12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Календарно-тематическое планирование

уроков физики в 11 классе

Пояснительная записка:

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе составлено в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.

Физика - одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.

При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.

Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа, несущего ответственность за будущее биосферы.

Целью изучения курса для 10-11 классов естественно-математического направления является формирование у учащихся диалектико-материалистического миропонимания.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

формировать представления о единой физической картине мира; умения рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях;

умения выделять физические системы и устанавливать причинно-следственные связи;

умения раскрывать объективность и относительность наших знаний о предмете или физическом явлении;

развивать у учащихся навыки использования теоретических и экспериментальных методов познания физических явлений; применения физических законов на практике;

решения физических задач, как качественных, так и расчетных, различного уровня сложности;

воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания и желание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;

готовность к морально-этической оценке использования естественнонаучных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; информационную культуру.

Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет:

в 11 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;

Базовое содержание учебного предмета 11-класса

Раздел «Электродинамика».

«Колебательное движение (13 часов)»:

  1. механические и электромагнитные колебания;

аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями;

математическое описание колебательного движения;

графики гармонических колебаний;

автоколебания;

генератор на транзисторе;

переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания;

резонанс напряжений в электрической цепи;

мощность в цепи переменного тока;

трансформатор;

генератор переменного тока;

передача и использование электрической энергии в Казахстане;

  1. демонстрации:

виды свободных механических и электромагнитных колебаний;

свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре;

затухающие электромагнитные колебания;

вынужденные колебания;

резонанс электрических колебаний;

показ электрокардиограммы;

осциллограммы переменного тока;

резонанс напряжений в цепи переменного тока;

трансформатор;

устройство и принцип действия генератора переменного тока;

  1. лабораторная работа:

определение числа витков в обмотках трансформатора;

  1. практические работы:

решение расчетных и экспериментальных задач;

компьютерное моделирование электромагнитных колебаний;

компьютерное моделирование зависимости напряжения и силы тока, электрической и магнитной энергии от времени при электрических колебаниях для разных параметров колебательного контура;

«Электромагнитные волны и физические основы радиотехники (7 часов)»:

  1. электромагнитное поле;

вихревое электрическое поле;

электромагнитные волны;

излучение электромагнитных волн;

опыты Герца;

энергия электромагнитных волн;

свойство электромагнитных волн;

принципы радиотелефонной связи и телевидения;

развитие современных средств связи в Казахстане;

цифровые технологии;

оптово-волоконные коммуникационные сети;

сетевые технологии и Интернет;

шкала электромагнитных волн;

биологические действия высокочастотных электромагнитных волн и защита от них;

  1. демонстрации:

излучение и прием электромагнитных волн;

отражение и преломление электромагнитных волн;

интерференция и дифракция электромагнитных волн;

поляризация электромагнитных волн;

радиосвязь (модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний);

детекторный радиоприемник;

  1. практические работы:

решение экспериментальных задач;

компьютерное моделирование электромагнитных волн и изучение их свойств;

«Световые волны и оптические приборы (12 часов)»:

  1. природа света;

законы преломления и отражения света;

принцип Ферма;

зеркала: плоские и сферические и ход лучей в них;

полное внутреннее отражение;

ход лучей в плоскопараллельной пластинке, призме;

линза;

формула тонкой линзы;

ход лучей в линзе;

построение изображения в линзе;

интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света;

дифракционные решетки, поляроиды;

оптические приборы;

спектральные аппараты;

  1. демонстрации:

интерференция света;

дифракция света;

дисперсия света;

преломление и отражение света;

явление полного отражения света;

поляризация света; линза;

лупа;

принцип действия фотоаппарата, телескопа микроскопа;

зеркала: изображение в плоском зеркале, изображение в сферическом зеркале;

наблюдение с помощью спектроскопа;

  1. лабораторные работы (3 ч.):

наблюдение интерференции и дифракции света;

определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки;

определение показателя преломления стекла;

  1. практические работы:

решение расчетных и экспериментальных задач;

компьютерное моделирование (интерференция и дифракция света);

«Элементы теории относительности (4 часа)»:

  1. принцип относительности в механике;

конечность и предельность скорости света;

опыт Майкельсона и Морли;

постулаты теории относительности;

конечность и предельность скорости света;

релятивистский закон сложения скоростей;

закон взаимосвязи массы и энергии;

соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности;

4-2) практические работы:

решение расчетных и экспериментальных задач;

компьютерное моделирование опыта Майкельсона и Морли.

