Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру во 2 классе к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, УМК «Перспектива» 68 часов (2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование уроков
по окружающему миру во 2 классе
к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,
УМК «Перспектива»
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Универсальные учебные действия |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Вселенная, время, календарь (14 ч) |
|||||||||
1 |
Мы – союз народов России |
1 |
Урок изучения нового |
Политическая карта мира, России. Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Многообразие культур народов Российской Федерации. Государственный язык |
Уметь: - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа; - находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; - понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации |
Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? |
- Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. - Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. - Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры. - Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…) |
||
2 |
Мы – жители Вселенной |
1 |
Урок повторе ния |
Строение Солнечной системы. Изобретение подзорной трубы и телескопа. Звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела, их различие |
Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе Уметь видеть взаимосвязь Земли и Вселенной |
Работа в паре: выполне ние заданий рабочей тетради |
|||
3 |
Наш космический корабль – Земля |
1 |
Урок изучения нового |
Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Линия горизонта |
Знать понятия «горизонт» и «стороны света»; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта |
Работа по определению сторон света во дворе школы |
|||
4 |
Наш космический корабль – Земля |
1 |
Урок закрепления |
Линия горизонта, стороны горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. Практическая работа с глобусом |
Знать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом |
Текущий контроль |
|||
5 |
Время |
1 |
Урок изучения нового |
Приметы времени. Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом». Рассказы детей о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Минута — единица измерения времени |
Уметь: - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы |
Практическая работа под руководством учителя |
|||
6 |
Сутки и неделя |
1 |
Урок изучения нового |
Отрывок стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени». Смена дня и ночи. Знакомство с различными точками зрения. Вращение Земли вокруг воображаемой оси |
Уметь: - по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления |
Текущий контроль |
|||
7 |
Месяц и год |
1 |
Урок изучения нового |
Связь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли. Наблюдение за живой и неживой природой |
Уметь: - с помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев |
Работа в паре |
|||
8 |
Времена года |
1 |
Урок изучения нового |
Причина смены времен года, последовательность этой смены, связь изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца |
Уметь: - объяснять причину смены времен года; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года |
Текущий контроль |
|||
9 |
Погода |
1 |
Урок изучения нового |
Понятие «погода». Устройство и особенности работы разных видов термометров. Измерение температуры, запись показаний термометра |
Уметь различать виды термометров и пользоваться каждым из них |
Практическая работа с термометром |
|||
10 |
Погода |
1 |
Урок закрепле ния |
Теоретические понятия о погоде |
Фронтальный опрос |
||||
11 |
Календарь – хранитель времени, страж памяти |
1 |
Урок изучения нового |
Календарь как очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Разнообразные виды и устройство старинных и современных календарей |
Уметь: - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких |
Текущий контроль |
|||
12 |
Красные дни календаря (Праздники для всех) |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Важнейшие праздники современного российского гражданского |
Уметь: - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе) |
Творчес кая работа |
|||
13 |
Народный календарь |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Народный календарь как сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Народные приметы |
Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы |
Текущий контроль |
|||
14 |
Экологический календарь |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Формирование экологического сознания детей. Понятие об экологии, о необходимости охраны природы. Экологический календарь как проявление культуры высокоразвитого общества |
Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы. |
Работа в паре |
|||
Осень (18 ч) |
|||||||||
15 |
Осенние месяцы |
1 |
Урок изучения нового |
Признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью. Нравственный смысл и красота старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде. Творчество художников И. И. Левитана и А. А. Пластова, главные темы их художественного творчества |
Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде |
Работа в паре |
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения |
||
16 |
Осень в неживой природе |
1 |
Урок изучения нового |
Зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите. Наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью. День осеннего равноденствия |
Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. |
Фронтальная работа |
|||
17 |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия у разных народов России |
Уметь: - в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе |
Работа в группах |
|||
18 |
Звездное небо осенью |
1 |
Урок изучения нового |
Звезды и созвездия. Созвездия Большая Медведица и Лебедь |
Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые |
Текущий контроль |
|||
19 |
Экскурсия на луг |
1 |
Урок-экскурсия |
Травянистые растения. Причины пожелтения травы. |
Беседа, обмен впечатлениями |
||||
20 |
Трава у нашего дома |
1 |
Урок повторе ния |
Наиболее часто встречающиеся травянистые растения; Пользование атласом-определителем «От земли до неба». Распознавание травянистых растений |
Знать причины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя |
Фронтальная работа |
|||
21 |
Старинная женская работа |
1 |
Урок изучения нового |
Содержание и последовательность трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Социально-нравственное значение совместной работы людей |
