Календарно-тематическое планирование
уроков физики в 11 классе
Пояснительная записка:
Календарно-тематическое планирование уроков физики в 11 классе составлено в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Физика - одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа, несущего ответственность за будущее биосферы.
Целью изучения курса для 10-11 классов естественно-математического направления является формирование у учащихся диалектико-материалистического миропонимания.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
формировать представления о единой физической картине мира; умения рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях;
умения выделять физические системы и устанавливать причинно-следственные связи;
умения раскрывать объективность и относительность наших знаний о предмете или физическом явлении;
развивать у учащихся навыки использования теоретических и экспериментальных методов познания физических явлений; применения физических законов на практике;
решения физических задач, как качественных, так и расчетных, различного уровня сложности;
воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания и желание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
готовность к морально-этической оценке использования естественнонаучных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; информационную культуру.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет:
в 11 классе – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
Базовое содержание учебного предмета 11-класса
Раздел «Электродинамика».
«Колебательное движение (13 часов)»:
-
механические и электромагнитные колебания;
аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями;
математическое описание колебательного движения;
графики гармонических колебаний;
автоколебания;
генератор на транзисторе;
переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания;
резонанс напряжений в электрической цепи;
мощность в цепи переменного тока;
трансформатор;
генератор переменного тока;
передача и использование электрической энергии в Казахстане;
-
демонстрации:
виды свободных механических и электромагнитных колебаний;
свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре;
затухающие электромагнитные колебания;
вынужденные колебания;
резонанс электрических колебаний;
показ электрокардиограммы;
осциллограммы переменного тока;
резонанс напряжений в цепи переменного тока;
трансформатор;
устройство и принцип действия генератора переменного тока;
-
лабораторная работа:
определение числа витков в обмотках трансформатора;
-
практические работы:
решение расчетных и экспериментальных задач;
компьютерное моделирование электромагнитных колебаний;
компьютерное моделирование зависимости напряжения и силы тока, электрической и магнитной энергии от времени при электрических колебаниях для разных параметров колебательного контура;
«Электромагнитные волны и физические основы радиотехники (7 часов)»:
-
электромагнитное поле;
вихревое электрическое поле;
электромагнитные волны;
излучение электромагнитных волн;
опыты Герца;
энергия электромагнитных волн;
свойство электромагнитных волн;
принципы радиотелефонной связи и телевидения;
развитие современных средств связи в Казахстане;
цифровые технологии;
оптово-волоконные коммуникационные сети;
сетевые технологии и Интернет;
шкала электромагнитных волн;
биологические действия высокочастотных электромагнитных волн и защита от них;
-
демонстрации:
излучение и прием электромагнитных волн;
отражение и преломление электромагнитных волн;
интерференция и дифракция электромагнитных волн;
поляризация электромагнитных волн;
радиосвязь (модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний);
детекторный радиоприемник;
-
практические работы:
решение экспериментальных задач;
компьютерное моделирование электромагнитных волн и изучение их свойств;
«Световые волны и оптические приборы (12 часов)»:
-
природа света;
законы преломления и отражения света;
принцип Ферма;
зеркала: плоские и сферические и ход лучей в них;
полное внутреннее отражение;
ход лучей в плоскопараллельной пластинке, призме;
линза;
формула тонкой линзы;
ход лучей в линзе;
построение изображения в линзе;
интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света;
дифракционные решетки, поляроиды;
оптические приборы;
спектральные аппараты;
-
демонстрации:
интерференция света;
дифракция света;
дисперсия света;
преломление и отражение света;
явление полного отражения света;
поляризация света; линза;
лупа;
принцип действия фотоаппарата, телескопа микроскопа;
зеркала: изображение в плоском зеркале, изображение в сферическом зеркале;
наблюдение с помощью спектроскопа;
-
лабораторные работы (3 ч.):
наблюдение интерференции и дифракции света;
определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки;
определение показателя преломления стекла;
-
практические работы:
решение расчетных и экспериментальных задач;
компьютерное моделирование (интерференция и дифракция света);
«Элементы теории относительности (4 часа)»:
-
принцип относительности в механике;
конечность и предельность скорости света;
опыт Майкельсона и Морли;
постулаты теории относительности;
конечность и предельность скорости света;
релятивистский закон сложения скоростей;
закон взаимосвязи массы и энергии;
соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности;
4-2) практические работы:
решение расчетных и экспериментальных задач;
компьютерное моделирование опыта Майкельсона и Морли.
