12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владыкина Елена Николаевна1105
Россия, Пермский край, Пермь

«Кинопедагогика как эффективный диалог ученика и учителя

на уроках «Основы светской этики» в 4 классе»

В современном мире детей фактически воспитывает интернет: родителям не всегда хватает времени и опыта дать ребенку полноценное воспитание по части традиционных нравственных ценностей.

Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка.

В кинематографе есть потенциал, который всегда основывался на ценностях гуманизма, любви, добра и света. Это наследие необходимо активно использовать в образовательном процессе.

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения, и преподаваться он должен по-новому. Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. На уроках ОРКСЭ у учащихся 4-х классов появляется возможность не только посмотреть мультипликационные, художественные фильмы и документальное кино, посвященные общечеловеческим культурным ценностям, но и обсудить увиденное, поделиться переживаниями, найти что-то новое и познавательное.

Работа педагога в связи с фильмом проводится в устных, письменных и игровых формах.

Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Просмотр фильмов  имеет большое влияние на душевное восприятие детей. Не только слова учителя, но и обсуждение фильма после или во время просмотра на доступном языке для учащихся раскрывают вечные истины.

Когда ребенок начинает задавать вопросы, активно участвовать в диалоге, значит, увиденное на экране нашло в нём эмоциональный отклик. Поэтому умело перевести обсуждение фильма на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень – одна из главных задач киноурока.

Для того чтобы урок ОРКСЭ получился ярким, запоминающимся, мы используем  просмотр и обсуждение детских мультипликационных и короткометражных фильмов, социальных роликов. Пропитанные добротой, теплотой, любовью они подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.

На первых уроках мы столкнулись со следующими проблемами:

- во-первых, методы и приемы кинопедагогики являются новыми для нас, и их ещё предстоит освоить;

- во-вторых, учителю бывает трудно построить диалог с детьми, потому что увиденное на экране они воспринимают как развлечение, как интригующий сюжет, не видя главной идеи фильма.

Изучив и систематизировав интернет-источники, мы сделали вывод, что практически к каждой теме урока по «Основам светской этики» можно подобрать мультфильм, фильм или ролик.

Просмотр мультфильмов можно превратить в развивающее занятие, которое научит ребенка отличать не только оттенки цветов, но и оттенки человеческих чувств, поможет сформировать  у ребёнка представления о духовно - нравственных ценностях и основы нравственного поведения. 

Мы  можем  сами создать собственный «золотой фонд» мультфильмов, соответствующих ценностям именно нашего класса, школы, потратив на это немного времени. 

Лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.

Отбирать фильмы для образовательной деятельности помогает онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс», предоставляющий разнообразную тематику: общечеловеческие ценности, труд и профессии, культура народов России, патриотизм, социальные ролики. Особенностью кинотеатра стал интерактивный функционал осмысленного просмотра. Родители и педагоги могут создавать киноуроки, используя видеоматериал платформы, задавать вопросы и тесты к фильмам, делать задания на внимание, развитие памяти. Этот функционал позволяет сформировать в детях более осмысленный подход к кинопросмотру и навыки вдумчивого взаимодействия с любым аудио-визуальным контентом.

Кинопедагогика помогает детям определить для себя нравственные ориентиры в бесконечном потоке информации.

Такие проекты, как киноуроки, как создание добрых и светлых фильмов для детей и самими детьми прививают детям способность делать в своей жизни правильный выбор. А значит, дети будут уже более критически воспринимать ту информацию, с которой сталкиваются в социальных сетях и в интернете. Меньше будет насилия и жестокости. Отвлечь детей от деструктивной информации и помочь им увидеть мир разнообразным и интересным — наша самая важная задача.

Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.

Таким образом,  использование современных образовательных технологий, активное внедрение элементов информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием при преподавании и обучении в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ. Использование мультимедийных средств обучения активизирует познавательную активность обучающихся. Но, планируя урок, необходимо  помнить, что использование мультфильма или фильма должно быть к месту и в меру.

Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!

Приложение 1

Кино-«изюминки» в помощь учителю

просмотр фильма и беседа (начало, основная часть, итог урока, рефлексия)

придумай вопросы о фильме для своих одноклассников

«портрет» героя (внешний и внутренний)

озаглавить фильм

подобрать подходящую пословицу, песню, книгу

мини-сочинения (послевкусие: мог бы быть у этой истории другой конец?)

«шесть шляп мышления»

Заметки о кино-удовольствиях (отзыв о фильме)

аннотация, в которой лаконично говорится о теме фильма (мои советы будущим зрителям этого фильма)

рекомендация к просмотру с подзаголовком «Почему надо посмотреть?»

объявление о фильме, реклама от эксперта «Посмотри вслед за мной»

вспомнить, найти и прочитать книги с похожим смыслом или героем

неполный показ (а что было дальше?...)

