Применение технологии «Кинопедагогика как эффективный диалог ученика и учителя на уроках "Основы светской этики" в 4 классе»
«Кинопедагогика как эффективный диалог ученика и учителя
на уроках «Основы светской этики» в 4 классе»
В современном мире детей фактически воспитывает интернет: родителям не всегда хватает времени и опыта дать ребенку полноценное воспитание по части традиционных нравственных ценностей.
Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.
В кинематографе есть потенциал, который всегда основывался на ценностях гуманизма, любви, добра и света. Это наследие необходимо активно использовать в образовательном процессе.
Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения, и преподаваться он должен по-новому. Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. На уроках ОРКСЭ у учащихся 4-х классов появляется возможность не только посмотреть мультипликационные, художественные фильмы и документальное кино, посвященные общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.
Работа педагога в связи с фильмом проводится в устных, письменных и игровых формах.
Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Просмотр фильмов имеет большое влияние на душевное восприятие детей. Не только слова учителя, но и обсуждение фильма после или во время просмотра на доступном языке для учащихся раскрывают вечные истины.
Когда ребенок начинает задавать вопросы, активно участвовать в диалоге, значит, увиденное на экране нашло в нём эмоциональный отклик. Поэтому умело перевести обсуждение фильма на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень – одна из главных задач киноурока.
Для того чтобы урок ОРКСЭ получился ярким, запоминающимся, мы используем просмотр и обсуждение детских мультипликационных и короткометражных фильмов, социальных роликов. Пропитанные добротой, теплотой, любовью они подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.
На первых уроках мы столкнулись со следующими проблемами:
- во-первых, методы и приемы кинопедагогики являются новыми для нас, и их ещё предстоит освоить;
- во-вторых, учителю бывает трудно построить диалог с детьми, потому что увиденное на экране они воспринимают как развлечение, как интригующий сюжет, не видя главной идеи фильма.
Изучив и систематизировав интернет-источники, мы сделали вывод, что практически к каждой теме урока по «Основам светской этики» можно подобрать мультфильм, фильм или ролик.
Просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств, поможет сформировать у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения.
Мы можем сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего класса, школы, потратив на это немного времени.
Лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Отбирать фильмы для образовательной деятельности помогает онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс», предоставляющий разнообразную тематику: общечеловеческие ценности, труд и профессии, культура народов России, патриотизм, социальные ролики. Особенностью кинотеатра стал интерактивный функционал осмысленного просмотра. Родители и педагоги могут создавать киноуроки, используя видеоматериал платформы, задавать вопросы и тесты к фильмам, делать задания на внимание, развитие памяти. Этот функционал позволяет сформировать в детях более осмысленный подход к кинопросмотру и навыки вдумчивого взаимодействия с любым аудио-визуальным контентом.
Кинопедагогика помогает детям определить для себя нравственные ориентиры в бесконечном потоке информации.
Такие проекты, как киноуроки, как создание добрых и светлых фильмов для детей и самими детьми прививают детям способность делать в своей жизни правильный выбор. А значит, дети будут уже более критически воспринимать ту информацию, с которой сталкиваются в социальных сетях и в интернете. Меньше будет насилия и жестокости. Отвлечь детей от деструктивной информации и помочь им увидеть мир разнообразным и интересным — наша самая важная задача.
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Таким образом, использование современных образовательных технологий, активное внедрение элементов информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием при преподавании и обучении в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ. Использование мультимедийных средств обучения активизирует познавательную активность обучающихся. Но, планируя урок, необходимо помнить, что использование мультфильма или фильма должно быть к месту и в меру.
Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!
Приложение 1
Кино-«изюминки» в помощь учителю
просмотр фильма и беседа (начало, основная часть, итог урока, рефлексия)
придумай вопросы о фильме для своих одноклассников
«портрет» героя (внешний и внутренний)
озаглавить фильм
подобрать подходящую пословицу, песню, книгу
мини-сочинения (послевкусие: мог бы быть у этой истории другой конец?)
