Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию уроков русского языка. 5 класс.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской. М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2020 г.), а также с учетом специфики ОУ для детей с задержкой психического развития (Журнал «Дефектология», 1993 г., №2), годового календарного графика ОГКОУ «Школа-интернат №16» на 2022-2023 учебный год.
Календарно-тематическое планирование уроков отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, которая конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели обучения:
воспитание гражданственности патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных навыков и умений; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиска, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенцией.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий).
Метапредметные (УУД) – совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами.
Место предмета.
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Язык и общение. | |
2 | Повторение изученного в начальных классах | |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | |
5 | Лексика. Культура речи. | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи. | |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи: | |
8 | Самостоятельные и служебные части речи | |
9 | Имя существительное. | |
10 | Имя прилагательное. | |
11 | Глагол | |
12 | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | |
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса.
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста. Функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Используемый учебно-методический комплекс.
Т.А. Ладыженская. М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч., М. Просвещение, 2020 год
Таблица распределения учебных часов
| 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Год |
Основные уроки | | | | |
Контроль знаний | | | | |
Развитие речи | | | | |
Итого: | | | | 170 |
№ | Тема урока | Кол-во часов, дата | Основные вопросы и проблемы | Виды практической деятельности | Формы отчетности | Коррекция на уроке | Домашнее задание |
Язык и общение | |||||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Беседа. Работа с учебником. Работа в тетрадях. Объяснительный диктант. ия. | Текст упр.7 – наизусть. | Развитие словесно-логического мышления, речи. | Упр. 12. |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | Знакомство с учебником. Условные обозначения. Приемы чтения. Приемы слушания. | Тренировочные упражнен | Работа с учебником | Развитие словесно-логического мышления, речи. | Упр.13 |
3 | Стили речи | 1 | Стиль речи. Научный стиль речи. Художественный стиль речи. Разговорный стиль речи. | Работа с учебником. Учебное исследование. Наблюдения. Работа в тетрадях. Работа со словарем-справочником. | Анализ текста. | Развитие словесно-логического мышления, речи. | Упр.16,17,18. |
Повторение изученного в начальных классах | |||||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Транскрипция. | Фронтальный опрос. Беседа. Работа с учебником. Работа в тетрадях. Работа со словарем-справочником. | Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. Работа по образцу. | Упр.24. |
5 | Орфограмма. | 1 | Орфография. Графика. Орфограмма. Ударение. Ударные и безударные гласные. | Наблюдения. Работа с учебником. Беседа. Тренировочные упражнения. | Работа в тетрадях. | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. | пр.с.28 упр.28. |
6 7 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание. Орфографический словарь. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Наблюдения. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. | Пр.с.21 упр.34. Упр.39. |
8 9 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 2 | Звонкие и глухие согласные. Способы проверки правописания слов с парными с парными звонкими и глухими согласными. Омонимы. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Наблюдения. Работа со словарем-справочником. | Самостоятельная работа. Словарный диктант (у.46) | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Пр.с.24 упр.42. Упр.46. |
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные. Проверочные слова. Устная и письменная речь. Этимология. | Учебное исследование. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Работа со словарем-справочником. Составление таблицы «Виды орфограмм в корне слова» | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. | Пр.с.27 упр.48. Упр.50. |
11 | Буквы и,у,а после шипящих. | 1 | Шипящие согласные. Буквосочетание. Буквы и, у, а после шипящих. | Учебное исследование. Беседа. Работа с учебником. Составление таблицы. | Самостоятельная работа по карточкам. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Пр.с.29 упр.54. |
12 | Разделительные Ъ и Ь | 1 | Особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь. Функции ъ и ь в словах. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Работа с таблицей. Составление рассказа. | Рассказ «Разделительные Ъ и Ь» | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Пр.с.30 упр.58. |
13 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | Орфограмма – пробел. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Грамматические разборы. | Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. | Самостоятельная работа (у.64) | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. | Пр.с.31, 33 упр.64. |
14 | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | ЗУН, полученные в начальных классах. | Написание диктанта. | Диктант. | | |
15 | Развитие речи. Текст. | 1 | Анализ ошибок диктанта. Текст и его признаки. Смысловая связь предложений и частей текста. Тема текста. Основная мысль текста. Стиль текста. Заголовок к тексту. | Работа над ошибками. Работа с учебником. Учебное наблюдение. Составление таблицы. | Таблица «Текст» | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Пр.с.35 упр.68. |