Раздел «Квантовая физика».
«Световые кванты (7 часов)»:
-
тепловое излучение;
излучение абсолютно черного тела;
формула Планка;
фотоэффект;
применение фотоэффекта;
фотоны;
давление света;
опыты, подтверждающие квантовую природу света;
единство корпускулярно-волновой природы света;
рентгеновское излучение;
компьютерная томография;
-
демонстрации:
фотоэффект;
устройство и принцип действия фотоэлементов;
люминесценция различных веществ при ультрафиолетовом освещении;
-
практические работы:
решение экспериментальных задач;
компьютерное моделирование (люминесценция, фотоэффект);
«Атомная физика (8 часов)»:
-
линейчатые спектры;
опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц;
постулаты Бора;
боровская теория водородоподобного атома;
модель Бора и принцип соответствия;
опыт Франка и Герца;
лазеры;
голография;
понятие о нелинейной оптике;
-
демонстрации:
наблюдение сплошного и линейчатого спектра;
лазер, когерентные свойства лазерного излучения;
-
лабораторные работы:
наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения.
«Физика атомного ядра (9 часов)»:
-
атомное ядро;
нуклонная модель ядра;
энергия связи нуклонов в ядре;
естественная радиоактивность;
закон радиоактивного распада;
ядерные реакции;
искусственная радиоактивность;
деление тяжелых ядер;
цепные ядерные реакции;
критическая масса;
ядерный реактор;
ядерная энергетика;
термоядерные реакции;
биологическое действие радиоактивных лучей;
защита от радиации;
-
демонстрации:
счетчик Гейгера-Мюллера;
камера Вильсона;
пузырьковая камера;
дозиметр;
-
лабораторные работы:
изучение взаимодействия частиц по готовым фотографиям;
«Элементарные частицы (6 часа)»:
-
космические лучи;
ядерные силы;
элементарные частицы;
законы сохранения в микромире;
4-2) практические работы;
компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции;
«Вселенная (12 часов)»:
-
звездное небо и основные принципы;
ориентирования по звездам;
мир звезд;
расстояние до звезд;
переменные звезды;
солнечно-земные связи;
планетные системы звезд;
планеты земной группы;
планеты-гиганты;
малые тела Солнечной системы;
наша Галактика;
открытие других Галактик;
квазары;
большой взрыв, основные этапы эволюции Вселенной;
расширение Вселенной;
модели Вселенной;
жизнь и разум во Вселенной;
освоение космоса и космические перспективы человечества;
-
демонстрации:
изображение звездного неба на картах и атласах;
годичное движение Солнца на моделях и звездных картах;
видимые и истинные движения планет на динамических моделях, звездных картах и таблицах;
фотографии планет, комет и спутников планет по наземным и космическим наблюдениям;
звездные скопления, газопылевые туманности;
схемы строения Галактики и ее вращения;
-
наблюдения:
наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик в телескоп;
-
практическая работа:
компьютерное моделирование движения небесных тел.
Заключение (2 часа).
-
современная физическая картина мира;
последние открытия в астрономии;
физика и научно-технический прогресс.
Физический практикум (10 часов).
Обобщающее повторение (10 часов).
Резервное время (2 часа).
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
Учащиеся 11 класса должны знать:
Теории (электродинамика, элементы квантовой физики);
Понятия (модель, гипотеза, принцип, постулат, закон, теория, пространство и время, гармонические, электромагнитные колебания, резонанс, электромагнитная волна, корпускулярно-волновой дуализм, фотоэффект, Постоянная Планка, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, явление разбегания планет, звезда, галактика, Вселенная, световой год, парсек);
Величины (период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, показатель преломления, оптическая сила линзы, период полураспада);
законы, принципы и постулаты (формулировка, границы применимости): Ньютона, Кеплера, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, Кулона, Ома, Джоуля-Ленца, Ампера, принципы суперпозиции и относительности, законы волновой и геометрической оптики, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, закон Хаббла;
Учащиеся 11 класса должны уметь:
пользоваться методами научного исследования;
проводить эксперименты, представлять результаты измерений;
оценивать погрешности;
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: распространение электромагнитных волн;
дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света, излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры;
фотоэффект; радиоактивность;
применять теоретические знания по физике на практике, решать качественные, графические и расчетные задачи различного уровния сложности;
использовать полученные знания, умения и навыки при решение бытовых проблем и в чрезвычайных ситуациях.
