КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

16
4
Материал опубликован 10 May 2024 в группе

КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации по использованию кейс-метода в профессиональной подготовке строителей

Аннотация

В методических рекомендациях рассмотрены вопросы использования кейс-метода в профессиональной подготовке обучающихся. Освещена сущность метода, уделено внимание отличительным чертам кейс – метода, представлены этапы работы и алгоритм учащейся деятельности по этому методу. Методические рекомендации могут использоваться для мастеров производственного обучения, преподавателей и методистов профессиональных учебных заведений различных профилей.

    Содержание

    Введение

1. Сущность кейс-метода

2. Отличительные черты кейс- метода

3. Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания

4. Этапы работы по кейс-методу

5. Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу

6. Организационные формы работы обучающихся

Выводы

Литература

      Введение

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя педагогам. Практически любое действие человека в жизни связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, обучающийся смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь разными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования в настоящее время является достаточно актуальной задачей. Образовательная технология ситуационного обучения, распространенная на Западе под названием «кейс-метод», считается началом преодоления кризиса в современном образовании.

Сущность кейс-метода

Под «кейсом» понимается письменное описание моделей реальной конкретной ситуации и дидактический пакет задач, необходимый обучающимся в процессе решения смоделированной профессиональной проблемы.

Участники тренинга по этому методу должны изучить определенный случай для того, чтобы определить возможные решения, выбрать и реализовать лучшие из них.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализа различных видов информации, ее обобщения, навыков формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания социальных наук не только в высших учебных заведениях и семинарах по повышению квалификации работников разных сфер, но и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет обучающимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Ситуационную методику обучения часто называют кейс-методом.

Суть кейс-метода заключается в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие умственных способностей.

Сущность кейс-метода могут иллюстрировать шесть основных идей:

Во-первых, цель обучения отличается от классической схемы (научить, данные единственно правильные, раз и навсегда определенные знания, умения и навыки).

Учебный процесс по этой технологии ориентирован на осознание учащимися не единой, а многих истин: учащиеся вместе с педагогом рассматривают учебную проблему, имеющую несколько вариантов решения.

Во-вторых, в отличие от традиционных образовательных технологий, кейс-методу свойственен демократический характер процесса получения знаний. Ученик является равноправным участником обсуждения проблемы, а педагог – не «истиной в последней инстанции», а организатором, собеседником. Главным в обучении является не овладение готовыми знаниями, а их получение в процессе сотворчества ученика и педагога.

В-третьих, в процессе применения кейс-метода ученик может не только получать информацию о современных производственных технологиях, приемах и средствах, но и возможность их применять, овладеть навыками работы по конкретной технологии.

В-четвертых, технология применения кейс-метода достаточно четкая и простая: по определенным правилам и при определенных условиях моделируется конкретная ситуация по реальной профессиональной практике и разрабатывается комплекс знаний, умений и навыков для практического ее решения. Модель конкретной ситуации оформляется посредством комплекта дидактического обеспечения объемом 10-50 страниц (в зависимости от сложности ситуации). Обучающиеся изучают этот комплект, привлекая к нему обучающий материал из разных источников информации (обзорные лекции, статьи, Интернет - информацию и т.п.). Затем содержание «кейса» подробно обсуждается на диспутах или практических занятиях, на которых педагог выполняет роль руководителя процесса сотворчества: формулирует наводящие вопросы, фиксирует ответы, поддерживает ход дискуссии.

В-пятых, преимуществом кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических умений и навыков, но и развитие новой системы ценностей обучающихся, их профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировосприятия.

В-шестых, кейс-метод дает обучающимся возможность получать удовольствие от самостоятельного и активного процесса познания нового, ведь преодолевается такой дефект традиционного обучения, как сухое, неэмоциональное изложение педагогом учебного материала. Творческая конкуренция, увлеченность, положительные эмоции, закономерно возникающие у обучающихся при обсуждении содержания кейса, настраивают их на положительное отношение к обучению.

      Отличительные черты кейс- метода

Отличительными чертами кейс-метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы групповой оценки принятых решений;
  • эмоциональное напряжение обучающихся.

Сложной задачей для учителя, требующего эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют базы беседы класса под управлением учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны разные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь ученикам размышлять, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только объясняет последствия принятия необдуманных решений.

Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить, как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.

Кейс - метод как сложная система, в которую интегрированы другие, более простые методы познания

Кейс-метод можно представить в качестве сложной системы, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, выполняющие в кейс-методе свои роли.

Метод, интегрированный в кейс – метод. Характеристика его роли в кейс – методе:

  • Моделирование. Построение модели ситуации.
  • Системный анализ. Системное представление и анализ ситуации.
  • Воображаемый эксперимент. Способ получения знания о ситуации посредством ее умственного преобразования.
  • Методы описания. Создание описания ситуации.
  • Проблемный способ. Представление проблемы, лежащей в основе ситуации.
  • Метод классификации. Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации.
  • Игровые способы. Представление вариантов поведения героев ситуации.
  • «Мозговая атака». Генерирование идей по ситуации.
  • Дискуссия. Обмен взглядов по поводу проблемы и пути ее разрешения.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление обучающихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
  • экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения.

Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, часто бессознательно, понимание и способность мыслить языком основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Результатом применения метода является не только знание, но и навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только любую практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, представляемую достаточно важным при подготовке специалиста.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык для решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Информация, содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; сущность метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В процессе работы по кейс-методу можно выделить этапы, задачи, алгоритм обучающихся и организационные формы работы.

Этапы работы по кейс-методу:

  • «вхождение» в ситуацию и ее понимание;
  • постановка «диагноза», уяснение вероятных обстоятельств проявлений «симптомов»;
  • определение стратегических вопросов и ключевых проблем (выявление истинной причины возникновения проблемы);
  • выработка стратегических альтернатив (поиск вариантов разрешения ситуации);
  • оценка стратегических альтернатив и выбор рационального решения;
  • защита, обоснование выбранного варианта решения.

К каждому из этих этапов для обучающихся относятся соответствующие задачи:

  • внимательно ознакомится с содержанием кейса;
  • выявить проблему, обобщить и проанализировать информацию, отобранную по данной проблеме;
  • разместить шаги решения трудности по их иерархии;
  • выдвинуть гипотезы (альтернативы) разрешения ситуации;
  • проанализировать и оценить выдвинутые альтернативы, составить перечень преимуществ и недостатков каждой из них, определить альтернативное решение, которое предпочитается;
  • обосновать преимущества выбранной альтернативы, доказать производительность выбранного решения.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решениям;
  • презентация и экспертиза результатов малых групп в общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Алгоритм деятельности обучающихся по кейс-методу:

  • проработка текстовой информации (отмечание ошибок на полях, подчеркивание главного, внесение вставок-дополнений и т.п.);
  • анализ содержания кейса (анализ состояния отрасли, анализ тенденций и перспектив отрасли, анализ «узких мест» - проблем отрасли);
  • проведение «мозгового штурма» по выдвижению альтернативных решений; рассмотрение и оценка предложенных вариантов решения проблемы (анализ «деревья» решений);
  • проведение поисковой и исследовательской деятельности по стратегии планирования и организации действий для решения проблемы;
  • расчет результатов реализации выбранного варианта решения, выдвижение предложений по контролю за процессом реализации избранного решения;
  • подготовка отчета и презентация результатов анализа по выбранному варианту решения проблемы

Организационные формы работы обучающихся:

  • на первом этапе деятельности по алгоритму используется индивидуальная форма работы;
  • со второго по пятый – групповая;
  • на шестом этапе используются как индивидуальная, так и групповая формы.

Результативное внедрение этого достаточно прогрессивного метода обучения возможно при условии, когда результаты обучения будут иметь для учащихся важное и мотивированное значение: стремление утвердиться как профессионал, доказать свое право и свою способность на дальнейшее творчество, новаторство, возможность претендовать на лучшие условия труда и ее оплаты в будущей профессиональной деятельности.

   Выводы

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках обучающие ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрение кейс-метода, их подготовки и проведения.

   Список литературы

1.Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.

2.Пинчукова М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.

3.Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 – 179.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за труд!

10 May 2024

Спасибо огромное, Вера Сергеевна!

11 May 2024

Спасибо большое! Очень полезная информация!

11 May 2024

Надежда Леонидовна, Большое спасибо!

11 May 2024

Похожие публикации