Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса (УМК В.Я. Коровиной)
Тематическое планирование уроков по литературе
на 2017-2018 учебный год
Класс 9
Учитель: Рыбакова Ольга Владимировна
Количество часов за год – 102 часа,
в неделю –3 часа
Количество тестов и контрольных работ – 11
УМК:
1. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»5-9 КЛАССЫ.
Пояснительная записка
Тематическое планирование по литературе составлено в соответствии с Примерной программой основного общего образования по литературе согласно Стандарту православного компонента для учебных заведений Российской Федерации, утвержденных Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в 2012 году, а также с учетом опыта преподавания этого предмета в Православной классической гимназии, начиная с 1995 года.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год в соответствии с учебным планом:
Примерное распределение учебных часов по разделам программы
Содержание |
Всего часов |
Количество тестов и контрольных работ |
Развитие речи |
Литература и ее роль в духовной жизни человека |
1 |
1 |
- |
Из русской литературы XIX века |
52 |
4 |
4 |
Из русской литературы ХХ века |
26 |
4 |
2 |
Из зарубежной литературы |
23 |
2 |
4 |
ИТОГО |
102 |
11 |
10 |
Цели обучения:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа;
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретацию произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностныерезультаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
-образную природу словесного искусства;
-психологизм художественной литературы;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателя;
- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства);
- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели; ,
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Тематический план обсужден на заседании кафедры учителей гуманитарных дисциплин.
Протокол № от 2017 г. Руководитель кафедры
№ |
Тема урока |
Элементы содержания |
Характеристика деятельности учащихся |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные УУД |
Сроки изуче-ния |
|||
1
|
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. |
Формирование стартовой мотивации к обучению. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
|
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Обобщение и систематизация полученных ранее знаний. |
Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
|
|
|||
2 |
«Вся жизнь - один чудесный миг». (Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина) |
Биография поэта. Составление тезисного плана. Просмотр презентации. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Воспитание общей культуры, любви и доброжелательности к людям, уважения к семейным ценностям. |
|
|||
3 |
«И в мой жестокий век восславил я свободу…» (Основные мотивы в лирике А.С.Пушкина. Патриотические и вольнолюбивые стихотворения) |
Мотив свободы и закона в оде «Вольность» (1817). История создания. Романтический идеал свободы в элегии «Погасло дневное светило» (1820). Чтение и анализ стихотворений. |
Постановка и решение учебной задачи. Участие в коллективном диалоге. |
Извлекают необходимую информацию по теме. Учатся владеть изученной терминологией по теме. |
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. |
|
|||
4 |
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…» (Пейзажная лирика А.С.Пушкина) |
Выразительное чтение и анализ стихотворений «Осень», «К морю», «Вновь я посетил…» |
Урок - постановка учебной задачи. Составление плана высказывания. Устный монологический ответ по плану. |
Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст. |
Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира. |
|
|||
5
|
«Печаль моя полна тобою…» (Любовная лирика А.С.Пушкина) |
Лирика дружбы и любви. Чтение и анализ стихотворений «19 октября 1825 года», «На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…» Нарастание трагизма и потребности гармонии в стихотворениях «Желание славы» (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Что в имени тебе моем…» (1830). |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. |
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. |
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. |
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Доброжелательное отношение к окружающим. |
|
|||
6 |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина. |
Сквозная тема русской поэзии. Чтение и анализ стихотворений «Памятник», «Пророк», «Эхо», «Поэт», «Поэту». |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. |
Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст. |
Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира. |
|
|||
7
|
Контрольная работа по лирике А.С.Пушкина. |
Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
8 - 9 |
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». |
Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). |
Вводный урок - постановка учебной задачи.Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. |
Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст. |
Уважение к истории, знакомство с общекультурным наследием. Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира. |
|
|||
10 |
Поэма «Цыганы». |
Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.Разрушение романтизма. |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного.Выделяют и формулируют проблему. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конеч-ного результата. |
