12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Татьяна Васильевна62
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Шахтёрск

Управление образования администрации города Шахтёрска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шахтёрская средняя школа №4»


 

Календарно-тематическое планирование

по литературе

для обучающихся 9-х классов

общеобразовательных организаций

на 2018-2019 учебный год


 

Составитель учитель русского языка

Артеменко Татьяна Васильевна
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе ГОС основного общего образования 2018 года, программы по литературе для 5-9(Литература: 5-9 кл: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 4-е изд. доп. и перер. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.)и учебника: Литература: 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский] / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016.

Основной целью изучения литературы в школе является формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Ведущие принципы современного литературного образования:

принцип «читателецентричности» (или читательской направленности обучения);

принцип направленности на понимание;

принцип коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла;

принципе деятельностного контекста обучения;

принцип диалогичности.

Изучение литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В 9 классе программный материал призван не только подытожить приобретенные знания, умения и навыки учащихся, но и способствовать постижению наиболее существенных сторон литературного процесса, осмыслению творчества отдельного писателя в историко-литературном контексте. Это период интенсивного накопления знаний, представлений, первоначальных обобщений о природе словесного искусства. Постепенное рассмотрение содержания и формы произведения формирует понимание общей концепции анализа. Активизируются возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуются нравственно-эстетические и эмоциональные линии анализа текста, создается чувство перспективы, что содействует формированию концептуального подхода к изучению художественных текстов. Существенной для данного этапа работы с учащимися является возможность использования теоретико-литературных понятий, а также постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка.

В содержание примерной программы этого класса входят художественные произведения и историко-литературные явления, начиная с античности и до современной литературы включительно, что дает возможность учащимся обобщить и систематизировать представление об этапах и тенденциях развития мирового литературного процесса. Программа для 9 класса предусматривает темы монографические (посвященные творчеству одного писателя) и обзорные (кратко характеризующие обширный историко-литературный материал, дающие представления об определенном этапе и явлении в развитии литературы). Курс литературы этого класса строится на историко-литературной основе, рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе и организован с учетом возможной допрофильной подготовки учащихся.

Требования к результатам освоения курса «Литература» по программам основного общего образования:

осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом и этическими установками, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие культурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

знание содержания произведений русской классической и современной литературы, литературы родного края, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование мировой литературы;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Цели изучения предмета «Литература» в 9 классе

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения предмета «Литература» в 9 классе:

ознакомление с ведущими направлениями русской литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) и творчеством их представителей;

формирование системных представлений о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

обучение самостоятельному анализу лирического произведения, эпизода из эпического и драматического произведения; сопоставлению образов;составлению устной и письменной характеристики героев (индивидуальной, сравнительной, групповой) изучаемого произведенияи обобщающей характеристике произведения;

развитиеобщеучебных навыков: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

авторов, названия прочитанных произведений;

общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;

сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;

тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.

Учащиеся должны уметь:

правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;

определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;

владеть различными видами пересказа;

давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;

составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;

обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;

сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;

строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;

участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;

составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;

самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;

писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;

подготовить сообщение, реферат Литература – учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Главная цель литературного образования – развитие гуманитарной культуры и творческих способностей учащихся, воспитание в них мировоззренческих ориентаций, формирование умения самостоятельно знакомиться с произведениями искусства слова и сознательно воспринимать воплощенные в них эстетические, духовные ценности.

Объектом изучения в литературе является художественное произведение, его эстетическая природа и духовно-этическая сущность, что и предопределяет организациюурока литературы.

На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

В центре внимания на занятиях по литературе – анализ и интерпретация художественного произведения, однако целесообразно, где это возможно, привлекать разные контексты литературного процесса (литературные школы, течения, направления, связи между национальными литературами) и культурно-исторического развития. Учитель должен четко определить основные и фоновые знания, подобрать родственные факты в других видах искусства, обеспечить необходимый минимум теоретико-литературных знаний.

Ознакомление учащихся с разными контекстами, теоретико-литературными понятиями и компаративными связями является лишь дополнительным средством учителя для раскрытия своеобразия и этического смысла произведения. Преимущество предоставляется анализу поэтики и концепции текста с целью дальнейшей интеграции полученных знаний в духовный мир учащихся.

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, осознание русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащихся. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

на литературную тему по одному или нескольким источникам.

Используемые технологии обучения

В обучении планируется использовать следующие образовательные технологии: РКМ (развитие критического мышления); эвристического обучения А. Хуторского; ТРИЗ; здоровьесбережения; поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного подхода в обучении; исследовательской деятельности; создания творческих проектов; личностно-ориентированного обучения; проблемного обучения; развития творческих способностей; ИКТ; педагогики сотрудничества; самодиагностики результатов обучения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебная тема

Общее к-во

часов

Распределение учебных часов по темам

Изучение

произведений

УРР

Вн. чт.

