Урок «Отрезок и его имя»
Конспект открытого урока по математике в 1 классе УМК «Перспектива»
Учитель: Абдуллина Е.Н.
1 кв. категория
Тема: Отрезок и его имя.
Цель: Познакомить с понятием «отрезок» и его обозначением; научить пошаговому построению отрезка, учить работать с линейкой; развивать умение отличать на чертеже прямую линию и отрезок, математическую речь, логическое мышление, пространственное воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать аккуратность, интерес к математике.
Задачи:
Предметные: научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
Метапредметные:
• Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
• Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
• Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, тесьма, наглядный материал с изображением линий.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок – начинаем наш урок.
На меня все посмотрели и тихонечко все сели.
- Сегодня на уроке математики мы продолжим работу над прямой линией и познакомимся с новой геометрической фигурой. А какой, вы сами скажете.
Устный счёт.
А) Прямой и обратный счёт в пределах 10 всем классом и «по-цепочке».
Б) Графический диктант в рабочих тетрадях. Соблюдение правила посадки при письме.
- 1клетка вверх,
-2 клетки вправо,
-1 клетка вниз,
- две клетки вправо.
- Определите закономерность и продолжите письмо до конца строчки.
В) Минута чистописания.
- Какие числа встречались в графическом диктанте? (Числа 1 и 2)
- Какими цифрами можем их обозначить?
- Вспомним письмо цифры 1 и цифры 2.
Актуализация опорных знаний. Разновидности линий.
На доске нарисованы разные линии.
- Что вы видите на доске? (Множество линий)
- На какие множества их можно разбить? (По цвету: красные, синие; по форме: прямые, непрямые)
-А можно ли эти линии разделить по размеру? (Нет, потому что прямая и непрямая линии бесконечны)
Физ.минутка.
Это – правая рука, это – левая рука.
Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?
Изучение нового материала.
Учитель показывает тесьму, растягивает её.
- На что похожа тесьма? (На линию)
- На какую линию? (На прямую линию)
- Мне нужны помощники, ими будут дежурные по классу. (Выходят два ученика, растягивают тесьму)
- И ещё один помощник будет выполнять мои указания. С помощью ножниц отрежьте часть прямой линии.
-Что мы сейчас сделали? (Отрезали часть прямой линии)
- Что у нас получилось? (Получился отрезок)
- Сколько концов у отрезка?
- Кто может сделать вывод, что такое отрезок?
- Отрезок – это часть прямой, у которой два конца.
Учитель делает узелки на концах тесьмы-отрезка.
- Что я сделала? На что похоже? (Узелки похожи на точки)
- Значит, у отрезка есть точки – концы.
- Что имеет точка? (У точки есть имя)
- Дадим имена нашим точкам.. (Имена даны по первым буквам имён учеников-помощников)
Работа по учебнику.
- А теперь проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение отрезку. Прочитаем правило.
- О чём мы ещё не сказали? (Отрезок имеет имя)
- Как даётся имя отрезку? (Имя отрезку даётся по двум точкам)
- Давайте вспомним имя нашего отрезка. (Отрезок КЛ) Можно ли по-другому назвать этот отрезок? (Да, отрезок ЛК)
Учитель даёт тесьму-отрезок некоторым парам детей, каждая пара (парта) даёт имя отрезку по первым буквам своих имён.
Физ.минутка.
Закрепление знаний.
Задание № 1 в учебнике стр. 56. Работа в парах.
- Сколько отрезков на чертеже?
- Назовите их имена.
Задание № 2. Работа в школьных тетрадях.
мы должны будем научиться чертить отрезок
- Для этого нам необходимо составить план, как правильно построить отрезок.
Итак, что нам необходимо для построения отрезка. (Линейка, карандаш)
Шаг 1. Берем линейку, карандаш.
Шаг 2. Ставим на листе бумаги 2 точки.
Шаг 3. Накладываем линейку на лист.
Шаг 4. Соединяем точки карандашом по линейке.
Шаг 5. Даем имя отрезку.
- Приготовьте линейку и карандаш. Найдите зелёную точку в тетради. Обозначим её точкой А.
- Отступите от точки А 6 клеток вправо, поставьте точку. Назовём её точкой Г.
- Соедините с помощью линейки эти две точки.
- Что получилось? (Отрезок) Назовите имя этого отрезка. (Отрезок АГ или ГА)
- Можно ли через эти точки провести ещё один отрезок? (Нет, потому что через две точки можно провести только один отрезок)
Задание № 1 в рабочей тетради стр. 44. Самостоятельное выполнение.
Взаимопроверка.
Включение в систему знаний и повторение с самопроверкой
1) - Выберете из предложенных прямых линий отрезок и обведите его синим карандашом.
- Посмотрите, кто сделал так же, поставьте +.
2) - Что обозначают точки (границы) отрезка, если правильно, то +:
а) буквы алфавита;
б) название отрезка;
в) название прямой.
Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что такое отрезок?
- Что ещё узнали об отрезке?
- Сколько отрезков можно провести через две точки?
Использованная литература
1. В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин «Путешествие по стране Геометрии» М.; из-во «Педагогика-Пресс»; 1994г.