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. |
Уважение к истории, знакомство с общекультурным наследием, уважение к прошлому своей страны. |
|
|||
11 |
Урок развития речи. Сочинение по поэзии А.С.Пушкина.Темы сочинений: 1. «…И неподкупный голос мой был эхо русского народа» 2. Как проявляется в поэзии Пушкина патриотизм поэта? 3. «К нему не зарастет народная тропа…» 4. А.С.Пушкин – певец русской природы 5. Мой Пушкин |
|
|||||||||
12 |
«Евгений Онегин» - самое задушевное произведение Пушкина». В.Г.Белинский |
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. |
Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Выделяют и формулируют проблему. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
|
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставлен-ными задача-ми. |
Уважение к истории. Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира. |
|
|||
13 - 14 |
«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». А.С.Пушкин Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. |
Комментированное чтение глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», беседа по содержанию, подбор цитат к образам героев. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Учатся выявлять, идентифици-ровать проблему, искать и оценивать альтернативные способы ее разрешения. |
Уважение личности и ее достоинства, уважение к прошлому своей страны. Понимание ценности человеческой личности. |
|
|||
15 |
Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной. «Они достойны друг друга. Они оба прекрасны». Г.А.Гуковский |
Выразительное чтение наизусть «Писем», анализ их содержания. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей |
Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам. |
|
|||
16 |
«Жизнь без смысла…» В.Г. Белинский о главном герое Онегине. Основные этапы жизни Евгения Онегина. |
Понятие «лишний человек». Отношение Евгения к окружающим, к природе. Что делает Онегина жизненно достоверным? Как Пушкин относится к своему герою? |
Формирование разных способов и форм действия и оценки. Обобщение и систематизация знаний. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Оценивают достигнутый результат. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции. |
Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
17 |
«Я так люблю Татьяну милую мою…» Татьяна — нравственный идеал Пушкина. |
Определение Пушкина «Татьяна – русская душою…» Женственность, искренность, нежность. Основные этапы жизни Татьяны. Характеристика образа главной героини. Выразительное чтение отрывков. |
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Обобщение и систематизация изученного. |
Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устноговысказыванияФормируют навыки самодиагностики. |
Уважение личности и ее достоинства. Понимание ценности человеческой личности. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
18 |
Изображение жизни столичного и поместного дворянства. |
«Энциклопедия русской жизни». Выразительное чтение отрывков. Анализ содержания. |
Формирование разных способов и форм действия и оценки. Обобщение и систематизация знаний. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Оценивают достигнутый результат. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
19 |
Лирические отступления в романе. Изображение русской природы. |
Выразительное чтение отрывков. Анализ содержания. Особенности пушкинских пейзажей. |
Урок - постановка учебной задачи.Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанном. Участие в коллективном диалоге. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Расширение эрудиции учащихся, воспитание эмоциональности, чувс-тваколлективизма в совместной работе. |
|
|||
20 |
Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
21 |
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвен-ники» — Ф. М. Достоевский; фило-софская критика начала XX века; писательские оценки). |
Конспектирование, составление тезисов. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. |
Любовь к родной литературе, истории, внимание к общечелове-ческим ценностям. |
|
|||
22 |
«Мой Пушкин» Тест. |
Урок-эпилог, завершающий изучение творчества А.С.Пушкина. Образ великого поэта в современной поэзии.
|
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формируют навыки самодиагностики. |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию. |
|
|||
23 |
Игра-викторина по роману «Евгений Онегин» |
Участвуют четыре команды. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формируют навыки самодиагностики. |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовер-шенствова-ию. |
|
|||
24 |
Урок развития речи.Контрольное сочинение. Темы: 1. Чацкий и Онегин. 2. «Онегин, добрый мой приятель…» (Отношение А.С.Пушкина к своему герою). 3. «А счастье было так возможно… 4. Татьяна и Онегин. Поединок долга и чувства. 5. Прав ли Белинский, назвав роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? 6. Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
|
|||||||||
25
|
М.Ю.Лермонтов – гордость и слава русской поэзии. |
Лекция о жизни и творчестве поэта. Просмотр презентации. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
26 |
«Люблю отчизну я…» Основные мотивы лирики Лермонтова. Тема патриотизма в лирике. |
Основные мотивы лирики Лермонтова. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Родина». |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст.