Уметь: - назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; - выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе |
Текущий контроль |
|||
22 |
Деревья и кустарники осенью |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы |
Понять причины листопада |
Текущий контроль |
|||
23 |
Осенняя прогулка (экскурсия) |
1 |
Текущий контроль |
||||||
24 |
Чудесные цветники осенью |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Садовые цветы осенью |
Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям |
Текущий контроль |
|||
25 |
Грибы |
1 |
Урок изучения нового |
Грибы как особое царство живой природы. Строение гриба. Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые |
Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых |
Текущий контроль |
|||
26 |
Шестиногие и восьминогие |
1 |
Урок изучения нового |
Паукообразные. Этапы развития бабочки и стрекозы |
Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных |
Текущий контроль |
|||
27 |
Птичьи секреты |
1 |
Урок изучения нового |
Перелетные и зимующие птицы |
Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Уметь различать перелетных и зимующих птиц |
Текущий контроль |
|||
28 |
Как разные животные готовятся к зиме |
1 |
Урок изучения нового |
Подготовка к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей |
Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет |
Текущий контроль |
|||
29 |
Невидимые нити в осеннем лесу |
1 |
Урок изучения нового |
Связи в природе. Выявление связей в осеннем лесу на конкретных примерах |
Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
30 |
Осенний труд |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Разнообразная работа осенью в городах и селах, соотнесение ее с особенностями осенней живой и неживой природы |
Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме |
Работа в группах |
|||
31 |
Будь здоров! |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Правила здорового образа жизни в осенний период. Приобщение детей к игровой культуре народов России |
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение, соблюдая правила, предусмотренные игрой |
Текущий контроль |
|||
32 |
Охрана природы осенью |
1 |
Урок изучения нового |
Правила охраны природы при сборе ее даров осенью. Изучение страниц Красной книги. Исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью |
Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
Зима (15 ч) |
|||||||||
33 |
Зимние месяцы |
1 |
Урок изучения нового |
Соотнесение признаков зимы в природе и особенностями жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края. Творчество художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина. Главные темы их художественного творчества |
Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; - описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме |
Творчес кая работа |
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения |
||
34 |
Зима – время науки и сказок |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Народные погодоведческие приметы. Нравственное значение сказок народов России |
Знать несколько зимних народных примет на погоду. Уметь: - объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений |
Беседа. Ответы на незаконченные предложения учителя: «Зима - хорошее время для ...» «Народ ные приметы и сказки учат нас ...» |
|||
35 |
Зима в неживой природе |
1 |
Урок изучения нового |
Зимние природные явления: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед. Понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем |
Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). |
Фронтальная беседа |
|||
36 |
Звездное небо зимой |
1 |
Урок изучения нового |
Карта звездного неба. Созвездия Малая Медведица и Орион. Полярная звезда и звезда Сириус |
Уметь: - находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; - ориентироваться по Полярной звезде |
Текущий контроль |
|||
37 |
Зимняя прогулка (экскурсия) |
1 |
Урок-экскурсия |
Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих. |
Текущий контроль |
||||
38 |
Зима в мире растений |
1 |
Урок закрепле ния |
Зимние погодные явления и состояние природы зимой. Способы определения деревьев по их стволам и плодам |
Знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам |
Работа в паре |
|||
39 |
Зимние праздники |
1 |
Урок изучения нового |
познакомить детей с Рождественский праздник в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем). Происхождение и особенности зимнего новогоднего праздника. Два типа календаря - гражданский и православный. Рождественский обычай украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года |
Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками |
Работа в паре |
|||
40 |
Растения в домашней аптечке |
1 |
Урок изучения нового |
Разнообразие лекарственных растений. Правилам их сбора, хранения и использования |
Уметь: - называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
41 |
Зимняя жизнь птиц и зверей |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Зимующие птицы. Способы приспособления к зимним условиям зверей. Питание птиц и зверей зимой |
Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку |
Фронтальный опрос |
|||
42 |
Невидимые нити в зимнем лесу |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Связи в природе. Выявление связей в зимнем лесу на конкретных примерах |
Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу Уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу |
Текущий контроль |
|||
43 |
В феврале зима с весной встречается впервой |
1 |
Урок изучения нового |
Особое положение февраля в годовом круге. Обычаи праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта. Нравственное значение этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье |
Знать - что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; - когда в народе отмечали первую встречу весны. Уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или3другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края |
Фронтальный опрос: почему февраль - особый зимний месяц? |
|||
44 |
Зимний труд |
1 |
Урок изучения нового |
Старинная традиция зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения |
Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддерживать порядок на улице. Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
45 |
Будь здоров! |
1 |
Урок изучения нового |
Правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период |
