Статья «Кейс-метод как способ решения проблемных ситуаций в самостоятельной учебной деятельности воспитанников учреждения пансионного типа»
Кейс-метод как способ решения проблемных ситуаций
в самостоятельной учебной деятельности
воспитанников учреждения пансионного типа
Верисокина Татьяна Викторовна
Статья посвящена организации самостоятельной учебной работы воспитанников, направленной на формирование социальных компетенций, дано описание современной образовательной технологии «кейс-метод».
Ключевые слова: социальная компетентность, самоподготовка, метод case study.
Современное общество требует, чтобы выпускники школы были грамотными людьми, стремящимися к самообразованию, умеющими пользоваться приобретенными знаниями для познания мира, для решения новых познавательных задач. Выпускник должен обладать коммуникативными умениями и навыками, исполнять разные социальные роли, уметь самоопределиться в сложном мире.
Удовлетворение личности, общества и государства в получении качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений посредством освоения и расширения инновационной деятельности наряду с обеспечением их стабильного функционирования.
Поэтому возникает необходимость педагогического сопровождения процесса социализации. В условиях нашего учреждения, когда такой институт социализации как семья не может играть основную роль, необходима специальная педагогическая деятельность, направленная на формирование культуры социальной компетентности, которая содействовала бы развитию каждого ребенка.
Наиболее эффективными способами формирования социальной компетентности, используемыми как в учебной, так и во внеурочной деятельности считаются групповая работа, ролевые игры, коллективное творческое дело, проектная деятельность, трудовые десанты, организация самоуправления, и, наконец, самоподготовка.
Правильная организация подготовки домашних заданий, эффективное закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения цели.
Функции классного руководителя – создание необходимых условий для самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации.
Самоподготовка – процесс очень сложный, ответственный и трудоемкий, поэтому возникает ряд проблем:
- каким образом изменить образовательный процесс в целях развития учебной мотивации кадет;
- как построить воспитательную работу, чтобы она была тесно связана с учебной деятельностью и поддерживала заинтересованность в ней воспитанников;
- как учесть индивидуальные особенности воспитанников в процессе самоподготовки (одаренные, отстающие).
Найти способы решения проблем мы попробуем при помощи интерактивной технологии – case study, которая в последние годы нашла широкое применение в России.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. [1]
Метод case study относится к неигровым интерактивным методам обучения, где участники получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. [2]
Непосредственная цель метода case study – совместными усилиями группы людей проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. [2]
Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности воспитанников по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы [1].
В Россию кейс-метод пришел сравнительно недавно. Ситуативная методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания и в общеобразовательных учреждениях. Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Различают три формы подачи кейса:
- устные кейсы;
- печатные кейсы;
- видео-кейсы. [1]
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при формировании личностных компетенций у воспитанников.
Работа с кейсом представляется этапами:
1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.
2.Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах)
3.Этап презентации решений по кейсам.
4.Этап общей дискуссии.
5.Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя [2].
При обучении на основе кейсов можно использовать как минимум 6 форматов дискуссии:
1) педагог-воспитанник: перекрестный допрос;
2) педагог-воспитанник: адвокат дьявола;
3) педагог-воспитанник: гипотетический формат;
4) воспитанник-воспитанник: конфронтация и/или кооперация;
5) воспитанник-воспитанник: «играть роль»;
6) педагог - класс: «безмолвный» формат». [3]
Данная методика позволила педагогам учреждения пансионного типа провести мастер-класс по выработке алгоритмов действий с разными типами воспитанников на самоподготовке. Классным воспитателям были предложены три кейса с описанием поведенческих особенностей кадет. Членам групп работали над возможными вариантами решения проблем.
Ниже представлены примерные варианты кейсов и решений к ним.
Кейс № 1
Описание ситуации: воспитанник отказывается выполнять домашнее задание на самоподготовке, аргументируя это усталостью. На все уговоры воспитателя отвечает отказом, проявляет нервозность.
Задание: продумайте и составьте алгоритм действий с таким типом воспитанников на самоподготовке.
Приблизительные варианты решения проблемы:
Осуществление индивидуального подхода к воспитаннику (выяснить причину отказа делать уроки, убеждение, разъяснение, индивидуальная нравственная беседа, похвала).