ЛРК

КС

ТКР

1

ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

7

5

   

1

1

 

2

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

11

8

1(у)

1

   

1

3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. В.А. Жуковский. А.С. Грибоедов

10

9

     

1

 

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С. Пушкин («Евгений Онегин»)

16

14

1 (п)

     

1

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю. Лермонтов

10

8

1(п)

 

1

   

6

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Н.В. Гоголь

9

8

     

1

 

7

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.Н. Островский. Ф.М. Достоевский. А.П. Чехов

9

7

 

1

   

1

8

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Из русской поэзии XX века

10

9

 

1

     

9

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. Из русской прозы XX века

9

8

       

1

10

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

8

7

1 (у)

       

ИТОГО

99

83

         

 

III. Календарно-тематическое планирование

уро-

ка

Дата

ТЕМА УРОКА

Примечания

план

факт

I четверть

Тема 1 (7 ч.) ВВЕДЕНИЕ. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. (5ч+1КС+1ЛРК)

1

6.09

 

ВВЕДЕНИЕ Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Соотношение мировой и русской литератур. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Т.л. Литература как искусство слова (углубление представлений). Понятие об истории литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Литературный процесс. Историко-литературный процесс. Мировая (всемирная) литература. Национальная литература. Художественная литература. Словесный образ. Культурный диалог.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя

Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения

Предметные: Учащийся освещает специфику литературы как искусства слова, её место среди других видов искусств; даёт общую характеристику историко-литературного процесса; раскрывает сущность понятия история литературы; объясняет соотношение мировой и русской литератур; раскрывает значение литературы для познания мира и своего "Я"; определяет особенности творческого диалога с текстом художественного произведения; осознает роль чтения в изучении литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; развивает умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; совершенствует навыки смыслового чтения

2

7.09

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Значение введения христианства на Руси для развития образования и искусства. Переводная церковная литература. Переводная светская литература: сборники афоризмов («Пчела»), естественнонаучные произведения («Шестоднев»), исторические хроники и повести («Александрия»).

Оригинальная светская литература. Выдающиеся памятники древнерусской письменности: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати», Иллариона, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Поучение Владимира Мономаха» и другие. Основные периоды развития древнерусской литературы. Т.л. Система жанров древнерусской литературы. Богослужебная литература и ее жанры. Воинские повести. Хождения, Жития. Канон. Периоды развития древнерусской литературы.

 

3

10.09

 

«Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». Построение, поэтический язык «Слова…» Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Т.л. Слово как жанр древнерусской литературы.

 

4

13.09

 

Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Т.л. Единство содержания и формы художественного произведения. Ритмическая проза.

наизусть

5

14.09

 

Голос автора, патриота и гражданина. Т.л. Личность автора в произведении.

 

6

17.09

 

Р.р.№1. Контрольное сочинение №1. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве..»

 

7

20.09

 

Анализ контрольного сочинения

Литература родного края №1. Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей донецкого края. «Повесть о битве на реке Калке». Борис Ластовенко. «Побег князя Игоря из половецкого плена». И.А. Бойко «Дружины князя Игоря близ Святогорска». Ю. Сафонов «Загадки седой Каялы». Н. Колодяжный «Так где же ты, река Каяла?», «Шла дружина в степь». М. Ртищев «Плач Ярославны» и др. Анатолий Кибирев «Слово – песнь потомка Бояна».

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа; воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

Метапредметные: развитие умений использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе

Предметные: Учащийся называет отличительные особенности древнерусской литературы (историзм, познавательный и поучительный характер, анонимность, связь с фольклором; рукописная форма); объясняет значение введения христианства на Руси для развития образования, литературы и искусства; называет образцы переводной и оригинальной древнерусской литературы; знает жанры древнерусской литературы, периоды, которые прошла в своем развитии древнерусская литература; составляет подробный план текста, пересказывает с его помощью статью учебника; осуществляет смысловой и эстетический анализ текста; читает и комментирует фрагменты из «Слова о полку Игореве» (обращение Игоря к войску, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны) в переводах В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого, Н. Рыленкова (по усмотрению учителя); аргументирует свое мнение и оформляет его в устных и письменных высказываниях, понимает литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в других видах искусства

8

21.09

 

Тема 2 (11 ч) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века (8ч+1УРРу+1ВЧ+1КР)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма (следование культу разума, основные черты классицистической системы, выдающиеся представители во французской литературе). Особенности русского классицизма (культ просвещения, гражданская направленность, патриотический пафос, назидательность, интерес к исторической тематике). Реформа литературного языка и стихосложения. Выдающиеся писатели - классицисты и основные жанры их творчества (ода (М.В. Ломоносов, Р.Г. Державин), комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), трагедия, басня (М.В. Сумароков)). Т.л. Понятие о классицизме как художественном направлении. Прозаический роман. Повесть. Комическая опера. «Слезная» драма. Сатира. «Высокие» жанры. «Низкие» жанры.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его культуре; развитие эстетического сознания через освоение русской литературы XVIII века.