16 17 | Развитие речи. Изложение «Хитрый заяц» | 2 | Что такое изложение текста? Заголовок. Тема текста. Пересказ подробный и сжатый. План текста | Работа с текстом изложения. Беседа. Фронтальный опрос. Составление плана текста. | Изложение. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Дописать изложение. |
18 | Части речи. | 1 | Анализ ошибок изложения. Части речи. Алгоритм распознания частей речи. | Работа над ошибками. Работа с учебником. Беседа. Работа с таблицей. | Игра «Я пересказываю, ты слушаешь» | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Упр. 75. |
19 | Глагол. | 1 | Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число. Морфологический разбор глагола. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Работа по образцу. | Сочинение «На уроке физкультуры» | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. Развитие навыков каллиграфии. | Пр.с.41 упр. 82. |
20 | -Тся и –ться в глаголах. | 1 | Неопределенная форма глагола. Буквосочетание. Правописание –тся и –ться в глаголах. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Работа в словарях-справочниках. | Самостоятельная работа. Словарный диктант. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Пр.с.44 упр.85. |
21 | Развитие речи. Тема текста. | 1 | Связный текст. Заголовок к тексту. Тема текста. Смысловые части текста и их последовательность. Средства связи предложений в тексте. | Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. | Сочинение-миниатюра «Воскресная прогулка» | Развитие словесно-логического мышления, речи. Обогащение словарного состава. Развитие навыков каллиграфии. | Упр.89. |
22 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 | Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов. 1 и 11 спряжения. Правописание не с глаголами. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Работа со словарем-справочником. Тренировочные упражнения. Составление опорной таблицы. | Словарный диктант. Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Табл.с.47 упр.94. |
23 | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | 1 | Репродукция картины. Манера художника. Передний и задний план картины. Цветовая гамма. Краткая биография художника А.А. Пластова. Творческая история картины «Летом». Тема, основная мысль и план соинения. | Учебное исследование картины. Фронтальный опрос. Составление плана сочинения. Составление черновика сочинения. | Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. Развитие словесно-логического и образного мышления. | Дописать сочинение. |
24 | Имя существительное | 1 | Существительное -самостоятельная часть речи. Начальная форма, склонение, число, падеж имен существительных. Функция существительных в предложении. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Учебное исследование. Тренировочные упражнения.. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Упр.102. |
25 | Имя прилагательное | 1 | Прилагательное -самостоятельная часть речи. Начальная форма, число, падеж имен прилагательных. Функция прилагательных в предложении. Синтаксическая роль. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Учебное исследование. Тренировочные упражнения.. | Знание определений: существительное, прилагательное. | Развитие словесно-логического мышления, памяти, внимания. Устранение пробелов знаний. | Упр.107. |
26 | Местоимение. | 1 | Самостоятельная часть речи. личные местоимения. Употребление предлогов с местоимениями 3 лица. | Учебное исследование. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Составление таблицы. | Знать личные местоимения. Составление сказки с использованием местоимений. | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления. | Упр.114. |
27 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ЗУН по теме: «Морфология» | Написание диктанта. Выполнение грамматического задания. | Диктант с грамматическим заданием. | | |
28 | Развитие речи. Основная мысль текста. | 1 | Текст. Основная мысль текста. Содержание текста. Заголовок к тесту. | Работа с текстами учебника. Фронтальный опрос. Составление плана сочинения. Составление черновика сочинения. | Сочинение. | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления. Развитие навыков каллиграфии. | Вопросы с.60. |
С 11.10-17.10 - каникулы | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | |||||||
29 | Синтаксис. Пунктуация. Понятие словосочетания. | 1 | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание, его строение. Главное и зависимое слово в словосочетании. Смысловая и грамматическая связь в словосочетании. | Работа с учебником. Разбор словосочетаний. Тренировочные упражнения. Словарный диктант. Работа по образцу. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. | Пр.с.67 упр.140. |
30 | Разбор словосочетания. | 1 | Порядок разбора словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. | Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. | Упр.145. |
31 | Предложение. | 1 | Предложение как основная единица синтаксиса. Границы предложений. Знаки препинания в конце предложений. Структура предложений и текста в целом. | Работа с учебником. Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант. Фронтальный опрос. | Творческая работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие словесно-логического мышления. | Пр.с.73 упр.148. |
32 | Развитие речи. Сжатое изложение | 1 | Изложения разных типов (сжатое и полное). Тема, основная мысль. Абзац. Приемы сжатия текста. | Работа с текстом учебника (у.44). Составление плана изложения. Составление черновика изложения. | Сжатое изложение | Развитие памяти и внимания. Развитие речи. развитие навыков каллиграфии. | Дописать изложение. |