Уметь выполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
46 |
Будь здоров! |
1 |
Подвиж ные игры на свежем воздухе |
Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой |
Текущий контроль |
||||
47 |
Охрана природы зимой |
1 |
Урок закрепле ния |
Эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы. Бережное отношение к природе. Правила соблюдения зимой чистоты в парке, сквере, лесу. Способы подкормки зверей и птиц. Изучение страниц Красной книги |
Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Уметь: - соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; - изготовить простейшие кормушки для птиц |
Фронтальная беседа. |
|||
Весна и лето (17 ч) |
|||||||||
48 |
Весенние месяцы |
1 |
Урок изучения нового |
Признаки наступающей весны в живой и неживой природе. События в жизни людей весной. Нравственный смысл и красота народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года |
Уметь: - находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; - описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проводить наблюдения за погодой |
Творчес кая работа в группе: придумывание весенней заклички |
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения |
||
49 |
Весна в неживой природе |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Сезонные изменения в неживой природе. День весеннего равноденствия. Природные весенние явления: таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы. Проблема безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах) |
Понять причины потепления весной. Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления |
Текущий контроль |
|||
50 |
Весна – утро года |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Старинный русский обычай трехкратной встречи весны. Праздник нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия |
Уметь: - объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; - находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору) |
Текущий контроль |
|||
51 |
Звездное небо весной |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Строение Вселенной. Положение на небе изученных созвездий весной. Созвездия Кассиопея и Лев |
Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица Уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе |
Текущий контроль |
|||
52 |
Весенняя прогулка (экскурсия) |
1 |
Урок-экскурсия |
Раннецветущие растения |
Текущий контроль |
||||
53 |
Весеннее пробуждение растений |
1 |
Урок закрепле ния |
Обобщение и расширение сведений, полученных на экскурсии |
Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми |
Работа в паре |
|||
54 |
Чудесные цветники весной |
1 |
Урок изучения нового |
Культурные растения весеннего цветника. Мифы и легенды, связанными с этими цветами |
Знать названия культурных растений весенних цветников. Уметь находить их в атласе-определителе |
Текущий контроль |
|||
55 |
Весна в мире насекомых |
1 |
Урок изучения нового |
Весеннее пробуждение насекомых, их красота |
Понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; взаимосвязь насекомых и птиц |
Текущий контроль |
|||
56 |
Весна в мире птиц и зверей |
1 |
Урок изучения нового |
Весеннее поведение птиц и зверей: возвращение перелетных птиц, гнездование, насиживание и кормление птенцов. Пробуждение зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождение у зверей потомства. Понятие о гнездовых и выводковых птенцах |
Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей |
Текущий контроль |
|||
57 |
Невидимые нити в весеннем лесу |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Связи в природе. Выявление связей в весеннем лесу на конкретных примерах |
Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу |
Текущий контроль |
|||
58 |
Весенний труд |
1 |
Урок изучения нового |
Виды старинной женской и мужской работы весной. Сопоставление их с современными видами весенних работ в селе и городе |
Уметь: - различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; - объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; - проводить наблюдения за состоянием природы |
Текущий контроль |
|||
59 |
Старинные весенние праздники |
1 |
Урок изучения нового |
Народные обычаи весенних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы |
Уметь: - выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; - оформлять рамочки для фотографий |
Текущий контроль. Самостоятельная работа |
|||
60 |
Будь здоров! |
1 |
Урок изучения нового |
Правила здорового и безопасного образа жизни в весенний период |
Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой |
Работа в паре |
|||
61 |
Будь здоров! |
1 |
Подвижные игры на свежем воздухе |
Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой |
Текущий контроль |
||||
62 |
Охрана природы весной |
1 |
Урок комплексного применения новых знаний |
Правила охраны природы весной. Способы защиты и помощи зверям и птицам. Изучение страниц Красной книги |
Уметь контролировать себя время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.) |
Текущий контроль |
|||
63 |
Лето красное |
1 |
Урок изучения нового |
Признаки лета в живой и неживой природе. Социально-нравственный смысл и красота старинных летних присловий и обычаев. Творчество художника А. И. Куинджи, главная особенность его художественного творчества |
Уметь: - находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни люде летом в старинных названиях летних месяцев; - описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка |
Текущий контроль |
|||
64 |
Летние праздники и труд |
1 |
Урок изучения нового |
Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю. Нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Итоги полученным в течение года знаниям |
Уметь: - выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; - разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; - перечислять летние дары природы своего края |
Текущий контроль |
|||
Резерв учебного времени (4 ч) |
|||||||||
Итого 68 часов |
Выполнение практической части программы
№ п/п |
Вид работы |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Экскурсия на луг. Травянистые растения. Причины пожелтения травы. Беседа, обмен впечатлениями |
1 |
||
2 |
Осенняя прогулка. Осенние изменения в природе. Наблюдение |
1 |
||
3 |
Зимняя прогулка. Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих |
1 |
||
4 |
Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой |
1 |
||
5 |
Весенняя прогулка. Раннецветущие растения. Наблюдение |
1 |
||
6 |
Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой |
1 |
||
Итого 6 часов |