Раздел «Квантовая физика».

«Световые кванты (7 часов)»:

  1. тепловое излучение;

излучение абсолютно черного тела;

формула Планка;

фотоэффект;

применение фотоэффекта;

фотоны;

давление света;

опыты, подтверждающие квантовую природу света;

единство корпускулярно-волновой природы света;

рентгеновское излучение;

компьютерная томография;

  1. демонстрации:

фотоэффект;

устройство и принцип действия фотоэлементов;

люминесценция различных веществ при ультрафиолетовом освещении;

  1. практические работы:

решение экспериментальных задач;

компьютерное моделирование (люминесценция, фотоэффект);

«Атомная физика (8 часов)»:

  1. линейчатые спектры;

опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц;

постулаты Бора;

боровская теория водородоподобного атома;

модель Бора и принцип соответствия;

опыт Франка и Герца;

лазеры;

голография;

понятие о нелинейной оптике;

  1. демонстрации:

наблюдение сплошного и линейчатого спектра;

лазер, когерентные свойства лазерного излучения;

  1. лабораторные работы:

наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения.

«Физика атомного ядра (9 часов)»:

  1. атомное ядро;

нуклонная модель ядра;

энергия связи нуклонов в ядре;

естественная радиоактивность;

закон радиоактивного распада;

ядерные реакции;

искусственная радиоактивность;

деление тяжелых ядер;

цепные ядерные реакции;

критическая масса;

ядерный реактор;

ядерная энергетика;

термоядерные реакции;

биологическое действие радиоактивных лучей;

защита от радиации;

  1. демонстрации:

счетчик Гейгера-Мюллера;

камера Вильсона;

пузырьковая камера;

дозиметр;

  1. лабораторные работы:

изучение взаимодействия частиц по готовым фотографиям;

«Элементарные частицы (6 часа)»:

  1. космические лучи;

ядерные силы;

элементарные частицы;

законы сохранения в микромире;

4-2) практические работы;

компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции;

«Вселенная (12 часов)»:

  1. звездное небо и основные принципы;

ориентирования по звездам;

мир звезд;

расстояние до звезд;

переменные звезды;

солнечно-земные связи;

планетные системы звезд;

планеты земной группы;

планеты-гиганты;

малые тела Солнечной системы;

наша Галактика;

открытие других Галактик;

квазары;

большой взрыв, основные этапы эволюции Вселенной;

расширение Вселенной;

модели Вселенной;

жизнь и разум во Вселенной;

освоение космоса и космические перспективы человечества;

  1. демонстрации:

изображение звездного неба на картах и атласах;

годичное движение Солнца на моделях и звездных картах;

видимые и истинные движения планет на динамических моделях, звездных картах и таблицах;

фотографии планет, комет и спутников планет по наземным и космическим наблюдениям;

звездные скопления, газопылевые туманности;

схемы строения Галактики и ее вращения;

  1. наблюдения:

наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик в телескоп;

  1. практическая работа:

компьютерное моделирование движения небесных тел.

Заключение (2 часа).

  1. современная физическая картина мира;

    последние открытия в астрономии;

    физика и научно-технический прогресс.

Физический практикум (10 часов).

Обобщающее повторение (10 часов).

Резервное время (2 часа).

Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.

Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.

Учащиеся 11 класса должны знать:

Теории (электродинамика, элементы квантовой физики);

Понятия (модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство и время, гармонические, электромагнитные колебания, резонанс, электромагнитная волна, корпускулярно-волновой дуализм, фотоэффект, Постоянная Планка, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, явление разбегания планет, звезда, галактика, Вселенная, световой год, парсек);

Величины (период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, показатель преломления, оптическая сила линзы, период полураспада);

законы, принципы и постулаты (формулировка, границы применимости): Ньютона, Кеплера, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, Кулона, Ома, Джоуля-Ленца, Ампера, принципы суперпозиции и относительности, законы волновой и геометрической оптики, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, закон Хаббла;

Учащиеся 11 класса должны уметь:

пользоваться методами научного исследования;

проводить эксперименты, представлять результаты измерений;

оценивать погрешности;

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: распространение электромагнитных волн;

дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света, излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры;

фотоэффект; радиоактивность;

применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровния сложности;

использовать полученные знания, умения и навыки при решение бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.

Личностные результаты.

учащиеся должны проявлять:

  1. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Системно-деятельностные результаты:

владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;

использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет).

уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию.

