Мастер-класс с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад КВ №1 «Солнышко»
Спасского района Нижегородской области
МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ
«Использование камешков "Марблс" в работе с детьми
раннего дошкольного возраста»
Выполнила:
Гладышева Н.Е.
Воспитатель
высшей категории
с. Спасское 2021
Рассмотрение современной методики применения нетрадиционной технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей раннего возраста.
- мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с детьми раннего возраста.
- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции и развития высших психических функций у детей.
Материалы:
- листочки бумаги круглой формы для записи имени, цветные карандаши;
- круглые вазы с камешками Марблс разного цвета, текстуры, формы;
- альбомные листы, гуашь, картонные коробки небольшого размера;
- чудесный мешочек;
- картинки для работы: «Замок», «Подсолнух», корабль, дом, «Карандаши», «Цветок», «Воздушный шар»; буквы, цифры, фигуры, лабиринт, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для графического диктанта, поле для ориентирования на плоскости.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.
- Сегодня мы проведем мастер-класс по использованию стеклянных камешков "Марблс" в работе с детьми раннего дошкольного возраста..
II. Вступление .
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной.
Наибольший интерес у меня вызывает использование нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
6. Формировать правильный захват камешка кистью руки.
7. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук.
8. Развивать ориентировку на плоскости.
9. Работать над дифференциацией цветов.
Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Используются в работе шарики Марблс, камешки-кабошоны, имеющие плоское основание и удобны в применении, они не перекатываются; декоративные камешки; стеклянный грунт. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, ) или индивидуально.
С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше.
Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать следующие рекомендации:
Гигиена рук.
Осторожность при игре, так как камешки хрупкие.
Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
III. Практическая часть.
Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.
1. Обследование камешков.
- Что в этих вазах? Как вы полагаете?
- Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д
- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)
- А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?
- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:
- Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)
- Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)
- Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
- Взять красные камешки большим и третьим, и т.д.
Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)
2. Пространственная ориентация.
- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;
- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;
Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?
(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)
3. Работа над антонимами «прямой-кривой».
- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать камешки по цвету, форме, размеру.
- Справа сидящие – кривую.
4. Работа над текстурой камешков.
- Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.
5. Игры.
Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:
«Чудесный мешочек»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)
- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)
Игра «Лабиринт»
Задание – найти выход из лабиринта и выложить лабиринт любым цветом.
Игры с рисунками.
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
Игра «Выложи по образцу»
Воспитатель выкладывает начало рисунка – ребенок продолжает его.
Игра «Кто быстрее»
Предложить педагогам взять в руки мешочек в виде длинного прямоугольника из прозрачной ткани. С помощью Марблс наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее».
IV. Релаксация.
Работа с камнями без образца.
Педагогам предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный мир» без образца на чистом листе ватмана.
V. Рефлексия.
Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.
СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!