Статья на тему «Проблемы кадетского образования в гендерных учебных заведениях пансионного типа»
Индекс УДК 37.01
Автор Жерлица С.А воспитатель
ФГКОУ Ставропольское ПКУ
г. Ставрополь
Соавтор Спирин А.М. воспитатель
ФГКОУ Ставропольское ПКУ
г. Ставрополь
ПРОБЛЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕНДЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПАНСИОННОГО ТИПА
Аннотация на научно-теоретическом уровне вызвана расхождениями в осмыслении педагогического наследия кадетского образования с начала XVIII в, по настоящее время. В данный исторический период происходили многократные инверсионные колебания государственной политики в области социально-политических и общественно-экономических.
Ключевые слова: военное образование, гендерное воспитание, общественная потребность, интегрирование военных традиций, «шоковая терапия».
Annotation at the scientific and theoretical level is caused by discrepancies in understanding the pedagogical heritage of cadet education from the beginning of the 18th century to the present. In this historical period, there were repeated inversion fluctuations in state policy in the field of socio-political and socio-economic.
Key words: military education, gender education, social need, integration of military traditions, “shock therapy”.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в ценностных ориентациях современного российского общества происходят существенные изменения. С одной стороны, нравственные основы, возвышаемые во все времена в общественном сознании российского народа: патриотизм, верность военной присяге, священное отношение к защите Отечества - стали подвергаться сомнению, даже оспариваться, а с другой стороны - Российскому государству жизненно необходимы государственные служащие с высокими нравственными устоями, готовые осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Нравственная воспитанность государственного служащего, как офицера, таки гражданского специалиста должна стать основой его профессиональной деятельности и условием его служебного роста. Поэтому педагогическое наследие кадетских корпусов дореволюционной Россини передовой педагогический опыт нравственного воспитания, накопленный в суворовских военных училищах советского периода, основу которого составляли традиции служения Отечеству, в эпоху современных государственных социально-экономических преобразований и реформирования Российской армии приобретает особую актуальность. М.М. Рубинштейн еще в начале XX а. сформулировал мысль, которая должна стать аксиомой и генеральным направлением для современных историко-педагогических исследований: «Нам жизненно необходимо освободиться от предрассудка, что позади нас только отжившее, умершее, то, что было и исчезло бесследно... История учит - вот та основная мысль, с которой следует подходить к ней».
На социально-педагогическом уровне актуальность определяется объективно возросшей потребностью государства и общества в высокообразованных, обладающих нравственным стержнем офицерах армии и силовых министерств, способных обеспечить национальную безопасность, законность, правопорядок, и реальным недоверием граждан к морально-нравственной атмосфере в армии и государственных структурах.
Актуальность на научно-теоретическом уровне вызвана расхождениями в осмыслении педагогического наследия кадетского образования с начала XVIII в, по настоящее время. В данный исторический период происходили многократные инверсионные колебания государственной политики в области социально-политических и общественно-экономических отношений от одного «полюса» к противоположному.
Если в экономике возможна «шоковая терапия», то в сознании граждан, особенно военных и государственных служащих мгновенное изменение направленности сознания и веры невозможно.
Общественная потребность в совершенствовании нравственного воспитания офицеров востребовала историко-педагогические исследования кадетского образования, под которым мы понимаем специально организованный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и формирования нравственного высокообразованного государственного служащего - элиты государственной службы.
В Российской Федерации с 1991 г. было создано более 80 кадетских корпусов и кадетских школ (школ-интернатов), без учета кадетских классов в общеобразовательных школах.
Данная тенденция выявила особую актуальность преодоления недостатков в педагогической подготовленности воспитателей и учителей. С одной стороны, налицо благородный порыв души в воспитании молодого поколения, с другой - к подросткам пришли люди, которые не имеют ни педагогического образования, ни достаточного опыта воспитательной работы в данной области.
«В новой редакции закона «Об образовании» тема кадетского образования раскрыта очень поверхностно — действующее законодательство рассматривает кадетское образование просто как один из видов дополнительного образования в школах, хотя это не так. Ведь задача, стоящая перед кадетским образованием, серьезная — подготовить учащихся к военной и государственной службе».
