Урок литературы в 5 классе: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб»
5 кл. Литер.
Тема: К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки
Цели урока:
·Познакомить учащихся с творчеством писателя;
·Развитие образно-эмоциональной сферы обучающихся, навыков комментированного чтения, умения рассуждать.
·Воспитание чувства отзывчивости, милосердия, любви и сопереживания.
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово о писателе.
- Сегодня мы переходим к изучению творчества Константина Георгиевича Паустовского.
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве. С самого детства родители прививали сыну любовь к искусству. Мать занималась музыкой и играла на рояле, а отец увлекался театром. Учился будущий писатель в Киевской ? классической гимназии. Уже в это время он начинает писать свои работы, и в свет выходит его первое произведение «На воде»
После гимназии Паустовский поступает в Киевский университет, затем переводится в Московский. В 1928 году выпускает свой первый сборник под названием «Встречные корабли».
Паустовский любил писать о природе, о русской жизни. Его работы были наполнены любовью к Родине.
В Великую Отечественную войну, писателя назначают военным корреспондентом. Он пишет произведения, посвященные тяжелой жизни на войне. Благодаря поздним работам, Паустовский получает признание во всем мире и его номинируют на Нобелевскую премию. Но получить ее писателю не удалось.
Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Дремучий медведь», «Заячьи лапы».
- Скажите, где родился Константин Георгиевич Паустовский?
- Как назывался первый сборник писателя? В каком году он вышел?
- О чём любил писать Паустовский?
- Какие произведения он пишет во время войны?
- Назовите сказки Паустовского.
IV. Комментированное чтение учениками текста.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб». Давайте узнаем, о чём же она. Начинаем читать.
Со слов «Когда кавалеристы» до «Да ну тебя! Надоела!»
- Какие слова вам были непонятны в данном отрывке? Кто такие кавалеристы? Что значит околица, вороной конь, жердь, чёрствый?
- Где происходит действие сказки? (деревня Бережки)
- Какое событие описывает автор в самом начале? (ранение немецким снарядом вороного коня, оставили его в деревне)
- Кто взял к себе коня? Чем конь помогал мельнику?
- Почему каждый в деревне считал своим долгом покормить коня? (конь – общественный, и самое главное, раненый, от врага пострадал)
- Расскажите о мальчике Фильке. Как вы считаете, почему его любимым выражением было «Да ну тебя!»? (Филька хочет будто бы отмахнуться от всех, он неласковый, недоверчивый, даже равнодушный)
- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках. От слов «Зима в этот год…» до «Филька вскочил…»
- Какой пейзаж представлен в этом отрывке? (тихая, тёплая, спокойная зима)
- Что случилось в один из таких тёплых дней? (конь постучал в калитку Фильки, прося еду)
- Кто был в этот момент дома? Была ли дома бабушка?
- Как отреагировал Филька? (ударил коня, бросил хлеб на землю)
- Хорошо ли он поступил? Почему?
- Произошли ли какие-то изменения в погоде после злого поступка Фильки? Какие?
- Продолжаем чтение. Со слов «Метель начала затихать…» до «От охлаждения сердца…». Чтение по ролям (слова автора, Фильки и бабки)
- Скажите, как сильный мороз отразился на жизни деревни? (река застыла, воды нет, мельница работать не может, хлеба тоже нет)
- Испугался ли Филька этого?
- Бабушка догадалась о злом поступке Фильки и рассказала ему историю. Какую?
- Умер мужик от охлаждения сердца. Как это понять? (от злости, жестокости, бесчеловечности)
- Давайте посмотрим, что Фильке предложила сделать бабушка.
Продолжаем читать. От слов «Чего ж теперь делать…» до «Ну, вот и придумай…» Чтение по ролям. (автор, Филька, Панкрат)
- Какое решение подсказала бабушка?
- Кто мог помочь Фильке?
- Сразу ли послушался Филька бабушку?
- Как отреагировал Панкрат на признание Фильки?
- Посмотрите, какой ласковый и тихий стал Филька, что же предложил ему мельник?
- Давайте узнаем, что придумал Филька. Чтение со слов «В сенях у Панкрата…» до «Ну, валяй…»
- Что придумал Филька?
- Одобрил ли Панкрат его решение?
- Какой важный вопрос задал Панкрат Фильке? (А ежели не согласятся…)
- Продолжим читать. Со слов «В морозные дни…» до «Одно только известно…»
- Расскажите кто помогал Фильке, как люди работали?
- Изменилась ли погода? Какой она стала?
- Получилось у жителей разбить лёд?
- Давайте узнаем, помирился ли Филька с конём. Продолжаем читать. Со слов «Старое колесо скрипнуло…» до конца.
- Скажите, заработала ли мельница?
- Как отреагировали на радостную новость жители деревни?
- Зачем Филька еще раз пришел к Панкрату?
- Выпустил ли мельник коня?
- Как Панкрат охарактеризовал Фильку? Что сказал коню?
- Расскажите, как происходило примирение.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
VI. Задавание на дом.
- пересказ эпизода прихода Фильки к Панкрату до примирения с конем