Физика

11-класс

(всего 102 ч, в неделю 3 ч)

п/п

Наименование разделов, глав, тем

Количество часов

Всего

Дата

Примечание

теор

лаб

прак

Колебательное движение (13 часов)

9

1

3

13+4

   

1

Повторение курса физики 10 класса «Механика»

1

   

1

4.09

 

2

Повторение курса физики 10 класса «Молекулярная физика»

1

   

1

5.09

 

3

Повторение курса физики 10 класса «Электростатика»

1

   

1

8.09

 

4

Контрольная работа (О- срез)

1

   

1

11.09

 

5

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

1

   

1

12.09

 

6

Математическое описание колебательного движения.

1

   

1

15.09

 

7

Графики гармонических колебаний. Решение задач

1

   

1

18.09

 

8

Автоколебания. Генератор на транзисторе.

1

   

1

19.09

 

9

П.р№1. «Решение расчетных и экспериментальных задач»

   

1

1

22.09

 

10

Переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс напряжений в электрической цепи.

1

   

1

25.09

 

11

Мощность в цепи переменного тока.

1

   

1

26.09

 

12

П.р№2 «Компьютерное моделирование электромагнитных колебаний»

   

1

1

29.09

 

13

П.р№3 «Компьютерное моделирование зависимости напряжения и силы тока, электрической и магнитной энергии от времени при электрических колебаниях для разных параметров колебательного контура»

   

1

1

2.10

 

14

Трансформатор.

1

   

1

3.10

 

15

Генератор переменного тока.

1

   

1

6.10

 

16

Л.р №1 «Определение числа витков в обмотках трансформатора»

 

1

 

1

9.10

 

17

Передача и использование электрической энергии в Казахстане. Решение задач

1

   

1

10.10

 

Электромагнитные волны и физические основы радиотехники

4

0

3

7

   

18

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.

1

   

1

13.10

 

19

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. Энергия электромагнитных волн.

Свойства электромагнитных волн.

1

   

1

16.10

 

20

Принципы радиотелефонной связи и телевидения. Развитие современных средств связи в Казахстане.

Цифровые технологии. Оптово-волоконные коммуникационные сети. Сетевые технологии и Интернет.

1

   

1

17.10

 

21

Шкала электромагнитных волн. Биологические действия высокочастотных электромагнитных волн и защита от них.

1

   

1

20.10

 

22

П.р№4 «Решение экспериментальных задач»

   

1

1

23.10

 

23

П.р№5 «Компьютерное моделирование электромагнитных волн и изучение их свойств»

   

1

1

24.10

 

24

Контрольная работа №1 «Электромагнитные колебания и волны»

   

1

1

27.10

 

Световые волны и оптические приборы

7

3

2

12

   

25

Природа света. Законы преломления и отражения света.

Принцип Ферма.

1

   

1

6.11

 

26

Полное внутреннее отражение. Ход лучей в плоскопараллельной пластинке, призме.

1

   

1

7.11

 

27

Л.р №2 «Определение показателя преломления стекла»

 

1

 

1

10.11

 

28

Линза. Формула тонкой линзы. Ход лучей в линзе.

1

   

1

13.11

 

29

Построение изображения в линзе. Решение задач.

1

 

1

14.11

 
         

30

Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.

1

   

1

17.11

 

31

П.р№6 «Компьютерное моделирование (интерференция и дифракция света)»

   

1

1

20.11

 

32

Дисперсия и поляризация света. Поляроиды.

1

   

1

21.11

 

33

Л.р №3 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

 

1

 

1

24.11

 

34

Л.р №4 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

 

1

 

1

27.11

 

35

Оптические приборы. Спектральные аппараты.

1

   

1

28.11

 

36

П.р№7 «Решение расчетных и экспериментальных задач»

   

1

1

1.12

 

Элементы теории относительности

2

 

2

4+2

   

37

Принцип относительности в механике. Конечность и предельность скорости света. Опыт Майкельсона и Морли. Постулаты теории относительности. Конечность и предельность скорости света.

1

   

1

4.12

 

38

Релятивистский закон сложения скоростей. Закон взаимосвязи массы и энергии. Соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности.

1

   

1

5.12

 

39

П.р №8 «Решение расчетных и экспериментальных задач»

   

1

 

8.12

 

40

П.р №9 «Компьютерное моделирование опыта Майкельсона и Морли»

   

1

 

11.12

 

41

Световые волны и СТО. Решение задач (из резерва)

     

1

12.12

 

42

Световые волны и СТО. Контрольная работа №2 (из резерва)

     

1

15.12

 

Световые кванты

4

 

3

7

   

43

Тепловое излучение. Излучение абсолютно черного тела. Формула Планка.

