12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Урок литературы»

 

                     Тематическое планирование уроков по литературе

 

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

Класс 9

Учитель: Рыбакова Ольга Владимировна

Количество часов за год – 102 часа,

в неделю –3 часа

Количество тестов и контрольных работ – 11

 

 УМК:

 1. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»5-9 КЛАССЫ.

 

Пояснительная записка

            Тематическое планирование по литературе  составлено в соответствии с Примерной программой  основного общего образования по литературе согласно Стандарту православного компонента для учебных заведений Российской Федерации, утвержденных Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в 2012 году, а также с учетом опыта преподавания этого предмета в Православной классической гимназии, начиная с 1995 года.

                        Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год в соответствии с учебным планом:

 

Примерное распределение учебных часов по разделам программы

Содержание

Всего часов  

Количество тестов и контрольных работ

Развитие речи

Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

1

-

Из русской литературы XIX века

52

4

4

Из русской литературы ХХ века

26

4

2

Из зарубежной литературы

23

2

4

ИТОГО

102

11

10

Цели обучения:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа;

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретацию произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностныерезультаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные результаты:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-образную природу словесного искусства;

-психологизм художественной литературы;   

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

-определять идейную и эстетическую позицию писателя;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателя;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художествен­ное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное  ­своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;         ,

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, ­журналы, автобиографии и т.п.;

-использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

  

 Тематический план обсужден на заседании кафедры учителей гуманитарных дисциплин.

Протокол №         от               2017 г.                                       Руководитель кафедры

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Сроки изуче-ния

1

 

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы.

Формирование стартовой мотивации к обучению.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 

 

2

«Вся жизнь - один чудесный миг». (Очерк жизни и творчества А.С.Пушкина)

Биография поэта.

Составление тезисного плана.

Просмотр презентации.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Воспитание общей культуры, любви и доброжелательности  к людям, уважения к семейным ценностям.

 

3

«И в мой жестокий век восславил я свободу…» (Основные мотивы в лирике А.С.Пушкина. Патриотические и вольнолюбивые стихотворения)

Мотив свободы и закона в оде «Вольность» (1817). История создания.

Романтический идеал свободы в элегии «Погасло дневное светило» (1820).

Чтение и анализ стихотворений.

Постановка и решение учебной задачи.

Участие в коллективном диалоге.

Извлекают необходимую информацию по теме. Учатся владеть изученной терминологией по теме.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

 

4

«И с каждой осенью я расцветаю вновь…» (Пейзажная лирика А.С.Пушкина)

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Осень», «К морю», «Вновь я посетил…»

Урок - постановка учебной задачи. Составление плана высказывания.

Устный монологический ответ по плану.

Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.

 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст.

Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

 

5

 

«Печаль моя полна тобою…» (Любовная лирика А.С.Пушкина)

Лирика дружбы и любви. Чтение и анализ стихотворений «19 октября 1825 года», «На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…»

Нарастание трагизма и потребности гармонии в стихотворениях «Желание славы» (1825), «Не пой, красавица, при мне…» (1828), «Что в имени тебе моем…» (1830).

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют адекватные языковые средства для выражения своих  мыслей.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Доброжелательное отношение к окружающим. 

 

6

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

Сквозная тема русской поэзии.

Чтение и анализ стихотворений «Памятник», «Пророк», «Эхо», «Поэт», «Поэту».

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге.

Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.

 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст.

Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

 

7

 

Контрольная работа по лирике А.С.Пушкина.

Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

8

-

9

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства».

Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Вводный урок - постановка учебной задачи.Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге.

Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.

 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют создавать связный текст.

Уважение к истории, знакомство с общекультурным наследием. Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

 

10

Поэма «Цыганы».

Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.Разрушение романтизма.

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного.Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конеч-ного результата.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме.

Уважение к истории, знакомство с общекультурным наследием, уважение к прошлому своей страны.

 

 

11

Урок развития речи.