33 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Цель высказывания. Повествовательная, вопросительная, побудительная интонация предложения. Интонационный слух. Синтаксический разбор предложений. Тон голоса. Интонация. Восклицательные и невосклицательные предложения. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Словарный диктант. Лексико-орфографическая работа. Объяснительный диктант. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие словесно-логического мышления. | Пр.с.76 упр.156. |
34 | Восклицательные предложения | 1 | Тон голоса. Интонация. Восклицательные и невосклицательные предложения. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Предупредительный диктант. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие словесно-логического мышления. | Упр.160. |
35 36 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 2 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего. Синтаксический разбор предложений. | Фронтальный опрос. Учебное исследование. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. | Пр.с.83 упр.169. |
37 | Сказуемое. | 1 | Сказуемое как главный член предложения. Способы выражения сказуемого. Лингвисты о сказуемом. Двусоставное предложение. | Фронтальный опрос. Учебное исследование. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Практическая работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. | Пр.с.84 упр.172. |
38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Способы выражения главных членов предложения. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. Работа с учебником. Лексико-орфографическая работа. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.86 упр.177. |
39 | Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. Второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. | Фронтальный опрос. Учебное исследование. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. Работа по образцу. Работа по опорным таблицами инструкциям. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.182. Упр.185. |
40 | Дополнение | 1 | Дополнение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения дополнений. Косвенные падежи. Синтаксический разбор предложений. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.90 упр.190. |
41 | Определение | 1 | Определение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения определений. Синтаксический разбор предложений. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. | Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.93 упр.194. |
42 | Обстоятельство | 1 | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения обстоятельств, их роль в предложении. Синтаксический разбор предложений. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. Составление таблицы. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.96 упр. 200. |
43 | Предложения с однородными членами | 1 | Однородные члены предложения. Признаки однородности. Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Интонация перечисления и пунктуация в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Синтаксический разбор предложений. | Лексико-орфографическая работа. Словарный диктант. Объяснительный диктант. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Построение схем предложений. Составление предложений по схемам. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления, речи. Обогащение словарного состава. Развитие навыков каллиграфии. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | пр.с.100 упр.207. |
44 | Предложения с обращениями | 1 | Обращение и его функция в предложении. Различия между подлежащим и обращением. Звательная интонация – опознавательный признак обращения. Знаки препинания при обращении. | Анализ предложений. Составление схем предложений. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Объяснительный диктант. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.106, 107 упр.220. |
45 | Развитие речи. Письмо. | 1 | Письмо. Виды писем. Правила написания писем. Пунктуация в предложениях с обращениями. | Творческая работа. Работа по образцу. Составление черновика письма. | Письмо другу. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при написании письма. | Упр.231, 232. |
46 | Синтаксический разбор предложения. | 1 | Порядок синтаксического разбора. Схема простого предложения. | Работа с учебником. Фронтальный опрос. Составление схем предложений. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.235. |
47 | Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» | 1 | Биографические сведения о художнике Ф.П. Решетникове. Творческая история картины «Мальчишки» Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине. | Фронтальный опрос. Работа с картиной по вопросам. Составление плана сочинения. Анализ картины. | Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при написании письма. | Дописать сочинение. |
48 | Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Признаки простого и сложного предложений, их функции в тексте. Запятая между частями сложного предложения. Сложное предложение. Структура сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Порядок синтаксического разбора сложного предложения. Схема сложного предложения. | Словарно-орфографическая работа. Словарный диктант. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Конструирование предложений. | Самостоятельная работа. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении сложных предложений, составление схем простых и сложных предложений. Развитие памяти и внимания. УПЗ. | Пр.с.117 упр.245. Упр.250. |
