12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Юрьевна2929
Россия, Саратовская обл., Саратов

Классный час «Это наша с тобою Земля»

Цель: Экологическое воспитание.

Задачи:

1. Расширять знания детей об экологии как о науке.

2. Воспитывать у детей чуткое и бережное отношение к природе, к родному краю.

3. Коррекция памяти, внимания и любознательности учащихся.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей.

На доске: «Кто природу губит, тот свой край не любит».

Действующие лица

Ведущий - классный руководитель.

Березки.

Баба Яга.

Кикимора.

Травница - тетушка Лукерья.

Ход классного часа

Хоровод "Березки" под песню о России.


Песня "И светла от берез Россия".
MP3 / 6.6 Мб

Классный руководитель: 

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.

1 березка: Березонька - беляночка, красавица лесов,

Проснулась с позараночку от птичьих голосов.

2 березка: К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася березовым плечом.

3 березка: С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Классный час посвященный 80 – летию Саратовской области называется «Это наша с тобою Земля». И говорить мы будем о лесах родного края. А только ли березы растут на нашей Саратовской земле?

Презентация «Леса Саратовской области».

Слайды 2 – 25.

Слайд 2.

Леса Саратовской области многоярусны. Светолюбивые береза(слайд 3), дуб(слайд 4), ли­па(слайд 5), осина(слайд 6), клен(слайд 7) составляют их основу – первый верхний ярус.

 Слайд 8.

Второй ярус более теневыносливый – рябина(слайд 9), черему­ха(слайд 10), боярышник(слайд 11), дикие груши(слайд 12) и яблони(слайд 13).

Слайд 14.

Подлесок состоит из лещины(слайд 15), крушины(слайд 16), калины(слайд 17), берескле­та(слайд 18), шиповника(слайд 19). 

Слайд 20.

Под пологом деревьев и кустарников стелются травы(слайд 21), мхи(слайд 22), папоротники(слайд 23).

Слайд 24.

Леса Саратовской области ежегодно поглощают 610 тыс. т углеро­да, работая как оздоровительный биофильтр природы. Но за последние 100 лет площадь лесов в области со­кратилась вдвое.

Слайд 25.

Так, к примеру, в XVIII веке площадь лесов от общей площади Саратовской губернии составляла 13,7%, в 1895 году 8,8%, в 1940 году - 5,1%, в 1960 — 4,5%, в 1970 — 5,2%, в 1995 — 5,5%, а сегодня около 5%. Причина резкого сокращения леса не одна, их много. Это и вырубка, по­жары, захламление, высокая загазованность воздуха, вы­падение кислотных дождей, антропогенное засоление, атмосферная и почвенная засуха, химическое загрязнение и т.п.

Классный руководитель: Надо дружить с природой, надо беречь природу, надо любить природу! Потому, что «Кто природу губит, тот свой край не любит».

Вбегает Баба Яга и Кикимора.

Баба Яга. Кто же природу не любит?

Кикимора: Все любят! Я вот весь день цветы рву,  букеты делаю.

Баба Яга: А я ветки ломаю, траву вытаптываю.

Классный руководитель. Ребята, правильно делает Баба Яга и Кикимора? Природу надо беречь, а не вредить ей! И этим занимается экология.

Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля. А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему.

Баба Яга. Понравилась мне это слово — «экология».

Кикимора: Хотите, мы вам частушки споем «экологические».

Очень я сюда спешила —

Быстрый транспорт мой такой:

Начадила, надымила

«Реактивною» метлой.

 

Затопила, братцы, печку,

Ветер дым вокруг понес.

У нее труба большая

И дымит, как паровоз.

 

Захотелось мне однажды

Водяному навредить

И задумала я в речку

Три ведра бензина влить.

 

Мы с Кикиморой болотной

Пошумели тут в лесу.

Все зверье мы распугали:

Зайца, волка и лису.

 

Взяли мы с сестрой топор,

Набросали дров в костер.

Дыму было на весь лес,

А уж пламя — до небес!

Классный руководитель. Пора вас из леса выселять. Вы неисправима!

Баба Яга. Мы исправимся!

Кикимора: Вы только научите нас  правилам поведения в лесу.

Классный руководитель: Оставайтесь. Только вы тут начадили, надымили, намусорили. После таких нерадивых гостей придется приводить в порядок наш лес, проводить экологический субботник.

Динамическая пауза(собирают листья, разбросанные Бабой Ягой и Кикиморой и поют песню)

Песня «Наступила после лета осень».


Песня "Наступила после лета осень"
MP3 / 5.02 Мб

«Лесная аптека».

Мы любим походы в лес, поле, на речку. В походе иногда случаются маленькие неприятности: кто-то ногу натер, кто- то поранил палец, а кто-то простудился. Что делать? Здесь поможет «Лесная аптека».

Слайды 26 – 32.

В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Я расскажу вам о тех, которые могут помочь вдалеке от дома.

Остановить кровь может подорожник:

Всем поможет подорожник —

Скромная трава.

Если ты порезал руку

Или ногу сбил,

Он тебе залечит рану

И прибавит сил.

Вылечить ангину, простуду поможет лекарственная ромашка:

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

При боли в желудке нужно принять настой тысячелистника:

Каждый лист разбит на дольки.

Посчитай-ка, долек сколько?

8,10,20,30?

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова пересчесть?

Классный руководитель: В гости к нам пришла знаменитая травница тетушка Лукерья и принесла в своем лукошке лекарственные травы собранные в лесу.

Тетушка Лукерья:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь—мы свои!

Классный руководитель: А сейчас вы должны отгадать лекарственные растения в лукошке у тетушки Лукерьи.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

 

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

 

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

 

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.  (Рябина)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

 

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

 

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

 

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

 

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

 

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

 

 

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито.  (Шиповник)

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель)

 

Красненька матрешка, беленько сердечко.  (Малина)

По ходу учитель  отгадки располагает на магнитной доске, объясняет, какую пользу приносит то или иное растение, затем просит детей записанные на доске слова распределить в три группы: 1. Крапива, одуванчик, репей, ландыш — травянистые растения. 2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды. 3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья.

Классный руководитель: Спасибо тетушка Лукерья, было очень весело и познавательно. А сейчас я проверю, знают ли дети  правила поведения в лесу. Закончите стихотворные строчки.

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

Классный руководитель: Мы все жители планета Земля и жизнь наша неотделима от природы. Она щедра и бескорыстна, кормит, поит, одевает нас. Давайте посмотрим, с какой же просьбой она обращается к нам.

Мультфильм «Мальчик и Земля».

Классный руководитель:  Любите, охраняйте, берегите родной край, родную природу! Сохраняйте ее красоту и богатство! Помните - это наша с тобою Земля!

Она нам не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного —

Чтоб люди были к ней добры.

Литература

Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб. 2000.

Школа радости: Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин. Ростов н/Д, 2003.

Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Издательство Саратовского университета. 2008.

Стихотворение "Здравствуй, лес, дремучий лес", С. Погореловский.

Песня "И светла от берез Россия". Слова И. Шаферан, музыка П. Аедоницкий.

Песня «Наступила после лета осень». Слова и музыка: О. Осиповой.

Мультфильм «Мальчик и Земля». http://videoscope.cc/72357-malchik-i-zemlja.html

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 02.06.17 в 10:41 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за замечательную разработку классного часа!
Ефимова Алла Ивановна, 17.07.17 в 10:25 0Ответить Пожаловаться
Шикарная работа. Огромное спасибо.
Косякова Марина Николаевна, 30.10.17 в 17:49 0Ответить Пожаловаться
Интересно, доступно, актуально! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.