Урок литературы в 5 классе: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб»

3
0
Материал опубликован 28 March 2021

5 кл. Литер.

Тема: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки

Цели урока:

·Познакомить учащихся с творчеством писателя;

·Развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся, навыков комментированного чтения, умения рассуждать.

·Воспитание чувства отзывчивости, милосердия, любви и сопереживания.

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово о писателе.

- Сегодня мы переходим к изучению творчества Константина Георгиевича Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве. С самого детства родители прививали сыну любовь к искусству. Мать занималась музыкой и играла на рояле, а отец увлекался театром. Учился будущий писатель в Киевской ? классической гимназии. Уже в это время он начинает писать свои работы, и в свет выходит его первое произведение «На воде»

После гимназии Паустовский поступает в Киевский университет, затем переводится в Московский. В 1928 году выпускает свой первый сборник под названием «Встречные корабли».

Паустовский любил писать о природе, о русской жизни. Его работы были наполнены любовью к Родине.

В Великую Отечественную войну, писателя назначают военным корреспондентом. Он пишет произведения, посвященные тяжелой жизни на войне. Благодаря поздним работам, Паустовский получает признание во всем мире и его номинируют на Нобелевскую премию. Но получить ее писателю не удалось.

Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Дремучий медведь», «Заячьи лапы».


- Скажите, где родился Константин Георгиевич Паустовский?

- Как назывался первый сборник писателя? В каком году он вышел?

- О чём любил писать Паустовский?

- Какие произведения он пишет во время войны?

- Назовите сказки Паустовского.

IV. Комментированное чтение учениками текста.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб». Давайте узнаем, о чём же она. Начинаем читать.

Со слов «Когда кавалеристы» до «Да ну тебя! Надоела!»

- Какие слова вам были непонятны в данном отрывке? Кто такие кавалеристы? Что значит околица, вороной конь, жердь, чёрствый?

- Где происходит действие сказки? (деревня Бережки)

- Какое событие описывает автор в самом начале? (ранение немецким снарядом вороного коня, оставили его в деревне)

- Кто взял к себе коня? Чем конь помогал мельнику?

- Почему каждый в деревне считал своим долгом покормить коня? (конь – общественный, и самое главное, раненый, от врага пострадал)

- Расскажите о мальчике Фильке. Как вы считаете, почему его любимым выражением было «Да ну тебя!»? (Филька хочет будто бы отмахнуться от всех, он неласковый, недоверчивый, даже равнодушный)

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках. От слов «Зима в этот год…» до «Филька вскочил…»

- Какой пейзаж представлен в этом отрывке? (тихая, тёплая, спокойная зима)

- Что случилось в один из таких тёплых дней? (конь постучал в калитку Фильки, прося еду)

- Кто был в этот момент дома? Была ли дома бабушка?

- Как отреагировал Филька? (ударил коня, бросил хлеб на землю)

- Хорошо ли он поступил? Почему?

- Произошли ли какие-то изменения в погоде после злого поступка Фильки? Какие?

- Продолжаем чтение. Со слов «Метель начала затихать…» до «От охлаждения сердца…». Чтение по ролям (слова автора, Фильки и бабки)

- Скажите, как сильный мороз отразился на жизни деревни? (река застыла, воды нет, мельница работать не может, хлеба тоже нет)

- Испугался ли Филька этого?

- Бабушка догадалась о злом поступке Фильки и рассказала ему историю. Какую?

- Умер мужик от охлаждения сердца. Как это понять? (от злости, жестокости, бесчеловечности)

- Давайте посмотрим, что Фильке предложила сделать бабушка.

Продолжаем читать. От слов «Чего ж теперь делать…» до «Ну, вот и придумай…» Чтение по ролям. (автор, Филька, Панкрат)

- Какое решение подсказала бабушка?

- Кто мог помочь Фильке?

- Сразу ли послушался Филька бабушку?

- Как отреагировал Панкрат на признание Фильки?

- Посмотрите, какой ласковый и тихий стал Филька, что же предложил ему мельник?

- Давайте узнаем, что придумал Филька. Чтение со слов «В сенях у Панкрата…» до «Ну, валяй…»

- Что придумал Филька?

- Одобрил ли Панкрат его решение?

- Какой важный вопрос задал Панкрат Фильке? (А ежели не согласятся…)

- Продолжим читать. Со слов «В морозные дни…» до «Одно только известно…»

- Расскажите кто помогал Фильке, как люди работали?

- Изменилась ли погода? Какой она стала?

- Получилось у жителей разбить лёд?

- Давайте узнаем, помирился ли Филька с конём. Продолжаем читать. Со слов «Старое колесо скрипнуло…» до конца.

- Скажите, заработала ли мельница?

- Как отреагировали на радостную новость жители деревни?

- Зачем Филька еще раз пришел к Панкрату?

- Выпустил ли мельник коня?

- Как Панкрат охарактеризовал Фильку? Что сказал коню?

- Расскажите, как происходило примирение.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Задавание на дом.

- пересказ эпизода прихода Фильки к Панкрату до примирения с конем



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.