Метапредметные: развитие умения записывать лекцию учителя и ИКТ-компетенции, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач

Предметные: Учащийся даёт краткую характеристику эпохе классицизма; называет её основных представителей; раскрывает сущность понятия классицизм в литературе; раскрывает особенности русского классицизма; называет выдающихся писателей-классицистов, ведущиеклассицистические жанры; находит черты классицизма в обсуждаемых произведениях или отрывках из них

 

9

24.09

 

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Т.л. Ода как жанр лирической поэзии

 

10

27.09

 

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, наукии просвещения в произведениях Ломоносова. Содержание оды и особенности русского классицизма.

Наизусть

отрывок

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к познанию

Метапредметные: развитие ИКТ-компетенции и умения записывать лекцию, создавать таблицы для решения учебных задач, работать в группе

Предметные: Учащийся называет характерные черты классицизма как литературного направления; рассказывает о М. Ломоносове, его вкладе в русскую науку и литературу; выразительно читает его произведения, раскрывает мысли и чувства автора, переданные в них, комментирует фрагменты из них, определяет идейный смысл стихотворения и оды; отмечает их художественное своеобразие; знает наизусть отрывок из оды; выявляет отличительные особенности оды как классицистического жанра, называет жанры литературы классицизма; объясняет, в чем проявляется пафос изученных произведений М. Ломоносова

11

28.09

 

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

 

12

1.10

 

«Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Наизусть 1 ст. уч-ся

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия Г.Р. Державина

Метапредметные: умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе; совершенствование ИКТ — компетенции

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве Г.Р. Державина; называет наиболее значительные произведения поэта и определяет их идейно-художественные особенности;выразительно читает и комментирует изучаемые произведения; выражает собственное отношение к прочитанному

13

4.10

 

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Стихотворение «Осень». Т.л. Сентиментализм.

 

14

5.10

 

Повесть «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

 

15

8.10

 

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Новые черты русской литературы.

 

16

11.10

 

Р.р. №2(у). Монологическое высказывание на тему «Повесть Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя»

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание нравственных чувств и поведения; уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие эстетического сознания через освоение наследия литературы русского сентиментализма

Метапредметные: развитие умения записывать лекцию учителя, строить логическое рассуждение и делать выводы, создавать таблицы и схемы для решения учебных и познавательных задач; развитие ИКТ — компетенции; развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, строить логическое рассуждение и делать выводы

Предметные: Учащийся рассказывает о Н.М. Карамзине – представителе русского сентиментализма; знает содержание повести; характеризует героев, давая оценку их поступкам и поведению и выявляя авторское отношение к ним; комментирует эпизоды, содержащие описания душевного состояния героини; раскрывает роль ключевого композиционного элемента повести – изображения Лизиного пруда у Симонова монастыря; объясняет смысл понятия «сентиментализм», отмечает его признаки в повести Н.М. Карамзина

17

12.10

 

Урок внеклассного чтения №1. Александр Николаевич Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Черты сентиментализма в произведении. Жанровое своеобразие. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

 

18

15.10

 

Контрольная работа №1. Комбинированная контрольная работа.

 

19

18.10

 

Тема 3. (10 ч). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Жуковский, Грибоедов (9ч +1КС)

Анализ контрольной работы.

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его литературе и культуре, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии

Метапредметные: развитие ИКТ-компетенции, умения составлять таблицы для решения учебных задач, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся: различает понятия романтизм и реализм; рассказывает о ведущих тенденциях в искусстве I пол. XIX в.; выступает с сообщением о выдающихся деятелях европейского романтизма в искусстве (по выбору); составляет конспект по теме

20

19.10

 

Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ (1783 – 1852) Жизнь и творчество. (Обзор). Основные этапы его творчества.

«Море». Романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Черты элегии в стихотворении.

наизусть

1 ст-е (учитель)

21

22.10

 

«Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

 

22

25.10

 

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Т.л. Баллада (развитие представлений).