|
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодейст-вий.Формирование мотивации к самосовер-шенствованию. |
|
|||
27 |
Мятежный дух поэзии Лермонтова. |
Конфликт в лирическом произведении. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Парус», «Тучи», «И скучно и грустно» |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
28 |
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова. |
Выразительное чтение и анализ стихотворений «Поэт», «Смерть Поэта», «Пророк» |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам. |
|
|||
29 |
Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова. |
Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
30 |
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция. |
История создания произведения. Особенности жанра. Сюжет, композиция. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Составляют план и последователь-ность действий. |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Уважение к личности и ее достоинству. |
|
|||
31 |
«Странный человек» Печорин. |
Чтение и анализ главы «Бэла».Печорин и Максим Максимыч. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Составляют план и последователь-ность действий. |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Воспитание искренности и открытости. Уважение и внимание к общечеловеческим ценностям. |
|
|||
32 - 33 |
«Моя жизнь…цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». |
Чтение и анализ глав «Максим Максимыч» и «Тамань».Печорин и «ундина». Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Уважение к русской истории. Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
34 |
История жизни Печорина, написанная им самим. |
Чтение и анализ глав «Княжна Мери» и «Фаталист».Печорин и Вера. Печорин и Мери. Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. |
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию |
|
|||
35 |
Образ Печорина. Тест. |
Диспут. О нем: Максим Максимыч, Грушницкий, княжна Мери, Вера, доктор Вернер, автор. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
|
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставлен-нымизадачами. |
Понимание ценности человеческой личности. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
|
Домашнее сочинение по творчеству Лермонтова. Темы: 1. Чем нам близка поэзия Лермонтова? 2. Мятежный дух поэзии Лермонтова. 3. Родина и природа в изображении Лермонтова. 4. Онегин и Печорин – «лишние» люди. 5. Что я думаю о Печорине? |
||||||||||
36 |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. |
Лекция о жизни и творчестве писателя. Просмотр презентации. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему.Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
Определяют основную и второстепенную информацию. |
Умеют создавать связный текст. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Уважение к истории, к общекультурному наследию. |
|
|||
37 |
Н.В.Гоголь«Мертвые души». |
История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
|
Определяют основную и второстепен-нуюинформа-цию. |
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Уважение к истории, к общекультурному наследию. |
|
|||
38 |
«Портретные» главы поэмы Гоголя «Мертвые души». (Содержание 2-6 гл.) |
Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Приемы создания сатирического образа. Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Умеют создавать связный текст. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Освоение личностного смысла учиться. |
|
|||
39 |
«В городе NN». Губернское общество в изображении Гоголя. |
Знакомство с обитателями губернского города, их нравами и обычаями. |
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. |
Выделяют и формулируют проблему. Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
|
Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Уважение к русской истории, память о культурных и исторических событиях. |
|
|||
40 |
«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме. |
Образ Чичикова. Чтение диалогов в лицах. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Умеют делать анализ произведения, используя изученнуютерминоло-гию и полученные знания. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Уважение к истории, к общекультурному наследию. |
|
|||
41 |
Духовные смыслы в поэме Гоголя «Мертвые души».
|
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершенности поэмы.
|
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного. Умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. |
Определять цель выполнения заданий на уроке.