Смена видов деятельности.
Создание «ситуации успеха» (дифференцированное домашнее задание, привлечение к помощи в проверке домашнего задания у других воспитанников, подведение положительных итогов перед классом)
Обратиться за помощью к психологу для коррекции состояния повышенной нервной возбудимости.
Организация факультативных занятий, взаимодействие с преподавателями.
При условии качественного и своевременного выполнения домашнего задания дать возможность посещать любимые кружки дополнительного образования.
Низкий рейтинг – это запрет на участие в спортивных состязаниях различного уровня.
Низкий рейтинг – это отсутствие возможности выезда в другие города для участия в конкурсах и олимпиадах.
Взаимодействие с самоуправлением.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с администрацией (старший воспитатель, социальный педагог, учебный отдел, воспитательный отдел, педсовет).
Кейс № 2
Описание ситуации: воспитанник успевающий, отличается быстрым темпом выполнения домашнего задания. До окончания самоподготовки остается много времени, поэтому кадет начинает мешать окружающим, просить отпустить его в электронную библиотеку или в корпус.
Задание: продумайте и составьте алгоритм действий с таким типом воспитанников на самоподготовке.
Приблизительные варианты решения проблемы:
Осуществление индивидуального подхода к воспитаннику (составить траекторию индивидуального развития: участие в проектной, научно-исследовательской деятельности, творческих мастерских, работа в электронной библиотеке и др.).
Предложить ребенку оказать консультативную помощь группе слабых воспитанников.
Вовлечение воспитанника в подготовку к внеклассным мероприятиям.
При условии качественного и своевременного выполнения домашнего задания дать возможность посещать несколько кружков дополнительного образования.
Высокий рейтинг – это возможность участия в спортивных состязаниях различного уровня.
Высокий рейтинг и общественная активность – это возможность выезда в другие города для участия в конкурсах и олимпиадах.
Включение кадета в состав самоуправления.
Взаимодействие с родителями (благодарность).
Взаимодействие с администрацией (ходатайство о поощрении).
Кейс № 3
Описание ситуации: воспитанник несобранный, отличается медленным темпом выполнения домашнего задания. До окончания самоподготовки не успевает выполнить и половины задания, поэтому воспитанник не может посещать кружки ДО и просит разрешения выполнять домашнее задание после отбоя.
Задание: продумайте и составьте алгоритм действий с таким типом воспитанников на самоподготовке.
Приблизительные варианты решения проблемы:
Осуществление индивидуального подхода к воспитаннику (постоянный контроль, грамотная рассадка кадет на самоподготовке, убеждение, разъяснение, индивидуальная нравственная беседа, похвала).
Создание «ситуации успеха» (дифференцированное домашнее задание, подведение положительных итогов перед классом).
Соблюдение регламента времени при выполнении заданий по предметам.
Шефство сильных учеников класса.
Обратиться за помощью к психологу для развития сосредоточенности внимания.
При необходимости организация факультативных занятий, взаимодействие с преподавателями.
При условии качественного и своевременного выполнения домашнего задания дать возможность посещать любимые кружки дополнительного образования.
Низкий рейтинг – это запрет на участие в спортивных состязаниях различного уровня.
Низкий рейтинг – это отсутствие возможности выезда в другие города для участия в конкурсах и олимпиадах.
Ограничение времени пользования ноутбуком.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие со старшим воспитателем, социальным педагогом по поводу нарушения Регламента.
Неоднократное изучение Регламента.
Таким образом, «мозговой штурм» в кейс-методе позволил осмыслить реальные затруднительные ситуации и найти пути решения проблем.
Также кейс-метод может использоваться в работе с воспитанниками в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивать гибкость, динамичность мышления.
Литература:
Долгоруков, А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] - [Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600]
Антипова М.В. Метод кейсов (case study) // Методическое пособие для преподавателей // ФГБУ ВПО «МарГТУ» [Текст]. М., 2011. – 20 с.
Сафронова И. Технология работы с кейсом в учебном процессе [Электронный ресурс] - [Режим доступа: http://vospitatel.edu54.ru/node/190248]