Классный час на тему «Учимся общаться» с элементами технологии «Коучинг»
Разработка классного часа на тему «Учимся общаться»
с элементами технологии «Коучинг»
Выполнила:
учитель иностранного языка
МБОУ «Средняя школа № 7»
Беккерова Мария Михайловна
т. +7 (924) 685 98 77
эл. адрес: mariabekkerova27@gmail.com
г. Петропавловск-Камчатский,
2023
Сценарий классного часа на тему «Учимся общаться»
Класс: 7
Тема: «Учимся общаться»
Форма мероприятия: беседа с элементами тренинга
Цель - формирование у обучающихся этических норм общения, развитие навыков решения конфликтных ситуаций, взаимоуважения.
Задачи:
Личностные УУД – содействовать воспитанию доброжелательности и уважительного отношения внутри коллектива, привитию этических норм поведения.
Коммуникативные УУД – развивать умение полноценного высказывания в условиях коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД – развивать умение самооценки собственных действий, производить внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся.
Познавательные УУД – развивать самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; осознанно построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и построение логических цепочек рассуждений, способствовать развитию критического мышления.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся в общей мере проявляют доброжелательность, соблюдают этические нормы общения.
Коммуникативный: обучающиеся умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в условиях коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивный: обучающиеся способны мобилизовать свои силы и энергию, производят оценку результатов работы, вносят необходимые дополнения с учётом оценки результата.
Познавательный: обучающиеся могут сформулировать цель и учебные задачи, анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; критически мыслят.
Принципы воспитания и обучения: деятельности, последовательности, психологической комфортности, творчества.
Методы воспитания и обучения:
Метод «Коучинг» - создание проблемной ситуации;
Метод формирования ответственности - предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта.
Дидактические средства: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал наглядности, клубок ниток для игры, карточки с заданиями.
Список литературы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Попова О.С. Конфликт между учениками в классе…// Молодой ученый. – 2015. - №11. – С. 1765-1768
План классного часа:
1. Организационный этап.
2. Мотивационно-целевой этап.
3. Основной этап.
3.1 Упражнение «Как не нарушить границы общения».
4. Рефлексия.
Этап | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный этап: создание благоприятной атмосферы, активизация настроя на работу. | Словесный; метод развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию информации | - Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодняшняя наша встреча не совсем обычная. Я вас всех очень рада видеть. Надеюсь на продуктивную работу, на ваше сотрудничество. (Слайд презентации 9). -Для начала, давайте познакомимся. Меня зовут Мария Михайловна. Сегодня я с радостью побуду в роли ведущего сегодняшнего классного часа. Тему нашей беседы мы узнаем чуть позже. | Настраиваются на работу, здороваются. | Регулятивные УУД: само регуляция, мобилизация сил и энергии. |
2. Мотивационно-целевой этап. Задачи: замотивировать учащихся на предстоящую деятельность, сформулировать тему и цель классного часа, развивать критическое мышление. | Интерактивный метод: ответ на вопросы анкетирования; метод формирования ответственности: предъявление педагогического требования. | - Для начала я бы хотела вам предложить ответить на несколько вопросов, касающиеся психологической атмосферы в вашем классном коллективе. (Приложение 1) (Слайд презентации 10). После анализа результатов анкетирования учитель показывает на доске получившуюся диаграмму «Психологический комфорт в классе». - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на получившиеся результаты. в данной диаграмме наглядно отображены ваши ощущения от психологического комфорта в классе. - Как вы думаете, есть ли коллективы, которые могут похвастаться идеальным психологическим климатом? Где нет ни ссор, ни конфликтов? - Правильно, отсутствие конфликтов в коллективе - явление практически невозможное. - Но ведь есть классы, где дети практически не ссорятся, а в некоторых классных коллективах - постоянные склоки. (Слайд презентации 11). - Что на это влияет? Правильно, сами участники коллектива. - Как правильно общаться, чтобы избежать или сгладить конфликтную ситуацию, мы сегодня с вами разберем. (Слайд презентации 12). | Обучающиеся отвечают на вопросы анкеты. Проявляют заинтересованность к теме классного часа. Выполняют задание. Анализируют ситуацию, высказывают свое мнение, строят высказывание. Отвечают на вопросы учителя, называют тему и формулируют цель классного часа. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли; планировать учебное действие; Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Познавательные УУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме. Познавательные УУД: анализируют информации; критически мыслят. |