Сочинение по поэзии А.С.Пушкина.Темы сочинений:

1.       «…И неподкупный голос мой был эхо русского народа»

2.       Как проявляется в поэзии Пушкина патриотизм поэта?

3.       «К нему не зарастет народная тропа…»

4.       А.С.Пушкин – певец русской природы

5.       Мой Пушкин

 

12

«Евгений Онегин» - самое задушевное произведение Пушкина».

В.Г.Белинский

Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа.

Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Выделяют и формулируют проблему.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставлен-ными задача-ми.

Уважение к истории. Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

 

13

-

14

«Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

А.С.Пушкин

Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина.

Комментированное чтение глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», беседа по содержанию, подбор цитат к образам героев.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифици-ровать проблему, искать и оценивать альтернативные способы  ее разрешения. 

Уважение личности и ее достоинства, уважение к прошлому своей страны. Понимание ценности человеческой личности.

 

15

Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной. «Они достойны друг друга. Они оба прекрасны». Г.А.Гуковский

Выразительное чтение наизусть «Писем», анализ их содержания.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам.

 

16

«Жизнь без смысла…»

В.Г. Белинский о главном герое Онегине.

Основные этапы жизни Евгения Онегина.

Понятие «лишний человек».

Отношение Евгения к окружающим, к природе. Что делает Онегина жизненно достоверным? Как Пушкин относится к своему герою?

Формирование разных способов и форм действия  и оценки. Обобщение и систематизация знаний.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.

Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости.

 

17

«Я так люблю Татьяну милую мою…»

Татьяна — нравственный идеал Пушкина.

Определение Пушкина «Татьяна – русская душою…» Женственность, искренность, нежность. Основные этапы жизни Татьяны.

Характеристика образа главной героини.

Выразительное чтение отрывков.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Обобщение и систематизация изученного.

Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устноговысказыванияФормируют навыки самодиагностики.

Уважение личности и ее достоинства. Понимание ценности человеческой личности. Воспитание искренности и открытости.

 

18

Изображение жизни столичного и поместного дворянства.

«Энциклопедия русской жизни». Выразительное чтение отрывков. Анализ содержания.

Формирование разных способов и форм действия  и оценки. Обобщение и систематизация знаний.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости.

 

19

Лирические отступления в романе. Изображение русской природы.

Выразительное чтение отрывков. Анализ содержания. Особенности пушкинских пейзажей.

Урок - постановка учебной задачи.Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанном. Участие в коллективном диалоге.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Расширение эрудиции учащихся, воспитание эмоциональности, чувс-тваколлективизма в совместной работе.

 

20

Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия).

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

21

Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский,

Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвен-ники» — Ф. М. Достоевский; фило-софская критика начала XX века; писательские оценки).

Конспектирование, составление тезисов.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения  и делать выбор.

Любовь к родной литературе, истории, внимание к общечелове-ческим ценностям.

 

22

«Мой Пушкин»

Тест.

Урок-эпилог, завершающий изучение творчества А.С.Пушкина. Образ великого поэта в современной поэзии.

 

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формируют навыки самодиагностики.

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию.

 

23

Игра-викторина по роману «Евгений Онегин»

Участвуют четыре команды.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формируют навыки самодиагностики.

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовер-шенствова-ию.

 

24

Урок развития речи.Контрольное сочинение.

Темы:

1.       Чацкий и Онегин.

2.       «Онегин, добрый мой приятель…» (Отношение А.С.Пушкина к своему герою).

3.       «А счастье было так возможно…

4.       Татьяна и Онегин. Поединок долга  и чувства.

5.       Прав ли Белинский, назвав роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

6.       Мои любимые страницы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

 

25

 

М.Ю.Лермонтов – гордость и слава русской поэзии.

Лекция о жизни и творчестве поэта.

Просмотр презентации.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия).

Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

26

«Люблю отчизну я…» Основные мотивы лирики Лермонтова. Тема патриотизма в лирике.

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Выразительное чтение и анализ стихотворения «Родина».

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. 

Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст.

 

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодейст-вий.Формирование мотивации к самосовер-шенствованию.

