Календарно-тематическое планирование
уроков физики в 7 классе.
Пояснительная записка:
Календарно-тематическое планирование уроков физики для 7 класса составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Целью изучения курса физики 7 класса является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества,
навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет: 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Базовое содержание учебного предмета 7-класса
1.«Физика – наука о природе (9 ч.)»:
природа и человек;
физика – наука о природе;
физические термины и понятия;
физика и техника, наука о небесных телах;
центральная Азия и развитие науки;
народная астрономия древнего мира;
физика в современном мире;
научные методы изучения природы;
физический эксперимент;
физическая теория;
физические величины;
измерение величин;
точность измерений и вычислений;
метрическая система мер международная система единиц;
приближенная запись больших и малых чисел.
2) лабораторная работа №1:
определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки), измерение объема тела;
3) демонстрации:
демонстрационные измерительные приборы (мензурка, амперметр, вольтметр и т. д.);
4) практическая работа:
определение цены деления шкалы приборов;
«Строение вещества (5 ч.)»:
атомы и молекулы;
молекулярное строение вещества;
движение молекул;
явление диффузии;
связь температуры тела со скоростью движения его молекул;
различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений;
масса и плотность вещества;
нанотехнология в современном мире;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №2:
определение размеров малых тел;
2-2) лабораторная работа №3:
определение массы и плотности твердого тела;
3) демонстрации:
сжимаемость газов;
расширение тел при нагревании;
растворение краски в воде;
диффузия газов, жидкостей;
механическая модель хаотического движения молекул;
сцепление свинцовых цилиндров, кусочков пластилина.
«Движение (10 ч.)»:
1) механическое движение;
окружающий мир и механическое движение
тело отсчета;
относительность движения;
движение планет;
гелиоцентрическая система Коперника;
материальная точка;
траектория движения;
путь;
равномерное и неравномерное движения;
скорость,
единицы скорости;
средняя скорость при неравномерном движении;
график равномерного прямолинейного движения.
2) демонстрации:
относительность движения (с использованием игрушечного автомобиля, указателей и «пассажира»);
траектория движения шарика на нити; измерение пути, пройденного (проведенного) куском мела по доске;
равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой;
стробоскоп;
спидометр;
3) практические работы:
относительность движения,
путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении.
«Взаимодействие тел (12 ч.)»:
инерция;
сила – мера взаимодействия тел;
явление тяготения;
закон всемирного тяготения;
сила тяжести;
сила тяжести на других планетах;
вес тела, невесомость;
деформация;
закон Гука;
динамометр;
сложение сил;
действующих на тело по одной прямой;
сила трения;
учет свойств трения в технике;
2) лабораторная работа №4:
изучение упругих деформаций;
3) демонстрации:
проявление инерции (насаживание молотка на рукоятку);
гири различной массы, различные виды весов;
взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами);
сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел);
устройство и принцип работы динамометра;
демонстрация разных типов динамометров;
сложение сил, направленных вдоль одной прямой;
интерактивные модели;
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
силы в механике.
«Давление (17 ч.)»:
давление;
передача давления твердым телом, жидкостью и газом;
закон Паскаля;
гидравлический пресс;
давление газа;
давление жидкости и газа вызванное действием силы тяжести;
сообщающиеся сосуды, водопровод;
атмосферное давление;
опыт Торричелли;
барометр;
изменение атмосферного давления с высотой;
манометры;
насосы;
архимедова сила;
условия плавания тел;
ареометры;
водный транспорт;
воздухоплавание;
лабораторная работа
2-1)лабораторная работа №5:
проверка закона Архимеда;
2-2) лабораторная работа №6:
проверка условия плавания тел в жидкости;
3) демонстрации:
передача давления твердым телом, жидкостью и газом;
сообщающиеся сосуды;
давление на свободную поверхность жидкости в сосудах;
опыт Торричелли;
действие выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость;
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
закон Архимеда;
«Работа, мощность, энергия (12 ч.)»:
1) работа силы, действующей в направлении движения тела;
мощность;
энергия;
потенциальная и кинетическая энергия тел;
находящегося под действием силы тяжести;
потенциальная энергия деформированной пружины,
механическая энергия;
закон сохранения механической энергии;
момент силы;
условия равновесия;
рычажные весы;
простые механизмы;
наклонная плоскость;
«золотое правило» механики;
коэффициент полезного действия механизмов;
самые мощные машины;
работа и мощность в живой природе;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №7:
определение работы при равномерном подъеме тела,
определение КПД наклонной плоскости;
2-2) лабораторная работа №8:
определение условия равновесия рычага;
3) демонстрации:
простые механизмы;
опыты, демонстрирующие зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости, потенциальной энергии тела от высоты:
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
коэффициент полезного действия механизмов.
