Проект с детьми раннего дошкольного возраста «Приключения Камешков-Марблс»

5
2
Материал опубликован 22 August 2022

Проект «Приключения Камешков –Марблс»

(с детьми раннего дошкольного возраста)

Раннее детство — особый период развития ребенка. Этот период важен для созревания и формирования организма малыша и становления его психических функций. В этот период необходимо создать оптимальные условия для включения малыша в разные виды активности. В решении данной задачи эффективно использовать разноцветные шарики Марблс, они позволяют привлечь ребенка и решать задачи его сенсомоторного развития.

Марблс – Это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки.

Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму.

Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка.

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышаю работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: .

Участники: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Актуальность данной инновационной технологии заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, стимулируют познавательное развитие.

Цель: развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков Марблс.

Задачи:

-развивать общую и мелкую моторику рук.

Развитие творческих возможностей ребёнка.

Развитие усидчивости

-обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умения сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

-развивать познавательную деятельность, закрепляя восприятия формы, величины, цвета, конструкции, их положение в пространстве;

-формировать положительное отношение к деятельности

развивать фантазию и творческое мышление у детей.

формировать навык совместной деятельности.

-воспитывать эстетические чувства.

Содержание проектной деятельности


Этапы

Подготовительный этап (информационно-аналитический) 15.02- 29.02

1. Составление плана реализации проекта.

2. Изучение методической литературы по теме.

3. Подбор и изготовление дидактических игр.

4. Подбор материала по теме.


Основной (практический)

1. Информационно-просветительская работа с родителями: информация на стендах в группе «Игры с камешками Марблс».

2. Мастер – класс для родителей :

«Камушки Марблс - наши маленькие помощники».

3. Использование инновационной технологии в образовательной деятельности с детьми посредством дидактических игр. 1.03-

Мною было запланиованы и определены зоны где камешек Марблс будет привлекать внимание и интерес детей.

Поэтому я разделила его путешествие по темам:

Тема недели

Дид игры


Путешествие камушка Марблс по сказкам.

Поможем сказочному герою добраться до домика или до персонажа ,построив дорожку из камешков марблс .

Игра «составь словосочетание»

Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке и дети называют слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

1.03-7.03

Путешествие камешка Марбс

По Временам года

«Выложи картинку»

Детям нужно заполнить пропуски камешками марблс в сюжетных картинках и назвать какое это время года.

803-14.03

Камешек Марблс -спортсмен

«Собери в корзину только камушки определенноко цвета»

«Перенеси камешки определенного цвета из одной крзиночки в другую»

«Сьедобное-несьедобное»

Дети должны на картинку сьедобного предмета положить камешек зеленого цвета

несьедобного-красного цвета.

15.03-21.03

Камешек Марблс-любознайка

«Чудесный мешочек»

Дети должны отыскать камешек среди мелких игрушек.

Потом задание усложняется дети отыскивают камешек и говорят что бывает определенног цвета как вытащеный камень.

«Сортировщик»

Дети сортируют камешки в стаканчики определенного цвета»

«Лабиринты»

Детям необходимо камешками выложить дорожку.

«Остров сокровищ»

Разобрать камешки по цвету в сундучки. «Разбери по форме».

Дети разбирают камешки по форме – квадратные, круглые.

2203-1.04

Камешек марблс в космосе

«Выложи планеты по контуру»

«Раскрась космическую страну»
Дети заполняют пробелы в космических рисунках камешками марблс.

«Перенесем камешки Марблс определенного цвета с одной планеты на другую»

4.04.-12.04

Камешек Марблс маленький художник

Игра «Разноцветные дорожки»

Игра «Заполни картинку»

Предлагается заполнить картинку, которая имеет пустые кружки, учитывается цветовая гамма.

Сюжетные картинки, игрушки, домашние животые, транспорт, овощи и фрукты.

«Выложи по контуру»

Дети выкладывают по контуру предметы.

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.


13.04-23.04

Рефлексия

Игры которые использовались на протяжении всего периода проекта

Массаж стеклянными камешками марблс:

- вертим в руках;

- щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания.


«Растереть орех».

Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.


«Обезьяна хватает банан».

Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.


«Уголёк на ладони».

Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).



Итоговое мероприятие

Квест- игра «Поможем камешку Марблс отыскать его друзей»

27.04


Заключительный этап реализации проекта

1 Квест игра с детьми раннего возраста: «Поможем камешку Марблс отыскать его друзей».

2. Презентация проекта «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми раннего возраста».




Заключение.

Образовательная работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателя, а также родителям, т. к. это замечательная помощь для организации занятий дома.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.


Список литературы.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. ,1986.

Монтессорри

7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. ,1973












Приложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад КВ №1 «Солнышко»

Спасского района Нижегородской области





Мастер- класс для родителей




На тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс

с детьми раннего возраста»







Выполнила:

Гладышева Наталья Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ «Д/с

КВ № 1 «Солнышко»











с.Спасское 2021



ЦЕЛЬ МАСТЕР- КЛАССА:

1.Рассмотрение применения современной методики в образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

ЗАДАЧИ:

- Познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

- Мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;

- Использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

1.Оформить приглашения для родителей

2. Пособия (подносы, контейнеры с камешками Марблс разного размера, цвета и фактуры, карточки- шаблоны для игр и игровых упражнений с камешками Марблс, тарелочки разных цветов, «Волшебный мешочек»)

3. Презентация «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс в работе с детьми раннего возраста».


