Презентация к уроку химии на тему «Классы неорганических веществ» (8 класс)
Презентация к уроку Мишиной В.В.
PPT / 974.5 Кб
/data/files/h1635857758.ppt (Презентация к уроку Мишиной В.В.)Тема урока: «Классы неорганических веществ».
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений.
Задачи:
развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ, находить решение нестандартных задач;
расширение кругозора и развитие познавательного интереса к предмету;
повторение пройденного материала;
осуществление межпредметных связей с биологией, физикой, историей химии;
формирование сотрудничества, коллективизма, чувство товарищества, коммуникативности;
воспитание толерантности при работе в группах, положительной мотивации к процессу обучения;
развитие логического мышления, внимания, памяти, навыков сравнительного анализа, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
развитие практических умений при решении экспериментальных задач
Тип урока: обобщающий (урок – игра)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточные таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, лабораторные штативы с набором пробирок.
Реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, вода. Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный.
Дополнительные средства: доска с таблицей для наглядного восприятия за результатами соревнования.
Ход урока:
Мотивационный этап (7 мин.)
организационный момент;
мотивационный момент;
актуализация знаний.
Операционный этап - интеллектуальная игра (30 мин.)
Аналитический этап (8 мин.)
выполнение цели и задач урока (рефлексия);
подведение итогов.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационный этап. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Приветствую учащихся, определяю их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мы собрались с вами для того, чтобы сегодня подвести итоги вашей работы по теме «Основные классы неорганических веществ». Какие существуют основные классы неорга - нических веществ? Какие вещества называются оксидами? На какие группы делятся оксиды? Какие вещества называются основаниями? Какие бывают основания? Какие вещества называются кислотами? какие вещества называются солями? Что такое индикаторы? Урок наш пройдёт в виде соревнования – игры, в которой принимают участие 5 команд ( организовываются заранее) Условия игры: 1) каждая команда сможет дважды выбрать категорию вопроса; 2) обсуждение в течение 1 мин (кроме эксперимен-тального задания), после чего команда дает ответ на вопрос устно; 3) остальные команды могут дать ответ на вопрос в письменной форме; 4) если ответ правильный – команде присуждаются баллы в соответствии с категорией вопроса, если ответ неверный – у команды отнимаются баллы в соответствии с категорией вопроса; 5) если команда не давала ответ на вопрос, то она остаётся при своих баллах; 6) выбираем жюри | Ответы: оксиды, кислоты, основания, соли; сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2; оксиды металлов и неметаллов; сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид – ионов; щелочи и нерастворимые в воде; сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка; сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка; вещества, изменяющие свою окраску в различных средах. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Операционный этап | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровое табло
Та, команда, которая больше всех правильно ответила на вопросы, начинает первой и выбирает категорию вопроса. Оксиды: 10 баллов. Вопрос: Игра «Крестики - нолики». Выигрышный путь составляют оксиды металлов.
20 баллов. Вопрос: Соотнесите название и степень окисления атома химического элемента 1) железо +3; 2) хлор -1; 3) сера +6 и формулы соединений а) SO2; б) FeO; в) SO3; г) HCl; д) Fe2O3; е) Cl2O7 30 баллов. Вопрос: кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь, агат, шма, опал. Что объединяет все эти вещества? Кислоты. 10 баллов. Вопрос: составить формулы различных кислот.
20 баллов. Вопрос: продолжи ряд, объясни результаты. 1) H2CO3, H2SO3, H2S, … 2) HNO3, H2SO4, HClO4, … 3) H2S, HBr, HF, … 30 баллов. Вопрос: соотнесите формулу кислоты 1) H2SO4, 2) HNO3, 3) H2CO3 и оксида химического элемента, соответствующего кислоте а) CO, б) SO2, в) SO3, г) N2O5, д) CO2, е) N2O3. Объясните результаты. Основания. 10 баллов. Вопрос: составьте формулы оснований, соответствующие атомам химических элементов: литию, магнию, алюминию. 20 баллов. Вопрос: конкурс «Третий лишний». Найдите лишнее в каждом ряду. 1)LiOH, Cu(OH)2, Ba(OH)2, 2) Fe(OH)3, Zn(OH)2, NaOH, 3) Al(OH)3, Fe(OH)3, KOH. Объясните результаты. 30 баллов. Экспериментальная задача: в трёх стаканах находится вода, раствор соляной кислоты и раствор гидроксида натрия. Используя индикаторы распознайте вещества. Соли. 10 баллов. Вопрос: Найдите потерявшихся родственников: KNO3, MnCl2, Ca3(PO4)2, AlCl3, CaCO3, Fe(NO3)3, Na3PO4, K2CO3. Ответ поясните.