сравнение фильмов на одну тему

лучшая фраза из фильма

разместить на своей страничке пост о фильме

узнай у родителей, какие добрые фильмы они смотрели в своём детстве (почему бы не познакомиться с фильмами детства твоих родителей?)

узнай у родителей, на героя какого фильма они хотели быть похожими

посмотри фильм с родителями ещё раз и обсуди вместе с ними

составь список м/ф и фильмов на разные темы для своих одноклассников (о дружбе, добре, семье, милосердии, о хороших поступках, Родине)

попробуй вести кинодневник (совместно решить, какие там могут быть заметки): автор, название фильма, цитата, о чем, почему важно посмотреть?

кино-трейлер (видео о книге, побуждающее зрителя прочитать её, презентовать фильм, не раскрывая полностью его содержание, заинтересовывая будущих зрителей)

Кино-Оскар (какому фильму и за что бы вручил)

нарисуй афишу к фильму

нарисуй диафильм (слайд-клип с музыкой)

озвучка фильмов

семейный проект «Оживший фильм, или Семейная видеотека»

создай свой м/ф, фильм или ролик (сам, в паре, в группе, со старшими друзьями, с родителями)

конференция «Этот фильм в моей жизни …»

Фильм–событие

Фильм–открытие

Фильм–вдохновение

Фильм–стимул

Фильм–загадка


Фильм–разочарование

Фильм–лайт

Приложение 2

Лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.

Картотека мультфильмов:

О дружбе:

Петушок-золотой гребешок

Непослушный котёнок

Волк и телёнок

Серая шейка

О доброте:

Цветик-семицветик

Грибок теремок

Крепыш

О любви и добрых отношениях:

Аленький цветочек

Гуси-лебеди

Мешок яблок

Снегурочка

О смелости:

Лягушка-путешественница

Храбрый заяц

Снежная королева

В лесной чаще

О честности:

Пятачок

Коза-дереза

Приключения поросёнка Фунтика

Сказка о рыбаке и рыбке

О вежливости:

Неблагодарный козлёнок

Волшебное слово

Котёнок по имени Гав

Мельница

О трудолюбии:

Репка

Золушка

Дудочка и кувшинчик

В лесной чаще (про енотика)

“Подарок для самого слабого” - взаимоотношения в коллективе

“Три поросенка” - снятие мнимых неадекватных страхов.

“И так сойдет” - ответственность за свои поступки, аккуратность

“Дудочка и кувшинчик” - о трудолюбии

“Заяц-хваста” - воспитание нравственных качеств.

“Сказка про лень” - преодолеваем лень

“Нехочуха” - преодолеваем негативизм

“Два жадных медвежонка” - преодолеваем жадность

“Замок лгунов” - преодоление детской лжи

“Мой друг зонтик” - учимся заводить друзей

“Сестрички — привычки” - развитие аккуратности, преодоление лени

“Однажды утром”, “Обида”- развитие дружелюбия, сотрудничества

“13 рейс” - преодолеваем трусость, суеверие

“Зайка зазнайка” - учимся общаться

“Чуня” – самопознание, какой я?

“Варежка” - забота о питомцах

“Жили-были мысли” - самопознание

“Маша больше не лентяйка” - преодолеваем лень

“Самый большой друг” - учимся общаться, самопознание

“Задиристый мишка” - учимся общаться

“Ворон-обманщик” - преодоление склонности ко лжи

Союзмультфильм https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vospitanie-multfilmami/

Приложение 3

Тематическое планирование по курсу «Основы светской этики» в 4 классе

п/п

Название раздела, темы учебного занятия

Ссылки на фильмы, м/фильмы, ролики

1.

Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.


2.

Добрым жить на белом свете веселей.

Притча о доброте https://www.youtube.com/watch?v=BWfBP5sTW18

3.

Правила общения для всех.

мультфильм про семью

https://www.youtube.com/watch?v=saNA86ExDp0

4.

От добрых дел – добрые слова и поступки.

Добро всегда возвращается https://www.youtube.com/watch?v=dzssGTuqavE

К чему приводит доброта https://www.youtube.com/watch?v=Aj6Zn3MvT5I

Доброта доступна не каждому https://www.youtube.com/watch?v=_RMOfY6leWs

Отдавая, мы получаем больше https://www.youtube.com/watch?v=GqSsRGBudUg

5.

Каждый интересен.


6.

Премудрости этикета.


7.

Красота этикета.


8.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Мост

https://www.youtube.com/watch?v=BJnLeZzSVZM

9.

Чистый ручеек нашей речи.


10.

В развитии добрых чувств – творение души.

Очень трогательное видео о доброте https://www.youtube.com/watch?v=iCfQefnoNpQ

Бабушка и робот

https://www.youtube.com/watch?v=hWElvdXiPHc

11.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.


12.

Чувство Родины.


13.

Жизнь протекает среди людей.

Берегите детей

https://www.youtube.com/watch?v=BcAo7SCyjCw

14.

