Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (ОБЖ) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по адаптированным образовательным программам
Внеурочная деятельность
Кружок по ОБЖ
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов разработана в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями на 17 июля 2015г.);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
- адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО « Школа АОП № 1 г. Саратова » (в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы).
Рабочая программа рассчитана на 4 года, 2часа в неделю.
Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.
Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:
распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
определить способы защиты от них;
приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
Освоение знаний о здоровом образе жизни;
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения.
Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде.
Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
практикум;
тестирование.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
о правилах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
о правилах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
о правилах безопасного поведения на улице;
о местах на улице, где позволительно играть;
о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
о ценности здоровой пищи;
о роли лекарств и витаминов;
о пользе овощей и фруктов;
о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес школы;
телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
правила пользования телефоном;
правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
разные виды транспорта;
разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
уметь:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
бережно относиться к природе; бережно относиться к своему здоровью.
Литература:
1. Осипова М. П. «Воспитание». Минск, 2002 г.
2. Поляков В. В. «ОБЖ». М., Дрофа; ДиК, 2008г.
3. Поторочина Е. А. «Поурочные разработки по ОБЖ». Вако, 2008г.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». М., ТЦ Сфера, 2005г.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности». М., ТЦ Сфера, 2006г.
Внеурочная деятельность
Кружок по ОБЖ
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
I четверть
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Сроки проведения |
|
Дата план. |
Дата факт. |
||||
1. |
Основы безопасности жизнедеятельности. Введение в тему курса кружка «Шаг за шагом» |
1 |
Слайд-презентация |
||
2. |
Что такое безопасность? |
1 |
Презентация |
||
3. |
Город, поселок, где мы живём. |
1 |
Презентация «Мой город Саратов» |
||
4. |
Что такое чрезвычайная ситуация. |
1 |
Презентация «Что такое ЧС?» |
||
5. |
Безопасность на улице. |
1 |
|||
6. |
Как правильно переходить дорогу. |
1 |
Электронный учебный ресурс «Дорожные знаки» |
||
7. |
Наиболее безопасный путь в школу и из школы. |
1 |
Дидактический материал |
||
8. |
Сигналы регулирования дорожного движения. |
1 |
Электронный учебный ресурс «Дорожные знаки» |
||
9. |
Сигналы регулирования дорожного движения. |
1 |
Электронный учебный ресурс «Дорожные знаки» |
||
10. |
Виды перекрёстков. |
1 |
Дидактический материал |
||
11. |
Знакомство с дорожными знаками. |
1 |
Электронный учебный ресурс «Дорожные знаки» |
||
12. |
Угадай, какой знак. |
1 |
Дидактическая развивающая игра |
||
13. |
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах города. |
1 |
Видеофильм о правилах поведения на улице |
||
14. |
Где можно и где нельзя играть. |
1 |
Видеофильм о правилах поведения на улице |
||
15. |
Я по улице шагаю. |
1 |
Иллюстраци-онный материал |
||
16. |
Практическое занятие «Улицы города » |
1 |
|||
Итого: |
16 |
II четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Сроки проведения |
|
Дата план. |
Дата факт. |
||||
17. |
Знакомство с транспортом города. |
1 |
Иллюстраци-онный материал |
||
18. |
Правила поведения в классе. |
1 |
Просмотр слайдов |
||
19. |
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. |
1 |
Видеофрагменты из серии «Безопасность на водоёмах» |
||
20. |
Какие опасности нас подстерегают дома. |
1 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
21. |
Основные правила пожарной безопасности. |
1 |
Интерактивный кроссворд «Противопо-жарные загадки» |
||
22. |
Детские шалости с огнём. |
1 |
Киноурок |
||
23. |
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. |
1 |
Презентация «Пожарная безопасность для детей» |
||
24. |
Встреча с незнакомцем. |
2 |
Документальные кадры из серии «Избегай незнакомца!» |
||
25. |
Полезные вещи - молоток и клещи. |
1 |
Иллюстраци-онный материал |
||
26. |
Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт. |
1 |
Мультфильм «Новый год» |
||
27. |
Вредные привычки. |
2 |
Видеофрагменты «Вредные привычки. Их последствия для организма» |
||
28. |
Секреты здоровья. |
1 |
Электронный ресурс из серии «Неболей-ка» |
||
Итого: |
14 |
III четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Сроки проведения |
|
Дата план. |
Дата факт. |
||||
29. |
Здоровье – овощи, ягоды, фрукты. |
1 |
Интерактивное пособие «Овощи. Фрукты» |
||
30. |
Сам себе я помогу и здоровье сберегу. |
1 |
Электронный ресурс из серии «Неболей-ка» |
||
31. |
Вода, вода… |
1 |
Видеофрагменты «Чем вода полеза и чем опасна» |
||
32. |
На льду. |
1 |
|||
33. |
В гостях у Айболита. |
1 |
Электронный ресурс из серии «Неболей-ка» |
||
34. |
На вокзале. |
1 |
Презентация «Правила поведения на вокзале» |
||
35. |
Твои действия |
1 |
|||
36. |
Кухня - не место для игр. |
1 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
37. |
Осторожно – электроприборы. |
1 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
38. |
Горючие вещества. |
1 |
|||
39. |
Запомните, детки, таблетки- не конфетки. |
1 |
Электронный ресурс из серии «Неболей-ка» |
||
40. |
Ножницы, катушки - это не игрушки. |
1 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
41. |
Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой. |
2 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
42. |
Ток бежит по проводам. |
2 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
43. |
А у нас дома газ. |
2 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
44. |
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. |
1 |
Презентация «Безопасность на водоёмах» |
||
Итого: |
20 |
IV четверть
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Сроки проведения |
|
Дата план. |
Дата факт. |
||||
45. |
Встреча с работником ГИБДД |
1
|
|||
46. |
Улица полна неожиданностей. |
2 |
Демонстрация видеофрагментов «Опасности на улице» |
||
47. |
На прогулку мы идём. |
1 |
Дидактическая развивающая игра |
||
48. |
Лесной пожар. |
2 |
Слайд-презентация |
||
49. |
Пожар в квартире. |
2 |
Видеофильм «Твои действия, если случился пожар» |
||
50. |
Если ты дома один. |
2 |
Электронный ресурс «Опасности в доме» |
||
51. |
В стране Дорожных знаков. |
2 |
Игра-презентация «Дорожные знаки» |
||
52. |
Правила безопасного поведения на водоёмах в летний период. |
2 |
Серия предметных картинок |
||
53. |
Закрепление изученного материала. Знаете ли вы правила безопасности. |
2 |
Анимированный кроссворд |
||
Итого: Всего: |
16 66 |