КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

16
4
Материал опубликован 10 May в группе

КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации по использованию кейс-метода в профессиональной подготовке строителей

Аннотация

В методических рекомендациях рассмотрены вопросы использования кейс-метода в профессиональной подготовке обучающихся. Освещена сущность метода, уделено внимание отличительным чертам кейс – метода, представлены этапы работы и алгоритм учащейся деятельности по этому методу. Методические рекомендации могут использоваться для мастеров производственного обучения, преподавателей и методистов профессиональных учебных заведений различных профилей.

    Содержание

    Введение

1. Сущность кейс-метода

2. Отличительные черты кейс- метода

3. Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания

4. Этапы работы по кейс-методу

5. Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу

6. Организационные формы работы обучающихся

Выводы

Литература

      Введение

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя педагогам. Практически любое действие человека в жизни связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, обучающийся смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь разными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является достаточно актуальной задачей. Образовательная технология ситуационного обучения, распространенная на Западе под названием «кейс-метод», считается началом преодоления кризиса в современном образовании.

Сущность кейс-метода

Под «кейсом» понимается письменное описание моделей реальной конкретной ситуации и дидактический пакет задач, необходимый обучающимся в процессе решения смоделированной профессиональной проблемы.

Участники тренинга по этому методу должны изучить определенный случай для того, чтобы определить возможные решения, выбрать и реализовать лучшие из них.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализа различных видов информации, ее обобщения, навыков формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Ситуационную методику обучения часто называют кейс-методом.

Суть кейс-метода заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие умственных способностей.

Сущность кейс-метода могут иллюстрировать шесть основных идей:

Во-первых, цель обучения отличается от классической схемы (научить, данные единственно правильные, раз и навсегда определенные знания, умения и навыки).

Учебный процесс по этой технологии ориентирован на осознание учащимися не единой, а многих истин: учащиеся вместе с педагогом рассматривают учебную проблему, имеющую несколько вариантов решения.

Во-вторых, в отличие от традиционных образовательных технологий, кейс-методу свойственен демократический характер процесса получения знаний. Ученик является равноправным участником обсуждения проблемы, а педагог – не «истиной в последней инстанции», а организатором, собеседником. Главным в обучении является не овладение готовыми знаниями, а их получение в процессе сотворчества ученика и педагога.

В-третьих, в процессе применения кейс-метода ученик может не только получать информацию о современных производственных технологиях, приемах и средствах, но и возможность их применять, овладеть навыками работы по конкретной технологии.

В-четвертых, технология применения кейс-метода достаточно четкая и простая: по определенным правилам и при определенных условиях моделируется конкретная ситуация по реальной профессиональной практике и разрабатывается комплекс знаний, умений и навыков для практического ее решения. Модель конкретной ситуации оформляется посредством комплекта дидактического обеспечения объемом 10-50 страниц (в зависимости от сложности ситуации). Обучающиеся изучают этот комплект, привлекая к нему обучающий материал из разных источников информации (обзорные лекции, статьи, Интернет - информацию и т.п.). Затем содержание «кейса» подробно обсуждается на диспутах или практических занятиях, на которых педагог выполняет роль руководителя процесса сотворчества: формулирует наводящие вопросы, фиксирует ответы, поддерживает ход дискуссии.

В-пятых, преимуществом кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических умений и навыков, но и развитие новой системы ценностей обучающихся, их профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировосприятия.

В-шестых, кейс-метод дает обучающимся возможность получать удовольствие от самостоятельного и активного процесса познания нового, ведь преодолевается такой дефект традиционного обучения, как сухое, неэмоциональное изложение педагогом учебного материала. Творческая конкуренция, увлеченность, положительные эмоции, закономерно возникающие у обучающихся при обсуждении содержания кейса, настраивают их на положительное отношение к обучению.

      Отличительные черты кейс- метода

Отличительными чертами кейс-метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы групповой оценки принятых решений;
  • эмоциональное напряжение обучающихся.

Сложной задачей для учителя, требующего эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют базы беседы класса под управлением учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны разные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь ученикам размышлять, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только объясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить, как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.

Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания

Кейс-метод можно представить в качестве сложной системы, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, выполняющие в кейс-методе свои роли.

Метод, интегрированный в кейс – метод. Характеристика его роли в кейс – методе:

  • Моделирование. Построение модели ситуации.
  • Системный анализ. Системное представление и анализ ситуации.
  • Воображаемый эксперимент. Способ получения знания о ситуации посредством ее умственного преобразования.
  • Методы описания. Создание описания ситуации.
  • Проблемный способ. Представление проблемы, лежащей в основе ситуации.
  • Метод классификации. Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации.
  • Игровые способы. Представление вариантов поведения героев ситуации.
  • «Мозговая атака». Генерирование идей по ситуации.
  • Дискуссия. Обмен взглядов по поводу проблемы и пути ее разрешения.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление обучающихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
  • экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения.

Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, часто бессознательно, понимание и способность мыслить языком основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Результатом применения метода является не только знание, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, представляемую достаточно важным при подготовке специалиста.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык для решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Информация, содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; сущность метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В процессе работы по кейс-методу можно выделить этапы, задачи, алгоритм обучающихся и организационные формы работы.

Этапы работы по кейс-методу:

  • «вхождение» в ситуацию и ее понимание;
  • постановка «диагноза», уяснение вероятных обстоятельств проявлений «симптомов»;
  • определение стратегических вопросов и ключевых проблем (выявление истинной причины возникновения проблемы);
  • выработка стратегических альтернатив (поиск вариантов разрешения ситуации);
  • оценка стратегических альтернатив и выбор рационального решения;
  • защита, обоснование выбранного варианта решения.

К каждому из этих этапов для обучающихся относятся соответствующие задачи:

  • внимательно ознакомится с содержанием кейса;
  • выявить проблему, обобщить и проанализировать информацию, отобранную по данной проблеме;
  • разместить шаги решения трудности по их иерархии;
  • выдвинуть гипотезы (альтернативы) разрешения ситуации;
  • проанализировать и оценить выдвинутые альтернативы, составить перечень преимуществ и недостатков каждой из них, определить альтернативное решение, которое предпочитается;
  • обосновать преимущества выбранной альтернативы, доказать производительность выбранного решения.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решениям;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп в общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу:

  • проработка текстовой информации (отмечание ошибок на полях, подчеркивание главного, внесение вставок-дополнений и т.п.);
  • анализ содержания кейса (анализ состояния отрасли, анализ тенденций и перспектив отрасли, анализ «узких мест» - проблем отрасли);
  • проведение «мозгового штурма» по выдвижению альтернативных решений; рассмотрение и оценка предложенных вариантов решения проблемы (анализ «деревья» решений);
  • проведение поисковой и исследовательской деятельности по стратегии планирования и организации действий для решения проблемы;
  • расчет результатов реализации выбранного варианта решения, выдвижение предложений по контролю за процессом реализации избранного решения;
  • подготовка отчета и презентация результатов анализа по выбранному варианту решения проблемы

Организационные формы работы обучающихся:

  • на первом этапе деятельности по алгоритму используется индивидуальная форма работы;
  • со второго по пятый – групповая;
  • на шестом этапе используются как индивидуальная, так и групповая формы.

Результативное внедрение этого достаточно прогрессивного метода обучения возможно при условии, когда результаты обучения будут иметь для учащихся важное и мотивированное значение: стремление утвердиться как профессионал, доказать свое право и свою способность на дальнейшее творчество, новаторство, возможность претендовать на лучшие условия труда и ее оплаты в будущей профессиональной деятельности.

   Выводы

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках обучающие ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрение кейс-метода, их подготовки и проведения.

   Список литературы

1.Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.

2.Пинчукова М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.

3.Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 – 179.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за труд!

10 May

Спасибо огромное, Вера Сергеевна!

11 May

Спасибо большое! Очень полезная информация!

11 May

Надежда Леонидовна, Большое спасибо!

11 May

Похожие публикации