Календарно-тематическое планирование «Город мастеров. Профессии», (региональный компонент)
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: "Город мастеров. Профессии" (региональный компонент)
Программное содержание:
1.Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством.
2.Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с декоративно – прикладным искусством (хохлома, городецкая роспись, уральская роспись и др).
3.Рассказывание детям о искусстве, традициях и быте народов Южного Урала (особенности строений, предметы быта, национальная одежда и т.д.).
НОД по образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие»
Беседа (ФЦКМ) «Путешествие в профессии». Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, продолжить знакомство с профессиями людей, создание положительного эмоционального фона в группе, уточнение и расширение словарного запаса детей по теме, развивать интерес к профессиям близких людей, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Конструирование «Город мастеров». У детей закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции. Воспитывать навыки коллективной работы, учить детей объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа о профессиях. Развивать у детей коммуникативные умения, расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях; формировать представления о представителях разных профессий, их труде, закреплять знание детьми профессии родителей и других членов семьи.
ОО «Речевое развитие»
«В городе профессий». Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”, совершенствовать грамматический строй речи (упражнять. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными); совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения; развивать речевую активность, диалогическую речь.
«Чтение ХЛ» Д.Родари «Чем пахнут ремёсла». Ознакомление детей с разными профессиями, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, умение отвечать на вопросы, ОО воспитание духовно-нравственной личности.
Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. Декоративный орнамент по мотивам народных промыслов. Учить задумывать и выполнять узор по мотивам народных промыслов. Закреплять умение передавать колорит, элементы народного орнамента. Закреплять умение располагать узор в зависимости от формы листа. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Аппликация. «Нижнетагильские подносы». Закрепить умение детей украшать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам нижнетагильской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
«Музыка»
Знакомить с различным темпом исполнения произведения, изменением ритма. Побуждать детей к выполнению плясовых движений.
Слушание «Песенка о весне» муз.Г.Фрида, сл.Н.Френкель;
Музыкально-ритмические движения: «Приглашение» у.н.м., обр. Г. Теплицкого;
Драматизация «Игра с цветными платочками» муз.Т.Ломовой;
Игра «Скачут по дорожке» муз.А.Филлипенко;
Игра на ДМИ: «Оркестр» у.н.м.
Танцевально-игровое творчество: «Катилось яблоко» муз.В. Агафонникова.
ОО «Физическое развитие»
Учить сохранять равновесие в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки. Закреплять умение отбивать мяч в движении одной рукой (правой и левой). Упражнять в ходьбе на лыжах скользящим шагом, обходить встречающиеся препятствия.
- п/и «Ловишка с лентой», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Быстрые и меткие».
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
- д/игра «Играем в профессии»
- предметы златоустовской гравюры на стали, каслинского литья; жостовский поднос, хохломская посуда: формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира;
- иллюстрации с изображением народных игрушек;
- народные музыкальные инструменты в уголок музыки;
- фото, иллюстрации по теме «Наш город» (использование каслинского литья, златоустовской гравюры в оформлении улиц, зданий города);
- в книжный уголок «Малахитовая шкатулка».
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
Ø Расскажите ребёнку о своей профессии: название, в чём заключается работа, интересна ли она вам;
Ø Побеседуйте с детьми о профессиях столяра, плотника, сварщика, портного, сапожника, художника и др.
Ø Вместе с ребёнком сходите на почту, где обратите его внимание на труд почтовых работников. Расскажите о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);
Ø Покажите ребёнку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки; рассмотрите их с ребёнком; Покажите ребёнку посылку;
Ø Покажите ребёнку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитайте, откуда пришло письмо, телеграмма; расскажите, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города. Покажите, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустите вместе с ребёнком письмо в почтовый ящик;
Ø Почитайте детям сказы П.П.Бажова о людях труда, о мастеровых;
Ø Познакомьте ребёнка с ДПИ: златоустовская гравюра, каслинское литьё, уральская роспись и др.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- ситуативные беседы «Правила личной гигиены»: закреплять умение устанавливать связь между совершаемым действием и здоровьем организма;
- игра- путешествие «Гуляем по городу» (театры города (фото)) (закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон).