ХОД МАСТЕР- КЛАССА


I. ЧАСТЬ-ОСНОВНАЯ

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на очередном заседании клуба. Сегодня мы проведем нашу встречу в виде мастер- класса на тему: «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс с детьми раннего возраста». Почему мы решили обсудить эту тему? У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная общая моторная недостаточность. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат. Но и развивать мелкую моторику.

Вся жизнь ребенка - игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Организованная деятельность для детей должна быть игровой, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов, и средств работы с детьми раннего возраста. Одним из самых интересных и инновационных приемов, на мой взгляд, можно назвать применение камешков Марблс. Они являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющим нарушения речи. Это универсальное пособие предназначено для детей с 2-х-3лет и старше.

Я хочу вас, уважаемые родители, сегодня с этим пособием познакомить. Марблс – это шарики или сплюснутые овальной, или круглой формы. Они сделаны из пластика или чаще всего из стекла. Названные мной камешки имеют разнообразные оттенки, цвета, форму красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Кроме того, они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие. А главное их предназначение - это познавательные и простые игры. Но вы должны помнить, что детки раннего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется приобретать более крупные Марблс и обязательно играть дома под присмотром взрослых. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте данное пособие в недосягаемое место во избежание проглатывания.

Мы используем камешки Марблс в работе с детьми раннего возраста в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Всё, с чем мы сейчас будем вас знакомить, умеют делать ваши дети. Предлагаю вам обследовать камешки Марблс. На ваших столах стоят контейнеры. Как вы полагаете, что в этих контейнерах? Опустите свои руки в них и обратите внимание на форму, цвет, текстуру камешков и расскажите какие они? (гладкие, скользкие, прохладные, шероховатые, разноцветные и т.д.). Замечательно!

В проводимых нами с детьми играх и игровых упражнениях с камешками мы формируем правильный захват кистью руки. Для этого используем кулачковый захват. Возьмите в кулачок как можно больше камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше? Используем щипковый захват- (захват с помощью двух пальчиков – большого и указательного). А также, пинцетный захват - с помощью трех пальцев кистью руки - (большого, указательного и среднего пальчиков).

Какие задачи мы решаем, используя данную нетрадиционную технологию с детьми раннего возраста, имеющим нарушения речи? К ним относятся:

Развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации;

Упражнение в ориентировке на плоскости листа;

Формирование умения сравнивать и анализировать;

Развитие тактильных ощущений;

Развитие сенсорного восприятия (цвет, величина, форма);

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Где можно приобрести это универсальное пособие? Камешки Марблс продаются в магазине, готовыми наборами, цена доступная. В интернете очень много картинок, пособий, которые можно использовать для организации игр с камешками Марблс. Но даже если нет в доступности компьютерных технологий, можно без труда нарисовать самим.


II. ЧАСТЬ - ПРАКТИЧЕСКАЯ

Воспитатель. Уважаемые родители, нами накоплен богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр и игровые упражнения с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. Используем мы данные игры с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, постепенно усложняя . Предложенные мной игры, можно организовать с детьми дома.

Начну с варианта игр и игровых упражнений на классификацию предметов по цвету, текстуре, форме и величине. Предлагаю вам принять на себя роль детей, давайте поиграем. При организации таких игр очень важно давать ребенку четкую инструкцию для выполнения.


- Игра «Волшебный мешочек».

Задание. Вам предлагается достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

-Игра «Раздели на группы»

Задание- перед вами тарелочки разных цветов и предлагаю распределить камни по тарелочкам в соответствии с цветом. На красную тарелочку кладёте красные камни, на жёлтую – жёлтые и так далее.


- Игра «Большой маленький»

Задание- перед вами камешки разной величины, для формирования понятия «большой- маленький» предлагаю вам рассортировать их по размеру в несколько стаканчиков и т.д.


- Игра «Разноцветные заплатки»

Задание – закройте белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.


Воспитатель. Далее, хочу предложить вам игры на формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.


- Игра «Чудесный мешочек»

Задание -предлагаю сначала вам выбрать камни разные по форме и величине. Затем все остальные камни сложить в мешочек. Далее попрошу вас на ощупь достать из мешочка камни похожие на выбранные вами.

Воспитатель. В работе с детьми мы используем много игр с трафаретами – шаблонами. Дети их очень любят и с большим интересом выполняют. Давайте некоторые из них мы проведем и с вами.

- Игра «Дорожки»

Задание – предлагаю вам с помощью камней выложить дорожку, например, от зайчика к морковке. Камни должны соответствовать цвету кругляшка на шаблоне. Круги на шаблоне могут быть одного цвета или с чередованием двух или более. Здесь необходимо соблюдение последовательности- такое задание хорошо тренирует внимание.


- Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт из камешков любым цветом или по цвету полосок лабиринта.

Воспитатель. Можно организовать игры с детьми на развитие творчества и фантазии с готовыми предметными и сюжетными картинками – шаблонами.


- Игра «Дополни картинку»

Задание -нужно украсить камешками Марблс праздничный торт - верхний ряд у торта - с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус - крупными Марблс. По такому принципу, например, можно предложить украсить новогоднюю ёлку, морское дно, сказочный лес и др.


- Игра «Поиск сокровищ»

Задание - в глубокий поднос насыпьте камешки Марблс и «спрячьте» любые мелкие игрушки в камешках, теперь попытайтесь отыскать сокровища и назвать их.

Воспитатель. Таким образом, вы убедились, вариантов игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. Все они имеют занимательный характер, стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук, увеличивают активность, и интерес детей к занятию, снимают усталость, негативное эмоциональное напряжение, вариативны и удобны в применении.



III. ЧАСТЬ –ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ


Ведущий: Уважаемые родители, наш мастер- класс подошёл к концу. У каждого из вас сложилось определенное мнение о его проведении, которое нам хотелось бы узнать. Перед вами «Корзина Рефлексии». Наполним её камешками Марблс. Положите красный камешек в корзину те, кто много нового и полезного узнал на нашем мероприятии, и зеленый камешек- кому не очень понравилось.


Большое спасибо всем за активное участие!




























Квест –игра для детей раннего дошкольного возраста

«Поможем камешку отыскать его друзей»

Задачи: - Развитие мелкой моторики и сенсорики.

-Формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

-Развивать цветовое восприятие.

- Развитие творчества и воображения, мышления.

Ход игры-занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, посмотрите у меня для вас есть сюрприз (показывает киндер сюрприз, и достает из него камешек - Марблс ). Ой!посмотрите кто к нам пришел - камешек.

Слышите ребятки он что- то нам говорит:

Камень: Ребята помогите отыскать моих друзей….мне без них очень грусно.

Воспитатель: Поможем ребята ?

Дети: да!

Воспитатель: Чтобы нам помочь камешку отыскать друзей, у мня есть карточки -подсказки.

(Достает карточку с изображением мешочка)

- Ребята что здесь изображено?

Дети: мешок.

В:- Значит нам нужно посмотреть в мешочке. Только находить мы их будем наощупь.

(воспитатель поочередно предлагает детям наощупь отыскать камешек -Марблс в мешочке среди мелких игрушек)

В:- Смотрите сколько друзей мы отыскали нашему камешку. Ну что,идем на поиски дальше!

Показывает детям следующую картинку с изображение песка.

В:Что это такое?

Дети: Песок.

В: -А теперь я предлагаю поискать камешки в песочной стране.

Дети поочередно отыскивают по одному камешку в песке.

В: Молодцы ребята! Мы еще отыскали друзей для камешка.

Посмотрите как они развеселились !

А сейчас мы с вами отправимся на поиски камешков на поезде.


Поезд

Поезд мчится и свистит (идем по кругу)

И колёсами стучит. (руки согнуты в локтях синхронные вращательные движения обеими руками);

Я стучу, стучу, стучу, (шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Всех до места докачу.

Чу- чу, чу-чу, всех до места докачу.


В:- Ну вот мы и приехали. Давайте искать друзей нашего камешка.

Воспитатель показывает им карточку на которой изображено задание: «Выложить дорожку от камешка к домику». Дети садятся за столы и выкладывают дорожку камешками Марблс.

После выполнения задания, воспитатель показывает домик в котором спрятаны камешки Марблс.

В:- Молодцы ребята !Вот мы и отыскали всех друзей камешка. Ребята, но камешки от путешествия так устали, и очень хотят отдыхать. Давайте мы с вами их разложим по кроваткам.

Проводится игра «Разложи камешки по коробочкам соответствующего камешку цвета»

В: Ребята, помогли мы камешку найти его друзей?

Д: да!

В: Вам понравилось искать камешки?

Д: да!

В: Где мы с вами искали камешки?

Д: В мешочке, в песке, помогали выложить дорожку.

В: А нам с вами нужно отправляться назад.

Поезд

Поезд мчится и свистит (идем по кругу)

И колёсами стучит. (руки согнуты в локтях синхронные вращательные движения обеими руками);

Я стучу, стучу, стучу, (шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Всех до места докачу.

Чу- чу, чу-чу, всех до места докачу.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Пожалуйста, исправьте ошибки и опечатки. И еще: ранний дошкольный возраст-это дети 1-2 лет. Для меня сомнительно, что в год ребенок выполнит все Ваши задания с камешками. Если же детки выполняют, то я рада за Вас и Ваших воспитанников.

23 August 2022

Уважаемая Татьяна Михайловна по поводу ошибок и опечаток обязательно учту ваш совет. А по поводу раннего возраста то он с 1 до 3 лет. В моей группе детки от 2 до 3 лет. ПОЭТОМУ ОНИ ВСЕ УСПЕШНО СПРАВЛЯЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ.

24 August 2022

Похожие публикации