Календарно-тематическое планирование
уроков физики в 8 классе.
Пояснительная записка:
Календарно-тематическое планирование уроков физики для 8 класса составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Физика – одна из ведущих наук по своему содержанию и научным методам исследования является одним из средств образовательного и воспитательного воздействия на учащихся, помогая развитию умственных способностей, логического мышления, воспитанию воли и характера.
При изучении физики в основной школе формируются абстрактно-теоретическое и практическое мышление, творческие, коммуникативные способности, аналитические навыки.
Целью изучения курса физики 8 класса является формирование у учащихся основ научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе знаний и умений, полученных при изучении явлений природы, знакомстве с основными законами физики, их применении в технике и повседневной жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
овладеть знаниями о физических явлениях, понятиях, законах и теоретических выводах, лежащих в основе современной физической картины мира, знаниями о методах научного познания природы, умениями проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, строить гипотезы и осуществлять проектную деятельность;
развивать навыки выполнения физического эксперимента, способности к исследованиям; познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
воспитывать ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельности, навыки рационального природопользования и защиты окружающей среды, навыки обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества,
навыки участия в социальной, культурной, политической и экономической деятельности на основе базовых знаний.
Объем учебной нагрузки по предмету «Физика» составляет: 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
Базовое содержание учебного предмета 8-класса
«Тепловые явления (24 ч.)»:
-
-
температура, способы ее измерения;
-
различные виды термометров;
температурные шкалы;
тепловое движение;
броуновское движение;
диффузия;
внутренняя энергия;
способы изменения внутренней энергии;
роль тепловых явлений в жизни живых организмов;
человек в условиях холода, теплопроводность;
конвекция;
излучение;
теплопередача в природе и технике;
роль конвекции в теплообмене;
количество теплоты;
удельная теплоемкость вещества;
удельная теплота сгорания топлива;
энергия топлива;
закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах;
агрегатные состояния вещества;
плавление и отвердевание твердых тел;
температура плавления;
удельная теплота плавления;
парообразование;
испарение и конденсация;
ненасыщенные и насыщенные пары;
влажность воздуха;
приборы для измерения влажности;
кипение;
удельная теплота парообразования;
зависимость температуры кипения от атмосферного давления;
основы термодинамики;
первый закон термодинамики;
работа газа и пара;
необратимость тепловых процессов;
второй закон термодинамики;
роль термодинамики в современной физике;
тепловые двигатели;
КПД теплового двигателя;
пути совершенствования тепловых двигателей;
роль тепловых двигателей в развитии энергетики;
холодильник;
тепловые двигатели и их роль в жизни человека;
тепловые машины и охрана природы;
экологические проблемы использования тепловых машин;
термодинамические условия на Луне, Марсе, Венере;
2) демонстрации:
теплопроводность различных тел;
различие в теплопроводности металлов;
конвекция в жидкостях и газах;
испарение различных жидкостей;
выделение энергии при конденсации пара;
свойства насыщенных паров;
кипение воды;
кипение воды при пониженном давлении;
изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче;
сравнение теплоемкостей различных металлов;
калориметр и приемы обращения с ним;
устройство термоса;
работа пара;
устройство паровой турбины (на модели);
устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели);
-
-
лабораторная работа
-
2-1) лабораторная работа №1:
сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры;
2-2) лабораторная работа №2:
определение удельной теплоты плавления льда;
2-3) лабораторная работа №3:
определение влажности воздуха;
3) практические работы:
расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении;
нахождение удельной теплоемкости вещества;
расчет количества теплоты при агрегатных переходах;
«Электрические явления (22 ч.)»:
1) электризация тел;
закон сохранения электрического заряда;
электроскоп;
проводники и диэлектрики;
взаимодействие неподвижных зарядов;
закон Кулона;
элементарный электрический заряд;
электрическое поле;
напряженность электрического поля;
потенциал и разность потенциалов электрического поля;
конденсатор;
электрические явления в природе;
учёт и применение электризации на производстве и в быту;
электрический ток;
источники электрического тока;
электрическая цепь и ее составные части;
сила тока;
амперметр;
напряжение;
вольтметр;
закон Ома для участка цепи;
электрическое сопротивление проводника;
удельное сопротивление проводника;
зависимость электрического сопротивления от температуры;
сверхпроводимость, резистор и реостат;
последовательное и параллельное соединение проводников;
работа и мощность электрического тока;
тепловое действие электрического тока;
закон Джоуля – Ленца;
лампа накаливания, электронагревательные приборы;
короткое замыкание;
плавкие предохранители;
химическое действие электрического тока, (закон Фарадея).