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Метапредметные: развитие умения выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве поэта-романтика, используя знания, полученные в предыдущих классах; знает тексты, предложенные для изучения; выразительно читает и анализирует произведения, определяя особенности жанра: элегии, баллады; комментирует признаки романтического повествования, разносторонность дарования Жуковского; говорит (ведет диалог) об особенностях русского прочтения уже известного немецкого сюжета; аргументирует ответ

23

26.10

 

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795 – 1829) Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С. Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы.

 

24

5.11

 

II четверть

Обзор содержания комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. Т.л. Развитие понятий о драме как роде литературы, комедии,

 

25

8.11

 

Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Образ фамусовской Москвы. Чацкий и фамусовская Москва. Т.л. Развитие понятий о диалоге и монологе, сатире.

наизусть 1 монолог Чацкого

26

9.11

 

Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Художественная функция внесценических персонажей. Широкий обобщающий смысл образов комедии Особенности любовной интриги. Необычность развязки, смысл финала комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.

наизусть 1 монолог Фамусова

27

12.11

 

Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Смысл названия и проблема ума.

 

28

15.11

 

Р.р. №3. Контрольное сочинение №2. Молчалины блаженствуют на свете? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности

Метапредметные: развитие мотивов познавательной деятельности и ИКТ-компетенции, умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать таблицы для решения учебных задач

Предметные: Учащийся: раскрывает основные сведения о жизни и творчестве А.С. Грибоедова; раскрывает тему и социально-нравственную проблематику комедии; объясняет смысл названия и особенности конфликта в пьесе; объясняет особенности композиции произведения; характеризует главных действующих лиц комедии; сравнивает образы Чацкого и Молчалина; устно составляет речевую характеристику одного из персонажей;аргументировано отвечает на вопрос «В чем поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины?»; обосновывает принадлежность произведения к жанру комедии; выразительно читает наизусть монолог Чацкого или Фамусова

29

16.11

 

Тема 4. (16 ч). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С. Пушкин (14ч + 1РРп + 1КР)

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("К Чаадаеву",«Деревня»),

1наизусть

30

19.11

 

Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). Т.л. Понятие о мотиве в лирическом произведении.

1наизусть

31

22.11

 

Ведущие темы и мотивы лирики: тема любви («К***»("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), философские мотивы ("К морю", "Вновь я посетил…")

1 наизусть

32

23.11

 

Ведущие темы и мотивы лирики: тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии…

 

33

26.11

 

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Т.л.Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

 

34

29.11

 

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история.

 

35

30.11

 

Герои романа. Образы главных героев.

 

36

3.12

 

Основная сюжетная линия и лирические отступления.

 

37

6.12

 

Онегинская строфа. Структура текста.

 

38

7.12

 

Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

Наизусть

отрывок

39

10.12

 

Татьяна — нравственный идеал Пушкина.

 

40

13.12

 

Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

 

41

14.12

 

Р.р. №4(п). Ответ на проблемный вопрос «В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

 

42

17.12

 

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Т.л. Реализм

 

43

20.12

 

Россия и пушкинская эпоха в романе. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: формирование ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание роли семьи в жизни человека

Метапредметные: развитие ИКТ-компетенции и умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе; формулировать и отстаивать свое мнение

Предметные: Учащийся освещает основные этапы жизненного и творческого пути Пушкина; объясняет понятие «универсальность дарования», используя при этом как новые знания, так и сведения, полученные в предыдущих классах; раскрывает значение творчества Пушкина для развития русской и мировой литературы; называет ведущие темы и мотивы лирики поэта; знает основные мотивы лирики; читает наизусть стихотворения; анализирует их, используя определения «философская», «любовная», «гражданская», «пейзажная» лирика; комментирует произведения, передавая свое впечатление от прочитанного; называет средства художественной речи; объясняет смысл понятия «лирический герой»;пишет (по выбору учителя) реферат, научную (творческую) работу, сочинение на одну из предложенных тем; понимает универсальность тематики и общечеловеческое значение произведений; анализируя тексты, обращает внимание на современность их звучания; знает текст романа «Евгений Онегин»; выразительно читает и комментирует отдельные его фрагменты; называет тему, идею, ведущие мотивы, особенности развития сюжета; определяет место романа в истории мировой литературы; характеризует героев, рассказывая об особом типе героя, созданном Пушкиным (Евгений Онегин); об особенностях национального женского характера (Татьяна Ларина); комментирует отношение автора к основным его персонажам; рассуждает о совершенстве формы романа; знает определение «онегинской строфы», основные положения статей В. Белинского, посвященных «Евгению Онегину»; готовится к написанию творческой работы по произведениям А. Пушкина; сравнивает образы Онегина и Татьяны с их интерпретациями в других видах искусств; обобщает свои знания и впечатления о творчестве А. Пушкина;

44

21.12

 

Контрольная работа №2. Тесты.