Резервное время (3 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
Учащиеся 7 класса должны знать:
категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);
методы научного познания (наблюдение, эксперимент);
понятия: ( физическое явление, физический закон, вещество, материальная точка, траектория, путь, перемещение, взаимодействие);
величины: (путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия);
законы: (Паскаля, Архимеда).
Учащиеся 7 класса должны уметь:
пользоваться экспериментальными методами исследования, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, определять цену деления приборов и погрешности измерения;
применять теоретические знания по физике при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, при охране окружающей среды;
пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.
учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
Системно-деятельностные результаты:
должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
владеть навыками функциональной грамотности;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
ФИЗИКА
7-класс (всего 68 ч, в неделю 2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов, глав, тем |
Количество часов |
Всего |
Дата |
примечание |
||||||
теория |
практ. |
||||||||||
Физика – наука о природе |
7 |
2 |
9 |
||||||||
1 |
Природа и человек. Физика – наука о природе. |
1 |
1 |
||||||||
2 |
Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире |
1 |
1 |
||||||||
3 |
Наука о небесных телах. |
1 |
1 |
||||||||
4 |
Народная астрономия древнего мира. Центральная Азия и развитие науки. |
1 |
1 |
||||||||
5 |
Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. |
1 |
1 |
||||||||
6 |
Физическая теория. |
1 |
1 |
||||||||
7 |
Физические величины. Измерение величин. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Международная система единиц. Приближенная запись больших и малых чисел. |
1 |
1 |
||||||||
8 |
Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки). Измерение объема тела. |
1 |
1 |
||||||||
9 |
Практическая работа №1: Определение цены деления шкалы приборов. |
1 |
1 |
||||||||
Строение вещества. |
3 |
2 |
5 |
||||||||
10 |
Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. |
1 |
1 |
||||||||
11 |
Лабораторная работа №2. Определение размеров малых тел. |
1 |
1 |
||||||||
12 |
Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. |
1 |
1 |
||||||||
13 |
Масса и плотность вещества. |
1 |
1 |
||||||||
14 |
Лабораторная работа №3. Определение массы и плотности твердого тела. |
1 |
1 |
||||||||
Движение |
7 |
3 |
10 |
||||||||
15 |
Механическое движение. Окружающий мир и механическое движение. |
1 |
1 |
||||||||
16 |
Тело отсчета. Относительность движения. |
1 |
1 |
||||||||
17 |
Движение планет. Гелиоцентрическая система Коперника. |
1 |
1 |
||||||||
18 |
Материальная точка. Траектория движения. Путь. |
1 |
1 |
||||||||
19 |
Практическая работа №2: Относительность движения. |
1 |
1 |
||||||||
20 |
Равномерное и неравномерное движения. Скорость. Единицы скорости. |
1 |
1 |
||||||||
21 |
Средняя скорость при неравномерном движении. |
1 |
1 |
||||||||
22 |
График равномерного прямолинейного движения. |
1 |
1 |
||||||||
23 |
Практическая работа №3: Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении |
1 |
1 |
||||||||
24 |
Контрольная работа №1. |
1 |
1 |
||||||||
Взаимодействие тел |
7 |
5 |
12 |
||||||||
25 |