 

27

Мятежный дух поэзии Лермонтова.

Конфликт в лирическом произведении. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Парус», «Тучи», «И скучно и грустно»

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. 

Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

28

Тема поэта и поэзии в творчестве

М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Поэт», «Смерть Поэта», «Пророк»

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам.

 

29

Контрольная работа по лирике

М.Ю. Лермонтова.

Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

30

Роман

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция.

История создания произведения.

Особенности жанра. Сюжет, композиция. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Составляют план и последователь-ность действий.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Уважение к личности и ее достоинству. 

 

31

«Странный человек» Печорин.

Чтение и анализ главы «Бэла».Печорин и Максим Максимыч.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Составляют план и последователь-ность действий.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Воспитание искренности и открытости.

Уважение и внимание к общечеловеческим ценностям.

 

32

-

33

«Моя жизнь…цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Чтение и анализ глав «Максим Максимыч» и «Тамань».Печорин и «ундина».

Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Уважение к русской истории. Доброжела-тельное отношение к окружающим. 

 

34

 История жизни Печорина, написанная им самим.

Чтение и анализ глав «Княжна Мери» и «Фаталист».Печорин и Вера. Печорин и Мери. Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных  задач.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию

 

35

Образ Печорина.   Тест.

Диспут. О нем: Максим Максимыч, Грушницкий, княжна Мери, Вера, доктор Вернер, автор.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставлен-нымизадачами.

Понимание ценности человеческой личности. Воспитание искренности и открытости.

 

 

Домашнее сочинение по творчеству Лермонтова.

Темы:

1.       Чем нам близка поэзия Лермонтова?

2.       Мятежный дух поэзии Лермонтова.

3.       Родина и природа в изображении Лермонтова.

4.       Онегин и Печорин – «лишние» люди.

5.       Что я думаю о Печорине?

36

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Лекция о жизни и творчестве писателя. Просмотр презентации.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Умеют создавать связный текст. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Уважение к истории, к общекультурному наследию.

 

37

Н.В.Гоголь«Мертвые души».

История создания. Смысл названия поэмы. Система образов.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему. Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

 

Определяют основную и второстепен-нуюинформа-цию.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

 Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Уважение к истории, к общекультурному наследию.

 

38

«Портретные» главы поэмы Гоголя «Мертвые души». (Содержание 2-6 гл.)

Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Приемы создания сатирического образа. Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин.

Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют создавать связный текст. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Освоение личностного смысла учиться.

 

39

«В городе NN». Губернское общество в изображении Гоголя.

Знакомство с обитателями губернского города, их нравами и обычаями.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных  задач.

Выделяют и формулируют проблему. Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

 

Определяют последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Уважение к русской истории, память о культурных и исторических событиях.

 

40

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме.

Образ Чичикова. Чтение диалогов в лицах. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют делать анализ произведения, используя изученнуютерминоло-гию и полученные знания.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Уважение к истории, к общекультурному наследию.

 

41

Духовные смыслы в поэме Гоголя «Мертвые души».

 

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавер­шенности поэмы.

 

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного. Умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Определять цель выполнения заданий на уроке.

 

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Воспитание общей культуры, воспитание любви и доброжела-тельности  к людям.

 

42

Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.

Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

 

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости.

 

43

«В благодарной памяти народа».

Судьба второго тома «Мертвых душ». 

Тест.

Итоговый урок по творчеству Гоголя.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Определяют последователь-ностьпромежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Воспитание общей культуры, любви и доброжелательности  к людям, уважения к семейным ценностям.

 

44

-

45

А.  Н. Островский.

«Бедность не порок».

Слово о писателе.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя      положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

 

Вводный урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге.

Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Самостоятельно формули-руютпознавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Уважение к прошлому своей страны. Воспитание общей культуры

 

46

Ф. М. Достоевский.

Жизнь и творчество.

Слово о писателе.

Составление тезисов.

Просмотр презентации.

Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему. Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Самостоятельно формули-руютпознавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира.

