КИМ для подготовки к ОГЭ по биологии Вариант 5
Ответы Вариант 5
DOCX / 19.33 Кб
Вариант 5
Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2
содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа
(180 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите
в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности
цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите
в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных
символов.
К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания
выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается
использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку
и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов
не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание
в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. |
1. Рассмотрите рисунок, на котором изображён механизм передачи половых хромосом.
Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?
Ответ:________________________________
2. К неорганическим веществам клетки относят
1) витамины 2) воду 3) белки 4) жиры
Ответ:
3. Какие грибы размножаются почкованием?
1) опята 2) трутовик 3) дрожжи 4) мукор
Ответ:
4. Что происходит в листьях при дыхании?
1) выделяется кислород
2) поглощается углекислый газ
3) образуются органические вещества
4) расщепляются органические вещества
Ответ:
5. На рисунке схематически изображено строение сердца
1) Рыбы 2) Земноводные 3) Пресмыкающиеся 4) Птицы
Ответ:
6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) забота о потомстве
Ответ:
7. В продолговатом мозге находится нервный центр регуляции
1) кожного чувства
2) глотания
3) зрения
4) координации произвольных движений
Ответ:
8. Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них
1) минеральных солей 2) углеводов 3) жиров 4) белков
Ответ:
9. В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?
1) миоцитах 2) лейкоцитах 3) эритроцитах 4) тромбоцитах
Ответ:
10. Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?
1) пищевод 2) аорта 3) трахея 4) позвоночник
Ответ:
11. Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, превращающая звуковые колебания в нервный импульс?
Ответ:
12. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?
1) сильный, уравновешенный 2) сильный, неуравновешенный
3) слабый, неуравновешенный 4) сильный, инертный
Ответ:
13. Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?
1) перелом 2) ушиб 3) вывих 4) гематома
Ответ:
14. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит
в том, что у них
| 1) | |
| 2) | корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды |
| 3) | в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду |
| 4) |
Ответ:
15. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?
1) плоские черви 2) кишечнополостные 3) моллюски 4) круглые черви
Ответ:
16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
Рецептор | ... |
Чувствительный нейрон | Проведение нервного импульса в ЦНС |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обработка поступающей информации
2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс
3) проведение нервного импульса от ЦНС
4) непосредственное выполнение команды
Ответ:
17. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
18. Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).
Зависимость температуры кипения от давления
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.
2) При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.
3) При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300°С.
4) Вода начинает кипеть при 150 °С, когда давление равно 4,84 атм.
5) В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.
Ответ:
19. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда десятиногих раков. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют замкнутую кровеносную систему
2) тело разделено на голову, грудь и брюшко
3) дышат с помощью жабр
4) имеют фасеточные глаза
5) не имеют конечностей на брюшке
6) имеют клешни на концах ходильных конечностей
Ответ:
20. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.
Ответ:
21. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА | ГРУППА |
A) вирус гепатита | 1) абиотический фактор |
Б) химический состав почвы | 2) биотический фактор |
В) длина светового дня | |
Г) пыльца растений | |
Д) смерч | |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
22. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Добавьте немного воды на дно банки.
2) Внесите зажжённую свечу в банку.
3) Накройте банку пластмассовой крышкой.
4) Положите в стеклянную банку семена.
5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
Ответ:
23. Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ
Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гермафродит | 2) раздельнополый организм | 3) почка | 4) зигота |
5) бесполый | 6) спора | 7) стрекательная клетка | 8) половая клетка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
24. Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.
А. Форма клеток:
Б. Окраска по Граму:
1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)
2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых клеток)
В. По связи клеток друг с другом:
1. одиночные
2. колониальные
Г. По наличию жгутиков:
1. без жгутиков
2. с одним жгутиком
3. с двумя и более жгутиками
Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
25. Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
26. Учёные изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.
Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?
27. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Где образуются антитела при вакцинации?
2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?
3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
28. Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?
На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?
За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?
Работа сердца тренированного и нетренированного человека
<
| У тренированного | У нетренированного | ||||
Частота пульса в минуту | Объём выбрасываемой крови | Частота пульса в минуту | Объём выбрасываемой крови | |||
За 1 сокращение | В 1 минуту | За 1 сокращение | В 1 минуту | |||
В покое | 83 | 70 см3 | 4,76 л | 60 | 60 см3 | 3,6 л |
При работе | 86 | 120 см3 | 10,32 л | 133 | 70 см3 | 9,3 л |
29. В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Каково содержание белков в школьном обеде?
2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?
3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Литература: https://bio.reshuoge.ru/