2) демонстрации:
электризация различных тел и взаимодействие наэлектризованных тел;
устройство и действие электрометра;
делимость электрического заряда;
иллюстрация справедливости закона Кулона;
источники тока;
принцип действия амперметра;
измерение силы тока амперметром;
принцип действия вольтметра;
измерение напряжения вольтметром;
сборка электрической цепи.
-
-
лабораторная работа:
-
-
лабораторная работа №4:
сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках;
3-2) лабораторная работа №5:
проверка закона Ома для участка цепи.
3-3) лабораторная работа №6:
изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
3-4) лабораторная работа №7:
измерение работы и мощности электрического тока.
4) практические работы:
расчет силы тока и напряжения; расчет электрических цепей.
«Электромагнитные явления (8 ч.)»:
1) постоянные магниты;
магнитное поле;
магнитное поле прямого тока;
магнитное поле катушки с током;
электромагниты и их применение;
действие магнитного поля на проводник с током;
электродвигатель;
электроизмерительные приборы;
электромагнитная индукция;
генератор.
2) демонстрации:
обнаружение магнитного поля проводника с током;
движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле; устройство и действие электродвигателя постоянного тока;
3) лабораторная работа:
3-1) лабораторная работа №8:
изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей;
3-2) лабораторная работа №9:
сборка электромагнита и проверка его в действии;
3) практическая работа:
взаимодействия магнитов.
«Световые явления (10 ч.)»:
-
свет;
источники света;
звезда – Солнце;
закон прямолинейного распространения света;
тень и полутень;
солнечные и лунные затмения;
отражение света;
законы отражения;
полное отражение;
зеркала плоские и сферические;
построение изображения в сферическом зеркале;
преломление света;
закон преломления света;
линзы;
оптическая сила линзы;
формула тонкой линзы изображения, даваемые линзой;
глаз как оптическая система;
дефекты зрения и способы их исправления;
оптические приборы;
дисперсия света;
цвет и свет.
2) демонстрации:
закон отражения света;
изображение в плоском зеркале;
закон преломления света;
получение изображений при помощи линзы.
3) лабораторная работа:
3-1) лабораторная работа №10:
определение показателя преломления стекла;
3-2) лабораторная работа №11:
получение изображений с помощью линзы;
4) практическая работа:
световые явления;
Резервное время (4 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся:
Уровень подготовки учащихся оценивается с охватом предметных, личностных и системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
Учащиеся 8 класса должны знать:
категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);
методы научного познания (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка);
понятия (дискретное строение вещества, тепловое движение, скорость движения молекул, температура, внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, калориметр, удельная теплота сгорания топлива, агрегатные состояния вещества, твердые тела, кристаллические и аморфные тела, деформация, тепловое расширение, плавление и отвердевание, удельная теплота плавления, жидкость, испарение, конденсация, кипение, температура кипения, удельная теплота парообразования и конденсации, газ, объем и давление газа, работа газа и пара, двигатель внутреннего сгорания, КПД теплового двигателя; электризация тел, электрический заряд, два рода электрических зарядов, электрическое поле, силовые линии электрического поля; напряженность, потенциал; работа электрического поля, электроскоп, конденсатор, электроемкость, электрический ток, направление тока, сила тока, электрическая цепь, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, проводник, диэлектрик, полупроводник, постоянный ток, амперметр, вольтметр, омметр, реостат, источники тока, работа и мощность тока, газовые разряды, электролиз, плазма, анод, катод;
величины внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
законы основные положения молекулярно-кинетической теории, закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах; Кулона, Ома, Джоуля-Ленца, законы электролиза.