- составление на доске схемы безопасного подхода к детскому саду.
- отметить на карте Урала г.Златоуст (гравюра на стали, оружейники), г.Касли (каслинское литье), рассказать об этих промыслах, познакомить с их образцами;
- игра экспериментирование с водой «Делаем фонтан». Задачи: изучить свойства воды.
- игровые ситуации: «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Потанцуем и найдём волшебные слова», «Кто скорее построит дом».
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры с целью развития навыков самостоятельного ухода за собой и своим телом: схема мытья рук, схема одевания/раздевания; внесение схемы «стелем кровать»;
- беседа «Вредные и полезные привычки». Задачи: формировать потребность в соблюдении режима дня, двигательной активности в течение дня
- ситуативный разговор с целью совершенствования культуры еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой и благодарить;
- ситуативный разговор о закаливании, его значении для здоровья человека.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативный разговор об особенностях организма и собственного здоровья ребенка (мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия, мне нужно носить очки);
- ситуативный разговор о зависимости здоровья человека от правильного питания, формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
- ситуативный разговор с целью закрепления навыков у детей безопасного пользования вилки, ножа во время еды;
- ситуативный разговор с целью формирования умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;
- ситуативный разговор с целью расширения представлений о составляющей здорового образа жизни – правильном питании и факторах, разрушающих здоровье, о традициях русского национального питания.
Прогулка
- наблюдения за:
-небом: цвет неба меняется в зависимости от времени дня и от погоды. По небу плывут снеговые тучи, белые пушистые облака, их гонит ветер.
-ветром: откуда дует ветер, определить силу ветра по качающимся веткам деревьев, что такое ветер? Приметы: безоблачно, ветер северный – будет мороз.
-солнцем: день весной прибывает, солнце стоит над горизонтом выше. Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели
-за сосульками, обратить внимание как они подросли.
-за первым дождём, отметить характерные особенности этого явления весной
- подвижные игры: «Ловишки с приседанием», «Быстрые и меткие», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Ударь по мячу», «Ловишка с лентой», «Кольцеброс», «Кто лучше прыгнет»
-спортивные игры: «Хоккей»: ведение шайбы клюшкой, передача шайбы друг другу.
- труд на участке сгребание снега к стволам деревьев и кустарников, помощь воспитателю в разбрасывании снега на территории группового участка.
-деятельность по выбору детей: экспериментирование с водой (окрасить лед), игры-эстафеты, игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами; подвижные игры с использованием атрибутов.
Вечер:
- ситуативный разговор о правилах безопасного пользования ножницами, иголкой, стекой, клеем
- работа со схемой «Город - труженик» (обозначить символом место, где трудятся родители). Рассказы детей о том, на каких предприятиях работают родители
- организация театрализованной деятельности, возможности применения различных видов театра для самостоятельного обыгрывания народных песен и сказок;
- создать условия для самостоятельного изготовления народных игрушек из бумаги, глины в уголке художественного творчества: закреплять умение сделать народные игрушки своими руками;
- создать условия для изобразительно – творческой деятельности - работа с глиной или пластилином «Пластилиновые фантазии»;
- побеседовать с детьми о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде.
- организация выставки «Народное творчество» с помощью родителей.
Вечерняя прогулка:
- наблюдение за приметами весны (дождь, иней, ветер), изменениями в природе, учить быть наблюдательными; одеждой прохожих (изменения в одежде),растениями (весеннее пробуждение растений - тополь,сирень); луной и звездами: луна бывает растущая и убывающая, полнолуние и новолуние; вечерним небом: обратить внимание на луну и звезды, в какой фазе находится луна. Приметы: мало звезд на небе – к ненастью. Небо без луны, усыпано звездами – завтра морозный ясный день.
- подвижные игры: «Ловишка с лентой», «Чья колонна быстрее построится?», «Школа мяча», «Быстрые и меткие», «Кто лучше прыгнет», «Кого назвали, тот ловит.
- игры – эстафеты: «Веселые соревнования», «Кто быстрее».
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна