12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Васенева741
Работаю педагогом-библиотекарем в лицее и библиографом в районной библиотеке
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола

Конспект классного часа

«Безопасность в сети Интернет»

Цели:

Расширить представление учащихся об Интернете;

Формировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет;

Выявить положительные и отрицательные стороны Интернета и социальных сетей;

Познакомить с видами травли в Интернете;

Формировать основы коммуникативной грамотности;

Формировать чувство ответственности за свое поведение в сети Интернет.

Ход классного часа

Учитель: Интернет – это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев технических средств (компьютеров, планшетов, смартфонов), подключенных к этой сети. Интернет стал неотъемлемой частью современного мира. Почти половина населения Земли имеет доступ к всемирной сети. Ежедневно люди пользуются услугами сети для поиска и получения информации, обучения, самообразования, общения, развлечения.

А вы, ребята, много времени проводите в Интернете? Для каких целей вы чаще всего используйте Интернет?

Примерные ответы детей:

- Я провожу время в соцсетях: общаюсь с друзьями, нахожу новых знакомых, читаю новости сообществ, посвященных интересующим меня темам.

- Я использую сервисы быстрого обмена сообщениями для общения с друзьями и родными.

- Я ищу информацию для подготовки к урокам и саморазвития.

- Я читаю электронные книги онлайн.

- Я смотрю в сети программы, фильмы и сериалы, слушаю музыку.

- Я увлекаюсь компьютерными играми в Интернете.

- Я обсуждаю с другими пользователями разные темы в чатах и форумах.

- Я смотрю интересные видеоролики на YouTube, веду свой видеоблог.

- Через Интернет мне и родителям удобно оплачивать покупки и услуги.

Ученик: С 2004 года отмечается Всемирный день безопасного Интернета, цель которого - информировать людей об ответственном и безопасном использовании Интернета. Почему же возникла необходимость в таком дне? Какие опасности могут подстерегать нас в виртуальном пространстве?

Учитель: Помимо пользы Интернет может принести вред человеку. Существует много негативных моментов в использовании всемирной паутины. Один из них – это интернет-зависимость (навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети), которой подвержены, в первую очередь, дети и подростки.

Компьютерные вирусы. Вредоносные программы можно занести на свой компьютер или телефон, скачав неизвестное приложение или файл или просто перейдя по ссылке на зараженный сайт. Вирусы могут нанести большой вред технике, повредить файлы, удалить операционную систему.

Как противостоять?

Использовать антивирусные программы известных производителей и регулярно обновлять их.

Не переходить по сомнительным ссылкам, не посещать подозрительные сайты.

Проверять на вирусы съемные носители информации.

Не открывать файлы, полученные по электронной почте с незнакомого адреса.

Личные кабинеты в социальных сетях, на сайтах, электронная почта могут быть взломаны и использованы для противоправных целей. Чтобы этого не произошло, надо выбирать сложные пароли, которые сложно взломать (комбинации из нескольких строчных и заглавных букв, цифр). Лучше использовать разные пароли для разных сайтов. Также стоит в личных кабинетах указывать дополнительный адрес электронной почты, куда будут приходить сообщения о входе в аккаунт. После окончания работы в личном кабинете или на своей страничке перед закрытием вкладки с сайтом обязательно надо нажать на «Выйти».

Фишинг или кража личных данных. Интернет-мошенники используют разные способы, чтобы получить конфиденциальную информацию – логины и пароли для доступа к личным страницам пользователей. Чтобы этого не случилось, нужно следить за своими страничками, посещать только безопасные веб-сайты, придумывать сложные пароли и не сохранять их в браузере. Если злоумышленники все-таки взломали страницу, необходимо предупредить друзей и знакомых, что возможна рассылка вредоносных сообщений с взломанного аккаунта, и обратиться в техническую поддержку сайта.

Электронные платежи. Оплачивать товары и услуги с помощью компьютера или телефона очень удобно и быстро. Тем не менее следует соблюдать особую осторожность, чтобы не лишиться своих финансовых средств. Очень важно покупать товары, а также вводить данные карт и личные данные только на проверенных сайтах, а свои страницы на сервисах электронных платежей защищать сложным паролем, лучше с СМС-подтверждением.