 

47

Повесть «Белые ночи».

 

Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Извлекают необходимую информацию из прослушанного. Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме.

Уважение к истории, к нравственности, к христианским ценностям.

 

48

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество.

Слово о писателе.

Составление тезисов.

Просмотр презентации.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов. Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме.

Гражданский патриотизм, уважение к прошлому своей страны.

 

49

Повесть «Юность».Формирование личности юного героя повести.                           Тест.

Обзор содержания автобиографической три­логии.Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Коррекция знаний.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Готовность к равноправному сотрудничеству. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

 

50

А. П. Чехов. Жизнь и творчество.

Рассказ «Смерть чиновника».

Слово о писателе.

Просмотр презентации. Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века.

Истинные и ложные ценности героев рассказа.

 

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выразительное чтение.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Уважение личности и ее достоинства.

Умение видеть честь и бесчестие в людях.

 

51

Рассказ «Тоска».            Тест.

Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Обобщение и систематизация изученного.Коррекция знаний.

Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Самостоятель-ноформулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифици-ровать проблему, искать и оценивать альтернативные способы  ее разрешения. 

Уважение личности и ее достоинства. Понимание ценности человеческой личности.

 

52-53

Из поэзии XIX века

Беседа о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете

Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Участие в коллективном диалоге.

Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.Умеют анализировать стихотворный текст.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания. Формируют навыки самодиагностики.

Уважение к русской истории, литературе.

 

Домашнее сочинение:

«Идейно-художественный анализ стихотворения на выбор» (Некрасова, Тютчева, Фета)

 

54

Из  русской  прозы   XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

 

Обзор творчества русских писателей XX века.

Составление тезисов. Просмотр презентаций.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Используют адекватные языковые средства для выражения своих  мыслей.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Доброжелательное отношение к окружающим.

 

55

-

56

М. А. Булгаков.  Повесть «Собачье сердце».

Слово о писателе.

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Планируют пути достижения целей, отбирают методы решения.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Уважение общечелове-ческих ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

57

Мастерство писателя. Тест.

 Чтение и анализ текста. Устный ответ на проблемный вопрос.

Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.

Уважение  общечелове-ческих ценностей.Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 

 

58 –

59

М. А. Шолохов.  Рассказ «Судьба человека».

Слово о писателе.

Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

 

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам.

 

60

-

61

А. И. Солженицын.  Рассказ «Матренин двор».

Слово о писателе.

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

 

Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ориентация в особенностях социальных отношений. Воспитание искренности и открытости.

 

62

Из русской  поэзии XX века. Общий обзор. Поэзия Серебряного века. Вершинные явления русской поэзии XX века.

 

 

Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

Штрихи  к портретам.

Просмотр презентации.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Уважение  общечеловеческих ценностей. Формирова-ние мотивации к самосовершенствованию.

 

63

-

64

А. А. Блок.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».

Слово о поэте.

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.Коррекция знаний.

Определяют основную и второстепенную информацию. Умеют делать выводы и обобщения.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Представление результатов самостоятельной работы. Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагнос-тики

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

65

-

66

С. А. Есенин.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».

Слово о поэте.

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Просмотр презентации.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Выделяют и формулируют проблему.

Умеют анализировать стихотворный текст.Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Понимание ценности человеческой личности. Пробуждение стремлений к благородным поступкам.

 

67

-

68

В. В. Маяковский. «Послушайте!» и другие стихотворения.

Слово о поэте.

Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Умеют анализировать стихотворный текст.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

69

-

70

М. И. Цветаева.

«Идешь,   на  меня  похожий…»,   «Бабушке»,   «Мне  нра­вится,  что вы больны не мной…»,  «С большою нежностью — потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».

Слово о поэте.

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Урок - постановка учебной задачи. Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства.

Умеют анализировать стихотворный текст.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

71

-

72

Н. А. Заболоцкий.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст».

Слово о поэте.

Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

 

Урок – постановка учебной задачи. Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

73

-

74

А. А. Ахматова.  Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени».

Слово о поэте.

Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

 

Урок – постановка учебной задачи. Решение учебной задачи – поиск и открытие нового способа действия. Участие в коллективном диалоге.

 

Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства. Умеют синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Умеют выполнять учебные действия, строить алгоритм ответа, работать самостоятельно Умеют анализировать стихотворный текст.

 

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Формирование мотивации к самосовер-шенствованию.

 

75

-

76

Б. Л. Пастернак.  «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест…».

Слово о поэте.

Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

 

Устный или письменный ответ на вопрос. Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.

Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства.

Умеют анализировать стихотворный текст.

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.

Любовь к родной истории, внимание к общечеловеческим ценностям.

 

77

 

А. Т. Твардовский. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы).

Слово о поэте.

Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм.

Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Решение учебной задачи – осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке. Умеют выразительно читать стихотворный текст, определять его тему, стихотворный размер, основную мысль, художественные средства.

Умеют анализировать стихотворный текст.

 

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогичес-кой формами речи.

Любовь к родной истории, внимание к общечеловеческим ценностям.

 

78

Контрольная работа по творчеству поэтов 20 века.

Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ лирического произведения.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

79

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...».

Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Выступления  учащихся. Просмотр презентаций.

Вводный урок - постановка учебной задачи.Прослушивание аудиозаписей: эмоциональный отклик и выражение личного отношения.

Самостоятельно формулируют познавательную

цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания.Умеют создавать связный текст.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологичес-кой и диалогичес-кой формами речи.

Воспитание искренности и открытости.

Уважение и внимание к общечеловеческим ценностям.

 

80

Из зарубежной литературы.

Романтизм. Мировоззрение романтизма.

 

Расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Черты романтизма. Биография Байрона. «Байронический» герой. Просмотр презентации.

Решение частных задач – осмысление и конкретизация.Обобщение и систематизация знаний. Участие в коллективном диалоге.

Умеют выражать свои убеждения, аргументирован-но отстаивать свою позицию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

 

81

Д. Байрон «Чайльд Гарольд».

Слово о создании поэмы. Образ автора в поэме. Комментированное чтение. Анализ содержания по вопросам.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Освоение общемирового культурного наследия. 

 

82

Д. Байрон. Лирика.

 

Выразительное чтение и анализ стихотворений «Душа моя мрачна…», «Тех дней забыть мне не дано…», «Расставание».

Поэзия Байрона в России в переводах В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, художественные средства, стихотворный размер.

Умеют анализировать стихотворный текст.

 

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания.

Освоение общемирового культурного наследия. 

 

83

-

84

Романтическая сказка. Гофман. Гауф. Андерсен. Братья Гримм.

Тест.

Особенности жанра. Расцвет авторской сказки в эпоху романтизма. Причины обращения писателей к жанру сказки. Использование поэтики фольклорной сказки.

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

Обобщение и систематизация знаний.

Выделяют и формулируют проблему.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

 

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Доброжелательное отношение к окружающим.

 

85

Урок развития речи.

Пишем свою сказку.

Творческий практикум.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. Участие в коллективном диалоге.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания, создают связный текст.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Используют адекватные языковые средства для выражения своих  мыслей.Умеют создавать связный текст.

Формирование мотивации к индивидуальной  творческой деятельности.

 

86

 

 

Г. Гейне. Лирика.

 

Краткий рассказ о поэте. Переводы «Лорелеи» С.Маршака и В.Левика. Сравнительный анализ двух переводов.

Выразительное чтение: эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанном. Участие в коллективном диалоге.

Выделяют и формулируют проблему.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Умеют анализировать стихотворный текст.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Пониманиеобщечелове-ческих ценностей. Освоение общемирового культурного наследия.

 

87

-

88

В. Скотт «Айвенго»

 

Краткий рассказ о писателе. Основоположник жанра исторического романа. Исторический роман. Конфликт, система образов. Переплетение политической и любовной интриги. Анализ эпизодов.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Работа в группах.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции.

Расширение эрудиции учащихся, воспитание эмоциональности, чувства коллективизма в совместной работе.