49 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Способы передачи чужой речи. Структура предложений с прямой речью. Место слов автора и прямой речи. Глаголы, вводящие прямую речь в предложение. Знаки препинания при прямой речи. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Схемы предложений с прямой речью. | Работа с учебником. Тренировочные предложения. Составление схем предложений с прямой речью. | | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении сложных предложений, составление схем предложений с прямой речью. Развитие памяти и внимания. УПЗ. | Пр.с.124, 126 упр.256. |
50 | Диалог | 1 | Диалог. Структура диалога. Пунктуационный оформление реплик диалога. Диалог в художественном тексте. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Словарно-орфоэпическая работа. | Самостоятельная работа. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении диалога. Развитие памяти и внимания. УПЗ. | Пр.с.129 упр.259. |
51 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с обращениями. | Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. | | Развитие словесно-логического мышления при синтаксическом разборе предложения. | Упр.266. |
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Диктант. Грамматическое задание. | Написание диктанта. Выполнение грамматического задания. | Диктант. | | |
53 | Развитие речи. Выборочное изложение по тексту Е. Мурашовой. | 1 | Тема. Основная мысль текста. План текста. Языковые особенности текста. | Работа с текстом упр. 269. Составление плана. Составление черновика изложения. | Сжатое изложение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения, составление плана изложения. Развитие памяти и внимания. | Дописать изложение. |
II триместр | |||||||
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч+3ч р\р) | | |||||
54 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Фонетика и графика. Гласные звуки. Образование гласных звуков. Обозначение гласных звуков на письме. Орфоэпия. Рифма. | Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. | | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Упр.275. |
55 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Наблюдение над звуками и буквами. Творческое списывание текста. | | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Упр.283, 285. |
56 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Согласные твердые и мягкие. Парные и непарные согласные по твердости/мягкости. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Составление таблицы. | Словарный диктант. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Упр.289. |
56 | Развитие речи. Повествование. | 1 | Повествование как тип речи. Признаки повествовательного текста. | Фронтальный опрос. Работа с учебником. Наблюдение за текстом повествовательного характера. | | Развитие словесно-логического мышления, речи. | Пр.с.143 упр.291. |
58 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Различия между звонкими и глухими согласными, способы их образования. Буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. | Фронтальный опрос. Работа в парах. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление таблицы. Работа по инструкциям и опорным схемам. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Пр.с.145 упр.296. |
59 | Графика. Алфавит. | 1 | Начертание букв. Графика. Алфавит. Порядок букв в алфавите. | Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант. Работа с учебником. | Тренировочные упр. | Развитие речи и словесно-логического мышления. Развитие памяти и внимания. | Упр.310. |
60 | Развитие речи. Описание предмета. | 1 | Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Описание предмета. | Фронтальный опрос. Учебное исследование. Работа с учебником. Составление плана и черновых записей сочинения. | Сочинение-описание любимой игрушки. | Развитие речи и словесно-логического мышления при составлении сочинения. Развитие памяти и внимания. | Пр.с.153 упр.312. |
61 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Правописание буквосочетаний с шипящими ч и щ без ь. Функции ь в слове. | Словарно-орфографическая работа. Объяснительный диктант. Выборочный диктант. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | Пр.с.155, 156, 157 упр. 318. |
62 | Двойная роль букв е, е, ю, я. | 1 | Двойная роль гласных е, е, ю, я. Позиции, в которых гласные е, е, ю,я обозначают два звука. | Фронтальный опрос: работа со схемами предложений Лингвистические игры. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | Пр.с.158 упр.325. |
63 | Слог. Ударение. Орфоэпия. | 1 | Произношение слов. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь и словарь ударений. | Словарно-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с карточками заданий. | Тренировочные упражнения. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Пр.с.160 упр.332, 334. |
64 | Фонетический разбор слова. | 1 | Звуки и буквы. Порядок фонетического разбора слова. | Работа по опорным таблицам и схемам. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. | Упр.336. |
65 66 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. | 2 | Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки. Функции ь в словах. Двойная роль букв е,е, ю, я. Фонетический разбор слова. | Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. Работа с учебником. Лексико-орфографическая работа. | Устные упражнения. Самостоятельная работа. | Развитие словесно-логического мышления при фонетическом разборе слова. Развитие памяти и внимания. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. | Упр. 338. |
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Диктант. Грамматическое задание. | Написание диктанта. Выполнение грамматического задания. | Диктант. | | |