20 баллов. Вопрос: говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». О какой соли идёт речь?
30 баллов. Вопрос: Реши задачу: предложен новый метод хранения яблок. Перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция. Вычислите массовую долю (%) соли в растворе, если на приготовление его расходуется 800 г воды и 1,5 г хлорида кальция. | На доске дополнительная таблица для подсчёта баллов, набранных командами. Её заполняют члены жюри (2 человека).
Работают в группах. Ответ устно даёт группа, выбиравшая категорию вопроса. Ответ: CaO - Al2O3 - Na2O Работают в группах. Ответ: железо +3 - Fe2O3 минерал гематит, хлор -1 – HCl, сера +6 - SO3. Работают в группах. Ответ: всё это оксид алюминия - Al2O3 Работают в группах. Ответ: HCl, H2S, H2SO4, HNO3, H3PO4 Работают в группах. Ответ: 1) представлены двухосновные кислоты, например H2SO4; 2)представлены кислородсодержащие кислоты, например H3PO4; 3) представлены бескислородные кислоты, например HCl (могут быть другие варианты ответов) Работают в группах. Ответ: 1) H2SO4 - SO3 , 2) HNO3 - N2O5, 3) H2CO3 - CO2. В оксиде и кислоте одинаковые степени окисления химических элементов Работают в группах. Ответ: LiOH, Mg(OH)2, Al(OH)3
Работают в группах. Ответ: 1) лишнее Cu(OH)2, т.к. остальные щелочи 2) лишнее NaOH, т.к. остальные нерастворимые основания 3) лишнее KOH, т.к. остальные основания, содержащие три гидроксо – группы (могут быть другие варианты ответов) Работают в группах. Ответ: у ребят находятся различные инди-каторы, которые они могут использовать для определения веществ. Работают в группах. Ответ: 1) карбонаты - CaCO3, K2CO3 2) нитраты - KNO3, Fe(NO3)3 3) фосфаты - Ca3(PO4)2, Na3PO4 4) хлориды - MnCl2, AlCl3 Работают в группах. Ответ: хлорид натрия – NaCl, человек съедает с пищей в год около 3- 5,5 кг соли Работают в группах. Ответ: 0. 187 % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитический этап | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Предлагаю составить синквейн (нерифмованное японское стихотворение, состоящее из пяти строк) по теме. 1 строка – имя существительное 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 сторока – краткая фраза, афоризм (отображает суть предмета) 5 строка – чувство (одно слово) 2. Предлагаю зачитать полученные варианты и подвести итоги членам жюри. Собраться вместе – это начало. | 1. Составляют синквейн индивидуально. 2. Зачитывают свои варианты. 3. Члены жюри подводят итоги. |
Приложение. «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» А.С. Макаренко
Большим интересом у учащихся пользуются уроки, проведённые в игровой форме. Польза и целесообразность сочетания обучения химии с игрой, особенно в 8–9 классах, несомненны. Во время игры учащиеся познают новые факты, повторяют, обобщают изученный материал в увлекательной форме, соревнуясь друг с другом. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.
Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые используются на уроке. 1. Информационно- коммуникационные технологии. Информационные технологии делают урок яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия. Электронный вариант игры способствует развитию мышления, внимания, памяти, сосредоточенности, наблюдательности, сообразительности, умения сравнивать и сопоставлять, находить аналогии. Применение презентации во время урока обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации.
2. Технология игрового обучения. «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему - либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку”. Химия - сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок будет познавать мир и развиваться в игровых условиях. Игра способствует развитию положительных стимулов к процессу познания, познавательного интереса к предмету, воспитанию сотрудничества, общительности, коммуникативности.
3. Групповой способ обучения (ГСО). На уроке происходит организованное взаимодействие учащихся, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. При ГСО характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения.
4. Технология проблемного обучения. При решении экспериментальной задачи перед учащимися была создана проблемная ситуация и ребята должны были найти ответ на поставленный вопрос, используя при этом возможно разные пути решения проблемной ситуации. 5. Межпредметные связи. Это предполагает привлечение на урок по данному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т.е. принцип “вторжения в другую область” Необходимость межпредметных связей в обучении бесспорна, что значительно усиливает эффективность учебно-воспитательного процесса, формирует диалектический способ мышления учащихся. Используются связи с экологией, географией, биологией.
6. Технология развития критического мышления (применение синквейнов). При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии
Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Классно!
7. Технология здоровьесбережения. Соблюдение гигиенических условий в классе, применение разнообразных видов деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, благоприятный психологический климат на уроке.