Учащиеся 8 класса должны уметь:
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, устанавливать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
применять теоретические знания по теплопроводности и теплоемкости, электричеству при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;
описывать и объяснять физические явления: диффузию, изменения агрегатных состояний вещества, различные виды теплопередачи, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах (СИ).
Личностные результаты.
учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
Системно-деятельностные результаты:
должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
владеть навыками функциональной грамотности;
5)осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем
ФИЗИКА 8-класс
(всего 68 ч, в неделю 2 ч)
№ п/п |
Наименование разделов, глав, тем |
Количество часов |
Всего |
Дата |
Примечание |
|||||||
теория |
практ. |
|||||||||||
1 |
Повторение з курс 7 класса |
1 |
1 |
1 |
4.09 |
|||||||
2 |
Контрольная работ «0- срез» |
1 |
5.09 |
|||||||||
Тепловые явления |
18 |
6 |
24 |
|||||||||
3. |
Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. |
1 |
1 |
11.09 |
||||||||
4. |
Температура. Способы ее измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы. |
1 |
1 |
12.09 |
||||||||
5. |
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность, конвекция, излучение. |
1 |
1 |
18.09 |
||||||||
6. |
Теплопередача в природе и технике. Роль конвекции в теплообмене. Роль тепловых явлений в жизни живых организмов. Человек в условиях холода |
1 |
1 |
19.09 |
||||||||
7. |
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. |
1 |
1 |
25.09 |
||||||||
8. |
Лабораторная работа №1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. |
1 |
1 |
26.09 |
||||||||
9. |
Удельная теплота сгорания топлива. Энергия топлива. |
1 |
1 |
2.10 |
||||||||
10. |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. |
1 |
1 |
3.10 |
||||||||
11. |
Практическая работа1. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Нахождение удельной теплоёмкости вещества. |
1 |
1 |
9.10 |
||||||||
12. |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание твердых тел. |
1 |
1 |
10.10 |
||||||||
13. |
Температура плавления. Удельная теплота плавления. |
1 |
16.09 |
|||||||||
14. |
Лабораторная работа №2 Определение удельной теплоты плавления льда. |
1 |
1 |
17.10 |
||||||||
15. |
Парообразование. Испарение и конденсация. Ненасыщенные и насыщенные пары. |
1 |
1 |
23.10 |
||||||||
16. |
Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности. |
1 |
1 |
24.10 |
||||||||
17. |
Лабораторная работа №3 Определение влажности воздуха. |
1 |
1 |
6.11 |
||||||||
18. |
Кипение. Удельная теплота парообразования. |
1 |
1 |
7.11 |
||||||||
19. |
Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. |
1 |
13.11 |
|||||||||
20. |
Основы термодинамики. Первый закон термодинамики. Работа газа и пара. |
1 |
1 |
14.11 |
||||||||
21. |
Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Роль термодинамики в современной физике. |
1 |
1 |
20.11 |
||||||||
22. |
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник. |
1 |
1 |
21.11 |
||||||||
23. |
Роль тепловых двигателей в развитии энергетики. Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Тепловые машины и охрана природы. Экологические проблемы использования тепловых машин. |
1 |
1 |
27.11 |
||||||||
24. |
Термодинамические условия на Луне, Марсе, Венере. |
1 |
1 |
28.11 |
||||||||
25 |
Практическая работа2. Расчет количества теплоты при агрегатных переходах. |
1 |
1 |
4.12 |
||||||||
26 |
Контрольная работа №1. «Тепловые явления». |
1 |
1 |
5.12 |
||||||||
Электрические явления |
15 |
7 |
22 |
|||||||||
27 |
Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. |
1 |
1 |
11.12 |
||||||||
28 |
Взаимодействие неподвижных зарядов. Закон Кулона. Элементарный электрический заряд |
1 |
1 |
12.12 |
||||||||
29 |
Электрическое поле. Напряженность электрического поля. |