 

45

24.12

 

Тема 5. (10 ч). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю. Лермонтов (8ч +1РРп +1ЛРК )

М.Ю. Лермонтов Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! Хочу печали…».

1 стих. по выбору уч-ся

46

27.12

 

Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»). Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю.Лермонтова в критике В.Г.Белинского.

1 стих. По выбору уч-ся

47

28.12

 

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

 

48

   

III четверть

Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений».

 

49

   

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.

 

50

   

Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

 

51

   

Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение.

 

52

   

Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. Т. Л. Понятия о социально-психологическом романе, художественном типе. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы

Метапредметные: совершенствование навыков смыслового чтения и монологической контекстной речи; развитие умения работать в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Предметные: Учащийся освещает основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова; аргументирует тезис "Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе"; выразительно читает наизусть одно из стихотворений; анализирует идейно-тематическую сущность, проблематику, художественные особенности 2-3 стихотворений; комментирует тексты стихотворений, раскрывая внутренний мир лирического героя, оценивая достоинства поэтического языка; называет основные мотивы лирики Лермонтова; отмечает неизменную лирическую грусть поэта; анализирует проблематику, композиционные и жанровые особенности романа «Герой нашего времени»; раскрывает тему «Автор, повествователь и герой в романе»; знает историю замысла, особенности воплощения сюжета, самобытность композиции произведения;

сравнивает образы Онегина и Печорина; рассуждает о роли рассказчика, о значении авторских отступлений; характеризует Печорина; раскрывает смысл сопоставления образов Печорина и Грушницкого, Печорина и Максима Максимыча; освещает тему «Женские образы в романе, их роль в раскрытии характера Печорина»; объясняет сущность понятия художественный тип, приводит примеры различных художественных типов (Онегин, Печорин); раскрывает сущность понятия социально-психологический роман; аргументирует принадлежность «Героя нашего времени» к социально-психологическому роману; знает и комментирует основные положения статьи В.Г. Белинского о романе «Герой нашего времени»; раскрывает роль художественной детали, картин природы в произведении; сравнивает образ Печорина с его интерпретацией в других видах искусств;

обобщает свои знания и впечатления о творчестве Лермонтова

53

   

Р.р. № 5(п). Эссе на тему «Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

54

   

Литература родного края №2. Поэты донецкого края о поэзии и поэтах. Лермонтовские мотивы в творчестве М.Т. Ртищева «Машук», «Штыком начертаны слова», «Творения Бернардации», «Эолова арфа», «Лермонтовская галерея», «Провал», «Город Дианы».

 

55

   

Тема 6. (9ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Н.В. Гоголь (8ч+1КС)

Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852). Жизнь и творчество (Обзор). «Мертвые души»— история создания. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Смысл названия поэмы.

 

56

   

Система образов. Мертвые и живые души. Манилов и Ноздрёв. Т.л.Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

 

57

   

Система образов. Мертвые и живые души. Коробочка и Собакевич.

 

58

   

Система образов. Мертвые и живые души. Плюшкин.

 

59

   

Система образов. Мертвые и живые души. Чиновники и горожане.

Т.л. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Наизусть отрывок

60

   

Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Т.л. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

 

61

   

Система образов. Мертвые и живые души. «Живая Россия» в поэме

 

62

   

Жанровое своеобразие произведения. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание патриотизма, ответственности перед Родиной, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные: совершенствование умения ставить для себя новые задачи в учёбе, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач, работать в группе; развитие ИКТ-компетенции; развитие умения выбирать эффективные способы решения учебных задач, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы

Предметные: Учащийся освещает основные этапы жизни и творчества Гоголя; знает содержание произведения, его тему, основные сюжетные линии, особенности композиции; рассказывает о самобытностиромана-поэмы; читает наизусть отрывок о «Птице-тройке»; выделяет типическое и индивидуальное в характерах персонажей; раскрывает образ Чичикова; ведет диалог об авторском замысле и причинах его незавершенности; выразительно читает текст, содержащий лирические отступления и комментирует его; участвует в дискуссии по вопросам, связанным с современным прочтением творчества Гоголя; определяет роль авторских отступлений в эпическом тексте; определяет различие понятий «автор» – «лирический герой»

63

   

Р.р.№6. Контрольное сочинение №3. Сочинение-размышление «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В. Н. Майков)

 

64

   

Тема 7. (9ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов(7ч +1ВЧ +1КР)

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Т.л. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

 

65

   

Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; совершенствование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности

Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Предметные: Учащийся знает и пересказывает содержание пьесы; определяет проблематику, особенности ее драматического конфликта; объясняет принципы расстановки действующих лиц; определяет отношение автора к героям; участвует в беседе (дискуссии) по содержанию пьесы;

оппонируя, комментирует ответы одноклассников

66

   

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

 

67

   

Роль истории Настеньки в романе.

