12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Батчаева Зарема Ханапиевна701
Россия, Ставропольский край, Кисловодск


Ответы Вариант 5
DOCX / 19.33 Кб

Вариант 5

Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ


Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

29 заданий. Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом, часть 2

содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 3 часа

(180 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите

в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–17 записываются в виде одной цифры, которая

соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа

в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 18–24 записываются в виде последовательности

цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в бланк ответов № 1 без пробелов, запятых и других дополнительных

символов.

К заданиям 25–29 следует дать развёрнутый ответ. Задания

выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается

использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку

и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание

в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!



















Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.


1. Рассмотрите рисунок, на котором изображён механизм передачи половых хромосом.

t1646920633aa.png

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Ответ:________________________________

2. К неорганическим веществам клетки относят 

1) витамины 2) воду 3) белки 4) жиры

Ответ: t1646920633ab.png

3. Какие грибы размножаются почкованием?

  1) опята 2) трутовик 3) дрожжи 4) мукор

Ответ: t1646920633ab.png

4. Что происходит в листьях при дыхании? 

1) выделяется кислород

2) поглощается углекислый газ

3) образуются органические вещества

4) расщепляются органические вещества

Ответ: t1646920633ab.png

5. На рисунке схематически изображено строение сердца



t1646920633ac.png

 

1) Рыбы 2) Земноводные 3) Пресмыкающиеся 4) Птицы

Ответ: t1646920633ab.png

6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

 

1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

Ответ: t1646920633ab.png

7. В продолговатом мозге находится нервный центр регуляции

 

1) кожного чувства

2) глотания

3) зрения

4) координации произвольных движений

Ответ: t1646920633ab.png

8. Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них

 

1) минеральных солей 2) углеводов 3) жиров 4) белков

Ответ: t1646920633ab.png

9. В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?


t1646920633ad.png

 

1) миоцитах 2) лейкоцитах 3) эритроцитах 4) тромбоцитах

Ответ:t1646920633ab.png

10. Какой орган человека может служить «образцом» при изготовлении гибких душевых шлангов?

 

1) пищевод 2) аорта 3) трахея 4) позвоночник

Ответ: t1646920633ab.png

11. Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, превращающая звуковые колебания в нервный импульс?


t1646920633ae.png



Ответ: t1646920633ab.png

12. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

 

1) сильный, уравновешенный 2) сильный, неуравновешенный

3) слабый, неуравновешенный 4) сильный, инертный

Ответ: t1646920633ab.png



13. Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?

 

t1646920633af.png

 

1) перелом 2) ушиб 3) вывих 4) гематома

Ответ: t1646920633ab.png

14. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит
в том, что у них

  

 1) 

прекращаются все процессы жизнедеятельности

  

 2) 

корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

  

 3) 

в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду

  

 4) 

устьица расположены на нижней части листа

Ответ: t1646920633ab.png

15. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

 

1) плоские черви 2) кишечнополостные 3) моллюски 4) круглые черви

Ответ: t1646920633ab.png

16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Рецептор

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1) обработка поступающей информации

2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

3) проведение нервного импульса от ЦНС

4) непосредственное выполнение команды

Ответ: t1646920633ab.png

17. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?

 

А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.

Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней в верхних слоях почвы.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: t1646920633ab.png

18. Изучите график зависимости температуры кипения воды (отложено по оси y в °С) от атмосферного давления (отложено по оси х в атм).

t1646920633ag.pngЗависимость температуры кипения от давления


Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1) В диапазоне от 1,45 до 8 атм. температура кипения почти не изменяется.

2) При достижении давления в 9,68 атм. температура кипения резко повышается.

3) При давлении в 50 атм. температура кипения равна 300°С.

4) Вода начинает кипеть при 150 °С, когда давление равно 4,84 атм.

5) В диапазоне от 1,45 атм. до 48,40 атм. есть отрезки понижения температуры.

Ответ: t1646920633ab.pngt1646920633ab.png

19. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда десятиногих раков. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) имеют замкнутую кровеносную систему

2) тело разделено на голову, грудь и брюшко

3) дышат с помощью жабр

4) имеют фасеточные глаза

5) не имеют конечностей на брюшке

6) имеют клешни на концах ходильных конечностей

Ответ: t1646920633ab.pngt1646920633ab.pngt1646920633ab.png

20. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.