«шесть шляп мышления»
Заметки о кино-удовольствиях (отзыв о фильме)
аннотация, в которой лаконично говорится о теме фильма (мои советы будущим зрителям этого фильма)
рекомендация к просмотру с подзаголовком «Почему надо посмотреть?»
объявление о фильме, реклама от эксперта «Посмотри вслед за мной»
вспомнить, найти и прочитать книги с похожим смыслом или героем
неполный показ (а что было дальше?...)
сравнение фильмов на одну тему
лучшая фраза из фильма
разместить на своей страничке пост о фильме
узнай у родителей, какие добрые фильмы они смотрели в своём детстве (почему бы не познакомиться с фильмами детства твоих родителей?)
узнай у родителей, на героя какого фильма они хотели быть похожими
посмотри фильм с родителями ещё раз и обсуди вместе с ними
составь список м/ф и фильмов на разные темы для своих одноклассников (о дружбе, добре, семье, милосердии, о хороших поступках, Родине)
попробуй вести кинодневник (совместно решить, какие там могут быть заметки): автор, название фильма, цитата, о чем, почему важно посмотреть?
кино-трейлер (видео о книге, побуждающее зрителя прочитать её, презентовать фильм, не раскрывая полностью его содержание, заинтересовывая будущих зрителей)
Кино-Оскар (какому фильму и за что бы вручил)
нарисуй афишу к фильму
нарисуй диафильм (слайд-клип с музыкой)
озвучка фильмов
семейный проект «Оживший фильм, или Семейная видеотека»
создай свой м/ф, фильм или ролик (сам, в паре, в группе, со старшими друзьями, с родителями)
конференция «Этот фильм в моей жизни …»
Фильм–событие Фильм–открытие Фильм–вдохновение | Фильм–стимул Фильм–загадка | Фильм–разочарование Фильм–лайт |
Приложение 2
Лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Картотека мультфильмов:
О дружбе: Петушок-золотой гребешок Непослушный котёнок Волк и телёнок Серая шейка О доброте: Цветик-семицветик Грибок теремок Крепыш О любви и добрых отношениях: Аленький цветочек Гуси-лебеди Мешок яблок Снегурочка О смелости: Лягушка-путешественница Храбрый заяц Снежная королева В лесной чаще О честности: Пятачок Коза-дереза Приключения поросёнка Фунтика Сказка о рыбаке и рыбке О вежливости: Неблагодарный козлёнок Волшебное слово Котёнок по имени Гав Мельница О трудолюбии: Репка Золушка Дудочка и кувшинчик В лесной чаще (про енотика) | “Подарок для самого слабого” - взаимоотношения в коллективе “Три поросенка” - снятие мнимых неадекватных страхов. “И так сойдет” - ответственность за свои поступки, аккуратность “Дудочка и кувшинчик” - о трудолюбии “Заяц-хваста” - воспитание нравственных качеств. “Сказка про лень” - преодолеваем лень “Нехочуха” - преодолеваем негативизм “Два жадных медвежонка” - преодолеваем жадность “Замок лгунов” - преодоление детской лжи “Мой друг зонтик” - учимся заводить друзей “Сестрички — привычки” - развитие аккуратности, преодоление лени “Однажды утром”, “Обида”- развитие дружелюбия, сотрудничества “13 рейс” - преодолеваем трусость, суеверие “Зайка зазнайка” - учимся общаться “Чуня” – самопознание, какой я? “Варежка” - забота о питомцах “Жили-были мысли” - самопознание “Маша больше не лентяйка” - преодолеваем лень “Самый большой друг” - учимся общаться, самопознание “Задиристый мишка” - учимся общаться “Ворон-обманщик” - преодоление склонности ко лжи Союзмультфильм https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vospitanie-multfilmami/ |
Приложение 3
Тематическое планирование по курсу «Основы светской этики» в 4 классе
п/п | Название раздела, темы учебного занятия | Ссылки на фильмы, м/фильмы, ролики |
1. | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | Притча о доброте https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18 |