 

68

   

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Т.л. Повесть (развитие понятия).

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; совершенствование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности

Метапредметные: развитие умения работать в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; совершенствование ИКТ-компетенции; развитие умения создавать таблицы для решения учебных задач

Предметные: Учащийся последовательно излагает материал; называет основные особенности психологизма Достоевского («диалектика мысли»); знает основные мотивы, главных героев произведения; называет некоторые особенности поэтики повести («сентиментальность» произведения); комментирует отдельные фрагменты произведения в контексте целого; выражает собственное отношение к прочитанному

69

   

Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Слово о писателе. Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

 

70

   

«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Т.л. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

Личностные: воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважительного отношения к труду; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование доброжелательного отношения к человеку, умения вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; воспитание ответственного отношения к своим поступкам

Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся знает содержание рассказов; определяет их темы, идеи; объясняет особенности мещанского сознания; рассказывает о художественном совершенстве «бытового рассказа» А.П. Чехова; отмечает роль деталей в текстах писателя; выступает с сообщениями по темам: «Современность чеховских героев», «Экранное воплощение чеховских сюжетов» и др.

71

   

Урок внеклассного чтения №2. А.П. Чехов «Смерть чиновника».

 

72

   

Контрольная работа №3.. Литературный диктант

 

73

   

Тема 8 (10ч) Литература ХХ века. Из русской поэзии XX века: (9 ч +1ВЧ).

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.

 

74

   

Александр Александрович БЛОК (1880 – 1921). Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

 

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Серебряного века

Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве поэта; выразительно читает и анализирует стихотворения; определяет темы и мотивы лирики; делает обобщение о философичности лирики поэта и способах ее воплощения

75

   

Сергей Александрович ЕСЕНИН (1895 — 1925) Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Т.л. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

 

Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его прошлому; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные: развитие умения формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе

Предметные: Учащийся устанавливает общее в философском осмыслении поэтами тайн красоты, сущности искусства, вечности и совершенства природы;

раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях, отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль

76

   

Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893 - 1930) Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Прощанье», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

наизусть 1ст. поэтов 20 века

по выбору уч-ся

Личностные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к социально значимому труду; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве поэта; выразительно читает и анализирует стихотворения; определяет темы и мотивы лирики; делает обобщение о новаторстве В. Маяковского-поэта

77

   

Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА (1892 — 1941) Слово о поэте.«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

 

Личностные: воспитание гражданской идентичности, уважения к Отечеству; формированиенравственных чувств и нравственного поведения;

Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, определять способы действий в рамках предложенных условий, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка

78

   

Анна Андреевна АХМАТОВА (1889 — 1966) Слово о поэте. «Стихи о Петербурге», «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Я спросила у кукушки...», «Сказал, что у меня соперниц нет», «Не с теми я, кто бросил землю», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Муза», «И упало каменное слово», «Пушкин», «Клятва» Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

 

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности; формирование ответственного отношения к учёбе, готовности к самообразованию с учётом познавательных интересов; формирование уважительного отношения к труду, в том числе к труду поэта

Метапредметные: развитие умения формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе; развитие умений организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать свое мнение, создавать и применять таблицы для решения учебных задач

Предметные: Учащийся раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях, отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль

79

   

Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ (1903 - 1958) Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

 

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии

Метапредметные: развитие умения работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся выразительно читает и анализирует стихотворения; определяет темы и мотивы лирики; делает обобщение о философичности лирики поэта и способах ее воплощения

80

   

4 четверть

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890 — 1960) Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

наизусть 1ст. поэтов 20 века

по выбору уч-ся

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование основ экологической культуры и экологического мышления

Метапредметные: развитие умения выбирать способы действий в рамках предложенных условий, делать выводы, работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Предметные: Учащийся выразительно читает и анализирует стихотворения; определяет темы и мотивы лирики; делает обобщение о философичности лирики поэта и способах ее воплощения

81

   

Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910 - 1971) Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

 

Личностные: воспитание гражданской идентичности, уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Метапредметные: развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; владение устной и письменной речью

Предметные: Учащийся определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка

82

   

Урок внеклассного чтения №3. РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX – XX ВЕКОВ. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

 

83

   

Тема 9 (9 ч) Литература ХХ века. Из русской прозы XX века: (8ч+1КР)

Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе ХХ века. Ведущие писатели ХХ века.