68 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 1 | Краткая биография Ф.П. Толстого. Творческая история картины «Цветы, фрукты, птицы». Замысел художника. Цветовая гамма. Языковой материал для сочинения. | Работа с учебником упр. 323. Составление плана сочинения. Написание черновика сочинения. | Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птицы» | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. Развитие памяти и внимания. | Дописать сочинение. |
| Лексикология. Культура речи. | | |||||
69 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Лексика. Культура речи. Лексическое значение слова. Толковые словари. | Фронтальный опрос. Словарный диктант. Лексико-орфографическая работа. Работа с учебником. | Словарный диктант. | Развитие зрительной памяти и внимания. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов. | Пр.с.167 упр.355. |
70 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | Однозначные и многозначные слова. Значения многозначных слов. Многозначные слова в толковых словарях. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Творческое исследование слов. Фронтальный опрос. Работа в группах. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.172 упр.362, 363. |
71 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Прямое и переносное значение слов. Использование слов, употребленных в переносном значении, в художественных текстах как средств выразительности. Нахождение слов в переносном значении в толковых словарях. | Работа с учебником. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. Творческое задание. Объяснительный диктант. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации.. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.176 упр.371. |
72 | Омонимы. | 1 | Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов. Омонимы в толковых словарях. Выразительные возможности слов-омонимов. | Работа с учебником. Творческое исследование. Работа с пословицами и поговорками. Лексико-орфографическая работа. | Творческое задание. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.178 упр.378. |
73 | Синонимы. | 1 | Синонимы. Синонимический ряд. Словари синонимов. Выразительные возможности синонимов. | Лингвистическая игра. Учебное исследование. Работа с учебником. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. | Творческое задание. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.181 упр.389. |
74 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Краткая биография И. Грабаря. Творческая история картины «Февральская лазурь». Замысел художника. Цветовая гамма. Языковой материал для сочинения. | Работа с учебником упр. 390. Составление плана сочинения. Написание черновика сочинения. | Сочинение по картине И Грабаря «Февральская лазурь» | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. Развитие памяти и внимания. | Дописать сочинение. |
75 | Антонимы. Паронимы. | 1 | Антонимы. Выразительные возможности антонимов. Словарь антонимов. | Работа с учебником. Учебное исследование. Творческое задание. Лексико-орфографическая работа. | Творческое задание. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.185, 187 упр.401. |
76 | Контрольная работа по теме «Лексика» | 1 | Диктант. Грамматическое задание. | Написание диктанта. | Диктант. | Развитие орфографической зоркости. | |
77 | Подробное изложение по К. Паустовскому «Первый снег» | 1 | Тема. Основная мысль текста. План текста. Языковые особенности текста. | Работа с текстом упр. 375 Составление подробного плана. Составление черновика изложения. | Подробное изложение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения, составление плана изложения. Развитие памяти и внимания. | Дописать изложение. |
С 31.12-09.01 – каникулы | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи. | | ||||||
78 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Словарно-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Творческое задание. | Самостоятельная работа. | Развитие наглядно-образного мышления. Работа с инструкцией. | Упр.412. |
79 80 | Окончание. Основа. Корень слова. | 2 | Окончание. Основа слова. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов. | Работа с учебником. Учебное исследование. Лексико-орфографическая работа. Словарная работа. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.8 упр.419 Упр.424. Пр.с.13 упр.430. |
81 | Развитие речи. Рассуждение. | 1 | Рассуждение как тип речи. Особенности текста рассуждения. Тезис. Доказательства. Вывод. | Работа с учебником. Работа с инструкциями. Работа по образцу. Творческое задание. | Сочинение-рассуждение по упр. 402 | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. Развитие памяти и внимания. | Упр.437. |
82 83 | Суффикс. Приставка. | 2 | Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слова. приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. | Лингвистическая игра. Морфемный разбор слов. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Работа со словарем. | Проверочная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. Объяснительный диктант. | Пр.с.17 упр.447. Пр.с.21 упр.453. |
84 | Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. | 1 | Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Чередование звуков. Варианты морфем. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. Работа по образцу. | Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.464. |
85 86 | Развитие речи. Выборочное изложение с изменением лица. | 2 | Тема. Основная мысль текста. Языковые особенности текста. | Работа с учебником упр.456: составление плана. Творческое задание. Написание изложения. | Выборочное изложение. | Развитие речи и словесно-логического мышления. Развитие памяти и внимания. | Дописать изложение. |
87 | Морфемный разбор слова. | 1 | Состав слова. Устный и письменный разбор слова. Порядок морфемного разбора. | Лексико-орфографическая работа. Работа с учебником. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.469. |