3. | Правила общения для всех. | мультфильм про семью |
4. | От добрых дел – добрые слова и поступки. | Добро всегда возвращается https://www.youtube.com/watch?v=dzssGTuqavE К чему приводит доброта https://www.youtube.com/watch?v=Aj6Zn3MvT5I Доброта доступна не каждому https://www.youtube.com/watch?v=_RMOfY6leWs Отдавая, мы получаем больше https://www.youtube.com/watch?v=GqSsRGBudUg |
5. | Каждый интересен. | |
6. | Премудрости этикета. | |
7. | Красота этикета. | |
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | Мост |
9. | Чистый ручеек нашей речи. | |
10. | В развитии добрых чувств – творение души. | Очень трогательное видео о доброте https://www.youtube.com/watch?v=iCfQefnoNpQ Бабушка и робот |
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | |
12. | Чувство Родины. | |
13. | Жизнь протекает среди людей. | Берегите детей |
14. | Чтобы быть коллективом. | Трогательный ролик о дружбе (м/ф с ёжиком) |
15. | Коллектив начинается с меня. | |
16. | Мой класс – мои друзья. | М/ф про настоящую дружбу (Облачно, с прояснениями, про тучки) https://www.youtube.com/watch?v=MotohvkO-Kk Психологический мультфильм Птички |
17. | Жизнь священна. | |
18. | Человек рожден для добра. | Твори добро (о добре, которое возвращается) https://www.youtube.com/watch?v=aYnQgkiqNv8 Бумеранг добра |
19. | Милосердие – закон жизни. | Девочка со спичками https://www.youtube.com/watch?v=-ZAYo9s7Bs0&list=PLdXUpo5-4JmkNI_umVTgGisE77vilKlld&index=6&t=0s Социальный ролик Сбербанка |
20. | Жить во благо себе и другим. | Подарите мне минуту https://www.youtube.com/watch?v=X83IDXZp6D8 Доброта доступна не каждому https://www.youtube.com/watch?v=_RMOfY6leWs Непростой выбор: игрушка или подарок? https://www.youtube.com/watch?v=f1F3Z48OQOQ мультфильм Синий зонтик (о встрече в городе) https://www.youtube.com/watch?v=DkDaWOw3HHI Про бабулю и печенье |
21. | Следовать нравственной установке. | Спасибо, Мама https://www.youtube.com/watch?v=rEfKBjwcqv4 Мамы просто ждут нас https://www.youtube.com/watch?v=gBEDZoeL66Q Твое решение может быть чьей-то мечтой! https://www.youtube.com/watch?v=DKMQYKqn1cQ Дорогою добра |
22. | Достойно жить среди людей. | Отмыть пятна проще, чем воспитать ребенка |
23. | Уметь понять и простить. | |
24. | Простая этика поступков. | Трогательный социальный эксперимент https://www.youtube.com/watch?v=OujzWKSWYC8 Мультик про зависть Незамеченный герой |
25. | Общение и источники преодоления зла. | Рождественский ролик, который заставил расплакаться весь мир |
26. | Ростки нравственного опыта поведения. | Лучший социальный ролик о доброте |
27. | Доброте сопутствует терпение. | Своих в беде не бросают |
28. | Действия с приставкой «со». | Мотивационный ролик для каждого |
29. | С чего начинается Родина. | |
30. | В тебе рождается патриот и гражданин. | Родина - это мы (про патриотизм к России) |
31. | Человек – чело века. | Одинаковые https://www.youtube.com/watch?v=9z7Auu2jMbQ Don’t let the dream go extinct (2016) https://www.youtube.com/watch?v=w2deKForsEo |
32. | Слово, обращённое к себе. | Дети - это наше зеркало https://www.youtube.com/watch?v=bPRmGoTWbdI Поверь в себя. Мотивационный ролик. https://www.youtube.com/watch?v=rUdR6sE-DMQ Мечтай! Мотивационное видео. https://www.youtube.com/watch?v=AGKUR0mRZ28 Мультфильм "Правильное воспитание!" |
33. | Подготовка к творческим работам учащихся. | |
34. | Презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов. | |
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Владыкина Елена Николаевна
Соколова Елена Борисовна
Владыкина Елена Николаевна