12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Першина Ирина Ивановна199
Учитель начальных классов высшей категории с 32-летним педагогическим стажем. Сторонник развивающего обучения. Жизнерадостна. активна. очень люблю природу. активный отдых
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
3

"Путешествие в зимний лес" – Решение задач в 3 классе



Интегрированный урок математики и краеведения (3 класс)

Тема: Из жизни диких животных Карелии. Решение задач

Форма урока: мультимедийное путешествие по зимнему лесу

Провела: Першина Ирина Ивановна , учитель МОУ «Средняя школа №48» г.Петрозаводска

Цель: формирование умения решать простые и составные задачи, расширяя знания о животном мире Карелии

Задачи:

- продолжить знакомство с алгоритмом решения задач

- закреплять знания выбора действий к задачам

- развивать внимание и мышление

- использовать знания детей о животных Карелии и расширять их

- воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

- презентация урока математики «Животный мир Карелии» ( авторы: Першина И.И., Зайко Н.Б.)

- алгоритм решения задач

- выбор действия к задачам

- карточки с ответами задач ( 76 60 4 48 12 3 19 6 ) и указанными решениями для проверки решения задач

- слова: малики, гайно, шатун

- таблица « белка строит гайно»

- Т.А. Бабакова «Младшим школьникам о природе Карелии»

- на каждую парту тексты о животных

Перед уроком звучит песня «О Карелии» на фоне слайда «Животный мир Карелии»

Ход урока:<span style="color: rgb(76, 76, 76); line-height: 1.4em;">Здесь будет файл: </span>/data/edu/files/o1452691140.ppt<span style="color: rgb(76, 76, 76); line-height: 1.4em;"> (презентация к уроку "Путешествие в зимний лес" )</span>

1.Карельский край – край лесов и озёр. В лесах Карелии насчитывается 63 вида зверей. В карельских озёрах водится 60 видов рыб.

Внимание, вопрос: Кого больше и на сколько?

( Правильный ответ находим на доске среди чисел на карточках, проверяем решение задачи)

- Как вы думаете, какая же сегодня тема урока?

1 слайд. Решение задач о животных

- Зачем нужна такая тема? (чтобы продолжить учиться решать задачи и при этом пополнить знания о животных)

- Откройте тетради, подпишите число и тему урока

- Какие математические знания тебе потребуются для изучения данной темы? ( знание и умение применять алгоритм решения задач, а также выбор действия к задачам)

- Напомните, пожалуйста, алгоритм решения задач

 

Алгоритм решения задач:

- прочитай внимательно задачу, представь её

- установи связи между числами, выбери действие

- запиши решение и пояснение к нему

- сформулируй ответ по вопросу

- проверь себя

2. Проверим домашнюю задачу: «Дедушка поймал 2 щуки, 5 окуней, плотвы столько, сколько щук и окуней вместе. Сколько всего рыбы поймал дедушка?» О чём она? Назовите ответ в задаче. Какой из них правильный и почему? ( находим карточку)

- Кто из вас данную задачу решил сам? Что можно посоветовать тем, кто воспользовался помощью?

- Для чего нужно пытаться решать самому? ( чтобы быть уверенным на контрольной работе)

3. Вспомните стихотворение Куравлёва «Перед контрольной»

Сказал я Наташе: «Послушай, Петрова,

Сегодня ты выглядишь классно и клёво!

Потрясная чёлка и хвостик прикольный!

Не дашь ли задачку списать на контрольной?

Наташа рукой у виска повертела,

Но всё же сказала: «А мне что за дело?

Пожалуйста, списывай – я не заплачу!»

И сунула мне на контрольной задачу.

Полезно бывает в какой-то момент

Девчонке изящный сказать комплимент!

- Что скажете? ( списывать не надо, иначе ты сам никогда не научишься решать задачи)

4. Сегодня вы попытаетесь порешать самостоятельно задачи, а в конце урока сделаете вывод, как это у вас получилось.

2 слайд. Для этого я вас приглашаю совершить путешествие по зимнему лесу.

3 слайд - Зима… Мы с вами в зимнем лесу (по презентации) Кругом белым-бело! Хорошо прогуляться зимним днём по лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как снег скрипит под ногами. Особенно красивы деревья в зимнем лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.

4 слайд А вот пробежал заяц…

5 слайд. и задел нижнюю ветку, снег осыпался, а он -трусишка пустился наутёк. Только след остался.

6 слайд. Но тут откуда ни возьмись лиса выбежала, заметила заячьи следы и начала медленно двигаться по следу

7 слайд. Внимание! Задача!

Когда заяц пробежал 90 метров, лиса прошла 15 метров. Во сколько раз больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?

Проверка: Успел ли заяц убежать от лисы? Почему? (Проверяем по карточке)

- У вас на партах даны листочки с текстами. Прочитайте текст№1в парах:

« В любое время года лисица охотится на мышей: отыскивает их норы, разрывает их и съедает этих вредных для человека зверьков. Зимой норы мышей скрыты под снегом, но это не мешает лисице находить их по доносившему оттуда писку и шороху. Лисица, выйдя на охоту, останавливается возле снежного сугроба и прислушивается. Затем внезапно подпрыгивает и, зарывшись концом мордочки в снег, быстро разгребает его лапами до самой земли, где находится мышиное гнездо. Делает она это так ловко и быстро, что мыши не успевают скрыться. Когда в отдельные года численность грызунов по тем или иным причинам уменьшается, лисицы вынуждены нападать на зайцев, куропаток или поедать падаль.»