 

84

   

Иван Алексеевич БУНИН (1870 - 1953) Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

 

Личностные:формирование нравственных чувств и нравственного поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы

Метапредметные: развитие умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе

Предметные: Учащийся знает содержание рассказа, анализирует его содержание в рамках диалога, предложенного учителем; комментирует название; делает обобщающие выводы об основных мотивах и художественном совершенстве прозы И.А. Бунина; на основе изученного материала выражает собственное суждение о прочитанном

85

   

Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ (1891 - 1940) Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения.

 

86

   

Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в повести. Т.л. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

 

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы

Метапредметные: развитие умения организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве М. Булгакова; знает содержание произведения; определяет тему и основную мысль прочитанного произведения; размышляет над проблемами, которые раскрываются в прочитанном произведении; объясняет смысл названия; комментирует отрывки повести, раскрывающие мировоззрение профессора Преображенского, и суть его диалогов с доктором Борменталем и Шариковым; анализирует эпизоды, описывающие искусственно родившегося «нового» человека Шарикова и «новый» быт; объясняет значение фантастических и сатирических элементов в повести; раскрывает авторскую позицию и подтекст произведения (ведет диалог); делает выводы об идейном замысле писателя; выражает собственное отношение к прочитанному

87

   

Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905 — 1984) Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера.

 

88

   

Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. Т.л. Понятие об образе повествователя. Развитие понятия о композиции произведения.

 

Личностные: воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие морального сознания, нравственных чувств и нравственного поведения

Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, выбирать эффективные способы решения учебных задач, работать в группе; совершенствование ИКТ-компетенции

Предметные: Учащийся рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя; раскрывает социально-философскую и конкретно-историческую основу рассказа; рассматривает особенности композиции произведения; знает содержание рассказа, пересказывает и комментирует отрывки из него, повествующие о воспоминаниях героя; характеризует образ Андрея Соколова, анализируя эпизоды, изображающие героя в экстремальных ситуациях и в условиях мирного времени; дает собственную оценку герою, выявляет к нему авторское отношение; определяет значение композиционных элементов; раскрывает идейный смысл рассказа; выявляет отношение автора и героя – рассказчика к происходящему в рассказе «Судьба человека»

89

   

Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН (1918 - 2008) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.

 

90

   

Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Т.л. Притча (углубление понятия).

 

Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре

Метапредметные: развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; умения определять способы действий в рамках предложенных условий; навыков смыслового чтения

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве А.И. Солженицына; знает содержание рассказа «Матренин двор»; определяет проблемы, поставленные писателем, и анализирует текст, раскрывая их; объясняет смысл конфликта в произведении; сопоставляет нравственные позиции героев; раскрывает философский смысл рассказа («Не стоит село без праведника»); выражает собственное отношение к прочитанному

91

   

Контрольная работа №4. Разноуровневые тестовые задания.

 

92

   

Тема 10. (8ч) Из зарубежной литературы (7+1РРу)

Гай Валерий КАТУЛЛ (около 87 — 54 гг. до Рождества Христова). Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом, Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Теория литературы. Античная лирика.

 

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение наследия русской и мировой поэзии

Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, находить основания для сопоставления, делать выводы

Предметные: Учащийся передает собственные впечатления, раскрывает неповторимость лирического содержаниястихов (комментирует их);

отмечает достоинства поэтического языка

93

   

КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (65 — 8 гг. до Рождества Христова). Слово о поэте. «К Мельпомене» («Создал памятник я...»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Теория литературы. Ода.

 

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение наследия русской и мировой поэзии

Метапредметные: развитие умения строить логические рассуждения, находить основания для сопоставления, делать выводы

Предметные: Учащийся раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях; отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль; определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка; умеет строить логические рассуждения, находит основания для сопоставления, делает выводы

94

   

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265 — 1321) Жизнь и творчество Данте. «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности. Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии». Т.л. Развитие понятия о строфе. Терцины.

