12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семячкина Галина Ефимовна29
Россия, Челябинская обл., город Чебаркуль
4

Картотека речевых игр и упражнений, способствующих обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи, для детей старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр и упражнений,

способствующих обогащению словарного запаса, практическому освоению грамматических норм русского языка, развитию связной речи,

для детей старшего дошкольного возраста



Подготовила:

учитель-логопед Семячкина Г.Е.,

МБДОУ д/с №25, г. Чебаркуль



«Превращения»

Цель: учить употреблять слова, противоположные по смыслу (антонимы), подбирать к ним картинки.

Оборудование: два набора картинок, противоположных по содержанию: «заколдованные» (грязные ботинки, грязная посуда, неубранная постель, девочка плачет, мальчик ломает постройку из кубиков) и «расколдованные» (чистые ботинки, чистая посуда, девочка смеется, девочка помогает маме, мальчик строит из кубиков и др.).

Ход: детям предлагают расколдовать картинки, которые заколдовал злой волшебник. Сделать это просто: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной, например, поверх картинки «грязная посуда» кладется картинка «чистая посуда».


«Поезд»

Цель: учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свои решения по подбору картинок; активизировать словарь.

Оборудование: 20 предметных картинок. Примерный набор: молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник, девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина, яблоки, огурцы, ведро, котенок, бабушка, лопата.

Ход: педагог объясняет суть игры: «Будем играть в поезд. Я кладу первую картинку-вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой «вагончик», его нужно «скрепить» с моим, а для этого надо сказать, чем похожи картинки, что между ними общего». Например, я кладу картинку, на которой нарисована синица. С этой картинкой можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел – птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел живет в лесу, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики и объяснять, как они скрепляются».


«Что это значит?»

Цель: сочетать слова по смыслу, углублять представления о прямом и переносном значении слов.

Ход: педагог произносит словосочетания. Дети определяют, можно ли так сказать, и объясняют смысл этих выражений:

Свежий ветер – прохладный;

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся;

Свежий хлеб – мягкий, только испеченный;

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная;

Свежая газета – новая, только что купленная;

Свежие краски – незасохшие, яркие;

Свежая голова – отдохнувшая;

Глухой человек – тот, кто ничего не слышит;

Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная;

Глухой шум – отдаленный, приглушенный, неотчетливый;

Глухой лес – дремучий, заросший, непроезжий.


«Я начну, а вы продолжите»

(по рассказу Н. Носова «На горке»)


Цель: учить детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Ход: Педагог составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, использовав образные обороты речи.

1) «Был ясный морозный день, снег на солнце … (сверкал, искрился, переливался, блестел)».

2) «Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией)».

3) «Санки перевернулись, и мальчик … (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег)».

4) «Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился … (не покладая рук, без устали, в поте лица)».


«Как сказать по-другому?»

(на материале словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»)


Цель: учить детей подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.

Ход: Детям предлагается ряд заданий:

- В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно, солнышко спряталось за тучу).

- «Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом иначе… А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?

- «Где же вы его найдете?» - закудахтала наседка. Как сказать, что она сделала?

- Вспомните, как друзья будили солнышко.

- Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите.

«Скажи по-другому»

Цель: учить осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Ход: педагог говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например: Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению.

Можно использовать такие фразеологизмы: «как снег на голову», «ахнуть не успел», «летит как угорелый», «зарубить на носу», «надуть губы».


«Найди ошибку»

Цель: знакомить детей с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

Ход: детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Педагог читает предложения, которые придумал Незнайка, задает вопросы:

- «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?

- «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно?

- «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!». Как нужно сказать?

- «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.