|
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Воспитание общей культуры, воспитание любви и доброжела-тельности к людям. |
|
|||
42 |
Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. |
Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
|
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Оценивают достигнутый результат. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
43 |
«В благодарной памяти народа». Судьба второго тома «Мертвых душ». Тест. |
Итоговый урок по творчеству Гоголя. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Определяют последователь-ностьпромежуточных целей с учетом конечного результата. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Воспитание общей культуры, любви и доброжелательности к людям, уважения к семейным ценностям. |
|
|||
44 - 45 |
А. Н. Островский. «Бедность не порок». |
Слово о писателе. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
|
Вводный урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге. |
Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. |
Самостоятельно формули-руютпознавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Уважение к прошлому своей страны. Воспитание общей культуры |
|
|||
46 |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. |
Слово о писателе. Составление тезисов. Просмотр презентации. |
Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста. |
Самостоятельно формули-руютпознавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира. |
|
|||
47 |
Повесть «Белые ночи».
|
Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). |
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного. Выделяют и формулируют проблему. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. |
Уважение к истории, к нравственности, к христианским ценностям. |
|
|||
48 |
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. |
Слово о писателе. Составление тезисов. Просмотр презентации. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Выделяют и формулируют проблему. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме. |
Гражданский патриотизм, уважение к прошлому своей страны. |
|
|||
49 |
Повесть «Юность».Формирование личности юного героя повести. Тест. |
Обзор содержания автобиографической трилогии.Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Коррекция знаний. |
Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Готовность к равноправному сотрудничеству. Формирование мотивации к самосовершенствованию.
|
|
|||
50 |
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Смерть чиновника». |
Слово о писателе. Просмотр презентации. Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
|
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выразительное чтение. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
|
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Уважение личности и ее достоинства. Умение видеть честь и бесчестие в людях. |
|
|||
51 |
Рассказ «Тоска». Тест. |
Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. |
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Обобщение и систематизация изученного.Коррекция знаний. |
Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Самостоятель-ноформулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Учатся выявлять, идентифици-ровать проблему, искать и оценивать альтернативные способы ее разрешения. |
Уважение личности и ее достоинства. Понимание ценности человеческой личности. |
|
|||
52-53 |
Из поэзии XIX века Беседа о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете |
Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
|
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге. |
Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.Умеют анализировать стихотворный текст. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания. Формируют навыки самодиагностики. |
Уважение к русской истории, литературе. |
|
|||
Домашнее сочинение: «Идейно-художественный анализ стихотворения на выбор» (Некрасова, Тютчева, Фета) |
|
||||||||||
54 |
Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
|
Обзор творчества русских писателей XX века. Составление тезисов. Просмотр презентаций. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Используют адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. |
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Доброжелательное отношение к окружающим. |
|
|||
55 - 56 |
М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». |
Слово о писателе. История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему. |
Планируют пути достижения целей, отбирают методы решения. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Уважение общечелове-ческих ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
57 |
Мастерство писателя. Тест. |
Чтение и анализ текста. Устный ответ на проблемный вопрос. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). |
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции. |
Уважение общечелове-ческих ценностей.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
|
|
|||
58 – 59 |
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». |
Слово о писателе. Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
|
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей |
Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам. |
|
|||
60 - 61 |
А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». |
Слово о писателе. Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).
|
Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.Оценивают достигнутый результат. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости. |
|
|||
62 |
Из русской поэзии XX века. Общий обзор. Поэзия Серебряного века. Вершинные явления русской поэзии XX века.
|
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Штрихи к портретам. Просмотр презентации. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Уважение общечеловеческих ценностей. Формирова-ние мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
63 - 64 |
А. А. Блок. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». |
Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.Коррекция знаний. |
Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения. |
Умеют анализировать стихотворный текст. Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагнос-тики |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
65 - 66 |
С. А. Есенин. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». |
Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Просмотр презентации. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Выделяют и формулируют проблему. |
Умеют анализировать стихотворный текст.Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам. |
|
|||
67 - 68 |
В. В. Маяковский. «Послушайте!» и другие стихотворения. |
Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений. |
Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Выделяют и формулируют познавательную цель. |
Умеют анализировать стихотворный текст. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
69 - 70 |
М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью — потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». |
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Выразительное чтение и анализ стихотворений. |
Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. |
Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. |
Умеют анализировать стихотворный текст. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
71 - 72 |
Н. А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». |
Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
|
Урок – постановка учебной задачи. Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. |
Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. |
Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
73 - 74 |
А. А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». |
Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
|
Урок – постановка учебной задачи. Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге.
