12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиркова Ирина274
Учитель Информатики и робототехники
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

КЛАССНЫЙ ЧАС

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ»

Цель урока:


Познакомить учащихся с понятиями «персональные данные», «приватность» и «конфиденциальность», сформировать теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в сети Интернет и в реальной жизни.


Задачи урока:


Сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий: «персональные данные» и «приватность».


Изучить видеоролик, рассказывающий об информационной безопасности.


Познакомить с правилами информационной безопасности, связанными с сохранением приватности.


Развить навык предотвращения неприятных ситуаций.


Выполнить практические задания.


Обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.



Оборудование и материалы: презентация задания, проектор, экран для проектора, листочки и ручки, видео лекция.


Подготовка к уроку:


Сохранить на компьютер видеоролик и презентацию (на случай проблем с подключением к Интернету).


Протестировать файлы урока на компьютере, на котором будет проходить занятие.


Изучить видеоролик и презентацию для урока, ознакомиться с активностями и формой их проведения.


Подготовить запасные листочки и ручки для учеников.






Ход урока

Актуализация знаний

Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.


Приватность в Интернете — это право человека на сохранение в секрете своей персональной информации.


Персональная информация — это та информация, по которой можно определить, кто вы.


Овершеринг — стремление человека рассказывать окружающим больше, чем стоило бы, заходя слишком далеко с откровенностью и забывая о приватности.


Цифровой след — вся информация, которая остается о человеке в Интернете.


Конфиденциальность — доступ к информации имеют только определенные лица.

План урока


Этап

Содержание этапа

Время



этапа




1. Анонс

Рассказать, что будет на уроке.

5 мин

занятия и

Сформулировать для учеников задачу на урок.


проблематизация

Обсудить понятия: «персональные данные»,



«приватность» и «настройки приватности».





2. Просмотр

Просмотреть видеоролик по теме урока.

12 мин

вводного

Обсудить видеоролик и ответить на вопросы.


видеоролик






3. Обсуждение

Обсудить, почему важно сохранять

7 мин

новой темы

приватность, и как это сделать.



Рассказать про настройки приватности.



Обсудить, какие профессии существуют в



сфере информационной безопасности.





4. Практическая

Выполнить практическое задание.

16 мин

работа

Помогать ученикам при возникновении у них



затруднений.





5. Рефлексия

Зафиксировать результат урока.

5 мин


Задать домашнее задание.





Анонс занятия (5 мин)


Слайд 1


Поприветствуйте детей и анонсируйте урок:


Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодняшний урок проводится в рамках акции «Урок цифры» и посвящен теме «Приватность в цифровом мире».

Распространение смартфонов, появление социальных сетей и других интернет-сервисов открыло для людей новые возможности: общаться с близкими и друзьями на большом расстоянии, делать покупки не выходя из дома, быстро распространять и получать информацию.


то же время этим пользуются и злоумышленники. Персональная и личная информация, попавшая в Сеть, все чаще используется против ее владельцев в форме шантажа, буллинга и мошенничества.


Овладение основами цифровой грамотности и знание правил информационной безопасности является неотъемлемой частью жизни современного человека, а умение защитить свою приватность — важный навык 21 века.


Слайд 2


« Сегодня Вы познакомитесь с понятием приватность, узнаете, почему важно хранить свои личные данные в секрете, как персональная информация попадает в Интернет, что с этими данными может сделать злоумышленник, и как предотвратить утечку персональной информации. Давайте разберемся, что такое приватность? Рассмотрим следующую ситуацию».


Слайд 3


«Герой урока цифры – Запятыня получила вот такое неприятное


сообщение в социальной сети.» Читаем сообщение со слайда и задаем вопрос: «Откуда у незнакомых людей оказалась фотография Запятыни?» Слушаем ответы учеников.


Слайды 4–5


Сообщить верный ответ и задать следующий вопрос: «Что такое


приватность? Как вы думаете?» Слушаем ответы учеников.


Дать определение следующим понятиям: «приватность», «персональные данные», «конфиденциальность».


Просмотр вводного видео ролика (12 мин)

Слайд 6 Просмотр вместе с детьми вводного видео:

«Давайте посмотрим вводное видео к уроку. В видеоролике эксперт


«Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете расскажет: как персональные и личные данные попадают в Сеть, как злоумышленники могут этим воспользоваться, а также как уберечь персональные данные и настроить конфиденциальность. Попробуйте записать или запомнить правила информационной безопасности, о которых говорится в видео. Если появятся вопросы, запишите их, чтобы задать после просмотра»

Слайд 7


Ответить на вопросы, которые возникли у ребят после просмотра. Также задать дополнительные проверочные вопросы со слайда и обсудить с учениками, почему важно сохранять приватность, как это сделать.


