КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации по использованию кейс-метода в профессиональной подготовке строителей
Аннотация
В методических рекомендациях рассмотрены вопросы использования кейс-метода в профессиональной подготовке обучающихся. Освещена сущность метода, уделено внимание отличительным чертам кейс – метода, представлены этапы работы и алгоритм учащейся деятельности по этому методу. Методические рекомендации могут использоваться для мастеров производственного обучения, преподавателей и методистов профессиональных учебных заведений различных профилей.
Содержание
Введение
1. Сущность кейс-метода
2. Отличительные черты кейс- метода
3. Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания
4. Этапы работы по кейс-методу
5. Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу
6. Организационные формы работы обучающихся
Выводы
Литература
Введение
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя педагогам. Практически любое действие человека в жизни связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, обучающийся смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь разными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является достаточно актуальной задачей. Образовательная технология ситуационного обучения, распространенная на Западе под названием «кейс-метод», считается началом преодоления кризиса в современном образовании.
Сущность кейс-метода
Под «кейсом» понимается письменное описание моделей реальной конкретной ситуации и дидактический пакет задач, необходимый обучающимся в процессе решения смоделированной профессиональной проблемы.
Участники тренинга по этому методу должны изучить определенный случай для того, чтобы определить возможные решения, выбрать и реализовать лучшие из них.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализа различных видов информации, ее обобщения, навыков формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Ситуационную методику обучения часто называют кейс-методом.
Суть кейс-метода заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие умственных способностей.
Сущность кейс-метода могут иллюстрировать шесть основных идей:
Во-первых, цель обучения отличается от классической схемы (научить, данные единственно правильные, раз и навсегда определенные знания, умения и навыки).
Учебный процесс по этой технологии ориентирован на осознание учащимися не единой, а многих истин: учащиеся вместе с педагогом рассматривают учебную проблему, имеющую несколько вариантов решения.
Во-вторых, в отличие от традиционных образовательных технологий, кейс-методу свойственен демократический характер процесса получения знаний. Ученик является равноправным участником обсуждения проблемы, а педагог – не «истиной в последней инстанции», а организатором, собеседником. Главным в обучении является не овладение готовыми знаниями, а их получение в процессе сотворчества ученика и педагога.
В-третьих, в процессе применения кейс-метода ученик может не только получать информацию о современных производственных технологиях, приемах и средствах, но и возможность их применять, овладеть навыками работы по конкретной технологии.
В-четвертых, технология применения кейс-метода достаточно четкая и простая: по определенным правилам и при определенных условиях моделируется конкретная ситуация по реальной профессиональной практике и разрабатывается комплекс знаний, умений и навыков для практического ее решения. Модель конкретной ситуации оформляется посредством комплекта дидактического обеспечения объемом 10-50 страниц (в зависимости от сложности ситуации). Обучающиеся изучают этот комплект, привлекая к нему обучающий материал из разных источников информации (обзорные лекции, статьи, Интернет - информацию и т.п.). Затем содержание «кейса» подробно обсуждается на диспутах или практических занятиях, на которых педагог выполняет роль руководителя процесса сотворчества: формулирует наводящие вопросы, фиксирует ответы, поддерживает ход дискуссии.
В-пятых, преимуществом кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических умений и навыков, но и развитие новой системы ценностей обучающихся, их профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировосприятия.
В-шестых, кейс-метод дает обучающимся возможность получать удовольствие от самостоятельного и активного процесса познания нового, ведь преодолевается такой дефект традиционного обучения, как сухое, неэмоциональное изложение педагогом учебного материала. Творческая конкуренция, увлеченность, положительные эмоции, закономерно возникающие у обучающихся при обсуждении содержания кейса, настраивают их на положительное отношение к обучению.
Отличительные черты кейс- метода
Отличительными чертами кейс-метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы групповой оценки принятых решений;
- эмоциональное напряжение обучающихся.