«В посвященной кадетскому образованию статье новой редакции закона «Об образовании» подробно прописывается порядок приема детей в кадетские учебные заведения, определяются льготные категории абитуриентов. но принципы приема в такие учреждения, на наш взгляд, не обязательно должны решать социальные вопросы. Мы должны, прежде всего, принимать детей, которым близки цели кадетского воспитания. Поэтому очень хотелось бы, чтобы такое образование получило статус начального профессионального образования в сфере военной службы. Тогда было бы понятнее отличие кадетских корпусов от общеобразовательных школ.
Нынешняя редакция закона «Об образовании» не определяет статус кадетских корпусов и фактически приравнивает их к общеобразовательным школам».
Существует несколько возможностей реализации кадетского образования. Это военные образовательные учреждения, подведомственные Министерству обороны, такие как Нахимовское училище, Морской кадетский корпус, Суворовские училища, Президентские училища, а также система дополнительного военного образования детей, всевозможные морские и кадетские классы, клубы и ассоциации.
Для государственной службы сегодня нужен специалист, который был бы восприимчив к инновациям, готов к эксплуатации техники и технологий не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И военная составляющая требует от него еще и умения слаженно работать в автономных коллективах и экипажах, быть морально и физически подготовленным к работе в экстремальных ситуациях. Для этого нужен принципиально новый подход к организации самого процесса обучения.
Если подробно остановится на системе реализации кадетского образования по средствам организации кадетских школ, классов, клубов и ассоциаций, на основании которых были проведены опросы обучающихся и были полученные следующие результаты: примерно 41% опрошенных кадет собирается служить в Вооруженных Силах РФ, что, в целом-то, не достаточно много. Еще треть сомневается, что станет проходить службу в армии, а более четверти кадет отрицательно ответили на данный вопрос. Примечательно, что чем старше становятся кадеты, тем менее уверенно они склонны отмечать, что будут служить в армии, причем данная тенденция достаточно сильна и заметна. Так, в старших классах доля тех, кто уверенно планирует служить в армии, сокращается в три раза по сравнению с учащимися 5-7 классов. Вместе с тем, увеличивается доля сомневающихся с 25,6% до 40,6%, и значительно – в 5 раз – возрастает доля тех, кто не собирается служить в армии. На наш взгляд, это – крайне негативная тенденция, свидетельствующая о значительном снижении мотивации кадет к несению службы в Вооруженных Силах по мере продолжения обучения в кадетской школе, что, само по себе, является фактом, противоречащим сути кадетства и свидетельствует о наличии дисфункций в самой системе кадетского образования. Если обратиться к статистики Президентских кадетских училищ, то по официальной статистике 85-90% обучающихся желает продолжить обучение в вузах Министерства обороны РФ, а статистика Суворовских Нахимовских училищ дает показатели куда более высокие 95-100%.
Несмотря на значительное расхождение в процентах доля тех, кто собирается служить в Вооруженных Силах РФ, большинство кадет выражает мнение, что служба в армии выступает долгом каждого гражданина мужского пола России. Так, три четверти кадет отмечают, что служба в армии обязательна; пятая часть кадет считает, что это – самостоятельный выбор каждого, а 4% полагают, что служба в армии сегодня не выступает обязательным требованием к подрастающим мужчинам.
Следующий аспект гражданской социализации учащихся – разностороннее культурное развитие, или «гражданско-патриотический компонент гражданского сознания личности». Социализирующими практиками при этом выступают такие как проведение литературно-художественных вечеров, экскурсов в историю, мероприятий творческой самодеятельности, занятий по формированию здорового образа жизни. Данные занятия развивают интерес к традициям и истории родного Отечества, способствуют становлению и развитию гражданских качеств и самостоятельности личности учащихся.
Что касается опрошенных педагогов, то они отмечают, что из внеклассных/внешкольных мероприятий с кадетами чаще всего проводятся именно военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры (92% педагогов отметили, что проводятся часто), уроки Мужества (соответственно, 85%), День Призывника (73%), походы, военно-полевые мероприятия, сборы (62%).
