Классный час "Добро и зло"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Киваевская средняя общеобразовательная школа
Клинцовского района Брянской области
Классный час
По теме: «Добро и зло»
7-8 класс
Выполнила:
Кузнецова Т.Н.
с. Киваи 2024
Классный час « Добро и зло»
Цели:
Продолжить работу по развитию представления учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе;
Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению;
Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Материал к классному часу: вырезанная кукла, карточки с высказываниями, слайды презентации.
Ход классного часа:
Ведущий: Сегодня у нас обычный и в тоже время необычный классный час, тема которого: «Добро и зло». Обычный, потому что речь пойдёт о хорошо знакомых вам понятиях: добре и зле. А в чём необычность – постарайтесь догадаться сами.
Эпиграфом нашего классного часа будут слова китайской мудрости:
«Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне».
Итак, мы начинаем. Слайд 1
Ведущий: Добро со злом не разделимы.
Борьба идёт под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх. Слайд 2
- Ребята, давайте попробуем дать определение понятию «добро» и «зло» (добро- милосердие, любовь, отзывчивость, сострадание, понимание, дружба, благородство, гуманизм, человечность, сердечность; зло- горе, жестокость, хамство, безразличие, унижение, причинение боли, зависть, злоба, бездушие, эгоизм).
- Объединив ваши ответы, мы можем сказать, что «добро» и «зло» - это понятия морального сознания, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
Ещё О. Бальзак сказал: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней».
Духовная личность выражается в активном отношении к добру и злу, в умении не только видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу всё, что происходит вокруг.
Одним из домашних заданий при подготовке к классному часу было найти толкование этих слов в словаре. Пожалуйста, ____________(ученик). Мы лишний раз убедились, что наши определения почти одинаковы с тем, как они толкуются в словаре. Значит мы на верном пути. Слайд 3
Ведущий: Тема классного часа «Добро и зло». Попробуем на практике разобраться с этими понятиями.
- Сегодня мы будем делать то, что никогда вам не разрешают делать взрослые. Познакомьтесь, это Петя (показывает куклу). Мы будем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на переменах, когда злитесь друг на друга. Какие слова говорите, когда желаете сделать кому-то больно. Ведь обижая даже словом, причиняем боль. Поэтому, когда Пете мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять ему боль, загибая край куклы (Ученики выполняют работу и кукла доходит до учителя).
- Посмотрите на Петю. Такой ли он как был вначале?
- Что в нём изменилось? (кукла измята) Почему?
Ведущий: Я думаю, что мы очень сильно травмировали куклу.
- Можем ли мы что-то изменить?
-Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, сказав ей что-то приятное и разгладить загнутые края).
Давайте попробуем сейчас сказать ему что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы и оставили.
(Ученики, говоря комплименты, разглаживают куклу)
- Ребята, посмотрите сейчас на Петю, ему уже лучше, но стал ли он таким, каким был вначале встречи с вами? Почему?
Ведущий: Боль в душе остаётся ещё очень долго и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский физиолог Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить» (Прикрепляется на доску это высказывание)
- Поднимите руку, кому из вас нравится, когда его обижают? Слайд 4
-Почему же тогда, зная, что это больно и обидно, зная, что так нельзя поступать по нормам поведения вы обижаете и унижаете порой друг друга? Я хочу, чтоб на это почему вы ответили сами, осмысливая и принимая правильные решения.
Помните: «Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь».
Вспомните куклу, если захотите обидеть кого-то и что с ней получилось.
Я прочту, а вы послушайте, задумайтесь и запомните эти прекрасные слова.
Не пытайтесь любить весь мир,
Любите тех, кто рядом с вами.
И вы сами почувствуете,
Насколько вы станете счастливее. Слайд 5
Чтец 1:
Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас
Он прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей
Если сами мы не станем
И тактичней и умней
Ведущий: - Добро (как и зло) многогранно. В этом мы убедились. Давайте поучимся находить варианты доброго поведения в ситуациях. Итак, я предлагаю ситуацию, а вы варианты её разрешения:
Расстроенная подруга (друг) плачет;
Родители несправедливо на вас сердятся;
Брат (сестра) надел (а) без спроса вашу новую куртку, которой ты очень дорожишь;
Твой друг (подруга) забыли дома очень нужный вам к уроку конспект. Слайд 6
Этот этап нашего классного часа я хочу завершить словами из священного писания: (мораль)
« Не будь побеждён злом,
Но побеждай зло добром»
Ведущий: - Посмотрите на высказывания Василия Осиповича Ключевского:
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». Слайд 7
- Постарайтесь объяснить высказывания Ключевского.
-Что хотел сказать великий историк?
За то, что зла не совершил,
Ты не проси наград,
Коль ты добра не совершил
На этом свете, брат.
