Интегрированный урок математики и краеведения в 3 классе «Путешествие в зимний лес»
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок математики и краеведения (3 класс)
Тема: Из жизни диких животных Карелии. Решение задач
Форма урока: мультимедийное путешествие по зимнему лесу
Провела: Першина Ирина Ивановна , учитель МОУ «Средняя школа №48» г.Петрозаводска
Цель: формирование умения решать простые и составные задачи, расширяя знания о животном мире Карелии
Задачи:
- продолжить знакомство с алгоритмом решения задач
- закреплять знания выбора действий к задачам
- развивать внимание и мышление
- использовать знания детей о животных Карелии и расширять их
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- презентация урока математики «Животный мир Карелии» ( авторы: Першина И.И., Зайко Н.Б.)
- алгоритм решения задач
- выбор действия к задачам
- карточки с ответами задач ( 76 60 4 48 12 3 19 6 ) и указанными решениями для проверки решения задач
- слова: малики, гайно, шатун
- таблица « белка строит гайно»
- Т.А. Бабакова «Младшим школьникам о природе Карелии»
- на каждую парту тексты о животных
Перед уроком звучит песня «О Карелии» на фоне слайда «Животный мир Карелии»
Ход урока:<span style="color: rgb(76, 76, 76); line-height: 1.4em;">Здесь будет файл: </span>/data/edu/files/o1452691140.ppt<span style="color: rgb(76, 76, 76); line-height: 1.4em;"> (презентация к уроку "Путешествие в зимний лес" )</span>
1.Карельский край – край лесов и озёр. В лесах Карелии насчитывается 63 вида зверей. В карельских озёрах водится 60 видов рыб.
Внимание, вопрос: Кого больше и на сколько?
( Правильный ответ находим на доске среди чисел на карточках, проверяем решение задачи)
- Как вы думаете, какая же сегодня тема урока?
1 слайд. Решение задач о животных
- Зачем нужна такая тема? (чтобы продолжить учиться решать задачи и при этом пополнить знания о животных)
- Откройте тетради, подпишите число и тему урока
- Какие математические знания тебе потребуются для изучения данной темы? ( знание и умение применять алгоритм решения задач, а также выбор действия к задачам)
- Напомните, пожалуйста, алгоритм решения задач
Алгоритм решения задач:
- прочитай внимательно задачу, представь её
- установи связи между числами, выбери действие
- запиши решение и пояснение к нему
- сформулируй ответ по вопросу
- проверь себя
2. Проверим домашнюю задачу: «Дедушка поймал 2 щуки, 5 окуней, плотвы столько, сколько щук и окуней вместе. Сколько всего рыбы поймал дедушка?» О чём она? Назовите ответ в задаче. Какой из них правильный и почему? ( находим карточку)
- Кто из вас данную задачу решил сам? Что можно посоветовать тем, кто воспользовался помощью?
- Для чего нужно пытаться решать самому? ( чтобы быть уверенным на контрольной работе)
3. Вспомните стихотворение Куравлёва «Перед контрольной»
Сказал я Наташе: «Послушай, Петрова,
Сегодня ты выглядишь классно и клёво!
Потрясная чёлка и хвостик прикольный!
Не дашь ли задачку списать на контрольной?
Наташа рукой у виска повертела,
Но всё же сказала: «А мне что за дело?
Пожалуйста, списывай – я не заплачу!»
И сунула мне на контрольной задачу.
…Полезно бывает в какой-то момент
Девчонке изящный сказать комплимент!
- Что скажете? ( списывать не надо, иначе ты сам никогда не научишься решать задачи)
4. Сегодня вы попытаетесь порешать самостоятельно задачи, а в конце урока сделаете вывод, как это у вас получилось.
2 слайд. Для этого я вас приглашаю совершить путешествие по зимнему лесу.
3 слайд - Зима… Мы с вами в зимнем лесу (по презентации) Кругом белым-бело! Хорошо прогуляться зимним днём по лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как снег скрипит под ногами. Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.
4 слайд А вот пробежал заяц…
5 слайд. и задел нижнюю ветку, снег осыпался, а он -трусишка пустился наутёк. Только след остался.
6 слайд. Но тут откуда ни возьмись лиса выбежала, заметила заячьи следы и начала медленно двигаться по следу
7 слайд. Внимание! Задача!