1 |
1 |
18.12 |
||||||||
30 |
Потенциал и разность потенциалов электрического поля. Конденсатор. |
1 |
1 |
19.12 |
||||||||
31 |
Электрические явления в природе. Учёт и применение электризации на производстве и в быту. |
1 |
1 |
25.12 |
||||||||
32 |
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. |
1 |
1 |
26.12 |
||||||||
33 |
Сила тока. Амперметр. |
1 |
1 |
8.01 |
||||||||
34 |
Напряжение. Вольтметр. |
1 |
1 |
9.01 |
||||||||
35 |
Лабораторная работа №4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках. |
1 |
1 |
15.01 |
||||||||
36 |
Практическая работа3: Расчет силы тока и напряжения. |
1 |
1 |
16.01 |
||||||||
37 |
Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление проводника. Удельное сопротивление проводника. |
1 |
1 |
22.01 |
||||||||
38 |
Лабораторная работа №5. Проверка закона Ома для участка цепи. |
1 |
1 |
23.01 |
||||||||
39 |
Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. |
1 |
1 |
29.01 |
||||||||
40 |
Резистор и реостат. Последовательное и параллельное соединение проводников. |
1 |
1 |
30.01 |
||||||||
41 |
Лабораторная работа №6. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. |
1 |
1 |
5.02 |
||||||||
42 |
Работа и мощность электрического тока. |
1 |
1 |
6.02 |
||||||||
43 |
Лабораторная работа №7. Измерение работы и мощности электрического тока. |
1 |
1 |
12.02 |
||||||||
44 |
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. |
1 |
1 |
13.02 |
||||||||
45 |
Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. |
1 |
1 |
19.02 |
||||||||
46 |
Химическое действие электрического тока. (Закон Фарадея). |
1 |
1 |
20.02 |
||||||||
47 |
Практическая работа 4: Расчет электрических цепей |
1 |
1 |
26.02 |
||||||||
48 |
Контрольная работа №2.Электрические явления |
1 |
1 |
27.02 |
||||||||
Электромагнитные явления |
4 |
4 |
8 |
|||||||||
49 |
Постоянные магниты. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. |
1 |
1 |
5.03 |
||||||||
50 |
Лабораторная работа №8. Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей. |
1 |
1 |
6.03 |
||||||||
51 |
Практическая работа 5: Взаимодействия магнитов |
1 |
1 |
12.03 |
||||||||
52 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение |
1 |
1 |
13.03 |
||||||||
53 |
Действие магнитного поля на проводник с током. |
1 |
1 |
19.03 |
||||||||
54 |
Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. |
1 |
1 |
20.03 |
||||||||
55 |
Электромагнитная индукция. Генератор. Лабораторная работа №9. Сборка электромагнита и проверка его в действии. |
1 |
1 |
9.04 |
||||||||
56 |
Контрольная работа. №3. Электромагнитные явления |
1 |
1 |
10.04 |
||||||||
Световые явления |
6 |
4 |
10 |
|||||||||
57 |
Свет. Источники света. Звезда – Солнце. Закон прямолинейного распространения света Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения. |
1 |
1 |
16.04 |
||||||||
58 |
Отражение света. Законы отражения. Полное отражение. Зеркала плоские и сферические. Построение изображения в сферическом зеркале |
1 |
1 |
17.04 |
||||||||
59 |
Преломление света. Закон преломления света. |
1 |
1 |
23.04 |
||||||||
60 |
Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Изображения, даваемые линзой. |
1 |
1 |
24.04 |
||||||||
61 |
Глаз как оптическая система. Дефекты зрения и способы их исправления. Оптические приборы |
1 |
1 |
30.04 |
||||||||
62 |
Дисперсия света. Цвет и свет. |
1 |
1 |
1.05 |
||||||||
63 |
Лабораторная работа №10. Определение показателя преломления стекла. |
1 |
1 |
7.05 |
||||||||
64 |
Лабораторная работа №11. Получение изображений с помощью линзы |
1 |
1 |
8.05 |
||||||||
65 |
Практическая работа 6: Световые явления. |
1 |
1 |
14.05 |
||||||||
66 |
Контрольная работа. №4. Световые явления |
1 |
1 |
15.05 |
||||||||
67 |
Итоговая контрольная работа №5 |
1 |
1 |
21.05 |
||||||||
68 |
Анализ контрольной работы |
1 |
1 |
22.05 |
||||||||
Итого: |
45 |
23 |
68 |
Резервное время: 2 часа.
- данный материал можно рассматривать как проектную деятельность учащихся.