Картотека речевых игр и упражнений, способствующих обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи, для детей старшего дошкольного возраста
Картотека речевых игр и упражнений,
способствующих обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи,
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-логопед Семячкина Г.Е.,
МБДОУ д/с №25, г. Чебаркуль
«Превращения»
Цель: учить употреблять слова, противоположные по смыслу (антонимы), подбирать к ним картинки.
Оборудование: два набора картинок, противоположных по содержанию: «заколдованные» (грязные ботинки, грязная посуда, неубранная постель, девочка плачет, мальчик ломает постройку из кубиков) и «расколдованные» (чистые ботинки, чистая посуда, девочка смеется, девочка помогает маме, мальчик строит из кубиков и др.).
Ход: детям предлагают расколдовать картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это просто: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной, например, поверх картинки «грязная посуда» кладется картинка «чистая посуда».
«Поезд»
Цель: учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свои решения по подбору картинок; активизировать словарь.
Оборудование: 20 предметных картинок. Примерный набор: молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник, девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина, яблоки, огурцы, ведро, котенок, бабушка, лопата.
Ход: педагог объясняет суть игры: «Будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой «вагончик», его нужно «скрепить» с моим, а для этого надо сказать, чем похожи картинки, что между ними общего». Например, я кладу картинку, на которой нарисована синица. С этой картинкой можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел – птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел живет в лесу, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики и объяснять, как они скрепляются».
«Что это значит?»
Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.
Ход: педагог произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:
Свежий ветер – прохладный;
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся;
Свежий хлеб – мягкий, только испеченный;
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная;
Свежая газета – новая, только что купленная;
Свежие краски – незасохшие, яркие;
Свежая голова – отдохнувшая;
Глухой человек – тот, кто ничего не слышит;
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная;
Глухой шум – отдаленный, приглушенный, неотчетливый;
Глухой лес – дремучий, заросший, непроезжий.
«Я начну, а вы продолжите»
(по рассказу Н. Носова «На горке»)
Цель: учить детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Ход: Педагог составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи.
1) «Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел)».
2) «Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией)».
3) «Санки перевернулись, и мальчик … (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег)».
4) «Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали, в поте лица)».
«Как сказать по-другому?»
(на материале словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»)
Цель: учить детей подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.
Ход: Детям предлагается ряд заданий:
- В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно, солнышко спряталось за тучу).
- «Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом иначе… А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?
- «Где же вы его найдете?» - закудахтала наседка. Как сказать, что она сделала?
- Вспомните, как друзья будили солнышко.
- Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите.
«Скажи по-другому»
Цель: учить осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Ход: педагог говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например: Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: «как снег на голову», «ахнуть не успел», «летит как угорелый», «зарубить на носу», «надуть губы».
«Найди ошибку»
Цель: знакомить детей с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.
Ход: детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Педагог читает предложения, которые придумал Незнайка, задает вопросы:
- «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?
- «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?
- «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!». Как нужно сказать?
- «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?