12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Раздайбеда Сергей Михайлович1979 Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики. Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе
Календарно-тематическое планирование
уроков физики в 7 классе.
Пояснительная записка:
Календарно-тематическое планирование уроков физики для 7 класса составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Целью изучения курса физики 7 класса является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества,
навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет: 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Базовое содержание учебного предмета 7-класса
1.«Физика – наука о природе (9 ч.)»:
природа и человек;
физика – наука о природе;
физические термины и понятия;
физика и техника, наука о небесных телах;
центральная Азия и развитие науки;
народная астрономия древнего мира;
физика в современном мире;
научные методы изучения природы;
физический эксперимент;
физическая теория;
физические величины;
измерение величин;
точность измерений и вычислений;
метрическая система мер международная система единиц;
приближенная запись больших и малых чисел.
2) лабораторная работа №1:
определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки), измерение объема тела;
3) демонстрации:
демонстрационные измерительные приборы (мензурка, амперметр, вольтметр и т. д.);
4) практическая работа:
определение цены деления шкалы приборов;
«Строение вещества (5 ч.)»:
атомы и молекулы;
молекулярное строение вещества;
движение молекул;
явление диффузии;
связь температуры тела со скоростью движения его молекул;
различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений;
масса и плотность вещества;
нанотехнология в современном мире;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №2:
определение размеров малых тел;
2-2) лабораторная работа №3:
определение массы и плотности твердого тела;
3) демонстрации:
сжимаемость газов;
расширение тел при нагревании;
растворение краски в воде;
диффузия газов, жидкостей;
механическая модель хаотического движения молекул;
сцепление свинцовых цилиндров, кусочков пластилина.
«Движение (10 ч.)»:
1) механическое движение;
окружающий мир и механическое движение
тело отсчета;
относительность движения;
движение планет;
гелиоцентрическая система Коперника;
материальная точка;
траектория движения;
путь;
равномерное и неравномерное движения;
скорость,
единицы скорости;
средняя скорость при неравномерном движении;
график равномерного прямолинейного движения.
2) демонстрации:
относительность движения (с использованием игрушечного автомобиля, указателей и «пассажира»);
траектория движения шарика на нити; измерение пути, пройденного (проведенного) куском мела по доске;
равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой;
стробоскоп;
спидометр;
3) практические работы:
относительность движения,
путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении.
«Взаимодействие тел (12 ч.)»:
инерция;
сила – мера взаимодействия тел;
явление тяготения;
закон всемирного тяготения;
сила тяжести;
сила тяжести на других планетах;
вес тела, невесомость;
деформация;
закон Гука;
динамометр;
сложение сил;
действующих на тело по одной прямой;
сила трения;
учет свойств трения в технике;
2) лабораторная работа №4:
изучение упругих деформаций;
3) демонстрации:
проявление инерции (насаживание молотка на рукоятку);
гири различной массы, различные виды весов;
взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами);
сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел);
устройство и принцип работы динамометра;
демонстрация разных типов динамометров;
сложение сил, направленных вдоль одной прямой;
интерактивные модели;
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
силы в механике.
«Давление (17 ч.)»:
давление;
передача давления твердым телом, жидкостью и газом;
закон Паскаля;
гидравлический пресс;
давление газа;
давление жидкости и газа вызванное действием силы тяжести;
сообщающиеся сосуды, водопровод;
атмосферное давление;
опыт Торричелли;
барометр;
изменение атмосферного давления с высотой;
манометры;
насосы;
архимедова сила;
условия плавания тел;
ареометры;
водный транспорт;
воздухоплавание;
лабораторная работа
2-1)лабораторная работа №5:
проверка закона Архимеда;
2-2) лабораторная работа №6:
проверка условия плавания тел в жидкости;
3) демонстрации:
передача давления твердым телом, жидкостью и газом;
сообщающиеся сосуды;
давление на свободную поверхность жидкости в сосудах;
опыт Торричелли;
действие выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость;
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
закон Архимеда;
«Работа, мощность, энергия (12 ч.)»:
1) работа силы, действующей в направлении движения тела;
мощность;
энергия;
потенциальная и кинетическая энергия тел;
находящегося под действием силы тяжести;
потенциальная энергия деформированной пружины,
механическая энергия;
закон сохранения механической энергии;
момент силы;
условия равновесия;
рычажные весы;
простые механизмы;
наклонная плоскость;
«золотое правило» механики;
коэффициент полезного действия механизмов;
самые мощные машины;
работа и мощность в живой природе;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №7:
определение работы при равномерном подъеме тела,
определение КПД наклонной плоскости;
2-2) лабораторная работа №8:
определение условия равновесия рычага;
3) демонстрации:
простые механизмы;
опыты, демонстрирующие зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости, потенциальной энергии тела от высоты:
4) практические работы:
решение качественных и вычислительных задач;
коэффициент полезного действия механизмов.