Личностные результаты.
учащиеся должны проявлять:
-
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Системно-деятельностные результаты:
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет).
уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию.
Физика
11-класс
(всего 102 ч, в неделю 3 ч)
№ п/п |
Наименование разделов, глав, тем |
Количество часов |
Всего |
Дата |
Примечание |
||||||||
теор |
лаб |
прак |
|||||||||||
Колебательное движение (13 часов) |
9 |
1 |
3 |
13+4 |
|||||||||
1 |
Повторение курса физики 10 класса «Механика» |
1 |
1 |
4.09 |
|||||||||
2 |
Повторение курса физики 10 класса «Молекулярная физика» |
1 |
1 |
5.09 |
|||||||||
3 |
Повторение курса физики 10 класса «Электростатика» |
1 |
1 |
8.09 |
|||||||||
4 |
Контрольная работа (О- срез) |
1 |
1 |
11.09 |
|||||||||
5 |
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями |
1 |
1 |
12.09 |
|||||||||
6 |
Математическое описание колебательного движения. |
1 |
1 |
15.09 |
|||||||||
7 |
Графики гармонических колебаний. Решение задач |
1 |
1 |
18.09 |
|||||||||
8 |
Автоколебания. Генератор на транзисторе. |
1 |
1 |
19.09 |
|||||||||
9 |
П.р№1. «Решение расчетных и экспериментальных задач» |
1 |
1 |
22.09 |
|||||||||
10 |
Переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс напряжений в электрической цепи. |
1 |
1 |
25.09 |
|||||||||
11 |
Мощность в цепи переменного тока. |
1 |
1 |
26.09 |
|||||||||
12 |
П.р№2 «Компьютерное моделирование электромагнитных колебаний» |
1 |
1 |
29.09 |
|||||||||
13 |
П.р№3 «Компьютерное моделирование зависимости напряжения и силы тока, электрической и магнитной энергии от времени при электрических колебаниях для разных параметров колебательного контура» |
1 |
1 |
2.10 |
|||||||||
14 |
Трансформатор. |
1 |
1 |
3.10 |
|||||||||
15 |
Генератор переменного тока. |
1 |
1 |
6.10 |
|||||||||
16 |
Л.р №1 «Определение числа витков в обмотках трансформатора» |
1 |
1 |
9.10 |
|||||||||
17 |
Передача и использование электрической энергии в Казахстане. Решение задач |
1 |
1 |
10.10 |
|||||||||
Электромагнитные волны и физические основы радиотехники |
4 |
0 |
3 |
7 |
|||||||||
18 |
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. |
1 |
1 |
13.10 |
|||||||||
19 |
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. Энергия электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. |
1 |
1 |
16.10 |
|||||||||
20 |
Принципы радиотелефонной связи и телевидения. Развитие современных средств связи в Казахстане. Цифровые технологии. Оптово-волоконные коммуникационные сети. Сетевые технологии и Интернет. |
1 |
1 |
17.10 |
|||||||||
21 |
Шкала электромагнитных волн. Биологические действия высокочастотных электромагнитных волн и защита от них. |
1 |
1 |
20.10 |
|||||||||
22 |
П.р№4 «Решение экспериментальных задач» |
1 |
1 |
23.10 |
|||||||||
23 |
П.р№5 «Компьютерное моделирование электромагнитных волн и изучение их свойств» |
1 |
1 |
24.10 |
|||||||||
24 |
Контрольная работа №1 «Электромагнитные колебания и волны» |
1 |
1 |
27.10 |
|||||||||
Световые волны и оптические приборы |
7 |
3 |
2 |
12 |
|||||||||
25 |
Природа света. Законы преломления и отражения света. Принцип Ферма. |