Вредные материалы, не соответствующие возрастным особенностям, негативно влияют на психическое здоровье детей. В сети Интернет содержится много вредной, бесполезной, недостоверной информации. Поэтому не стоит безоговорочно доверять тому, что пишут в сети, посещать подозрительные сайты, переходить по ссылкам, которые «всплывают» в окне браузера. Лучше всего установить приложение для блокировки рекламы.

Школьный психолог: Большой популярностью у пользователей Интернета пользуются социальные сети - онлайн-платформы, которые люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, объединения по интересам. Социальные сети дают возможность отправлять сообщения и изображения, делиться видео- и аудиозаписями, тегами, создавать свои группы и сообщества, играть в онлайн-игры.

Среди преимуществ социальных сетей – расширение круга общения, простота и доступность общения, в т.ч. с людьми из других городов и стран, получение информации, позволяющей быть в курсе последних событий, возможность выбирать друзей и сообщества по интересам.

В то же время социальные сети имеют и немало недостатков. В первую очередь, это связано с возникновением зависимости у подростков, которые предпочитают виртуальный мир реальному общению. Анонимность в сети, когда человек может зарегистрироваться под любым именем, скрывая свою личность, может привести к вседозволенности. В Интернете можно легко добавлять и удалять друзей, любой разговор можно начать и прервать, перестав отвечать на сообщения, избежать ненужного знакомства, игнорировать тех, кто не нравится. В реальном мире не всегда можно прямо высказать мнение, иногда необходимо промолчать, всегда нужно быть вежливым. После «свободы» Интернета у детей, подростков, да и взрослых людей возникают трудности в общении.

И наоборот, иногда пользователи соцсетей сообщают о себе подробную информацию, включая личные данные, и выкладывают фотографии, которые могут привлечь внимание злоумышленников. Кроме того, нет никакой гарантии, что человек, который «добавился в друзья», тот, за кого себя выдает.

Одной из острых проблем, связанных с Интернетом и соцсетями, является кибербуллинг. Об актуальности этой проблемы говорит тот факт, что, согласно исследованиям, более половины Интернет-пользователей сталкивались с онлайн-агрессией.

Кибербуллинг – это травля с помощью гаджетов, соцсетей, вообще использование виртуального пространства, чтобы запугивать, угрожать, преследовать другого человека.

В отличие от буллинга (англ. bullying – «травля», школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей) кибертравля, во-первых, может быть анонимной. Когда человек не знает, откуда поступает тревога, он чувствует себя более беззащитным. Анонимность – одна из основных причин возникновения травли в сети. Из-за возможности скрыться за выдуманным именем и сказать что угодно под маской, люди считают, что им все можно, в том числе унижать другого человека.

Во-вторых, кибербуллинг не имеет ни территориальных, ни временных границ. Он никогда не прекращается. Даже при выключенном телефоне или компьютере в виртуальном пространстве травля продолжается. Ребенок будет продолжать получать сообщения или оповещения о новых комментариях.

В-третьих, травля в сети подобна вирусу: даже если про нее знал один-два человека в школе, то с помощью Интернета злая шутка или оскорбление может стать достоянием всего мира.

Есть дети, равнодушные к соцсетям. Но есть те, кто активно общается в сети, они всегда онлайн, у них много друзей в виртуальном мире, есть свой блог или канал на YouTube. Таким детям вне зависимости от возраста проще стать жертвой кибербуллинга.

В современном мире уровень агрессии очень высок, это же отражается и в виртуальном пространстве. Злоба выливается в сеть и принимает различные формы травли.

Сегодня различают множество форм травли в сети.

Исключение, интернет-бойкот – когда одного человека намеренно не добавляют и не приглашают в группы, чаты, форумы. Например, создается школьный или классный чат и кого-то одного туда не включают. Или дети играют в онлайн-игру и кого-то одного туда не приглашают.

Хейтинг - умышленная травля с использованием оскорблений, угроз, негативные комментарии под фотографиями и постами ребенка. Этот вид кибербуллинга может иметь серьезные последствия для детей. Такие сообщения пугают ребенка, он становится нервным, неуверенным в себе, не знает, что ему делать, чаще всего пытается обороняться в той же агрессивной форме.