2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.

3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).

4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.

5) Соцветие пшеницы — сложный колос.

6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

Ответ: t1646920633ab.pngt1646920633ab.pngt1646920633ab.png

21. Установите соответствие между примером экологического фактора и группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

                            ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА                       

ГРУППА

A) вирус гепатита

1) абиотический фактор

Б) химический состав почвы

2) биотический фактор

В) длина светового дня   


Г) пыльца растений


Д) смерч


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Ответ:






22. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Добавьте немного воды на дно банки.

2) Внесите зажжённую свечу в банку.

3) Накройте банку пластмассовой крышкой.

4) Положите в стеклянную банку семена.

5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

Ответ: t1646920633ab.pngt1646920633ab.pngt1646920633ab.pngt1646920633ab.pngt1646920633ab.png

23. Вставьте в текст «Размножение пресноводной гидры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПРЕСНОВОДНОЙ ГИДРЫ

Пресноводная гидра размножается половым способом и ___________ (А). В тёплое время года на теле гидр образуются ___________ (Б). Эти выросты увеличиваются, на свободном конце их тела образуются щупальца и рот, затем подошва. Осенью при наступлении неблагоприятных условий на теле гидры появляются бугорки, в которых образуются ___________ (В). На теле гидры образуются как яйцеклетки, так и сперматозоиды, поэтому гидру относят к ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гермафродит

2) раздельнополый организм

3) почка

4) зигота

5) бесполый

6) спора

7) стрекательная клетка

8) половая клетка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Ответ:





24. Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из них.

 

А. Форма клеток:

 

t1646920633ah.png

 

Б. Окраска по Граму:

1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)

2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых клеток)

 

В. По связи клеток друг с другом:

1. одиночные

2. колониальные

 

Г. По наличию жгутиков:

1. без жгутиков

2. с одним жгутиком

3. с двумя и более жгутиками

 

Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий Enterococcus sp. и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

t1646920633ai.png

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Ответ:






Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (25–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


25. Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?t1646920633aj.png

26. Учёные изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?

27. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Где образуются антитела при вакцинации?

2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?

3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.

28. Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?

На сколько см3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?

За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?

Работа сердца тренированного и нетренированного человека

<


У тренированного

У нетренированного

Частота пульса в минуту

Объём выбрасываемой

крови

Частота пульса в минуту

Объём выбрасываемой крови

За 1 сокращение

В 1 минуту

За 1 сокращение

В 1 минуту

В покое

83

70 см3

4,76 л

60

60 см3

3,6 л

При работе

86

120 см3

10,32 л

133

70 см3

9,3 л

29. В четверг семиклассница Мария посетила школьную столовую, где ей предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; котлета мясная рубленная с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Каково содержание белков в школьном обеде?

2) Какое ещё количество ккал энергии необходимо получить с пищей в этот день Марии, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет?

3) Каковы функции белков в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Возраст,

лет

Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г

Энергетическая

потребность, ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

Суточные нормы питания и энергетическая потребность

детей и подростков

Блюда

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая

ценность, ккал

Борщ из свежей

капусты с картофелем

(1 порция)

1,8

4,0

11,6

92,3

Суп молочный

с макаронными

изделиями (1 порция)

8,3

11.3

25,8

233,8

Мясные биточки

(1 штука)

8,0

21,0

9,3

266,6

Котлета мясная

рубленная (1 штука)

9,2

9,9

6.5

155,6

Гарнир из отварного

риса (1 порция)

4,8

1,2

53,0

245,2

Гарнир из отварных

макарон (1 порция)

5,4

4,3

38,7

218,9

Кисель (1 стакан)

0

0

19,6

80

Чай с сахаром –

2 чайные ложки

(1 стакан)

0

0

14,0

68,0

Хлеб пшеничный

(1 кусок)

2,0

0,6

7,2

64,2

Хлеб ржаной

(1 кусок)

3,9

0,4

28,2

135,7



Литература: https://bio.reshuoge.ru/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.