1 |
1 |
6.11 |
|||||||||
26 |
Полное внутреннее отражение. Ход лучей в плоскопараллельной пластинке, призме. |
1 |
1 |
7.11 |
|||||||||
27 |
Л.р №2 «Определение показателя преломления стекла» |
1 |
1 |
10.11 |
|||||||||
28 |
Линза. Формула тонкой линзы. Ход лучей в линзе. |
1 |
1 |
13.11 |
|||||||||
29 |
Построение изображения в линзе. Решение задач. |
1 |
1 |
14.11 |
|||||||||
30 |
Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. |
1 |
1 |
17.11 |
|||||||||
31 |
П.р№6 «Компьютерное моделирование (интерференция и дифракция света)» |
1 |
1 |
20.11 |
|||||||||
32 |
Дисперсия и поляризация света. Поляроиды. |
1 |
1 |
21.11 |
|||||||||
33 |
Л.р №3 «Наблюдение интерференции и дифракции света» |
1 |
1 |
24.11 |
|||||||||
34 |
Л.р №4 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» |
1 |
1 |
27.11 |
|||||||||
35 |
Оптические приборы. Спектральные аппараты. |
1 |
1 |
28.11 |
|||||||||
36 |
П.р№7 «Решение расчетных и экспериментальных задач» |
1 |
1 |
1.12 |
|||||||||
Элементы теории относительности |
2 |
2 |
4+2 |
||||||||||
37 |
Принцип относительности в механике. Конечность и предельность скорости света. Опыт Майкельсона и Морли. Постулаты теории относительности. Конечность и предельность скорости света. |
1 |
1 |
4.12 |
|||||||||
38 |
Релятивистский закон сложения скоростей. Закон взаимосвязи массы и энергии. Соотношение между классической механикой и специальной теорией относительности. |
1 |
1 |
5.12 |
|||||||||
39 |
П.р №8 «Решение расчетных и экспериментальных задач» |
1 |
8.12 |
||||||||||
40 |
П.р №9 «Компьютерное моделирование опыта Майкельсона и Морли» |
1 |
11.12 |
||||||||||
41 |
Световые волны и СТО. Решение задач (из резерва) |
1 |
12.12 |
||||||||||
42 |
Световые волны и СТО. Контрольная работа №2 (из резерва) |
1 |
15.12 |
||||||||||
Световые кванты |
4 |
3 |
7 |
||||||||||
43 |
Тепловое излучение. Излучение абсолютно черного тела. Формула Планка. |
1 |
1 |
18.12 |
|||||||||
44 |
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны. Решение задач. |
1 |
1 |
19.12 |
|||||||||
45 |
Давление света. Опыты, подтверждающие квантовую природу света. Единство корпускулярно-волновой природы света. |
1 |
1 |
22.12 |
|||||||||
46 |
Рентгеновское излучение. Компьютерная томография. Решение задач. |
1 |
1 |
25.12 |
|||||||||
47 |
П.р №10 «Решение экспериментальных задач» |
1 |
1 |
26.12 |
|||||||||
48 |
П.р №11 «Компьютерное моделирование (люминесценция, фотоэффект)» |
1 |
1 |
29.12 |
|||||||||
49 |
Решение задач |
1 |
1 |
8.01 |
|||||||||
Атомная физика |
7 |
1 |
8 |
||||||||||
50 |
Линейчатые спектры |
1 |
1 |
9.01 |
|||||||||
51 |
Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. |
1 |
1 |
12.01 |
|||||||||
52 |
Постулаты Бора. Боровская теория водородоподобного атома. |
1 |
1 |
15.01 |
|||||||||
53 |
Модель Бора и принцип соответствия. Опыт Франка и Герца. |
1 |
1 |
16.01 |
|||||||||
54 |
Лазеры. Голография |
1 |
1 |
19.01 |
|||||||||
55 |
Понятие о нелинейной оптике. |
1 |
1 |
22.01 |
|||||||||
56 |
Л.р №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения» |
1 |
1 |
23.01 |
|||||||||
57 |
Повторение темы |
1 |
1 |
26.01 |