Резервное время (3 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
Учащиеся 7 класса должны знать:
категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);
методы научного познания (наблюдение, эксперимент);
понятия: ( физическое явление, физический закон, вещество, материальная точка, траектория, путь, перемещение, взаимодействие);
величины: (путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия);
законы: (Паскаля, Архимеда).
Учащиеся 7 класса должны уметь:
пользоваться экспериментальными методами исследования, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, определять цену деления приборов и погрешности измерения;
применять теоретические знания по физике при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, при охране окружающей среды;
пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.
учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
Системно-деятельностные результаты:
должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
владеть навыками функциональной грамотности;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
ФИЗИКА
7-класс (всего 68 ч, в неделю 2 ч)
№ п/п | Наименование разделов, глав, тем | Количество часов | Всего | Дата | примечание | ||||||
теория | практ. | ||||||||||
Физика – наука о природе | 7 | 2 | 9 | ||||||||
1 | Природа и человек. Физика – наука о природе. | 1 | 1 | ||||||||
2 | Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире | 1 | 1 | ||||||||
3 | Наука о небесных телах. | 1 | 1 | ||||||||
4 | Народная астрономия древнего мира. Центральная Азия и развитие науки. | 1 | 1 | ||||||||
5 | Научные методы изучения природы. Физический эксперимент. | 1 | 1 | ||||||||
6 | Физическая теория. | 1 | 1 | ||||||||
7 | Физические величины. Измерение величин. Точность измерений и вычислений. Метрическая система мер. Международная система единиц. Приближенная запись больших и малых чисел. | 1 | 1 | ||||||||
8 | Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного цилиндра (мензурки). Измерение объема тела. | 1 | 1 | ||||||||
9 | Практическая работа №1: Определение цены деления шкалы приборов. | 1 | 1 | ||||||||
Строение вещества. | 3 | 2 | 5 | ||||||||
10 | Атомы и молекулы. Молекулярное строение вещества. Движение молекул. Явление диффузии. | 1 | 1 | ||||||||
11 | Лабораторная работа №2. Определение размеров малых тел. | 1 | 1 | ||||||||
12 | Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. | 1 | 1 | ||||||||
13 | Масса и плотность вещества. | 1 | 1 | ||||||||
14 | Лабораторная работа №3. Определение массы и плотности твердого тела. | 1 | 1 | ||||||||
Движение | 7 | 3 | 10 | ||||||||
15 | Механическое движение. Окружающий мир и механическое движение. | 1 | 1 | ||||||||
16 | Тело отсчета. Относительность движения. | 1 | 1 | ||||||||
17 | Движение планет. Гелиоцентрическая система Коперника. | 1 | 1 | ||||||||
18 | Материальная точка. Траектория движения. Путь. | 1 | 1 | ||||||||
19 | Практическая работа №2: Относительность движения. | 1 | 1 | ||||||||
20 | Равномерное и неравномерное движения. Скорость. Единицы скорости. | 1 | 1 | ||||||||
21 | Средняя скорость при неравномерном движении. | 1 | 1 | ||||||||
22 | График равномерного прямолинейного движения. | 1 | 1 | ||||||||
23 | Практическая работа №3: Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении | 1 | 1 | ||||||||
24 | Контрольная работа №1. | 1 | 1 | ||||||||
Взаимодействие тел | 7 | 5 | 12 | ||||||||