3. Основная часть Задачи: познакомить обучающихся с нормами общения и их значением для человека; учить общаться и соблюдать этические нормы общения, познакомиться с путями разрешения конфликтных ситуаций и применить знания на практике. 3.1. Упражнение: «Границы и как их не нарушить». Закрепить знания правил общения и применить их в предложенных ситуациях. | Словесный беседа, рассказ, объяснение; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация; методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска; метод формирования ответственности: предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости; метод контроля и самоконтроля; метод выработки учебных умений и накопления опыта. | - Хорошо, ребята, вы совершено правы. - Представьте себе ситуацию. Вас толкнули в столовой и сказали грубость. Какое чувство вы испытываете в этот момент? (злость, оскорбление, обиду…) - Что это чувство побуждает сделать первым делом? (толкнуть в ответ, грубо ответить, сделать замечание) (Слайд презентации 13). - Действительно, вы правы, первая наша реакция на грубость - это агрессия. Но почему происходит именно так, как вы думаете? (нельзя проявлять слабость; он может, а почему я не могу, нарушают мои границы). - Вы абсолютно правы, мы ведем себя так, потому что нарушаются наши личные границы. (Слайд презентации 13). Отстаивать свои границы важно, на также важно и не нарушать границы другого человека. Почему? (потому что мы ничем не лучше) - Решаем ли мы конфликт, отвечая агрессией на агрессию? (нет). (Слайд презентации 14). - В любом конфликте, который Вы хотите решите, думайте в первую очередь о себе, выстраивайте свои границы, но не забывайте о нервах и времени. Следует принять следующий принцип поведения - «Другая сторона в конфликте может вести себя как угодно, а лично я всё равно буду вести себя психологически грамотно». -«Психологически грамотно» - это как? - Всего путей решения конфликта 2: конструктивный и деструктивный. Последний – это угрозы, грубость, унижение и уход от проблемы. Самого конфликта он не решает. Конструктивный метод – юмор уступка, компромисс, сотрудничество. (Слайд презентации 15). Первое, что окажет пользу – это спокойствие, далее – анализ ситуации без превратности, затем – открытый диалог, выявление общей цели и способов решения конфликта. Последним пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения в будущем. Давайте приступим к практике. Практический разбор - обыгрывание 2х ситуаций. (Приложение 2). Учитель предлагает учащимся обыграть 2 ситуации. Приглашает учащихся по желанию. - Ребята, давайте разыграем пару ситуаций. Я думаю, что такого рода диалоги были в вашей жизни, а, возможно и не раз. (Слайд презентации 15). Но для игры есть правила, не так ли? В нашем случае их будет 2: не поддаваться на провокации, не проявлять агрессию. Учитель выполняет роль наставника при обыгрывании ситуации, помогает фразами- клише. Привлекает весь класс к обсуждению. - В первом случае как мы решили конфликтную ситуацию? (сотрудничество). Во второй - пошли на компромисс, уступку. - Молодцы ребята, давайте обобщим. Как мы сладили конфликтную ситуацию? - Вы решили конфликт, идя на уступку, сотрудничая друг с другом. Это - конструктивный способ решения конфликта. (Слайд презентации 17). После учителем организуется общая игра-энергизатор «Паутинка». (Приложение 3) | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы по теме. Приводят примеры фраз. Дополняют ответы друг друга. Анализируют информацию. Рассуждают, вносят необходимые дополнения. Анализируют ситуацию, выполняют инсценировку 4 человека выходят к доске, происходит инсценировка 2-х ситуаций. | Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Регулятивные УУД: производят оценку результатов деятельности; вносят необходимые дополнения с учётом оценки результата; Познавательные УУД: могут строить речевые высказывания в устной форме; строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию. |
4. Рефлексия. Задача: оценить результаты работы. | Словесный: беседа, объяснение; метод поощрения; метод контроля и самоконтроля. | - Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорили о конфликтах, о нормах поведения и общения при возникновении конфликтной ситуации. Какие способы вы будете использовать при решении конфликтов? Что такое конструктивный метод решения конфликтов? Что вам показалось наиболее интересным? Спасибо вам за внимание! | Анализируют классный час с точки зрения целеполагания. Осуществляют рефлексию. | Регулятивные УУД: производят оценку результата деятельности. |
Приложение1.
Анализ психологической атмосферы в классном коллективе.
Обучающиеся отвечают на вопросы анкеты «Атмосфера в моем классном коллективе».
Выбери слово, которое, на твой взгляд, наиболее характерно для вашего класса.
а) дружелюбие б) равнодушие в) несогласие
2) Случались ли у тебя ситуации недопонимания с одноклассниками?
а) никогда б) случалось в) да, часто
3) Умеешь ли ты справляться с конфликтными ситуациями?
а) с легкостью б) затрудняюсь ответить в) нет, не умею
Обучающиеся отвечают на вопросы, поднимая заранее подготовленные разноцветные бумажные кружки для ответа (зеленый – 1 колонка, розовый – 2 колонка, синий – третья колонка); подсчет результата отображается в заранее заготовленной таблице.
Приложение 2.
Ситуация 1. Решите конфликтную ситуацию. - Дай списать домашнее задание! - Нет, не дам. - Дай списать! Тебе что жалко? -… -… |
Ситуация 2. Решите конфликтную ситуацию. - Почему ты взял мою ручку без разрешения?! - А что нельзя? Что ты заводишься по мелочам? - Это не твоя ручка и не нужно ее трогать! - Ну и что случилось с твоей ручкой? -… -… |
Приложение 3.
Упражнение «Паутинка».
Участники встают в круг. Учитель берет клубок и передает 1 участнику, 1 участник передает клубок участнику, стоящему напротив, удерживая отрезок нитки в руке, и так далее, пока клубок не вернется в руки ведущего.
В конце оказывается, что все участники связаны единой «сеточкой-паутинкой». Ведущий предлагает проверить, насколько тонка и крепка нить, связывающая группу, как эта конструкция зависит от каждого участника. Учитель акцентирует внимание участников упражнения на то, как любые конфликтные ситуации могут порвать / разрушить нити.