Конспект классного часа по профориентации «Кем я стану завтра?» (8–9 классы)

8
0
Материал опубликован 21 March 2023 в группе


Запарова Елена Алексеевна 

Педагог-психолог


Конспект классного часа по профориентации



Тема: «Кем я стану завтра?».

Класс: 8-9.

Цель: активизировать мотивацию профессионального самоопределения обучающихся.

Форма проведения: классный час.

Задачи:

Образовательные: формировать представление обучающихся о многообразии профессий; выделить совместно с обучающимися наиболее востребованные профессии и перспективные направления на рынке труда.

Развивающие: формирование умения планировать собственную деятельность по поиску наиболее подходящей профессии; умения брать на себя ответственность за некоторые виды деятельности.

Воспитательные: формирование уважительного отношения к выступающему, собеседнику, к результатам труда других людей.

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать интерес обучающихся к процессу выбора профессии.

Метапредметные: скорректировать профессиональные предпочтения обучающихся; прививать уважение к любому труду; повысить мотивацию обучающихся к приобретению какой-либо специальности.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация.

Ход классного часа:

Организационный этап:

Ведущий: Добрый день, ребята! Вот вы уже почти приблизились к одному из важных этапов вашей жизни – получению аттестата об основном общем образовании. Для кого-то из вас этот документ станет отправной точкой в самостоятельную жизнь. Для тех, кто решил окончить только 9 классов, на ваши плечи ляжет очень ответственная задача – выбор учебного заведения. У остальных будет еще 2 года, чтобы подумать и выбрать свою будущую профессию. Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять над очень важным, проблемным вопросом. Каким? Вы догадаетесь сами, дав ответы на мои вопросы.

Актуализация знаний обучающихся с выходом на постановку проблемы и цели занятия:

«Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту» (Карл Маркс (1818-1883) немецкий философ, экономист, общественный деятель).

Ведущий: Как вы понимаете эти слова?

Обучающиеся: К выбору профессии нужно относиться очень серьезно, необдуманное решение несет за собой большие последствия и потерю времени.

Ведущий: Да, верно. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Обучающиеся: Речь пойдет о выборе профессии.

Ведущий: А как вы считаете, какие вопросы нужно рассмотреть при выборе своей будущей профессии? О чем нужно детально подумать?

Обучающиеся: Нужно решить, кем мы хотим работать, подходит ли нам эта профессия, интересна ли она для нас, пользуется ли спросом на рынке труда.

Ведущий: Да, верно. Об этом мы и поговорим сегодня на занятии.

Основной этап:

Ведущий: В нашей жизни есть некоторые прописные истины. Например, чтобы жить, надо иметь деньги, а они с неба не падают. В любом случае необходимо работать. Однако здесь есть один нюанс – если работа не нравится, не приносит морального удовлетворения, то даже деньги не будут радовать. Что делать?

Обучающиеся: Выбрать другую профессию.

Ведущий: Да, но вариантов работы много. Какие, например?

Обучающиеся: (называют специальности и должности).

Ведущий: А если по тем или иным причинам не выйдет получить ту профессию, которую вы предварительно выбрали?

Обучающиеся: Не все в жизни получается так, как нам хочется. Поэтому к выбору профессии нужно подойти ответственно, чтобы таких проблем не возникало.

Ведущий: Правильно. Для начала давайте определим, какие профессии существуют на сегодняшний день на рынке труда и выделим, по вашему мнению, наиболее перспективные.

Примечание: на данном этапе требуется активизировать знания обучающихся о понятиях «профессия», «специальность», «должность», объяснить разницу между этими понятиями.

Для начала сопоставьте понятие и его определение напротив друг друга. Так мы узнаем разницу в понятиях «профессия», «специальность», «должность».

(понятия перепутаны)

«Профессия»

- род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования - это труд, за который человек получает доход. Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.

«Специальность»

- вид занятия в рамках одной профессии. Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

«Должность»

- правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.

Расставить по колонкам: министр, маляр, портретист, закройщик, прораб, бульдозерист, повар, пианист, слесарь-сантехник, заведующий библиотекой, швея, экономист, токарь, адвокат, секретарь, главный инженер, начальник цеха.

