Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми
Дополнительное образование как
профессиональная ориентация школьников.
Корнеева Ольга Владимировна
Воспитатель структурного подразделения
БОУ ОО «Созвездие Орла»
Olgakorneeva1978@gmail.com
Проблема профориентации школьников во все времена являлась довольно насущной. В школьное время многие из нас стремятся к выбору профессии, выбирают образовательные организации. Чаще всего, решение о поступлении исходит от родителей школьника, нежели это связано с его собственным выбором. Необходимо подчеркнуть, что в последнее время имеет место быть довольно непростая ситуация с организацией и проведением практико-ориентированной работы в форме профессиональных проб, профориентационных экскурсий, образовательных маршрутов, которые выступают как наиболее реальная форма погружения в профессию.
Деятельность, связанная с профориентацией школьников в наше время происходит при поддержке определенных новых инструментов, которые являются достаточно эффективными. В этом направлении ведется работа, которая предназначена для детей с дошкольного возраста и эта работа открывает перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования личности. [5, c. 58].
В общеобразовательных учреждениях тестирование выступает как одна из самых популярных форм профориентационной деятельности. Также сюда можно отнести уроки и экскурсии, тренинги, стажировки. Здесь существует проблема, связанная с тем, что не все школы могут организовать подробные лекции для подростков и старших школьников, которые могли б посвятить их во многие профессии, погрузить в профессионально-образовательную среду, ознакомить с видами труда и дать почву для выполнения различных исследовательских проектов.
Дети проводят в школе очень много времени, в связи с этим очевидно, что от учреждения требуется тщательная проработка времяпрепровождения школьников, их жизнедеятельности и представления о специальностях, которая обеспечивает создание условий для их многостороннего развития и самоопределения.
В связи с этим, необходимо отметить, что дополнительное образование школьников рассматривается как один из наиболее стремительно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг. Со временем растут и инвестиции данного сегмента. Развитие дополнительного образования стоит в приоритете инновационного развития страны.
На сегодняшний момент система дополнительного образования детей дает возможность огромному количеству обучающихся посвятить себя художественному и техническому творчеству, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельности, спорту и исследовательской работе – что отвечает их желаниям, интересам и потенциальным возможностям.
В наше время образованным считается тот человек, который обладает не только специальными (предметными) знаниями, но и еще может называться разносторонне развитой личностью, которая имеет представление о традициях отечественной и мировой культуры, о современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. [1, c. 17]. В связи с этим процесс образования в школе должен составлять не только передачу каких-либо знаний, умений и навыков, а еще и разностороннее развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала, его способностей и разнообразных качеств личности, например: инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность. Это все то, что относится к индивидуальности человека.
На практике можно подтвердить, что вышеупомянутые требования к образованности человека не ограничиваются лишь базовым образованием: формализованное базовое образование необходимо дополнять и неформальным, которое является одним из важнейших факторов развития личности школьника.
На самом деле школа обеспечивает общее образование, которое имеет большое значение; тем не менее, всестороннему развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. [4, c. 93]. Получение школьного образования детьми происходит в одинаковом объеме, эту задачу выполняет государственный стандарт. Дополнительное же образование, так называемое, не стандартизированное, реализуется индивидуально. То есть, у школьников есть возможность выбора, они могут заниматься тем, что им интересно и отвечает их потребностям. И в этом состоит смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Дополнительное же образование, так называемое, не стандартизированное, реализуется индивидуально. То есть, у школьников есть возможность выбора, они могут заниматься тем, что им интересно и отвечает их потребностям. Это можно назвать смыслом дополнительного образования: оно помогает самоопределиться, предоставляет ребенку полноценно провести детство, реализовать себя, решать социально значимые задачи. У школьников, получивших дополнительное образование, следовательно, существует больше возможностей безошибочно выбирать в более зрелом возрасте. [6, c. 14].
