Карточка по теме «Правописание приставок» для уроков русского языка

7
0
Материал опубликован 15 July 2018 в группе

 

Карточка. Рубрика 1
Карточка. Рубрика 2
Карточка. Рубрика 3
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Обучающие карточки»

 

Карточка по русскому языку

«Правописание приставок»

Подготовила: Цыбанова И.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ – Чемерновская СОШ.

2018 г.

Пояснительная записка

Дисциплина: русский язык

Раздел: «Орфография»

Тема: «Правописание приставок»

Класс: 9-11 классы

Возраст предполагаемой аудитории: 15-17 лет

Рекомендуемый тип занятия: изучение нового материала, закрепление пройденного, контрольно-обобщающий.

Требуемые для работы знания и умения:

знание понятий «изменяемые», «неизменяемые» приставки;

умение работать с таблицей;

умение определять значение слов (словообразовательных префиксов);

умение различать гласные звуки от согласных, звонкие согласные звуки от глухих согласных;

умение подбирать однокоренные слова для определения морфемного состава слов.

Ожидаемые результаты:

умение правильно писать:

неизменяемые приставки;

изменяемые приставки на –З, -С;

изменяемые приставки РАЗ -/ РАС-, РОЗ - / РОС -;

приставки ПРЕ-, ПРИ-;


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Инструкция по выполнению карточки

Правила работы с карточкой

1. Карточка состоит из 3 разделов: «Необходимо знать», «Тренировочные упражнения», «Самоконтроль. Контрольный тест».

На выполнение тренировочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

Записывайте ответы на каждое задание в отведённом для этого месте. Если Вы хотите

изменить ответ, зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями,

справочниками по грамматике, орфографическими словарями.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии

времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите

к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете

вернуться к пропущенным заданиям.

Варианты работы с карточкой

В зависимости от уровня подготовки ученика организуется работа с первым разделом.

Если ученик имеет прочную базу знаний по теме карточки, то он может пропустить задание этой рубрики и начать выполнение тренировочных упражнений (в обратном случае ученик должен проработать справочный материал рубрики «Необходимо знать»). Если при выполнении заданий возникнут трудности, ученик может обратиться к первому разделу. После окончания работы со вторым разделом можно приступать к выполнению контрольной части карточки.

Количество времени, отведенное на выполнение карточки, - 45 минут.

Желаем успеха!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Карточка «Правописание приставок»

1. Изучи рубрику «Необходимо знать»

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки на –З,

-С;

Изменяемые приставки РАЗ - / РАС-,

РОЗ - / РОС-

Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания

Перед звонкими

согласными, гласными – З,

перед глухими согласными – С

Написание зависит от ударения

О- : опылить

Помните!

Иноязычная приставка А- равнозначна по значению приставке НЕ-: аморальный = неморальный

БЕЗ- (БЕС-)

ВОЗ- (ВОС-)

ВЗ- (ВС-)

ИЗ- (ИС-)

НИЗ- (НИС-)

РАЗ- (РАС-)

РОЗ- (РОС-)

ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)

ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)

Беззаботный – бессовестный;

разгромить- расщедриться;

1. Под ударением пишется А, без ударения – О: рОзвальни - развалИться, рОспись – распИсывать

Исключение:

розыскнОй (от слова «рОзыск»)

ДО- : доплыть

НЕДО-: недосмотреть

ПО- : покрыть

ПРО- : прокусить

Помните!

приставка ПРА- пишется, если слово имеет значение:

1) «исконный, первоначальный, древний» праязык,

2) «степень родства»: прабабушка,

3) «имеющий отношение к предкам»: праматерь.

Помните слова!

чересчур

исчезать

исчезновение

У- : укрыть

Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласными и перед Ъ: дезинфекция, дизъюнкция

ПРА- : прадедушка

ВЫ - : вымыть

ПРЕД-: предустановка

ПЕРЕ-: переплыть

Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласными: дисбаланс, дисфункция

 

НА- : наиграть

ЗА- : забрать

НАИ-: наилучший

ОТ- (ОТО-): отбить, отойти

ОБ-(ОБО-): обхватить, обойти

В- (ВО-): въехать, войти

С- (СО-): сходить, сойти

НАД-(НАДО-): надломать, надорвать

ПОД- (ПОДО-): подстричь, подойти

К сведению!