25 | Инерция. Сила – мера взаимодействия тел. | 1 | 1 | ||||||||
26 | Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. | 1 | 1 | ||||||||
27 | Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | 1 | 1 | ||||||||
28 | Вес тела. Невесомость. | 1 | 1 | ||||||||
29 | Решение задач | 1 | 1 | ||||||||
30 | Деформация. Закон Гука. Динамометр. | 1 | 1 | ||||||||
31 | Практическая работа № 4: Решение качественных и вычислительных задач | 1 | 1 | ||||||||
32 | Сила трения. Учет свойств трения в технике. | 1 | 1 | ||||||||
33 | Сложение сил, действующих на тело по одной прямой. | 1 | 1 | ||||||||
34 | Лабораторная работа №4. Изучение упругих деформаций. | 1 | 1 | ||||||||
35 | Практическая работа № 5:Силы в механике. | 1 | 1 | ||||||||
36 | Контрольная работа №2. | 1 | 1 | ||||||||
Давление | 11 | 6 | 16 | ||||||||
37 | Давление. Передача давления твердым телом, жидкостью и газом. | 1 | 1 | ||||||||
38 | Закон Паскаля. | 1 | 1 | ||||||||
39 | Гидравлический пресс. | 1 | 1 | ||||||||
40 | Давление газа. Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести. | 1 | 1 | ||||||||
41 | Практическая работа № 6: Решение качественных и вычислительных задач | 1 | 1 | ||||||||
42 | Сообщающиеся сосуды. (Водопровод)*. | 1 | 1 | ||||||||
43 | Атмосферное давление. | 1 | 1 | ||||||||
44 | Опыт Торричелли. Барометр. | 1 | 1 | ||||||||
45 | Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. | 1 | 1 | ||||||||
46 | Архимедова сила. | 1 | 1 | ||||||||
47 | Лабораторная работа №5. Проверка закона Архимеда. | 1 | 1 | ||||||||
48 | Условия плавания тела. Ареометры. (Водный транспорт)*. | 1 | 1 | ||||||||
49 | Лабораторная работа №6. Проверка условия плавания тел в жидкости. | 1 | 1 | ||||||||
50 | Решение задач | 1 | 1 | ||||||||
51 | (Воздухоплавание)*. | 1 | 1 | ||||||||
52 | Практическая работа № 7: Проверка закона Архимеда | 1 | 1 | ||||||||
53 | Контрольная работа №3. | 1 | 1 | ||||||||
Работа. Мощность. Энергия. | 7 | 5 | 12 | ||||||||
54 | Работа силы, действующей в направлении движения тела. Мощность. | 1 | 1 | ||||||||
55 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия тел. | 1 | 1 | ||||||||
56 | Потенциальная энергия тела, находящегося под действием силы тяжести. Потенциальная энергия деформированной пружины. | 1 | 1 | ||||||||
57 | Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии. | 1 | 1 | ||||||||
58 | Практическая работа № 8: Решение качественных и вычислительных задач | 1 | 1 | ||||||||
59 | Момент силы. Условия равновесия. Рычажные весы. | 1 | 1 | ||||||||
60 | Лабораторная работа №7. Определение условия равновесия рычага. | 1 | 1 | ||||||||
61 | Наклонная плоскость. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов. | 1 | 1 | ||||||||
62 | Лабораторная работа №8. Определение работы при равномерном подъеме тела. Определение КПД наклонной плоскости. | 1 | 1 | ||||||||
63 | (Самые мощные машины.Работа и мощность в живой природе)*. | 1 | 1 | ||||||||
64 | Практическая работа № 9: Коэффициент полезного действия механизмов | 1 | 1 | ||||||||
65 | Контрольная работа №4. | 1 | 1 | ||||||||
66 | Повторение. Строение вещества. Движение. Давление. Работа. Мощность. Энергия. | 1 | 1 | ||||||||
67 | Итоговая контрольная работа №5 | 1 | 1 | ||||||||
68 | Анализ контрольной работы | 1 | |||||||||
Итого | 41 | 25 | 68 |
Резервное время (2 часа)
*- данный материал можно рассматривать как проектную деятельность учащихся