Обсуждение новой темы (7 мин) Слайды 8–10

Предложить ребятам вспомнить правила информационной безопасности из видеолекции, которые помогут сохранить приватность. Можно вызывать желающих к доске, чтобы они записывали свои варианты (если дети назвали меньше 4 правил, посмотрите видео еще раз).


При проведении урока у учеников 5 класса и старше, предложить рассказать, сталкивался ли кто-то из ребят или их знакомых с тем или иным видом мошенничества, и что нужно делать в этом случае.


Вернуться к обсуждению ситуации, которая случилась с Запятыней. Задать ребятам вопрос: «Делали настройки приватности для своих аккаунтов?» Рассказать ученикам, какие настройки приватности существуют, обратить внимание, что доступ к информации в аккаунте можно гибко настроить, например, сделать видимым только для друзей.


Если останется время, обсудить с ребятами, какие профессии существуют в сфере информационной безопасности (Приложение № 2).


Практическая работа (16 мин) Слайды 11–18

Для закрепления изученного материала провести две игры.

В первой игре ученикам нужно помочь Запятыне настроить приватность ее аккаунта. Настройки приватности должны соответствовать правилам, представленным на слайде 11. Данное задание выполняется всем классом в форме дискуссии.

Во второй игре ученикам нужно определить, какая информация является личной, а какая нет. Данное задание можно выполнять в парах или индивидуально. Для этой игры нужно подготовить листочки и ручки. Перед тем, как начать, попросить ребят нарисовать таблицу, состоящую из двух столбиков «Личная информация» и «Неличная информация». На слайде 15 представлены блоки с информацией, которые нужно распределить по таблице. Когда ребята закончат выполнять задание, устройть совместную проверку. Обсудить получившиеся результаты.


Далее предложить дополнить первый столбец «Личная информация» новыми словами. После чего подвести итог, поздравить ученика, которому удалось записать больше всего слов, подходящих под определение личной информации.


Рефлексия (5 мин) Слайд 19–21


Задать ученикам вопросы со слайда 19. Также узнать мнение ребят по поводу урока: «Что вам больше всего запомнилось из урока?»


Задайть ученикам домашнее задание: «Зайти на сайт


урокцифры.рф, найти урок «Приватность в цифровом мире», ознакомиться с материалами на сайте. Пройти тренажер и получить сертификат». Для проверки выполнения домашней работы, попросить учеников отправить вам сертификат на почту (или любым другим удобным вам способом связи). Сертификат ученики получают в конце, после прохождения всех заданий тренажера. На сайте представлены тренажеры для трех возрастных групп: 1–4, 5–7 и 8–11 классы.


Если остается время и есть возможность, то продемонстрировать интерфейс входа в тренажер. Также обратить внимание ребят, что они могут дополнительно выполнить задания для других возрастов. Рассказать ученикам про полезные ресурсы, где можно узнать про информационную безопасность подробнее. Если есть время и возможность, пройти по ссылкам со слайда 21.


Описание заданий, которые выполняются на платформе


Тренажер рассказывает правила и тренирует навыки информационной безопасности в увлекательной для школьников форме (приключенческая история).

В начале тренажера вниманию ученика предлагается комикс. Основное действие происходит в «Академии безопасности», куда герои поступают на факультет «Защита персональных данных». Герои хотят стать кибердетективами. Для этого они должны успешно справиться с испытаниями, а именно выполнить задания тренажера. Для каждого задания разработана своя предыстория.



Герои урока:


Персонажи из прошлогоднего «Урока цифры» (Запятыня, братья Слэши, Скобец, бабушка Слэшей).


Второстепенным персонажем истории выступает маскот


(персонаж-талисман) «Лаборатории Касперского» зеленый медведь Мидори Кума. Он рассказывает героям о правилах информационной безопасности.



Задание для 5–7 классов

Уровень 1. «Разрешения приложений»

Это копия уровня 3 из тренажера 1–4 классов.