- Что узнали?

8 слайд. (по презентации) Вот на полянке появился новый зверёк. Кто это?

9 слайд. Задача!

У белки в дупле были шишки. Когда она съела 6 шишек, то у неё осталось в 9 раз больше, чем она съела. Сколько шишек было в дупле?

Проверка: Можно ли ответить сразу на вопрос задачи? Сколько осталось? Сколько было всего?

Прочитайте текст№2

« Белка обыкновенная водится по всей Карелии, чаще всего в еловых лесах, потому что основной их корм – семена хвойных деревьев. Добывая семена из шишек, белка обгрызает почти все чешуйки и оставляет лишь голый стержень с несколькими чешуйками на верхнем конце. В неурожайный год, когда мало семян ели и сосны, белки питаются ягодами, почками, грибами, насекомыми, птичьими яйцами, птенцами. На зиму белки запасают еду в свои кладовые. В условиях Карелии белка редко селится в дуплах, обычно строит гнездо (гайно). Зимнее - более тёплое, из нескольких слоёв веток, висящих лишайников, мха, а внутри выстилается мелкими сухими травинками, шерстью зверей и перьями птиц»

- Что скажете?

10 слайд.. Белка объеденные шишки бросала вниз. Они падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рёв.

11 слайд. Кого разбудила белка? (медведя)

12 слайд. Задача:

Сколько месяцев спит медведь, если он ложится в ноябре, а просыпается в марте?

Проверка: найдите правильный ответ на карточке на доске

Прочитайте текст№3

« Всю зиму медведи проводят в берлоге, впадая в спячку на 5 месяцев. В это время они ничего не едят, не пьют, а живут только за счёт накопленных жиров с осени. Если летом какой-то медведь плохо питался и недостаточно ожирел, то он бродит в поисках пищи и зимой, становясь опасным даже для крупных животных – лосей и северных оленей. Говорят, что медведи сосут лапу, чтобы извлечь из них сок и утолить голод. На самом деле причина другая: у медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошвы старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая кожица на лапах чешется и мёрзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны ,кажется, что медведь лапу сосёт. В январе-феврале в берлоге медведицы появляются от 1 до 4 медвежат (но чаще-2). Медвежата рождаются маленькими, весом около полукилограмма, слепыми и беспомощными»

-Чем пополнили свои знания?

13 слайд. Однако зверям порой бывает голодно. Белка не находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом и зайцы не могут достать кору. Поэтому диких животных надо подкармливать.

Этим занимаются лесники.

14 слайд. Задача:

Лесники разложили для подкормки зверей 3 кг моркови, а капусты в 5 раз больше. На сколько больше капусты разложили, чем моркови?

Проверка: какой выбор действия использовали?

.Проанализируйте, все ли задачи вы решили сами и правильно ли?

Оцените себя сами!

Если все задачи решил правильно, то оценка «5», 3 задачи-«4», 2 задачи –«3»

_ Кому над чем нужно ещё работать?

- Чем был полезен урок?

Тетради сдать!

Дома: придумать свою задачу, используя материал о животных

15 слайд. Подведём общий итог урока:

- Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?

- Какую помощь могут оказать им люди?

- Какие правила поведения в лесу можно вывести?

16, 17, 18 слайды. Правила поведения в лесу:

Не шуми в лесу.

Шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им, а сам увидишь меньше

Не лови диких животных и не уноси их домой. Условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Закон об охране и использовании животного мира запрещает изъятие диких животных из природной среды.

Не лови и не уноси больных детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные

Не оставляй мусор в лесу

Береги всё живое!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

-Как понимаете эти строки?

Опубликовано


Комментарии (5)

Степаненко Валентина Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 06 янв 2016 в 14:11
Степаненко Валентина Ивановна, 06.01.16 в 14:13 1Ответить Пожаловаться
Урок заслуживает внимания. Возьму себе на вооружение.Присутствует региональный компонент, разнообразные методы и приёмы. Понравилось домашнее задание.Прекрасный интегрированный урок! Думаю, что такой проведённый урок детям запомнится, задачи будут решены всеми детьми. Жаль, что нет к уроку презентации! Успехов в конкурсе! Творческих успехов! С уважением Степаненко В. И.
Степаненко Валентина Ивановна, 08.01.16 в 12:56 0Ответить Пожаловаться
Урок заслуживает внимания. Возьму себе на вооружение.Присутствует региональный компонент, разнообразные методы и приёмы. Понравилось домашнее задание.Прекрасный интегрированный урок! Думаю, что такой проведённый урок детям запомнится, задачи будут решены всеми детьми. Жаль, что нет к уроку презентации! Успехов в конкурсе! Творческих успехов! С уважением Степаненко В. И.
Першина Ирина Ивановна, 13.01.16 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна! Я исправилась! Загрузила презентацию! Сначала не могла это сделать (( Спасибо за подсказку!
Ольга, 08.02.16 в 16:25 0Ответить Пожаловаться
Хорошо бы прикрепить презентацию.
Горбачева Вера Александровна, 08.02.16 в 18:25 1Ответить Пожаловаться
Презентация есть в пункте "Ход урока"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.