Инерция. Сила – мера взаимодействия тел. |
1 |
1 |
||||||||
26 |
Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. |
1 |
1 |
||||||||
27 |
Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. |
1 |
1 |
||||||||
28 |
Вес тела. Невесомость. |
1 |
1 |
||||||||
29 |
Решение задач |
1 |
1 |
||||||||
30 |
Деформация. Закон Гука. Динамометр. |
1 |
1 |
||||||||
31 |
Практическая работа № 4: Решение качественных и вычислительных задач |
1 |
1 |
||||||||
32 |
Сила трения. Учет свойств трения в технике. |
1 |
1 |
||||||||
33 |
Сложение сил, действующих на тело по одной прямой. |
1 |
1 |
||||||||
34 |
Лабораторная работа №4. Изучение упругих деформаций. |
1 |
1 |
||||||||
35 |
Практическая работа № 5:Силы в механике. |
1 |
1 |
||||||||
36 |
Контрольная работа №2. |
1 |
1 |
||||||||
Давление |
11 |
6 |
16 |
||||||||
37 |
Давление. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. |
1 |
1 |
||||||||
38 |
Закон Паскаля. |
1 |
1 |
||||||||
39 |
Гидравлический пресс. |
1 |
1 |
||||||||
40 |
Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести. |
1 |
1 |
||||||||
41 |
Практическая работа № 6: Решение качественных и вычислительных задач |
1 |
1 |
||||||||
42 |
Сообщающиеся сосуды. (Водопровод)*. |
1 |
1 |
||||||||
43 |
Атмосферное давление. |
1 |
1 |
||||||||
44 |
Опыт Торричелли. Барометр. |
1 |
1 |
||||||||
45 |
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. |
1 |
1 |
||||||||
46 |
Архимедова сила. |
1 |
1 |
||||||||
47 |
Лабораторная работа №5. Проверка закона Архимеда. |
1 |
1 |
||||||||
48 |
Условия плавания тела. Ареометры. (Водный транспорт)*. |
1 |
1 |
||||||||
49 |
Лабораторная работа №6. Проверка условия плавания тел в жидкости. |
1 |
1 |
||||||||
50 |
Решение задач |
1 |
1 |
||||||||
51 |
(Воздухоплавание)*. |
1 |
1 |
||||||||
52 |
Практическая работа № 7: Проверка закона Архимеда |
1 |
1 |
||||||||
53 |
Контрольная работа №3. |
1 |
1 |
||||||||
Работа. Мощность. Энергия. |
7 |
5 |
12 |
||||||||
54 |
Работа силы, действующей в направлении движения тела. Мощность. |
1 |
1 |
||||||||
55 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия тел. |
1 |
1 |
||||||||
56 |
Потенциальная энергия тела, находящегося под действием силы тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. |
1 |
1 |
||||||||
57 |
Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. |
1 |
1 |
||||||||
58 |
Практическая работа № 8: Решение качественных и вычислительных задач |
1 |
1 |
||||||||
59 |
Момент силы. Условия равновесия. Рычажные весы. |
1 |
1 |
||||||||
60 |
Лабораторная работа №7. Определение условия равновесия рычага. |
1 |
1 |
||||||||
61 |
Наклонная плоскость. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов. |
1 |
1 |
||||||||
62 |
Лабораторная работа №8. Определение работы при равномерном подъеме тела. Определение КПД наклонной плоскости. |
1 |
1 |
||||||||
63 |
(Самые мощные машины.Работа и мощность в живой природе)*. |
1 |
1 |
||||||||
64 |
Практическая работа № 9: Коэффициент полезного действия механизмов |
1 |
1 |
||||||||
65 |
Контрольная работа №4. |
1 |
1 |
||||||||
66 |
Повторение. Строение вещества. Движение. Давление. Работа. Мощность. Энергия. |
1 |
1 |
||||||||
67 |
Итоговая контрольная работа №5 |
1 |
1 |
||||||||
68 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|||||||||
Итого |
41 |
25 |
68 |
Резервное время (2 часа)
*- данный материал можно рассматривать как проектную деятельность учащихся