Таким образом, в процессе гражданской социализации кадет достаточно четко прослеживается именно военно-патриотический компонент. Роль других компонентов выражена слабо.
Другим компонентом гражданской социализации кадет выступает правовая социализация. Под правовой социализацией можно понимать «результат вовлеченности личности в сферу права и различных социально-правовых отношений, которые являются составным элементом среды
По данным наших исследований, правовой компонент гражданского сознания у кадет развит не достаточно. Об этом свидетельствует их субъективная оценка уровня собственных знаний в области права: подавляющее большинство опрошенных кадет отмечают нехватку у себя именно правовых знаний: пятая часть опрошенных кадет отметила слабый уровень правовых знаний, и лишь 21% указали, что уровень знаний в правовой сфере вполне достаточен.
Главенствующий проблемой в кадетском образовании по нашему мнению является отсутствие интегрированной системы воспитания. Если говорить простыми словами, то Российская армия всегда характеризовалась как одной из самых дисциплинированных и организованных армий мира (за исключением «современного смутного времени» в 90 годах прошлого века), данные качества достигались большой систематичной воспитательной работой и четким выполнением правил и уставов.
К сожалению, в настоящее время в кадетском образовании реализованном на примере кадетских школ, корпусов и Президентских кадетских училищ практически отсутствует четкая единообразная система требований к воспитанникам и к выполнению правил. Известны попытки частичного интегрирования военных традиций и уставов в вышеуказанные учреждения, но данные действия не дают должного результата по разного рода причинам.
Во-первых, недостаточная проработанность системы внедрения традиционных принципов воспитания, которая на местах превращается в «игру в солдатиков». Во-вторых, частое влияние на руководство образовательного учреждение со стороны родителей и законных представителей, спонсоров и др, что влечет за собой нарушение закрытого режима или системы и методов ведения воспитательной работы, в-третьих ошибки приема вновь поступивших, которые вызваны разными факторами: требованиями законодательства, коррупционными интересами, отсутствием мотивации на поступление у самого абитуриента, а так же недостаточная первоначальная работа с родителями (законными представителями).
Это к сожалению не конечный список тех проблем которые испытывает кадетское образование на уровне кадетских школ, клубов президентских училищ. В Суворовских, Нахимовских училищах ситуация выглядит намного лучше, возможно это обусловлено более длительной историей развития данного направления кадетского образования.
В этой связи стоит отметить, что именно педагоги как субъекты образовательного поля в своих повседневных практиках должны суметь организовать микросреду, моделирующую отношения гражданского общества. Но для создания такой среды необходимо полное погружения и самое главное максимальное ограничение влияние внешних фактов на стабильную работу системы.
Сейчас в России конкурс на поступление в Президентское кадетское училище составляет от 5-10 человек на место, То есть обществом эта система образования востребована. И если в 2011 году, начиная программу развития президентских кадетских корпусов, делали ставку прежде всего на детей из «группы риска», неблагополучных семей, то сейчас большинство родителей хотят, чтобы их дети учились в таких учебных заведениях. На вопрос почему? мы можем развить еще одну дискуссию, в которой на первое место только лишь 5-10% процентов родителей искренни поставят стремление дать ребенку хорошее знание, настоящие воспитание, и подготовку к жизни. остальные будут преследовать более корыстные цели.
Таким образом, можно заключить, что система кадетского образования как социальный институт нуждается в оптимизации.
Приятно осознавать то, что наше государство не стоит на месте и на встрече с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 24 июня в рамках пленарного заседания Общественной палаты России, ее первый заместитель секретаря Вячеслав Бочаров обратился к главе государства с предложением поддержать выработку и реализацию общей стратегии кадетского образования, которая отвечала бы интересам государства и общества. В свою очередь президент России дал поручение общественной палате провести мониторинг деятельности военных образовательных организаций. К 1 февраля 2017 года общественная палата должна представить Владимиру Путину предложения по улучшению системы кадетского воспитания и образования.
+7-9188080770
zherlicha26@gmail.com
9