88 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Приставка. Значение приставок. Единообразное написание приставок. | Работа со схемами предложений. Работа с инструкцией. Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. | | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.473. |
89 90 | Буквы з и с на конце приставок. | 2 | Правописание приставок на з и с. Условия выбора написания з и с в приставках. | Объяснительный диктант. Фронтальный опрос. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.32 упр.480. |
91 92 | Буквы а-о в корне –лаг- -лож-. | 2 | Правописание гласных а-о в корне –лаг-лож. Морфемный разбор слов. | Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. | Тест | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.35 упр.487. |
93 94 | Буквы а-о в корне –раст- -рос- | 2 | Правописание гласных в корне –раст- -рос-. Слова-исключения. Морфемный разбор слов. | Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. | Тест. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.37 упр.493. |
95 96 | Буквы е-о после шипящих в корне. | 2 | Шипящие согласные звуки. Правописание гласных е-о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения. | Работа с инструкциями. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. | Тест | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.40 упр.496. |
97 | Буквы и-ы после ц. | 1 | Условия выбора букв и-ы после ц. | Словарно-орфографическая работа. Грамматический разбор слов. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Объяснительный диктант. | Тест | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.42 упр.501. |
98 99 | Повторение. Правописание гласных в корне слова. | 2 | Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слова. | Лингвистическая игра. Учебное исследование. Тренировочные упражнения. Фронтальный орпос. Тест. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Вопросы с.44 упр.505. |
100 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ЗУН по разделу: «Морфемика». | Написание диктанта. Выполнение грамматического задания. | Диктант + грамматическое задание. | | |
101 102 | Развитие речи. Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 2 | Краткая биография П. Кончаловского. Творческая история картины «Сирень в корзине». Замысел художника. Цветовая гамма. Языковой материал для сочинения. | Анализ ошибок диктанта. Работа с учебником. Составление плана сочинения. Написание черновика сочинения. | Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. Развитие памяти и внимания. | Дописать сочинение. |
Морфология. Орфография. Культура речи. | | ||||||
103 104 | Имя существительное как часть речи. | 2 | Имя существительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен существительных. | Словарно-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. | | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.51 упр.518. |
105 106 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение. | 2 | Рассуждение как тип речи. Композиция рассуждения6 тезис, доказательства, вывод. | Работа с учебником. Работа с языковым материалом сочинения. | Сочинение-рассуждение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. Развитие памяти и внимания. | Дописать сочинение. |
107 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Предложения с обращениями. | Словарный диктант. Лексико-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Словарный диктант. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.56 упр.527. |
108 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных существительных с большой буквы. Употребление кавычек в названиях газет, картин, книг, кинофильмов и т.д. | Выборочный диктант. Объяснительный диктант. Работа с учебником. Фронтальный опрос. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.58 упр.539. |
III триместр | |||||||
109 110 | Род имен существительных. | 2 | Род имен существительных. Имена существительные мужского, женского, среднего рода. Согласование существительных и глаголов в роде. | Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Практическая работа. Учебное исследование. | | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Таблица с.64 упр.546. |
111 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа. | Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Словарно-орфографическая работа. | | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр.552. |
112 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | Число имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа. | Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Работа с дидактическим материалом. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр. 557. |
113 114 | Развитие речи. Сжатое изложение. (Е. Пермяк. «Перо и чернильница») | 2 | Тема, основная мысль текста. План текста. Приемы сжатия текста. | Работа с упр.513 Составление плана изложения. Написание черновика. | Сжатое изложение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сжатого изложения. | Повторить склонение сущ. |
| |||||||
115 116 | Три склонения имен существительных. | 2 | Склонение имен существительных. 1,2 и 3 склонения. Их отличительные признаки. | Выборочный диктант. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Таблица с.72 упр.560. |
117 118 | Падеж имен существительных. | 2 | Падеж имен существительных. Падежные вопросы. Алгоритм определения падежа имен существительных. | Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. Работа с дидактическим материалом. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр.573. |
119 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | Склонение и падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. | Словарный диктант. Тренировочные упражнения. работа с дидактическим материалом. | Словарный диктант. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.76 упр.580. |