|||||||||
Физика атомного ядра |
7 |
1 |
1 |
9 |
|||||||||
58 |
Атомное ядро. Нуклонная модель ядра. |
1 |
1 |
29.01 |
|||||||||
59 |
Энергия связи нуклонов в ядре. |
1 |
1 |
30.01 |
|||||||||
60 |
Естественная радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. |
1 |
1 |
2.02 |
|||||||||
61 |
Закон радиоактивного распада. |
1 |
1 |
5.02 |
|||||||||
62 |
Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. |
1 |
1 |
6.02 |
|||||||||
63 |
Критическая масса. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. |
1 |
1 |
9.02 |
|||||||||
64 |
Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоактивных лучей. Защита от радиации. |
1 |
1 |
12.02 |
|||||||||
65 |
Л.р №6 «Изучение взаимодействия частиц по готовым фотографиям» |
1 |
1 |
13.02 |
|||||||||
66 |
Контрольная работа №3 Световые кванты. Атомная физика. Физика атомного ядра. |
1 |
1 |
16.02 |
|||||||||
Элементарные частицы |
5 |
1 |
6 |
||||||||||
67 |
Космические лучи. |
1 |
1 |
19.02 |
|||||||||
68 |
Ядерные силы. |
1 |
1 |
20.02 |
|||||||||
69 |
Элементарные частицы. |
1 |
1 |
23.02 |
|||||||||
70 |
Элементарные частицы. |
1 |
1 |
26.02 |
|||||||||
71 |
Законы сохранения в микромире. |
1 |
1 |
27.02 |
|||||||||
72 |
П.р №12 «Компьютерное моделирование радиоактивного распада; модель ядерной реакции» |
1 |
1 |
2.03 |
|||||||||
Вселенная |
11 |
1 |
12 |
||||||||||
73 |
Звездное небо и основные принципы. Ориентирования по звездам. |
1 |
1 |
5.03 |
|||||||||
74 |
Мир звезд. Расстояние до звезд. Переменные звезды. |
1 |
1 |
6.03 |
|||||||||
75 |
Солнечно-земные связи. Планетные системы звезд. |
1 |
1 |
9.03 |
|||||||||
76 |
Планеты земной группы. |
1 |
1 |
12.03 |
|||||||||
77 |
Планеты-гиганты. |
1 |
1 |
13.03 |
|||||||||
78 |
Малые тела Солнечной системы. |
1 |
1 |
16.03 |
|||||||||
79 |
Наша Галактика. Открытие других Галактик. Квазары. |
1 |
1 |
19.03 |
|||||||||
80 |
Большой взрыв, основные этапы эволюции Вселенной. Расширение Вселенной. |
1 |
1 |
20.03 |
|||||||||
81 |
Модели Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. |
1 |
1 |
6.04 |
|||||||||
82 |
Освоение космоса и космические перспективы человечества. |
1 |
1 |
9.04 |
|||||||||
83 |
П.р №13 «Компьютерное моделирование движения небесных тел» |
1 |
1 |
10.04 |
|||||||||
Заключение |
2 |
2 |
|||||||||||
84 |
Современная физическая картина мира. |
1 |
1 |
13.04 |
|||||||||
85 |
Последние открытия в астрономии. Физика и научно-технический прогресс. |
1 |
1 |
16.04 |
|||||||||
86-95 |
Физический практикум |
10 |
10 |
17.04 20.03 23.04 24.04 27.04 30.04 1.05 4.05 7.05 8.05 |
|||||||||
Обобщающее повторение |
4 |
||||||||||||
96 |
Повторение темы «Электромагнитные колебания», «Электромагнитные волны» |
1 |
1 |
11.05 |
|||||||||
97 |
Повторение темы «Световые волны и оптические приборы» |
1 |
1 |
14.05 |
|||||||||
98 |
Повторение темы «Квантовая физика» |
1 |
1 |
15.05 |
|||||||||
99 |
Повторение темы «Физика атомного ядра» |
18.05 |
|||||||||||
100 |
Повторение темы «Вселенная» |
21.05 |
|||||||||||
101 |
Повторение. Контрольная работа №4 (итоговая) |
1 |
1 |
22.05 |
|||||||||
102 |
Анализ итоговой к/р |
25.05 |
|||||||||||
Итого |
102 |