Уровень 2. «Овершеринг»

t1615062000aa.jpg
















Перед учеником находится планшет Запятыни с фотографиями, которыми она хочет поделиться. Ученикам нужно помочь выбрать фотографии, на которых нет лишней персональной информации. Также есть ряд фотографий, на которых запечатлены друзья Запятыни. Ученикам нужно ознакомиться с перепиской героев и понять, дали ли согласие другие герои на публикацию фотографии Запятыней.

Уровень 3. «Мошенничество»

t1615062000ab.jpg

Бабушка одного из персонажей чуть не попалась на уловки телефонного мошенника, который хотел украсть ее деньги. Герои хотят объяснить бабушке, каким образом мошенник хотел украсть ее деньги, чтобы она не попалась больше на уловки злоумышленников. Для этого им нужно заполнить схему, которая представлена на экране. Ученикам нужно расставить действия бабушки и мошенника по порядку.


Приложение 1. Технические требования для проведения урока


Рекомендуемая конфигурация ПК учеников для работы в тренажере:


Процессор Intel Core.


ОЗУ 4Gb.


Монитор с разрешением от 1024х768 до 1920х1080.


OS:


Windows 7 и новее,


macOS 10.13 High Sierra и новее,


iOS 10 и новее,


Android 4.4 и новее.


Доступ в Интернет: не менее 10 Mbit/s.


Браузер:


Google Chrome 60 и новее,


Safari 11 и новее (за исключением Safari for Windows),


Opera 44 и новее,


Яндекс.Браузер 17.4 и новее.

При использовании мониторов минимального разрешения необходимо применять функцию масштабирования браузера: (Ctrl + «-», Ctrl + «стрелка вниз»).

Вне зависимости от используемой конфигурации рекомендуется до урока открыть и пройти тренажер на компьютере ученика для проверки совместимости.


случае невозможности использования тренажера в формате онлайн, необходимо провести урок по сценарию методических рекомендаций по проведению урока без Интернета (методические рекомендации находятся на сайте «Урока цифры»).


Приложение 2. Профессии в области информационной безопасности



Консультант по безопасности личного профиля


Проводит проверку активностей и данных клиента в Сети на предмет уязвимостей и помогает обеспечить конфиденциальность и общую безопасность. В том числе помогает настроить приватность профиля в социальных сетях, отредактировать или удалить лишнюю информацию.



Исследователь мобильных угроз


Анализирует работу мобильных приложений и операционных систем в смартфонах и планшетах. Помогает распознать вредоносные программы, которые могут маскироваться под мобильные игры и другие приложения.



Веб-контент аналитик


Изучает сайты и сервисы с точки зрения возможности кражи персональной и платежной информации пользователя. Анализирует и раскрывает мошеннические схемы (мошенничество, фишинг, спам). Помогает улучшить информационную безопасность для банков, интернет-магазинов и многих других компаний.



Эксперт по кибербезопасности


Разрабатывает правила информационной безопасности для частных лиц и компаний. Анализирует возможные киберугрозы и помогает с ними бороться, участвует в совершенствовании защитных решений.






Приложение 5. Решение задания 1–7 классов «Разрешения приложений»

t1615062000ac.png

Приложение 6. Решение задания 5–11 классов «Овершеринг»

t1615062000ad.png











t1615062000ae.png
































































t1615062000af.png







Приложение 7. Решение задания 5–11 классов «Мошенничество»

t1615062000ag.jpg

















Злоумышленник: Звонит. Представляется сотрудником банка.


Злоумышленник: Рассказывает «историю» про взлом карты.


Злоумышленник: Задает вопросы, чтобы узнать платежную информацию.

Пользователь: Сообщает платежную информацию (номер карты, дату, CVV-код).


Злоумышленник: Вводит данные карты в форму для перевода денег.


Пользователь: Получает СМС от банка или push-уведомление с паролем для завершения перевода.


Злоумышленник: Просит сообщить код из СМС или push-уведомления.


Пользователь: Сообщает код мошеннику.


Злоумышленник: Вводит код и завершает денежный перевод.




























Список использованных материалов


Сайт Урок Цифры, ссылка: https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/cybersecurity/materials

Методические рекомендации к уроку без интернета, https://cloud.mail.ru/public/JgBq/78wcVZwss

Презентация, для проведения урока без интернета, ссылка: https://cloud.mail.ru/public/KgMy/uVUiUzpYT

Видео лекция, ссылка: https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/cybersecurity#broadcast


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.