Когда заяц пробежал 90 метров, лиса прошла 15 метров. Во сколько раз больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Проверка: Успел ли заяц убежать от лисы? Почему? (Проверяем по карточке)
- У вас на партах даны листочки с текстами. Прочитайте текст№1в парах:
« В любое время года лисица охотится на мышей: отыскивает их норы, разрывает их и съедает этих вредных для человека зверьков. Зимой норы мышей скрыты под снегом, но это не мешает лисице находить их по доносившему оттуда писку и шороху. Лисица, выйдя на охоту, останавливается возле снежного сугроба и прислушивается. Затем внезапно подпрыгивает и, зарывшись концом мордочки в снег, быстро разгребает его лапами до самой земли, где находится мышиное гнездо. Делает она это так ловко и быстро, что мыши не успевают скрыться. Когда в отдельные года численность грызунов по тем или иным причинам уменьшается, лисицы вынуждены нападать на зайцев, куропаток или поедать падаль.»
- Что узнали?
8 слайд. (по презентации) Вот на полянке появился новый зверёк. Кто это?
9 слайд. Задача!
У белки в дупле были шишки. Когда она съела 6 шишек, то у неё осталось в 9 раз больше, чем она съела. Сколько шишек было в дупле?
Проверка: Можно ли ответить сразу на вопрос задачи? Сколько осталось? Сколько было всего?
Прочитайте текст№2
« Белка обыкновенная водится по всей Карелии, чаще всего в еловых лесах, потому что основной их корм – семена хвойных деревьев. Добывая семена из шишек, белка обгрызает почти все чешуйки и оставляет лишь голый стержень с несколькими чешуйками на верхнем конце. В неурожайный год, когда мало семян ели и сосны, белки питаются ягодами, почками, грибами, насекомыми, птичьими яйцами, птенцами. На зиму белки запасают еду в свои кладовые. В условиях Карелии белка редко селится в дуплах, обычно строит гнездо (гайно). Зимнее - более тёплое, из нескольких слоёв веток, висящих лишайников, мха, а внутри выстилается мелкими сухими травинками, шерстью зверей и перьями птиц»
- Что скажете?
10 слайд.. Белка объеденные шишки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рёв.
11 слайд. Кого разбудила белка? (медведя)
12 слайд. Задача:
Сколько месяцев спит медведь, если он ложится в ноябре, а просыпается в марте?
Проверка: найдите правильный ответ на карточке на доске
Прочитайте текст№3
« Всю зиму медведи проводят в берлоге, впадая в спячку на 5 месяцев. В это время они ничего не едят, не пьют, а живут только за счёт накопленных жиров с осени. Если летом какой-то медведь плохо питался и недостаточно ожирел, то он бродит в поисках пищи и зимой, становясь опасным даже для крупных животных – лосей и северных оленей. Говорят, что медведи сосут лапу, чтобы извлечь из них сок и утолить голод. На самом деле причина другая: у медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошвы старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая кожица на лапах чешется и мёрзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны ,кажется, что медведь лапу сосёт. В январе-феврале в берлоге медведицы появляются от 1 до 4 медвежат (но чаще-2). Медвежата рождаются маленькими, весом около полукилограмма, слепыми и беспомощными»
-Чем пополнили свои знания?
13 слайд. Однако зверям порой бывает голодно. Белка не находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом и зайцы не могут достать кору. Поэтому диких животных надо подкармливать.
Этим занимаются лесники.
14 слайд. Задача:
Лесники разложили для подкормки зверей 3 кг моркови, а капусты в 5 раз больше. На сколько больше капусты разложили, чем моркови?
Проверка: какой выбор действия использовали?
.Проанализируйте, все ли задачи вы решили сами и правильно ли?
Оцените себя сами!
Если все задачи решил правильно, то оценка «5», 3 задачи-«4», 2 задачи –«3»
_ Кому над чем нужно ещё работать?
- Чем был полезен урок?
Тетради сдать!
Дома: придумать свою задачу, используя материал о животных
15 слайд. Подведём общий итог урока:
- Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?
- Какую помощь могут оказать им люди?
- Какие правила поведения в лесу можно вывести?
16, 17, 18 слайды. Правила поведения в лесу:
Не шуми в лесу.
Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им, а сам увидишь меньше
Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Закон об охране и использовании животного мира запрещает изъятие диких животных из природной среды.
Не лови и не уноси больных детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные
Не оставляй мусор в лесу
Береги всё живое!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
-Как понимаете эти строки?
Степаненко Валентина Ивановна
Степаненко Валентина Ивановна
Першина Ирина Ивановна
Ольга
Горбачева Вера Александровна