Интегрированный урок краеведения и музыки в 3 классе «Карельская деревня»
Интегрированный урок краеведения и музыки в 3 классе
Учитель МОУ «Средняя школа №48» г. Петрозаводска республики Карелия
Першина Ирина Ивановна
Тема: Карельская деревня. Её жизнь и быт.
Форма урока: Урок с элементами праздника
Цель: Знакомство с карельской деревней, историей её возникновения, жизнью и бытом
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения карельских деревень около рек и озёр
-Прививать любовь к родному краю
-Воспитывать желание изучать жизнь и быт карельских деревень, используя проектную и исследовательскую деятельность
-Изучать культуру карельских деревень, их традиции
-Развивать желание сохранять карельские деревни
-Развивать культурную компетентность учащихся, формируя целостность воображения
-учить работать в группе и делать публичные выступления
Ход урока:
1 В мире всегда есть что-то интересное, что-то непознанное. Карелия — это не только её столица, Петрозаводск, и не только многочисленные реки и озёра. Смотрите глубже, и вы увидите то, чему можно посвятить не только урок, но и целую жизнь.
Просмотр видеофайла «Деревня моя, деревянная дальняя» (с. Сухое Беломорского района республики Карелия автор: Татьяна Козлова) Здесь будет файл: /data/edu/files/u1452711485.mp4 (видео "Деревня моя")
-О чём же пойдёт сегодня речь на уроке?
Речь пойдёт о карельской деревнеЗдесь будет файл: /data/edu/files/p1452711556.pptx (презентация "Карельская деревня")
2 Карельская деревня… Какие чувства у вас возникли? А что бы вы хотели узнать о карельских деревнях? (создаём план урока)
Примерный план:
Как и где строились карельские деревни?
Чем занимались жители деревни?
Какие у них были обычаи, традиции?
3 Начнём мы изучение карельской деревни с учебника Н.П. Кутькова, Л.И.Шитиковой «Карелия Край, в котором я живу»3класс стр.28-29
-Чтение по ролям (в ролях: писатель Яакко Ругоев, приезжий, старик и автор)
-Какой вывод сделали? (окончательная территория Карелии была сформирована сразу после В.О.войны, хотя первые деревни ,согласно летописям, появились ещё 400-500 лет назад, деревни строились около воды) Почему деревни строились у воды? Сравните свои мнения с мнением автора (вычитывание информации из текста стр.29)
-Названия карельских деревень тоже подтверждают то, что деревни строились на озёрах.
Давайте поиграем в игру « Продолжи меня».
Я начну перечислять названия карельских деревень, а вы продолжите: Машезеро, Шапшезеро, Лижмозеро, Поросозеро, Ледмозеро, Викшеозеро, Водлозеро, Ведлозеро, Юкшезеро,Кедрозеро…
Вот сколько названий деревень и посёлков содержат слово –озеро!
4 Работа в группах и публичные выступления
-Как жили в деревне, чем занимались жители, вы узнаете, работая в группах (тройках) и расскажете всем то, что вы узнали. Вспомните правила работы в группе. Договоритесь, кто из вас будет читать отрывок. Удобнее это делать тому, кто в тройке сидит посерединке. Обсудите прочитанное и решите, кто из вас будет выступать . А по мере вашего выступления я буду показывать презентацию «Карельская деревня» И так мы будем поддерживать друг друга)
4.1 Карельский дом
Для карел дом был священным и важным местом, а еще и основным богатством народа.
Все начиналось с того, что выбирали очень тщательно место для строительства.
Разрешения «заселиться», поставить дом карелы спрашивали у «хозяйки реки или озера», отпустив бревно по реке – где оно прибивалось к берегу, там и строили дом.
Карельские дома были большие, порой - двухэтажные, строились из заранее приготовленных круглых больших бревен сосны. Очень часто жилая часть, а также помещение для скота, сеновалы, чуланы объединялись под одну крышу.
Строили дома сами «хозяева». Считалось, что как строит «хозяин» дом, так и жить в нем будет. Если строит ладно, да складно, то и жизнь будет такой…
4.2 Внутри дома центральное место занимала печь. На ней ночью спали. В «красном углу», где висела икона, стоял большой стол со скамейками.
В пищу употребляли рыбу в любых видах, будь то сырая, сушёная, солёная. Очень популярен был сущик – это суп из сушёной рыбы.
Мясо карелы ели немного, в основном в зимнюю пору и во время сенокоса.
Большое значение в питании карелов имели молочные продукты, а именно творог, простокваша, топлёное молоко, сметана.