Ведущий: - А сейчас мы открываем страничку устного журнала « В мире интересного». Вам нужно было отыскать в произведениях художественной литературы, из газет и журналов примеры доброты и всех её проявлений. Слайд 8
(Ученики приводят примеры)
Спасибо, мы увидели, что вы взяли примеры из Великой Отечественной войны и из нашего времени.
Военные лётчики Борис Капустин и Юрий Янов совершили незабываемый подвиг. Самолёт начал падать на жилые дома, могли погибнуть мирные люди. Тогда лётчики ценой своей жизни отвели беду от города: они не воспользовались катапультным устройством.
В одной из книг, посвящённых Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, как ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь пожилой сосед, который принёс банку тушёнки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе ещё надо жить! – сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасённый им мальчишка всю жизнь сохранил о нём благодарную память.
Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не могли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидия Паценцева. Женщина вытащила из огня нескольких больных, но сама спастись не смогла.
У М.А. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять жесткой судьбе.
15 августа 2019 года. Авиалайнер Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс по маршруту Москва — Симферополь, но вскоре после взлёта из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, и у него отказали оба двигателя. Экипаж сумел благополучно посадить самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести. Летчики Дамир Юсупов и Георгий Мурзин совершили настоящий героический поступок.
Ведущий: - Этот этап нашей встречи хочется завершить словами Г. Торо
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».
Ведущий: - А сейчас проанализируйте ситуацию: Слайд 9
В плотном потоке людей, хлынувших из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная авоськами, сумками и всякой поклажей. «Давайте вашу корзину» - тронул её за руку мальчик 15 лет. Она удивлённо взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал: «Ох и прыткий какой! Ишь ты, корзину ему подавай. Украсть решил, да не вышло!» А другой откликнулся: «Зачем же вы так? Мальчик просто хотел помочь»
- Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и тоже. Только расценили поступок мальчика по-разному. Почему? От чего это зависит? Выразите своё отношение к ситуации.
Вывод: Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой – дурное.
Обращение к эпиграфу
Песня: «Твори добро»
Чтец: Добро! Оно какое?
Зелёное иль голубое?
А может, сладкое, как груша?
А можно ли его нам скушать?
Потрогать, принести к нам в класс,
И тем порадовать всех нас. Слайд 10-11
Всё это можно. Если каждый
Добро в душе своей несёт
Всегда поддержит и поможет
И успокоит, и поймёт.
Когда поступок каждый в жизни
Не обожжёт лицо стыдом,
Когда идёте к людям с верой,
Когда идёте к ним с добром.
Пусть вам всегда добра желают
И в малом деле, и в большом.
И жизнь светлее только станет,
Коль к людям ты идёшь с добром!
Ведущий: - А сейчас пришло время проверить вашу работу в группах.
Отыщите пословицы о добре и зле. (Читают)
Спасибо их большое множество
Запоминайте и обращайтесь к ним в своих действиях и поступках.
Этот этап классного часа мне хочется завершить пословицей:
«Жизнь дана на добрые дела!» Слайд 12
Ведущий: - Ребята, вспомните сказки.
Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло? (Сказка - выражение мечты. Все люди: и в те далёкие времена и живущие сейчас, мечтают только о хорошем, добром. Как бы ни было тяжело добро сильнее зла, и оно победит). Слайд 13-14
Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?
(Меняется мир, люди, их отношение к человеческим ценностям. Некоторые считают, что только сила, жестокость победят и будут править миром. Поэтому много насилия и боли в наше время).
Обращение к эпиграфу.
«Сколько в человеке доброты, столько в нём жизни» говорил Р. Эмерсон.
Ведущий: - Наш классный час подходит к концу, и я бы хотела услышать – что вы поняли из сегодняшнего нашего разговора? Ваши выводы.
Чтец: Разгорелся пламенем костерок у нас:
Обсуждаем важную тему мы сейчас.
Этикет и этика, чуточку добра –
Всё это как искорки одного костра.
Шутка и внимание, тонкий комплимент,
Совесть и терпение, вежливый ответ
День искрится радостью с самого утра
Искорками добрыми одного костра.
Жизнь дана на добрые, девочка, дела
Говори с улыбкою добрые слова.
Слово к слову тянется нынче и вчера
Словно звёзды – искорки одного костра.
Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!
Без добра на свете нам жить никак нельзя.
Хамство, зло и ненависть исключить пора!
Мы же с вами искорки одного костра.
Ведущий: - Будьте, люди, добрыми с утра,
Будьте терпеливыми, хорошими.
Подарите капельку тепла,
Каждому знакомому, прохожему.
Улыбнитесь и не прячьте глаз,
Пусть улыбка светит, согревая,
Ведь порою, каждому из нас
Капельки бывает не хватает.
Я желаю вам только добра Слайд 15.
8