Оглушаются перед глухими:

В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД-

Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-

Иногда приставка С- стоит после приставки НЕ-: несговорчивый

В словах ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕШНИЙ, не видно НИ ЗГИ буква З не приставка


 

Правописание приставок, зависящих от их значения

ПРИ-

ПРЕ-

1) пространственная близость, смежность: прибрежный

2) прибавление, приближение, присоединение: пририсовать, приклеить, прилететь

3) неполноты действия: присесть, приоткрыть

4) доведение действия до конца, до определенного результата: приискать, приучить, прикончить

5) совершение действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: принарядиться, приглядеться

6) сопутствующее действие: припевать, присвистывать

1) высшая степень действия, качества, превосходящего какую-либо меру (= ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА): превеселый (= очень веселый)

2) ПРЕ-=ПЕРЕ: преграда (= перегородить)

К сведению!

Иногда сходство приставок ПРЕ- и ПЕРЕ- можно объяснить синонимичными словами:

ПРЕВОЗМОЧЬ – ПЕРЕСИЛИТЬ

Различайте!!!

придать значение

притворить дверь

приклонить ветку к земле

приступать к делу

прибывать куда-либо

приёмник (аппарат)

приходящий (кто приходит)

призирать (давать приют)

придел храма

притерпеться (привыкнуть)

привратник (сторож, стражник)

предать друга

претворить мечту в жизнь

преклониться перед кем-то

преступать закон

пребывать (находиться где-либо)

преемник (последователь)

преходящий (временный)

презирать (не уважать)

предел желаний

претерпеть лишения

превратный (изменяющийся)

Запомните!!!

Приватный, приватизация, привередничать, привередливый, приверженец, привидение, привилегия, пригожий, придирчивый, приличие, примадонна, примитивный, приоритет, присяга, прискорбие, прискорбный, притязание, прихотливый, беспристрастный, причина, без прикрас, приумножить, неприязнь, приурочить, прибаутка, присутствовать, прилежный, приятный, пригодный.

Преамбула, презент, президент, президиум, преимущество, прекословить, прелюдия, премьера, пренебрежение, пренебрежение, препарат, препирательство, препятствие, прерогатива, пресловутый, пресмыкаться, престиж, престол, претендент, претензия, прецедент.


 

2. Выполни тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание приставок.

Бе_ценный, бе_церемонный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_численный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный. Во_рождать, во_действовать, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любленный, во_парить, во_препятствовать.

И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья. Ра_продал, ра_двоился, ра_чесал, ра_щедрился, ра_бьется, ра_пространит, ра_толок, ра_читал, ра_порол, ра_чертит, ра_крутит, ра_бег, р_звальни, р_спись. Чере_чур, чре_мерный.

_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих).

Задание 2. Выполните тестовые задания

1. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...

Ответ: ___________________________

2. Из предложений 25–29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:

– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.

Ответ: ___________________________

3. Из предложений 45–51 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

Ответ: ___________________________

3. Самоконтроль. Контрольный тест

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_забавный, пр_тупился

бе_честный, бе_грамотный

бе_правный, ра_чёт

бе_пощадный, бе_жалостный

пр_следовать, пр_шить

Ответ: ___________________________

2. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_стыдить, беспр_рывно

и_колесить, сни_хождение

ра_фасованный, ра_мытый

пр_вередливый, пр_града

и_далека, не_говорчивый

Ответ: ___________________________

3. Определить ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и_коверкать, бе_жизненный

пр_мудрый, пр_образовать

пр_брежный, пр_кратить

во_хождение, бе_рассудный

н_рекание, пр…гулка

Ответ: ___________________________

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра...буженный, бе…граничный

не...валенные, бе…дельник

пр...купить, пр…красный

под…зревать, н…писать

пр…кратить, пр_чудливый

Ответ: ___________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.