Аутинг – это публикация личной информации ребенка, каких-то интимных деталей о нем, чтобы унизить. Это может быть как незначительная информация, так и что-то серьезное. Личную информацию о человеке нельзя разглашать или взламывать. Если такое происходит с ребенком, он должен сообщить о проблеме и в службу технической поддержки сайта, и в школе, и, конечно, родителям.

Киберсталкинг, домогательства – это тяжелая форма травли, которая представляет реальную угрозу для безопасности и здоровья ребенка. Иногда так называют случаи, когда взрослые пытаются связаться с детьми и подростками через интернет (чаще всего педофилы). Это очень опасно! Дети должны рассказывать о подобных случаях родителям. А родителям стоит немедленно обратиться в полицию.

Фрейпинг – форма буллинга, когда обидчик получает контроль над учетной записью ребенка и публикует нежелательный контент от его имени, портит его репутацию.

Диссинг – это форма буллинга, когда распространяют онлайн-публикацию, порочащую репутацию человека. Это могут быть видео, фото, скриншоты, чаще всего поддельные (фейковые).

У всех форм травли одна цель – регулярно причинять вред человеку. Единичный конфликт в сети, один злобный комментарий – это еще не кибербуллинг.

Ученик: Как защититься от кибертравли?

Школьный психолог: Знать правила безопасного поведения в Интернете (не посещать сомнительные сайты, не раскрывать личную информацию, не доверять первому встречному, даже в личной переписке не сообщать о себе то, чем не готов поделиться со всеми и т.д.)

При общении в Интернете надо соблюдать те же морально-этические правила, что и при общении в реальном мире. Надо относиться уважительно к собеседникам, не вступать в споры по переписке, не оскорблять других людей.

Во многих социальных сетях есть важные кнопки – «заблокировать» или «пожаловаться». С их помощью можно оградить себя от неприятного общения.

Если же травля все-таки происходит, необходимо обратиться к родителям или учителям. Не нужно сразу удалять нежелательный контент. Нужно сохранить всю переписку, обидные слова, чтобы было что показать и обсудить с администрацией школы, модераторами сайтов, полицией.

Если есть доказательства (скрины, заявление от родителей потерпевшего, его показания), то в полиции заведут дело, виновных вычислят, родители хулигана заплатят штраф.

Если человек уверен в своей правоте, обращается в официальные инстанции и добивается справедливости, он подает положительный пример окружающим: надо добиваться правды, уметь защищать себя и уметь просить о помощи. Игнорировать факт травли ни в коем случае нельзя.

Можно попробовать самому поговорить с обидчиками, сказать им, что вам не нравится происходящее. В случае неудачи все же стоит обратиться ко взрослым, которым вы доверяете.

Сейчас соцсети пытаются использовать свои способы борьбы с кибертравлей. Например, в случае выявления оскорблений в комментарии автор получает совет отказаться от обидного фрагмента, не тратить время на агрессию. Непристойные, содержащие ненормативную лексику комментарии удаляются, а нарушающие правила пользователи блокируются. Дети и подростки должны чувствовать ответственность за свои действия, понимать, что нет безграничной анонимности и вседозволенности.

Жертвой кибербуллинга может стать абсолютно каждый. И просить помощи взрослых в сложной ситуации – это нормально и правильно.

Учитель: Важно помнить, что кроме социальных сетей есть реальный мир, в котором много добрых и хороших людей. Надо наполнить свою жизнь разнообразными и интересными занятиями, учиться вживую налаживать отношения с окружающими людьми.

Подведение итогов классного часа

Учитель: Запомните основные правила безопасности в сети Интернет:

- Не поддавайтесь навязчивой рекламе и не заходите на подозрительные незнакомые сайты;

- Не выкладывайте в сеть личные данные и данные своих близких;

- Не открывайте все сайты подряд, пользуйтесь Интернетом с определенной целью;

- Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях, которые вызвали у вас подозрение.

Использованная литература

- Культура работы в Интернете (5 класс) / подгот. Ю. Сергей // Праздник в школе. – 2018. - №5 (май). – С. 48 – 55.

https://deti.mail.ru/article/bulling/

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.