120 121 | Развитие речи. Изложение с изменением лица | 2 | Тема, основная мысль текста. План текста. Приемы сжатия текста. | Работа с упр.547 Составление плана изложения. Написание черновика. | Изложение | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения. | Упр.583. |
122 | Множественное число имен существительных | 1 | Изменение существительных по числам. Мн. Число существительных. Падежные окончания существительных м.р., ж.р. и ср.р. мн.ч. Нормы образования мн.ч. существительных. | Лексико-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр.594. |
123 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | Шипящие согласные. Гласные о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Объяснительный диктант. Работа с учебником. Работа с дидактическим материалом. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.86 упр.600. |
124 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Морфологические и синтаксические признаки имен существительных. Порядок морфологического разбора имени существительного. | Работа с учебником. Тренировочные упражнения. фронтальный опрос. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Разобрать 3 сущ. |
125 | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное» с грамматическим заданием. | 1 | ЗУН по теме: «Имя существительное» | Написание диктанта под диктовку учителя. | Контрольный диктант + грамматическое задание. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | |
126 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине Г. Нисского «На лодке. Вечер.» | 1 | Описание как тип речи. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению. | Работа с картиной по вопросам учителя. Составление плана сочинения. Написание черновика. | Сочинение –описание по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. | Дописать сочинение. |
127 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Имя прилагательное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. История происхождения части речи. | Анализ ошибок диктанта. Словарно-орфоэпическая работа. Лингвистическая игра. Работа с учебником. Построение схем предложений. | | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Пр.с.98 упр.619. |
128 129 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 2 | Род, число и падеж прилагательных. Падежные окончания прилагательных. Алгоритм определения безударного окончания прилагательного. | Учебное исследование. Лингвистическая игра. Работа с учебником. Фронтальный опрос. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.100 упр. 627. |
130 131 | Развитие речи. Изложение-описание животного (А. Куприн «Ю-ю») | 2 | Описание как тип речи. Тема изложения. План изложения-описания. | Работа с текстом учебника по вопросам учителя. Составление плана изложения. Написание черновика. | Изложение –описание по упр.585 | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения. | Повторить правило. |
132 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | Полная и краткая форма прилагательного. Сходство и различия между полными и краткими прилагательными. Особенности изменения и синтаксическая роль кратких прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий без ь на конце. | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Словарный диктант. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Словарный диктант. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.106 упр.641. |
133 134 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | Морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных. Порядок морфологического разбора прилагательного. | Работа с учебником. Лингвистическая игра. Тренировочные упражнения. Работа по образцу. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.646. |
135 | Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное с грамматическим заданием. | 1 | ЗУН по теме: «Имя прилагательное» | Написание диктанта под диктовку учителя. | Контрольный диктант + грамматическое задание. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | |
136 137 | Развитие речи. Сочинение «Как я испугался» | 2 | Рассказ. Жанровые признаки и композиция рассказа. | Фронтальный опрос. Работа с учебником по упр.600 | Сочинение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения. | Дописать сочинение. |
С 11.04-17.04 - каникулы | |||||||
138 | Глагол как часть речи | 1 | Глагол. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глаголов. | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Работа с учебником | | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.113,114 упр.653. |
139 140 | Не с глаголами. | 2 | Правописание глаголов с частицей не. | Словарный диктант. Работа со схемами предложений. Тренировочные упражнения. работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.115 упр.660. |
141 | Развитие речи. Рассказ. | 1 | Рассказ. Жанровые признаки и композиция рассказа. Устный рассказ по серии картинок. | Словарно-орфографическая работа. Работа с учебником. Составление рассказа. | Рассказ. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении рассказа. | Написать рассказ. |
142 | Неопределенная форма глагола. | 1 | Неопределенная форма глагола. Признаки глаголов в неопределенной форме. Мягкий знак после ч в неопределенной форме глаголов. | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Работа с учебником. | | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.119 упр.671. |
143 144 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | 2 | Глаголы в неопределенной форме и в форме 3-го лица. -Тся и –ться в глаголах. | Грамматический разбор. Конструирование распространенных предложений с глаголами. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр. 673. |