Ключ:

Профессия

Специальность

Должность

Токарь

Швея

Экономист

Водитель

Повар

Закройщик

Секретарь

Адвокат

Слесарь-сантехник

Пианист

Бульдозерист

Портретист

Маляр

Начальник цеха

Главный инженер

Заведующий библиотекой

Прораб

Министр

Ведущий: Молодцы! А теперь давайте добавим наиболее востребованные профессии на рынке труда на сегодняшний день.

Обучающиеся: (высказывают предположения).

Ведущий: Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение – от слова «предел» – граница. При выборе профессии есть три составляющие «хочу», «могу» и «надо» Как правильно выбрать профессию? Вот что советуют психологи.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). Здесь вы должны ответить себе на вопросы: Чем тебе интересно заниматься? Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день? Какие профессии тебе нравятся?

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). Здесь должны ответить на вопросы: Знаешь ли ты о своих способностях и умениях? Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия? Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). Здесь должны ответить на вопросы: Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии? Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

Типичные ошибки и затруднения в выборе профессии:

Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.

Необъективная оценка своих способностей.

Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.

Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников, следование чужим советам.

Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

Выбор близлежащего учебного заведения.

Отсутствие существенной информации о профессии или специальности.

Ведущий: Что еще может повлиять на выбор вашей будущей профессии?

Обучающиеся: Заработная плата, график работы, количество предложений от организаций и др.

Ведущий: Да! Предлагаю потренироваться в выборе вакансий, чтобы в будущем у вас не возникло с этим проблем. На доску я выведу несколько предложений от организаций, а вам стоит проанализировать, на какие из них стоит откликнуться, а на какие нет.

Вакансия 1:

- Продавец консультант ковров.

- Опыт работы не требуется.

- З/п от 55.000 рублей на руки.

- График работы: 2/2 с 9.00 до 21.00.


Вакансия 2:

- Junior HTML верстальщик.

- Требуемый опыт работы: 1-3 года.

- З/п до 40.000 рублей на руки.

- График работы: удаленная занятость.


Вакансия 3:

- Бухгалтер-оператор (оформление отгрузок) (1–3 года).

- Требуемый опыт работы: 1-3 года.

- Среднее профессиональное или высшее образование; 1С.

- З/п – 38.000.

- График работы: 5/2 с 9.30 до 18.30.

- ООО «Премьер-Игрушка», Москва, 2-я Фрунзенская, 14.

Ведущий: Как вы считаете, на какую из этих трех вакансий стоит откликнуться?

Обучающиеся: Из трех вакансий только третья заслуживает доверия, поскольку в ней прописаны требования к образованию, указан подробный адрес – следовательно, соискатель может прочитать в Интернете отзывы о ней и посмотреть другую информацию, а также точно указан размер заработной платы.

Ведущий: Да. В наше время новые профессии появляются едва ли не каждый день. Как выбрать из них ту, что по душе, если толком даже не знаешь, что входит в обязанности того или иного специалиста? Сегодня я познакомлю вас с профессиями, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда.

- Агент по продаже недвижимости – риэлтор. Осуществляет работу по покупке, продаже или аренде недвижимости по поручению клиентов. Оформляет заявки покупателей, подбирает или предлагает варианты продаж или сдачи жилья внаём. Согласовывает договорные условия, оформляет операции с недвижимостью.

- Брокер. Оказывает посреднические услуги при заключении коммерческих, кредитных, валютных, страховых сделок на биржах, ускоряя оборот капитала. Изучает качественные характеристики продукции и услуг, являющихся предметом сделки, а также финансовое положение и деловую репутацию её участников.

- Интервьюер. Лицо, которое проводит интервью, опрос для социологических и других исследований.

- Дилер. Предприниматель, торгующий в розницу продукцией, закупленной оптом.

И др.

Ведущий: Заключительное задание! Ход работы: 1) В течение 2–3 мин обучающиеся придумывают алгоритм презентации профессии. 2) Представитель от группы оглашает алгоритм остальным участникам. 3) Класс выбирает наилучший из предложенных вариантов, который далее будут использовать все группы.

Заключительный этап (подведение итогов классного часа, рефлексия):

Ведущий: По окончании занятия предлагаю составить синквейн по выбранной профессии или по выбору. Напоминаю, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.

Правила составления синквейна:

- Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

- Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

- Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

- Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

- Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Ведущий: Закончить наше занятие мне хотелось бы притчей: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?». А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Всем спасибо, до свидания!


Список литературы

  • 1. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  • 2. Основы профориентологии.  М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  • 3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация.  М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  • 4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
  • 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.