 

89

-

90

Французская литература XIX в.

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

 

Слово о писателе. Тема нравственности и гуманизма в романе. Романтизм в романе. Система образов. Главные герои. Характеристика Эсмеральды, Квазимодо, Клода Фролло, Феба де Шатопера, Пьера Гренгуара.                   Приемы создания исторического колорита в романе.

Урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

 

Извлекают необходимую информацию из прослушанного на уроке.Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Составляют план и последователь-ность действий.

Развитие поисковойпознаватель-

ной деятельности, монологичес-кой речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать, обобщать, анализиро-вать.

Воспитание эмоциональ-ности,  ; формирова-ниепознаватель-ной потребности,  эстетического вкуса.

 

91

В. Гюго «Отверженные».

 

Этика Гюго в романе. Система образов. Главные герои  Жан Вальжан, Козетта, Гаврош, Фантина.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют основную и второстепенную информацию.

Определяют последователь-ностьпромежуточ-ных целей с учетом конечного результата.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

 

Уважение к истории, к нравственности,к христианским ценностям.

 

92

В. Гюго «Человек, который смеется».

 

Романтические и демократические идеалы писателя. История Англии в эпоху царствования королевы Анны. Сюжет.  Главные герои. Характеристика Урсуса, Гуинплена, Деи.

Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в  письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирово-го культурного наследия.

 

93

О. Бальзак «Шагреневая кожа»

 

Слово о писателе. Философское содержание повести. Художественная специфика повести.Перерождение Рафаэля де Валантена. Социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Антитеза Полины и Феодоры.

Урок - постановка учебной задачи.Составление плана высказывания.

Устный монологичес-кий ответ по плану.

Выделяют и формулируют проблему.Делают выводы, перерабатывают информацию.

 

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии

с ней.

Умеют создавать связный текст.

Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирово-го культурного наследия.

 

94

О. Бальзак «Гобсек». Обзор.

 

Идейно-художественное содержание произведения. Образ миллионера-ростовщика. Итог жизни главного героя.

Урок - постановка учебной задачи.Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в  письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Понимание общечелове-ческих ценностей. Освоение общемирового культурного наследия.

 

95

 

 

Стендаль «Красное и черное».Обзор.

 

Слово о писателе. Психологический роман как следствие активного наблюдения за жизнью современников. Сюжет романа. Выбор между долгом и счастьем. Выборочный анализ эпизодов ч.1,гл.5; ч.1, гл.9. Художественные детали портрета, формирующие читательское отношение к Жюльену Сорелю (ч.1,гл.4). Внутренняя сила главного героя.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.Умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Умеют создавать связный текст

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодейст-вий.Уважение к истории, к общекультур-ному наследию.

 

96

А. Доде. Обзор творчества.  «Евангелистка», «Тартарен из Тараскона»

 

Слово о писателе. Выступления учащихся с докладами.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Освоение личностного смысла учиться.

 

97

 

Г. Флобер «Саламбо». Обзор.

 

Поэтика исторического романа. Общность исторически достоверного изображения Карфагена с главным конфликтом современности. Главные герои романа – Саламбо и Мато.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Уважение к мировой истории. Доброжела-тельное отношение к окружающим.

 

98

-

99

П. Мериме «Кармен»

 

Слово о писателе. Жанр новеллы. Взаимосвязь романтического и реалистического направлений. Мелодрама или трагедия?

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Составляют план и последовательность действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Уважение к личности и ее достоинству.

 

100

Ж. Санд. А. Дюма.Обзор творчества.

 

Слово о писателях. Выступления учащихся с докладами.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Освоение личностного смысла учиться.

 

101

Контрольная работа по зарубежной литературе.

Проверка знаний учащихся по теме. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода произведения.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Представление результатов самостоятельной работы.Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют обобщать и применять полученные знания. Формировать навыки самодиагностики

Воспитание ответственности и креативности. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

 

102

Игра – викторина по зарубежной литературе.

                       

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.