 

Личностные: развитие мотивации к обучению литературе с учетом устойчивых познавательных интересов, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения

Метапредметные: развитие умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; развитие ИКТ-компетенции

Предметные: Учащийся рассказывает о жизни и творчестве Данте; знает, о чем повествует «Божественная комедия»; определяет особенности произведения и его персонажей; определяет строфическую форму произведения, расположение рифм в терцинах; пересказывает и комментирует фрагменты текста; словесно рисует портреты главных героев, характеризует героев, раскрывая мотивы их поступков и поведения, определяя главные отличительные черты их характеров; дает собственную оценку изображаемого;

ведет диалог по предложенному заданию проблемного характера

95

   

Уильям ШЕКСПИР (1564 1616). Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Наизусть монолог Гамлета (по выб.уч-ся)

96

   

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

 

Личностные: формирование коммуникативной компетентности и эстетического сознания через освоение наследия мировой литературы

Метапредметные: развитие интересов познавательной деятельности, умения работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения

Предметные: Учащийся объясняет, почему У. Шекспира считают гениальным английскимпоэтом и драматургом эпохи Возрождения (не имел себе равных по способности углубляться в человеческую психологию; опоэтизировал человека и красоту его чувств; в совершенстве владел мастерством драматурга); называет характерные черты трагедии (острый, непримиримый конфликт, гибель главного героя и т.д.); называет ведущие философско-нравственные мотивы трагедии «Гамлет»: мотив познания человеком зла и необходимости борьбы против этого зла; мотив столкновения благородства и низости, гуманиста и действительности, в которой господствует зло; приводит примеры афористичности языка трагедии («быть или не быть – вот в чем вопрос», «бедный Йорик» и т.д.); доказывает, что Гамлет – вечный образ мировой литературы; высказывает личное отношение к проблемам, поднятым в трагедии, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; выразительно читает наизусть и анализирует монолог Гамлета «Быть или не быть»; поясняет, почему «Гамлет» считается интеллектуальной трагедией (в ней рассматриваются проблемы смысла человеческой жизни)

97

   

Иоганн Вольфганг ГЕТЕ (1749 – 1832). Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества.

 

98

   

«Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

 

Личностные: формирование коммуникативной компетентности и эстетического сознания через освоение наследия мировой литературы

Метапредметные: развитие интересов познавательной деятельности, умения работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения

Предметные: Учащийся называет известные факты творческой истории «Фауста», о прообразе главного героя, маге-чернокнижнике; о том, что это произведение Гетеписал в течение всей своей жизни и дал в нем художественное воплощение проблем, которые его волновали; раскрывает главную тему трагедии – поиск человеком смысла жизни и своего предназначения; характеризует трагический конфликт «Фауст – Маргарита», высказывает свое отношение к героям, аргументирует свои мысли цитатами из текста; толкует смысл оппозиции Фауст – Мефистофель; характеризует образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации; выражает собственное отношение к проблемам, поднятым в произведении

 

99

   

Р.р. № 4 (у). Портретный очерк «Я – читатель». Подведение итогов года, задания для летнего чтения

 



ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Вид контроля

Iчетверть

IIчетверть

IIIчетверть

IVчетверть

Тестовая контрольная работа

+

+

+

+

       

Контрольное сочинение

+

+

+

 
       

 

Формы аттестации обучающихся (оценки качества освоения обучающимися Рабочей образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта)

Обязательное количество видов контроля 5 – 9 классы

 

9 класс

Всего часов

99

Развитие речи

4

Внеклассное чтение

3

Контрольная работа

4

Контрольное сочинение

3

Литература родного края

2

Текстуальное изучение произведений

83

Оценочные и методические материалы

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по литературе

Для заучивания наизусть

Отрывок из «Слова о полку Игореве»

М.В. Ломоносов. Отрывок из оды (по выбору учителя).

Г.Р. Державин. Одно стихотворение (по выбору учащихся).

В.А. Жуковский. Одно стихотворение (по выбору учителя).

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один из монологов Фамусова: «Петруша, вечно ты с обновкой…», «Вот то-то, все вы гордецы!..», «Вкус, батюшка, отменная манера…»; один из монологов Чацкого: «А судьи кто?..», «В той комнате незначащая встреча…», «Не образумлюсь…») (по выбору учащихся).

А.С. Пушкин. 3 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Два стихотворения (по выбору учащихся).

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» (один-два отрывка по выбору учителя).

Два-три стихотворения русских поэтов ХХ века.

У. Шекспир. Один из монологов Гамлета.

Виды и формы контроля образовательных результатов обучающихся

Промежуточный:

пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица);

устный монологический ответ;

выразительное чтение (в т.ч. наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода;

составление простого или сложного плана по произведению, в т.ч. цитатного;

составление характеристики по заданным критериям;

сообщение, реферат;

викторина, игра.

Итоговый:

сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;

тестовая контрольная работа, включающая задания закрытого типа, открытого типа, на установление соответствий, на установление последовательности, ситуативные задания и направленные на проверку усвоения обучающимися теоретико-литературных понятий и основных сведений об историко-литературном процессе, биографиях писателей, содержании изучаемых произведений;

творческий зачет, защита проектов.

Дата проведения: 23 октября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.