Сложной задачей для учителя, требующего эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют базы беседы класса под управлением учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны разные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь ученикам размышлять, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только объясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить, как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.
Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания
Кейс-метод можно представить в качестве сложной системы, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, выполняющие в кейс-методе свои роли.
Метод, интегрированный в кейс – метод. Характеристика его роли в кейс – методе:
- Моделирование. Построение модели ситуации.
- Системный анализ. Системное представление и анализ ситуации.
- Воображаемый эксперимент. Способ получения знания о ситуации посредством ее умственного преобразования.
- Методы описания. Создание описания ситуации.
- Проблемный способ. Представление проблемы, лежащей в основе ситуации.
- Метод классификации. Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации.
- Игровые способы. Представление вариантов поведения героев ситуации.
- «Мозговая атака». Генерирование идей по ситуации.
- Дискуссия. Обмен взглядов по поводу проблемы и пути ее разрешения.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.
Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
- закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
- отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление обучающихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
- отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
- экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, часто бессознательно, понимание и способность мыслить языком основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода является не только знание, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, представляемую достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык для решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Информация, содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; сущность метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
В процессе работы по кейс-методу можно выделить этапы, задачи, алгоритм обучающихся и организационные формы работы.
Этапы работы по кейс-методу:
- «вхождение» в ситуацию и ее понимание;
- постановка «диагноза», уяснение вероятных обстоятельств проявлений «симптомов»;
- определение стратегических вопросов и ключевых проблем (выявление истинной причины возникновения проблемы);
- выработка стратегических альтернатив (поиск вариантов разрешения ситуации);
- оценка стратегических альтернатив и выбор рационального решения;
- защита, обоснование выбранного варианта решения.
К каждому из этих этапов для обучающихся относятся соответствующие задачи:
- внимательно ознакомится с содержанием кейса;
- выявить проблему, обобщить и проанализировать информацию, отобранную по данной проблеме;
- разместить шаги решения трудности по их иерархии;
- выдвинуть гипотезы (альтернативы) разрешения ситуации;
- проанализировать и оценить выдвинутые альтернативы, составить перечень преимуществ и недостатков каждой из них, определить альтернативное решение, которое предпочитается;
- обосновать преимущества выбранной альтернативы, доказать производительность выбранного решения.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решениям;
- презентация и экспертиза результатов малых групп в общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу:
- проработка текстовой информации (отмечание ошибок на полях, подчеркивание главного, внесение вставок-дополнений и т.п.);
- анализ содержания кейса (анализ состояния отрасли, анализ тенденций и перспектив отрасли, анализ «узких мест» - проблем отрасли);
- проведение «мозгового штурма» по выдвижению альтернативных решений; рассмотрение и оценка предложенных вариантов решения проблемы (анализ «деревья» решений);
- проведение поисковой и исследовательской деятельности по стратегии планирования и организации действий для решения проблемы;
- расчет результатов реализации выбранного варианта решения, выдвижение предложений по контролю за процессом реализации избранного решения;
- подготовка отчета и презентация результатов анализа по выбранному варианту решения проблемы
Организационные формы работы обучающихся:
- на первом этапе деятельности по алгоритму используется индивидуальная форма работы;
- со второго по пятый – групповая;
- на шестом этапе используются как индивидуальная, так и групповая формы.
Результативное внедрение этого достаточно прогрессивного метода обучения возможно при условии, когда результаты обучения будут иметь для учащихся важное и мотивированное значение: стремление утвердиться как профессионал, доказать свое право и свою способность на дальнейшее творчество, новаторство, возможность претендовать на лучшие условия труда и ее оплаты в будущей профессиональной деятельности.
Выводы
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках обучающие ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрение кейс-метода, их подготовки и проведения.
Список литературы
1.Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.
2.Пинчукова М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
3.Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 – 179.
Легоцкая Вера Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна
Латышева Надежда Леонидовна
Шишкина Людмила Николаевна