145 146 | Виды глагола. | 2 | Глаголы совершенного и несовершенного вида, их значение. Использование глаголов в разных стилях речи. | Лексико-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.123 упр.681. |
147 148 | Буквы е-и в корнях с чередованием. | 1 | Чередование. Условия написания чередующихся гласных е-и в корне. | Лексико-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.687. |
149 150 | Развитие речи. Изложение. | 2 | Тема, основная мысль. План текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. | Работа с текстом изложения. Составление плана текста. Подробный и сжатый пересказ. | Изложение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения. | Повторить правило. |
151 152 | Время глагола. | 2 | Прошедшее, настоящее и будущее время глагола. Признаки и особенности изменения глаголов прошедшего времени. Условия выбора гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. Признаки глаголов настоящего времени. Признаки глаголов будущего времени, способы их образования. | Лексико-орфографическая работа. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Творческое задание. Работа со схемами предложений. Объяснительный диктант. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.133 упр.696. Упр.702. Упр.707. |
153 154 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 2 | Спряжение глаголов. Тип спряжения. Личные окончания глаголов 1 и 11 спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Предупредительный диктант. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Индивидуальная работа. Работа в парах. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.140 упр.715. Упр.724. |
155 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Глагол как самостоятельная часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глаголов. Порядок морфологического разбора глаголов. | Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Упр.738. |
156 | Контрольный диктант. | 1 | ЗУН по теме: «Глагол» | Написание диктанта под диктовку учителя. | Контрольный диктант | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | |
157 158 | Развитие речи. Сжатое изложение с изменением формы лица. | 2 | Тема, основная мысль. План текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль. | Работа с текстом упр. 739 ( А. Савчук. «шоколадный торт»). Составление плана текста. Сжатый пересказ с изменением формы лица. | Сжатое изложение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения, составление плана изложения. Развитие памяти и внимания. | Повторить правило. |
159 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | 1 | Правило правописания ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. УПЗ. Развитие речи. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. | Пр.с.147 упр.733. |
160 | Употребление времен. | 1 | Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. | Словарный диктант. Тренировочные упражнения. Работа с дидактическим материалом. | Словарный диктант. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр.735. |
161 162 | Развитие речи. Сочинение-рассказ «Не взяли на рыбалку» | 2 | Рассказ. Жанровые признаки и композиция рассказа. | Фронтальный опрос. Работа с учебником по упр.745. | Сочинение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста изложения, составление плана изложения. Развитие памяти и внимания. | Дописать сочинение. |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | | ||||||
163 | Разделы науки о языке. | 1 | Фонетика. Графика. Лексика. Синтаксис. Морфология. Морфемика. Виды разборов (фонетичесий, лексический, морфологический, синтаксический). | Работа с дидактическим материалом. Работа с учебником. Фронтальный опрос. Тренировочные упражнения. | | Развитие памяти и внимания. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. УПЗ. | Упр.762. |
164 | Развитие речи. Сочинение. | 1 | Сочинение на одну из тем по выбору упр.717 | Работа с учебником. Составление плана сочинения. Написание черновика сочинения. | Сочинение. | Развитие речи. Развитие словесно-логического мышления при составлении текста сочинения, составление плана. Развитие памяти и внимания. УПЗ. | Дописать сочинение. |
165 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | Правописание слов с орфограммами в приставках и корнях. Правописание приставок на з- и с-, пре- и -при. Правописание слов с непроверяемыми согласными в корне слова, непроизносимыми согласными в корне слова. Чередующиеся гласные в корнях слов: -лаг-лож-, -раст-рос-. | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Работа с учебником. | Самостоятельная работа. | Развитие памяти и внимания. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. УПЗ. | Упр.765, 766. |
166 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Спряжение глаголов. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Объяснительный диктант. Фронтальный опрос. | | Развитие памяти и внимания. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. УПЗ. | Упр.769. |
167 168 | Употребление букв ъ и ь | 2 | ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед.ч.; ь в сущ. 3 скл.; правописание ъ | Объяснительный диктант. Лексико-орфографическая работа. Тренировочные упражнения. Фронтальный опрос. Работа с учебником. | | Развитие памяти и внимания. Развитие образного мышления. Развитие основных мыслительных операций. УПЗ. | Упр.772. |
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | 1 | Строение простого и сложного предложения. Грамматическая основа. Синтаксический разбор простого и сложного предложений. | Работа со схемами предложений. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Работа с дидактическим материалом. | Самостоятельная работа. | Развитие навыков группировки и классификации. Развитие наглядно-образного мышления. | Упр.779. |
170 | Резерв | 1 | | | | | |