Дополнительное образование детей ценно тем, что оно увеличивает возможность выбора общего образования, оказывает влияние на практическое приложение знаний и навыков, которые они получили в школе, стимулирует мотивацию детей к познанию. Самым важным является то, что в процессе получения дополнительного образования школьники развивают творческие способности, навыки социальной адаптации, кроме того, они обеспечиваются возможностью нормальной организации свободного времени. Дополнительное образование детей можно назвать поисковым образованием, исследующим нетрадиционные пути выхода из определенных жизненных обстоятельств. [2, c. 33]. Дополнительное образование дает личности множество возможностей выбора своей судьбы, с помощью него происходит стимуляция процессов саморазвития личности школьника.
Это, в первую очередь, необходимо нашим детям. Проведение простого анализа времени школьника демонстрирует, что около 150 дней в году он свободен от занятий. Тем не менее, ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий и развивающийся человек жаждет от мира разнообразия, и среди ценностей и приоритетов быта вполне могут появиться и ценности дополнительного образования. Взрослые люди не должны лишать ребенка возможности выбирать среду, в которой он хочет показать себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно помочь сделать выбор определенного дела по душе, выявить предпочтения ребенка и нужно развивать его способности в различных направлениях, происходить это должно непосредственно в школе, чтобы не вынуждать ребенка и его родителей искать дополнительные услуги в других источниках. Необходимо отметить, что дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно осуществлять в разном возрасте и в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, или определение школьником будущей профессии.
[7, c. 109].
Рассмотрим основные функции дополнительного образования: Образовательная функция заключается в обучении ребенка по дополнительным образовательным программам, таким образом, он может получить новые знания;
Следующая функция – воспитательная. Она заключается в формировании в школе культурной среды, воспитании детей через их приобщение к культуре; Третья функция – креативная, включает в себя создание условий для
реализации индивидуальных творческих интересов личности;
Четвертая, компенсационная функция — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование.
Следующая функция – рекреационная, состоит в организации содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
Шестая – профориентационная, заключается в формировании устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка. и дифференциации различных интересов ребенка. Следующая функция – интеграционная, состоящая в создании единого
образовательного пространства общеобразовательного учреждения;
Восьмая - функция социализации, базируется на освоении школьником социального опыта, приобретении ребенком навыков воспроизводства
социальных связей и личностных качеств, важных для жизни;
Последняя важная функция ДО – функция самореализации, которая представляет собой самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. [3, c. 81].
В числе различных форм гармоничного развития детей хореография является важным способом. Хореографическое искусство набирает актуальность в условиях заострения проблем воспитания всесторонней личности. Такие занятия помогают понимать и создавать прекрасное, а также развивают образное мышление, фантазию, творческое воображение. Подобного рода деятельность также физически развивает и укрепляет здоровье школьника, воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, гармоничность поступи, жестов, культуру поведения.
Занятия детей в хореографическом коллективе выступают неповторимым прекрасным средством их воспитания и социализации по нескольким причинам:
●Занятия помогают в организации и воспитании детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, развивают аккуратность и подтянутость;
●Занимаясь в коллективе, ребенок социализируется, а также развивает в себе чувство ответственности за общее дело, другими словами, коллективизм;
●Ребенок учится такому важному навыку, как распределение времени.
самоорганизация;
●Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, и они могут принять решение связать свою жизнь с профессиональным искусством;
●Такие занятия определяют педагогические и организаторские способности детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дополнительное образование школьников в общеобразовательном учреждении в целом, и хореография в частности, являются именно той сферой, которая, прежде всего, рассчитана на создание единого образовательного пространства и формирование у ребенка целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Список литературы
Абдрахманов М.Ш. Формирование трудового потенциала молодежи северного региона. - М.: Красный Север, 2015. - 159 с.
Загорский П. Особенности детского коллектива. – М.: Директор школы, 2015. - № 3. – 225 с.
Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть I: коллективная монография / под науч. ред. Е.Л. Рудневой. – М.: КРИПКиПРО, 2016. - 171 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Феникс, 2013. - 432 с.
Мельникова Л.В. Методика трудового обучения: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2015. - 223 с.
Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. - М.: АПК и ПРО, 2014. - 110 с.
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2009. - 128 с.