Хлеб выпекался из ячменной, овсяной и ржаной муки с добавлением мха, ячменной соломы, если муки было мало
4.3 Все предметы быта были из дерева: бочки, ушаты, где солили грибы и рыбу.
Берестяные туеса, короба для муки, молока служили долго.
Плетёные корзины с крышками, деревянные ложки делали из капа и ствола берёзы
4.4 Возле дома стояли кузницы, амбары, бани, колодцы, изгороди
Значимую часть в жизни карел занимала баня!
В ней не только мылись и парились, но и совершали различные обряды и магические ритуалы. Стирать в ней запрещалось.
Строили баню чаще всего у самой воды – озера, речки.
Первый выгул скота совершался 23 апреля по старому стилю – в день Егория. Надевали колокол (ботало) на шею коровы, чтобы уберечь животное от всего плохого.
Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с "просьбой" уберечь стадо от зверья и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку.
4.6 В хлеву тоже был свой дух – «дворовой». В случае болезни скота ему готовилось угощение и оставлялось в дальнем углу. Хозяйка не имела права входить в хлев босиком и без платка, иначе дворовый мог "обидеться" и наказать скотину
Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» от приходящих людей.
Удачен ли будет рыболовный сезон, предсказывали по погоде. Если дул северный ветер – удачи не жди. В ветреную погоду и неполную луну никогда не изготавливались снасти.
Удилища было принято лучше изготавливать из рябины, черёмухи и берёзы, а ольховое и можжевеловое удилище - отпугивало рыбу.
В водоемах был свой хозяин – водяной. Лов нельзя было начинать, не обратившись к «духу воды». В воду кидалось «угощение», например, сухари
4.8 Собираясь на охоту в лес, охотники пытались «задобрить» лесовика, принося ему угощение
Охотиться можно было только в условное время. Убивать самку с детенышами не разрешалось. Карелы заботились не только о своем настоящем дне, но и о будущем.
4.9 Занимаясь земледелием, карелы начинали посев на новолуние. Считалось, что растёт луна, растёт и урожай.
Перед распашкой поля хозяин вставал на колени, молился об урожае в сторону церкви, часовни или просто на восток.
В поле сеять выезжали до зари и обязательно натощак, чтобы "разжалобить землю-матушку".
4.10 Деревни Карелии были удалены друг от друга на несколько десятков километров. В каждой деревне был свой храм, церковь или часовенка. Ежегодно в деревне отмечался храмовый праздник, посвящённый святому, имя которого имела церковь. В праздничные дни молодёжь отправлялась в соседние деревни для знакомства со сверстниками. Женихи шли искать себе невест. Праздник проходил шумно, весело: игры, ярмарки, представления.
5- На занятиях фольклора вы изучаете игры, песни, танцы карелов. Покажите, как мог проходить такой храмовый праздник. Только помните, что во время игрищ, представлений юноши и девушки стремились показать свои умения, смелость, ловкость, порядочность. В се стремились понравиться друг другу. А победители становились наиболее желанными гостями.
(выступление фольклорной группы класса)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1452712043.jpg (1920x1280)
6 Вывод: Вот так жители карельских деревень проводили свои будни в работе и в заботах в старинных избах, возведённых нашими дедами и прадедами. Ну а праздники украшали эту жизнь своими традициями и карельскими нарядами - костюмами.
В Карелии до сих пор остаются такие места, где люди чтят традиции предков-карелов, где готовят пищу по рецептам карельской кухни, и пользуются утварью, изготовленной по технологиям, известным с древнейших времён
Побывав на этих островках традиционно карельской жизни, люди начинают более уважительно относиться к истории вообще и к истории края в частности.
- Изучение территорий, где проживает или проживало коренное население Карелии, — очень интересное занятие. Есть и те, кто восстанавливает деревни, возвращаясь туда жить с города.
- Может и у вас появилось желание узнать о той деревне, которая для вас дороже всего, где живут или жили ваши деды и прадеды?
7 Тогда предлагаю домашнее задание: подготовить проект "Моя деревня"
8 Самооценка. Дайте оценку деятельности вашей группы. Кому бы вы выразили благодарность за работу на уроке?
P.S. Следует отметить, что детей заинтересовал урок, и они подготовили проекты о своей деревне. Один из них опубликовываю:
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1452711247.pptx (детский проект "Моя деревенька" )
Евдакименко Виктория Викторовна
Ковалева Татьяна Константиновна
Андрей Анатольевич
Надежда