Мастер-класс по работе с природными материалами «Картина-гербарий "Страж ночного леса"»
Мастер-класс по работе с природными материалами.
Тема: Картина-гербарий «Страж ночного леса».
Цель – формирование интереса учащихся к изобразительному и декоратмвно-прикладному искусству как средству познания окружающего мира, духовное обогащение и экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
Образовательные задачи:
формирование представления и навыков изображения посредством природных материалов различных форм и фактур.
Развивающие задачи:
повысить сенсорную чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций);
совершенствование навыков ручного труда;
развитие конструкторских способностей, творческого мышления, креативного подхода к поставленной задаче.
Воспитательные задачи:
формирование бережного отношения к природе родного края, его экологии;
воспитание и развитие художественного вкуса, креативного подхода
воспитание независимой, свободной, творческой личности.
Прогнозируемые результаты:
Овладение навыками использования природного материала для живописного воссоздания форм и фигур в пейзаже;
Формирование умений использовать цветовую палитру, создавать новые и знакомые геометрические формы;
Формирование умения работать с наглядным пособием (схемы, поэтапные инструкции).
Материалы и оборудование:
Фон тёмно-синего цвета А3 или А4;
Гербарий из листьев, ветки, травы, ягоды, мох, кора, перья;
Пинцет, ножницы;
Золотой глиттер «звёздочки»;
Эскиз или готовая картинка;
Камера, проектор, экран, цветной принтер.
Мастер класс разработан для учащихся с 11 до 14 лет.
( мастер-класс можно адаптировать для начальных классов, упростив задачу)
Ход занятия
1. Вводная часть.
Инструктаж по технике безопасности при работе с острыми инструментами. Презентация работ, выполненных из гербария. Демонстрация заранее подготовленного набора природного материала для фито - картин. Детям предлагается продумать последовательность работы и перечислить необходимые материалы,
2. Основная часть.
Демонстрация этапов работы с помощью камеры и проектора, транслирующего ход работы со стола педагога. Дети следуют устным указаниям и поэтапно воссоздают лесной пейзаж из заранее отобранного материала: выстилают мох, размещают ветки, листья папоротника. По периметру картины выкладывают по очереди травинки, ветки ели, сосны, орешника и любые другие, контролируя при этом художественные моменты. Следя за работой педагога, из коры воссоздают часть дерева, на ветке которого, по центру композиции, из листьев и перьев формируют филина. Затем добавляют мелкие детали: звёзды, ягоды, грибы и прочее.
3. Заключительная часть.
Проводится анализ занятия. Проводится опрос: какой из этапов работы оказался самым трудным, а какой – самым интересным? Уборка рабочего места. Фотографирование готовых детских работ для будущей выставки. Разбор картин.
Технологическая последовательность изготовления.
1. - Ребята! Мы продолжаем знакомиться с природой посредством природного материала, который мы видим под ногами и вокруг себя. Сегодня мы познакомимся с зарубежными дизайнерами и их творчеством: это творческий дуэт из Америки и созданный ими проект Sister Golden ( @sistergoldenshop). На примере их работ мы рассмотрим использование различного растительного материала в создании реалистичных форм и образов.
Идёт презентация работ, с разбором сюжетов и материалов, использованных в картинах.
Сегодня мы с вами создадим картину из материала и гербария, который вы заготовили, для своей работы, заранее. Чтобы воссоздать настоящий уголок леса, каждому из вас было предложено, на прогулке по парку или лесу, собрать материал для лесного пейзажа.
- Рассмотрим ваш «урожай» .Что мы видим?
- Пожелтевшие листья папоротника и берёзы, пожухлая трава, брусничный лист, ветки орешника, ели, ольхи, кора и хвоя сосны, разные виды мха, ягоды брусники и барбариса, шишки…
- Всё это мы используем для реалистичного воссоздания лесного ландшафта. Итак, начнём.
2. Перед собой располагаем тёмный фон. Это может быть отрезок ткани, обои, бархатная бумага в тёмно-синих тонах. Травинками намечаем границы композиции. Выстилаем нижнюю часть картины мхом.
В форме арки художественно выкладываем ветки ели и сосны, травинки, создавая атмосферу глухого лесного уголка.
В мох «высаживаем» кустики брусники, добавляем небольшие веточки, покрытые лишайником, имитируя замшелые поваленные деревья. Из коры сосны выкладываем ствол старого дерева с большим сучком, выходящим в центр композиции. Для облегчения процесса используем пинцет.
Дорабатываем лесную флору отдельными листиками папоротника, туи, цветным мхом. Украшаем полянку ягодами и грибами – их можно изготовить из соломы и белых ягод или вылепить миниатюру из пластилина.
Переходим к главному герою нашей картины, филину: лист берёзы или другого дерева подрезаем ножницами до необходимого размера и формы. Из пёрышек с помощью пинцета выкладываем оперение и брови. Сплющенные ягодки хорошо повторяют выпученные глаза. Клювик и коготки аккуратно выкладываем из кусочков коры или подрисовываем для упрощения процесса.
Добавляем звёздочки, завершая ночной пейзаж.
Работа закончена. Картины готовы для фотосессии.
Все работы фотографируются, отбираются лучшие кадры и распечатываются для фотовыставки.
Кияйкина Наталья Федоровна
Клокова Маргарита Валерьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Клокова Маргарита Валерьевна