|
Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст.
|
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию. |
|
|||
75 - 76 |
Б. Л. Пастернак. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…». |
Слово о поэте. Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
|
Устный или письменный ответ на вопрос. Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке. Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. |
Умеют анализировать стихотворный текст.
|
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции. |
Любовь к родной истории, внимание к общечеловеческим ценностям. |
|
|||
77
|
А. Т. Твардовский. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). |
Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). |
Решение учебной задачи – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке. Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. |
Умеют анализировать стихотворный текст.
|
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогичес-кой формами речи. |
Любовь к родной истории, внимание к общечеловеческим ценностям. |
|
|||
78 |
Контрольная работа по творчеству поэтов 20 века. |
Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
79 |
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». |
Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. Выступления учащихся. Просмотр презентаций. |
Вводный урок - постановка учебной задачи.Прослушивание аудиозаписей: эмоциональный отклик и выражение личного отношения. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания.Умеют создавать связный текст. |
Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологичес-кой и диалогичес-кой формами речи. |
Воспитание искренности и открытости. Уважение и внимание к общечеловеческим ценностям. |
|
|||
80 |
Из зарубежной литературы. Романтизм. Мировоззрение романтизма.
|
Расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Черты романтизма. Биография Байрона. «Байронический» герой. Просмотр презентации. |
Решение частных задач – осмысление и конкретизация.Обобщение и систематизация знаний. Участие в коллективном диалоге. |
Умеют выражать свои убеждения, аргументирован-но отстаивать свою позицию. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. |
|
|||
81 |
Д. Байрон «Чайльд Гарольд». |
Слово о создании поэмы. Образ автора в поэме. Комментированное чтение. Анализ содержания по вопросам. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Составляют план и последовательность действий. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Освоение общемирового культурного наследия. |
|
|||
82 |
Д. Байрон. Лирика.
|
Выразительное чтение и анализ стихотворений «Душа моя мрачна…», «Тех дней забыть мне не дано…», «Расставание». Поэзия Байрона в России в переводах В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, художественные средства, стихотворный размер. |
Умеют анализировать стихотворный текст.
|
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания. |
Освоение общемирового культурного наследия. |
|
|||
83 - 84 |
Романтическая сказка. Гофман. Гауф. Андерсен. Братья Гримм. Тест. |
Особенности жанра. Расцвет авторской сказки в эпоху романтизма. Причины обращения писателей к жанру сказки. Использование поэтики фольклорной сказки. |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Обобщение и систематизация знаний. |
Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
|
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Доброжелательное отношение к окружающим. |
|
|||
85 |
Урок развития речи. Пишем свою сказку. |
Творческий практикум. |
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Участие в коллективном диалоге. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания, создают связный текст. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Используют адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.Умеют создавать связный текст. |
Формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности. |
|
|||
86
|
Г. Гейне. Лирика.
