Кислоты.
Домашнее задание: §16, упр.2, стр.78 (учебник - Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020)
Цели:
Базовый уровень - обучающийся получит возможность познакомиться с классом сложных веществ – кислотами, классификацией по составу, качественным определеним кислот с помощью индикаторов, физическими свойствами, ТБ, их применением.
Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться составлять формулы кислот и называть их, определять по составу соединения его принадлежность к классу кислот.
Задачи:
Сформировать знания о составе, общих признаках классификации кислот, умения составлять формулы кислот;
Продолжить развитие практических навыков, необходимых в определении кислот с помощью индикаторов;
Способствовать воспитанию аккуратности, внимательности, осторожности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами.
Коррекционно-развивающая задача: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, делать выводы), развитие концентрации внимания.
Тип урока: изучение нового материала
Техническое обеспечение: ПК с колонками, видеопроектор, экран.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, растворы кислот, дидактические карточки с кислотными остатками.
Организационный этап
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.
Этап актуализации субъективного опыта обучающихся
Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать субъективный опыт обучающихся об оксидах, как одном из классов неорганических веществ.
Какие классы неорганических соединений мы изучили?
- Что такое оксиды?
- На какие группы делятся оксиды?
- Назовите примеры оксидов, встречающихся в природе.
- Назовите примеры оксидов, используемых человеком в жизни?
Упражнение на конценрацию внимания
Игра «крестики-нолики».
Найдите выйгрышный путь, который составляют формулы оксидов.
K2O | H2О | MnO2 |
H2SO4 | CO2 | H3PO4 |
NaCl | CuСl2 | CaSO4 |
Этап изучения нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и таблиц, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации слайдов презентации.
Кислоты (слайд). Почему они имеют такое название? Кислые на вкус. Достаточно вспомнить вкус аскорбиновой или лимонной кислот. Но ни одни химик и ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть смертельно опасно, т.к. к кислотам относят и серную кислоту. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.
Мы должны определить изменение окраски индикаторов, знакомых нам по прошлому уроку, в кислой среде. Для этого мы используем растворы 2-х кислот: серной кислоты и лимонной кислоты, и растворы 3-х индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.
Какими правилами по технике безопасности мы должны придерживаться при проведении этой лабораторной работы:
- строго выполняем указания учителя;
- не пробуем вещества на вкус;
- наливать жидкость в пробирку осторожно, заранее проверив, не разбита ли она;
- пробирку держим на расстоянии 10- 15 см от глаз, на уровне глаз;
- не переливать вещества из пробирки в склянку;
- не загромождать рабочее место;
- производить опыты только в чистой посуде, закончив работу вымыть посуду;
- банки и склянки закрывать теми же пробками и крышками, какими они были закрыты.
Приступим к работе:
Обучающиеся выполняют экспериментальную работу по установлению окраски индикаторов в кислой среде.
В образцы 2-х кислот, в 1-м штативе добавляем небольшое количество лакмуса, в образцы 2-го штатива – метилоранж, в образцы 3-го штатива – фенолфталеин.
Отмечаем окраску растворов.
Лакмус изменяет окраску в кислой среде с фиолетовой на красную, метиловый оранжевый с оранжевой на красно – розовую, фенолфталеин – остается бесцветным.
Заполняют таблицу об изменении окраски индикаторов в кислой среде.
Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса? Обратимся к составу кислот. На экране формулы и названия некоторых кислот.
HCl –соляная кислота
H2SO4 –серная кислота
HNO3 –азотная кислота
H2CO3 –угольная кислота
H3PO4 –фосфорная кислота
Что общего в формулах этих кислот?
Ответ: Входит атом водорода, остальная часть молекулы – кислотный остаток.
Давайте сформулируем определение кислот.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.
Как правило, кислотные остатки образуют элементы – неметаллов, значит за счет ковалентных связей. Состав кислотных остатков различен, в одни остатки входит кислород, в других нет. Так же формулы этих кислот отличаются числом атомов H, который определяет особый признак кислот – основность.
По этим признакам кислоты классифицируют:
По числу атомов Н (по основности):
а. одноосновные;
б. двухосновные;
в. трехосновные.
По наличию кислорода в кислотном остатке:
а. бескислородные;
б. кислородосодержащие.
По растворимости в воде:
а. нерастворимые;
б. растворимые.
Записывают признаки классификации в тетрадь
Записывают по одному примеру по каждой группе кислот.
Этап физминутки
Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.
Упражнение «Муха»
Этап контроля и самоконтроля
Цель: выявить качество усвоения обучающимися знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Упражнение на конценрацию внимания
Игра «крестики-нолики».
Найдите выйгрышный путь, который составляют формулы кислот.
KOH | HCl | MnO2 |
H2SO4 | H2CO3 | H3PO4 |
NaCl | CuO | CaSO4 |
Упражнение на развитие логического мышления
Из предложенных веществ выберите кислоты. Из букв, соответсвующих правильным ответам, составьте название химического элемента:
CоCO3 - Р
KOH - М
H2CO3 - Ф
HCl - Т
ZnCl2 - Г
HF - О
FeSO4 - У
H2SiO3 - Р
Этап подведения итогов учебного занятия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.
Этап рефлексии
Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Упражнение «Лестница успеха».
Елена Гаврииловна Гончарова
Бушина Ирина Николаевна