» механики;

коэффициент полезного действия механизмов;

самые мощные машины;

работа и мощность в живой природе;

2) лабораторная работа:

2-1) лабораторная работа №7:

определение работы при равномерном подъеме тела,

определение КПД наклонной плоскости;

2-2) лабораторная работа №8:

определение условия равновесия рычага;

3) демонстрации:

простые механизмы;

опыты, демонстрирующие зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости, потенциальной энергии тела от высоты:

4) практические работы:

решение качественных и вычислительных задач;

коэффициент полезного действия механизмов.

Резервное время (3 ч.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.

Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.

Учащиеся 7 класса должны знать:

категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);

методы научного познания (наблюдение, эксперимент);

понятия: ( физическое явление, физический закон, вещество, материальная точка, траектория, путь, перемещение, взаимодействие);

величины: (путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия);

законы: (Паскаля, Архимеда).

Учащиеся 7 класса должны уметь:

пользоваться экспериментальными методами исследования, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, определять цену деления приборов и погрешности измерения;

применять теоретические знания по физике при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, при охране окружающей среды;

пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.

Личностные результаты.

учащиеся должны проявлять:

  1. познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;

    убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

    умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;

1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.

Системно-деятельностные результаты:

должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;

владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;

владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;

владеть навыками функциональной грамотности;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

ФИЗИКА

7-класс (всего 68 ч, в неделю 2 ч)

п/п

Наименование разделов, глав, тем

Количество часов

Всего

Дата

примечание

теория

практ.

Физика наука о природе

7

2

9

   

1

Природа и человек. Физика – наука о природе.

1

 

1

   

2

Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире

1

 

1

   

3

Наука о небесных телах.

1

 

1

   

4

Народная астрономия древнего мира. Центральная Азия и развитие науки.

1

 

1

   

5

Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.

1

 

1

   

6

Физическая теория.

1

 

1

   

7

Физические величины. Измерение величин. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Международная система единиц. Приближенная запись больших и малых чисел.

1

 

1

   

8

Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки). Измерение объема тела.

 

1

1

   

9

Практическая работа №1: Определение цены деления шкалы приборов.

 

1

1

   

Строение вещества.

3

2

5

   

10

Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии.

1

 

1

   

11

Лабораторная работа №2. Определение размеров малых тел.

 

1

1

   

12

Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

 

1

   

13

Масса и плотность вещества.

1

 

1

   

14

Лабораторная работа №3. Определение массы и плотности твердого тела.

 

1

1

   

Движение

7

3

10

   

15

Механическое движение. Окружающий мир и механическое движение.

1

 

1

   

16

Тело отсчета. Относительность движения.

1

 

1

   

17

Движение планет. Гелиоцентрическая система Коперника.

1

 

1

   

18

Материальная точка. Траектория движения. Путь.

1

 

1

   

19

Практическая работа №2: Относительность движения.

 

1

1

   

20

Равномерное и неравномерное движения. Скорость. Единицы скорости.

1

 

1

   

21

Средняя скорость при неравномерном движении.

1

 

1

   

22

График равномерного прямолинейного движения.

1

 

1

   

23

Практическая работа №3: Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении

 

1

1

   

24

Контрольная работа №1.

 

1

1

   

Взаимодействие тел

7

5

12

   

25

Инерция. Сила – мера взаимодействия тел.

1

 

1

   

26

Явление тяготения. Закон всемирного тяготения.

1

 

1

   

27

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

 

1

   

28

Вес тела. Невесомость.

1

 

1

   

29

Решение задач

 

1

1

   

30

Деформация. Закон Гука. Динамометр.

1

 

1

   

31

Практическая работа № 4: Решение качественных и вычислительных задач

 

1

1

   

32

Сила трения. Учет свойств трения в технике.

1

 

1

   

33

Сложение сил, действующих на тело по одной прямой.

1

 

1

   

34

Лабораторная работа №4. Изучение упругих деформаций.

 

1

1

   

35

Практическая работа № 5:Силы в механике.

 

1

1

   

36

Контрольная работа №2.

 

1

1

   

Давление

11

6

16

   

37

Давление. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом.

1

 

1

   

38

Закон Паскаля.

1

 

1

   

39

Гидравлический пресс.

1

 

1

   

40

Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести.

1

 

1

   

41

Практическая работа № 6: Решение качественных и вычислительных задач

 

1

1

   

42

Сообщающиеся сосуды. (Водопровод)*.

1

 

1

   

43

Атмосферное давление.

1

 

1

   

44

Опыт Торричелли. Барометр.

1

 

1

   

45

Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

1

 

1

   

46

Архимедова сила.

1

 

1

   

47

Лабораторная работа №5. Проверка закона Архимеда.

 

1

1

   

48

Условия плавания тела. Ареометры. (Водный транспорт)*.

1

 

1

   

49

Лабораторная работа №6. Проверка условия плавания тел в жидкости.

 

1

1

   

50

Решение задач

 

1

1

   

51

(Воздухоплавание)*.

1

 

1

   

52

Практическая работа № 7: Проверка закона Архимеда

 

1

1

   

53

Контрольная работа №3.

 

1

1

   

Работа. Мощность. Энергия.

7

5

12

   

54

Работа силы, действующей в направлении движения тела. Мощность.

1

 

1

   

55

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия тел.

1

 

1

   

56

Потенциальная энергия тела, находящегося под действием силы тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины.

1

 

1

   

57

Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

1

 

1

   

58

Практическая работа № 8: Решение качественных и вычислительных задач

 

1

1

   

59

Момент силы. Условия равновесия. Рычажные весы.

1

 

1

   

60

Лабораторная работа №7. Определение условия равновесия рычага.

 

1

1

   

61

Наклонная плоскость. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов.

1

 

1

   

62

Лабораторная работа №8. Определение работы при равномерном подъеме тела. Определение КПД наклонной плоскости.

 

1

1

   

63

(Самые мощные машины.Работа и мощность в живой природе)*.

1

 

1

   

64

Практическая работа № 9: Коэффициент полезного действия механизмов

 

1

1

   

65

Контрольная работа №4.

 

1

1

   

66

Повторение. Строение вещества. Движение. Давление. Работа. Мощность. Энергия.

1

1

     

67

Итоговая контрольная работа №5

 

1

1

   

68

Анализ контрольной работы

   

1

   

Итого

41

25

68

   

Резервное время (2 часа)

*- данный материал можно рассматривать как проектную деятельность учащихся


 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.