|
Краткий рассказ о поэте. Переводы «Лорелеи» С.Маршака и В.Левика. Сравнительный анализ двух переводов. |
Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанном. Участие в коллективном диалоге. |
Выделяют и формулируют проблему. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Умеют анализировать стихотворный текст. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Пониманиеобщечелове-ческих ценностей. Освоение общемирового культурного наследия. |
|
|||
87 - 88 |
В. Скотт «Айвенго»
|
Краткий рассказ о писателе. Основоположник жанра исторического романа. Исторический роман. Конфликт, система образов. Переплетение политической и любовной интриги. Анализ эпизодов. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Работа в группах. |
Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции. |
Расширение эрудиции учащихся, воспитание эмоциональности, чувства коллективизма в совместной работе. |
|
|||
89 - 90 |
Французская литература XIX в. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
|
Слово о писателе. Тема нравственности и гуманизма в романе. Романтизм в романе. Система образов. Главные герои. Характеристика Эсмеральды, Квазимодо, Клода Фролло, Феба де Шатопера, Пьера Гренгуара. Приемы создания исторического колорита в романе. |
Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
|
Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Составляют план и последователь-ность действий. |
Развитие поисковойпознаватель- ной деятельности, монологичес-кой речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать, обобщать, анализиро-вать. |
Воспитание эмоциональ-ности, ; формирова-ниепознаватель-ной потребности, эстетического вкуса. |
|
|||
91 |
В. Гюго «Отверженные».
|
Этика Гюго в романе. Система образов. Главные герои Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина. |
Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют основную и второстепенную информацию. |
Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата. |
Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
|
Уважение к истории, к нравственности,к христианским ценностям. |
|
|||
92 |
В. Гюго «Человек, который смеется».
|
Романтические и демократические идеалы писателя. История Англии в эпоху царствования королевы Анны. Сюжет. Главные герои. Характеристика Урсуса, Гуинплена, Деи. |
Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирово-го культурного наследия. |
|
|||
93 |
О. Бальзак «Шагреневая кожа»
|
Слово о писателе. Философское содержание повести. Художественная специфика повести.Перерождение Рафаэля де Валантена. Социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Антитеза Полины и Феодоры. |
Урок - постановка учебной задачи.Составление плана высказывания. Устный монологичес-кий ответ по плану. |
Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.
|
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. |
Умеют создавать связный текст. |
Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирово-го культурного наследия. |
|
|||
94 |
О. Бальзак «Гобсек». Обзор.
|
Идейно-художественное содержание произведения. Образ миллионера-ростовщика. Итог жизни главного героя. |
Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирового культурного наследия. |
|
|||
95
|
Стендаль «Красное и черное».Обзор.
|
Слово о писателе. Психологический роман как следствие активного наблюдения за жизнью современников. Сюжет романа. Выбор между долгом и счастьем. Выборочный анализ эпизодов ч.1,гл.5; ч.1, гл.9. Художественные детали портрета, формирующие читательское отношение к Жюльену Сорелю (ч.1,гл.4). Внутренняя сила главного героя. |
Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. |
Выделяют и формулируют проблему.Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
Определяют основную и второстепенную информацию. |
Умеют создавать связный текст |
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодейст-вий.Уважение к истории, к общекультур-ному наследию. |
|
|||
96 |
А. Доде. Обзор творчества. «Евангелистка», «Тартарен из Тараскона»
|
Слово о писателе. Выступления учащихся с докладами. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Освоение личностного смысла учиться. |
|
|||
97
|
Г. Флобер «Саламбо». Обзор.
|
Поэтика исторического романа. Общность исторически достоверного изображения Карфагена с главным конфликтом современности. Главные герои романа – Саламбо и Мато. |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания |
Уважение к мировой истории. Доброжела-тельное отношение к окружающим. |
|
|||
98 - 99 |
П. Мериме «Кармен»
|
Слово о писателе. Жанр новеллы. Взаимосвязь романтического и реалистического направлений. Мелодрама или трагедия? |
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. |
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Составляют план и последовательность действий. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Уважение к личности и ее достоинству. |
|
|||
100 |
Ж. Санд. А. Дюма.Обзор творчества.
|
Слово о писателях. Выступления учащихся с докладами. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. |
Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. |
Освоение личностного смысла учиться. |
|
|||
101 |
Контрольная работа по зарубежной литературе. |
Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода произведения. |
Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. |
Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. |
Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают достигнутый результат. |
Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики |
Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию. |
|
|||
102 |
Игра – викторина по зарубежной литературе. |
||||||||||