1

   

1

18.12

 

44

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны. Решение задач.

1

   

1

19.12

 

45

Давление света. Опыты, подтверждающие квантовую природу света. Единство корпускулярно-волновой природы света.

1

   

1

22.12

 

46

Рентгеновское излучение. Компьютерная томография. Решение задач.

1

   

1

25.12

 

47

П.р №10 «Решение экспериментальных задач»

   

1

1

26.12

 

48

П.р №11 «Компьютерное моделирование (люминесценция, фотоэффект)»

   

1

1

29.12

 

49

Решение задач

   

1

1

8.01

 

Атомная физика

7

1

 

8

   

50

Линейчатые спектры

1

   

1

9.01

 

51

Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц.

1

   

1

12.01

 

52

Постулаты Бора. Боровская теория водородоподобного атома.

1

   

1

15.01

 

53

Модель Бора и принцип соответствия. Опыт Франка и Герца.

1

   

1

16.01

 

54

Лазеры. Голография

1

   

1

19.01

 

55

Понятие о нелинейной оптике.

1

   

1

22.01

 

56

Л.р №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения»

 

1

 

1

23.01

 

57

Повторение темы

1

   

1

26.01

 

Физика атомного ядра

7

1

1

9

   

58

Атомное ядро. Нуклонная модель ядра.

1

   

1

29.01

 

59

Энергия связи нуклонов в ядре.

1

   

1

30.01

 

60

Естественная радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.

1

   

1

2.02

 

61

Закон радиоактивного распада.

1

   

1

5.02

 

62

Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции.

1

   

1

6.02

 

63

Критическая масса. Ядерный реактор. Ядерная энергетика.

1

   

1

9.02

 

64

Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации.

1

   

1

12.02

 

65

Л.р №6 «Изучение взаимодействия частиц по готовым фотографиям»

 

1

 

1

13.02

 

66

Контрольная работа №3 Световые кванты. Атомная физика. Физика атомного ядра.

   

1

1

16.02

 

Элементарные частицы

5

 

1

6

   

67

Космические лучи.

1

   

1

19.02

 

68

Ядерные силы.

1

   

1

20.02

 

69

Элементарные частицы.

1

   

1

23.02

 

70

Элементарные частицы.

1

   

1

26.02

 

71

Законы сохранения в микромире.

1

   

1

27.02

 

72

П.р №12 «Компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции»

   

1

1

2.03

 

Вселенная

11

 

1

12

   

73

Звездное небо и основные принципы. Ориентирования по звездам.

1

   

1

5.03

 

74

Мир звезд. Расстояние до звезд. Переменные звезды.

1

   

1

6.03

 

75

Солнечно-земные связи. Планетные системы звезд.

1

   

1

9.03

 

76

Планеты земной группы.

1

   

1

12.03

 

77

Планеты-гиганты.

1

   

1

13.03

 

78

Малые тела Солнечной системы.

1

   

1

16.03

 

79

Наша Галактика. Открытие других Галактик. Квазары.

1

   

1

19.03

 

80

Большой взрыв, основные этапы эволюции Вселенной. Расширение Вселенной.

1

   

1

20.03

 

81

Модели Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной.

1

   

1

6.04

 

82

Освоение космоса и космические перспективы человечества.

1

   

1

9.04

 

83

П.р №13 «Компьютерное моделирование движения небесных тел»

   

1

1

10.04

 

Заключение

2

   

2

   

84

Современная физическая картина мира.

1

   

1

13.04

 

85

Последние открытия в астрономии. Физика и научно-технический прогресс.

1

   

1

16.04

 

86-95

Физический практикум

   

10

10

17.04

20.03

23.04

24.04

27.04

30.04

1.05

4.05

7.05

8.05

 

Обобщающее повторение

     

4

   

96

Повторение темы «Электромагнитные колебания», «Электромагнитные волны»

1

   

1

11.05

 

97

Повторение темы «Световые волны и оптические приборы»

1

   

1

14.05

 

98

Повторение темы «Квантовая физика»

1

   

1

15.05

 

99

Повторение темы «Физика атомного ядра»

       

18.05

 

100

Повторение темы «Вселенная»

       

21.05

 

101

Повторение. Контрольная работа №4 (итоговая)    

1

1

22.05

 

102

Анализ итоговой к/р        

25.05

 
  Итого      

102

   


 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.