Чтобы быть коллективом.

Трогательный ролик о дружбе (м/ф с ёжиком)

https://www.youtube.com/watch?v=ioxMjTfFlj0

15.

Коллектив начинается с меня.


16.

Мой класс – мои друзья.

М/ф про настоящую дружбу (Облачно, с прояснениями, про тучки)

https://www.youtube.com/watch?v=MotohvkO-Kk

Психологический мультфильм Птички

https://www.youtube.com/watch?v=NSyeEHkRS_w

17.

Жизнь священна.


18.

Человек рожден для добра.

Твори добро (о добре, которое возвращается)

https://www.youtube.com/watch?v=aYnQgkiqNv8

Бумеранг добра

https://www.youtube.com/watch?v=e-6g2nfEELE

19.

Милосердие – закон жизни.

Девочка со спичками

https://www.youtube.com/watch?v=-ZAYo9s7Bs0&list=PLdXUpo5-4JmkNI_umVTgGisE77vilKlld&index=6&t=0s

Социальный ролик Сбербанка

https://www.youtube.com/watch?v=41ziWP9IMcs

20.

Жить во благо себе и другим.

Подарите мне минуту

https://www.youtube.com/watch?v=X83IDXZp6D8

Доброта доступна не каждому

https://www.youtube.com/watch?v=_RMOfY6leWs

Непростой выбор: игрушка или подарок?

https://www.youtube.com/watch?v=f1F3Z48OQOQ

мультфильм Синий зонтик (о встрече в городе)

https://www.youtube.com/watch?v=DkDaWOw3HHI

Про бабулю и печенье

https://www.youtube.com/watch?v=38y_1EWIE9I

21.

Следовать нравственной установке.

Спасибо, Мама

https://www.youtube.com/watch?v=rEfKBjwcqv4

Мамы просто ждут нас

https://www.youtube.com/watch?v=gBEDZoeL66Q

Твое решение может быть чьей-то мечтой!

https://www.youtube.com/watch?v=DKMQYKqn1cQ

Дорогою добра

https://www.youtube.com/watch?v=V29wnh0xu58

22.

Достойно жить среди людей.

Отмыть пятна проще, чем воспитать ребенка

https://www.youtube.com/watch?v=In5aNU_O3TM

23.

Уметь понять и простить.


24.

Простая этика поступков.

Трогательный социальный эксперимент

https://www.youtube.com/watch?v=OujzWKSWYC8

Мультик про зависть

https://www.youtube.com/watch?v=NTo-zUkaYKw

Незамеченный герой

https://www.youtube.com/watch?v=Ia8uoO0Xehs

25.

Общение и источники преодоления зла.

Рождественский ролик, который заставил расплакаться весь мир

https://www.youtube.com/watch?v=2PfnoO49ElI

26.

Ростки нравственного опыта поведения.

Лучший социальный ролик о доброте

https://www.youtube.com/watch?v=0CTSNyAXdmU

27.

Доброте сопутствует терпение.

Своих в беде не бросают

https://www.youtube.com/watch?v=bm8MP5VVoRE

28.

Действия с приставкой «со».

Мотивационный ролик для каждого

https://www.youtube.com/watch?v=UwoAewbHf5o

29.

С чего начинается Родина.


30.

В тебе рождается патриот и гражданин.

Родина - это мы (про патриотизм к России)

https://www.youtube.com/watch?v=Kgvio8clYJk

31.

Человек – чело века.

Одинаковые

https://www.youtube.com/watch?v=9z7Auu2jMbQ

Don’t let the dream go extinct (2016) https://www.youtube.com/watch?v=w2deKForsEo

32.

Слово, обращённое к себе.

Дети - это наше зеркало

https://www.youtube.com/watch?v=bPRmGoTWbdI

Поверь в себя. Мотивационный ролик.

https://www.youtube.com/watch?v=rUdR6sE-DMQ

Мечтай! Мотивационное видео.

https://www.youtube.com/watch?v=AGKUR0mRZ28

Мультфильм "Правильное воспитание!"

https://www.youtube.com/watch?v=o3sFVc8FYd4

33.

Подготовка к творческим работам учащихся.


34.

Презентация творческих проектов учащихся. Подведение итогов.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.09.20 в 03:33 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Сорокина Светлана Валерьевна, 09.09.20 в 04:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за статью! Для меня это актуально, будет полезно при проведении уроков ОРКСЭ,
Владыкина Елена Николаевна, 09.09.20 в 09:26 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отклик. Рада помочь.
Соколова Елена Борисовна, 18.10.20 в 18:15 0Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, спасибо за труд! Вами проделана кропотливая работа. Подборка поможет не только на уроках ОРКСЭ, но и в работе классных руководителей.
Владыкина Елена Николаевна, 09.11.20 в 20:56 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, абсолютно согласна. Для классных часов тоже весьма полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.