12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Зубова Ольга Алексеевна945
Учитель химии и биологии в сельской школе. Образование высшее; категория высшая. Являюсь одним из победителей конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте "Образование" - 2007 г.
Россия, Вологодская обл., Устюженский район, д. Лентьево
Материал размещён в группе «Классные руководители»
12

Классный час "Толерантность"



Классный час – «Толерантность»

Цель – формирование у обучающихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приёмы развития этого качества).

Задачи:

развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности;

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Ход классного часа

1. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня 16 ноября – в этот день жители всех стран мира отмечают Международный День толерантности или День терпимости.

2. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН, так как 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.

3. Итак, что же такое «толерантность»? Давайте заглянем в прошлое.

Ученик:

На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

4. Так что же это такое – толератость? Давайте послушаем, как это слово определяется на разных языках? А после этой информации вы постараетесь ответить на вопрос - почему люди всего мира считают толерантность столь значимой для человечества?

(Выступления учеников)

5. В переводе с английского, толерантность – это готовность быть терпимым, снисходительным; допускать существование различных мнений без их дискриминации. 

6. В переводе с немецкого – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 

7. Во французском языке, толерантность означает убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной

8. На испанском толерантность – это способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. 

9. В переводе с китайского, толерантность – это умение принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим.

10. Арабы толерантностью называют снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать. 

11. В русском языке, толерантность, или терпимость, – это умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать или признавать существование кого-либо, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо. 

12. Ну а теперь, после того, как вы услышали толкование термина «толерантность», постарайтесь ответить на вопрос - почему люди считают толерантность столь значимой для всего человечества? (Ответы)

Всё верно, ребята. Сейчас набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размеренной, спокойной и процветающей. Но…, в наше время, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, теракт, война…

13. В сегодняшнем обществе происходит сильный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления сейчас процветают не только в политике, но и особо активно - среди молодёжи, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем – «Если мне что-то не нравится, значит, это ЧТО-ТО должно быть уничтожено!». В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

14. И поэтому очень уместны и точны в данной ситуации слова Бернарда Шоу, которые я выбрала эпиграфом к нашему классному часу:


«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди». Вы согласны со мной, ребята?


А лично вы можете объяснить – что это значит «Жить, как люди?». Или пока для вас это сложно? Тогда я предлагаю вам сейчас послушать небольшую притчу.


t1605283552aa.jpg№ 15.


Вам понравилась эта легенда?  А чему она нас учит? Всё правильно – нам всем нужно научиться жить в мире и согласии, хотя все мы разные.

16. Даже вот в этом классе сейчас находятся разные люди. Конечно, среди нас нет темнокожих, но у всех разная внешность, разный возраст, разные привычки и характер. Ребята, вы согласны с тем, что все мы разные?

А, может быть, мы не такие и разные? Может, и у нас есть много общего? Давайте проверим. Я предлагаю поиграть в игру «В чём же мы похожи?» Она очень простая, играют и взрослые, и дети. Просто должен поднять руку тот, у кого...»

карие глаза;

от рождения русый цвет волос;

родился зимой;

в полном имени есть буква А;

любит мороженое ;

фамилия заканчивается на –ова;

находится сейчас в Лентьевской школе.

не считается младенцем, так как живёт на этой планете более 10 лет;

относится к виду человек разумный.

Посмотрите, пожалуйста, лес рук! Давайте проанализируем.

17. Сначала руки поднимали не все. Это говорит о том, что все мы – разные. И это замечательно – нет однообразия, нет скуки. Мы разные – и в этом наше богатство.

18. Потом руки стали поднимать все. Значит, в чём-то мы все схожи, у нас есть много общего. Мы хоть и разные, но вместе – и в этом наша сила: сила всего человечества, сила страны, сила класса, сила семьи. Класс – это тоже семья, только школьная. И хотелось бы, чтобы в нашей школьной семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А вот что же для этого нужно? Давайте сейчас послушаем китайскую притчу «Ладная семья».

19. «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь, Прощение, Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение.

Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?».

«Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи»… А потом добавил: «И мира - тоже».

20. Ребята, скоро вы станете взрослыми, у вас появятся свои семьи. Я очень рекомендую вам запомнить этот совет старца «100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение» - это действительно основа любой хорошей и прочной семьи. В старину такие семьи называли ладными, сейчас из называют толерантными, но смысл от этого не меняется – чтобы семья не распалась, чтобы жила долго и счастливо, в ней обязательно должны быть: любовь, прощение и терпение.

Прощение и терпение – два близких по значению слова. Они почти всегда идут рука об руку. А вот «любовь» - это очень многогранное понятие. К нему в пару подойдут и дружба, и уважение; и теплота, и понимание, и много других хороших слов. Но что же всегда является постоянной и неотъемлемой частью любви?

Давайте прослушаем ещё одну небольшую легенду и ответим на этот вопрос.

21. Сказка о любви. - Не было бы жизни на земле без любви.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на све­те без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

22. - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...

23. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, -

24-28. одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

29. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери сейчас одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задума­лась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)


30. Прикоснитесь ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.


Да, ребята, не только любви, но и терпения, и прощения без доброты, конечно же, не бывает. Так что, к словам старца о ладной (толерантной) семье можно с уверенностью добавить ещё и доброту.

Скажите, а что, по-вашему, является основой толерантного класса? Если затрудняетесь, тогда попробуйте выполнить несложное задание – собрать пазл под названием «8 класс».

31. Для этого я вам предлагаю разбиться на 2 команды – по желанию. Каждая команда должна как можно быстрее собрать пазлы в единую надпись. (Раздаются конверты с пазлами, дети собирают. В одном из конвертов нет 1 части – эту надпись собрать невозможно).

А теперь давайте подведём итоги. Одна команда справилась быстро и правильно, потому что все пазлы были в сборе. А почему не получилось выполнить задание у второй команды? Сделайте вывод. (Ответы детей).

32. Ваш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – как пазл, как составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. А в любом классе важно и нужно ЕДИНСТВО. Не зря многие сплочённые коллективы выбирают для себя девиз: «Пока мы едины, мы непобедимы!» Задумайтесь над этим и сделайте выводы.

Ну а что же ещё нужно для прочной семьи, успешного класса, толерантной личности? Давайте попробуем найти ответы в небольшом видеоролике.

(Видео мультфильма «Толерантность»)

Этот мультфильм в простой и доступной форме объяснил вам основные принципы толерантности. Правда, нужно отметить, что существует множество видов толерантности.

33. Посмотрите, пожалуйста, на слайд: расовая, межрасовая, межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, политическая, физиологическая.

34. Но о каком бы виде толерантности не шла речь, в любом случае есть два пути развития личности: толерантный и противоположный ему – интолерантный.

Если выбран путь толерантный – то это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

А кто-то выбирает себе интолерантный путь, который характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Сейчас я хочу вам предложить практическую работу. После всего, что было сказано, мне хотелось бы проверить вас - как вы поняли, что такое «толерантная», а что такое «интолерантная» личность?

Сейчас я прошу всех выйти и из предложенных терминов выбрать черты интолерантной личности. Каждый возьмите по одной табличке и встаньте в ряд. (Дети выбирают нужные термины и выстраиваются в ряд, держа таблички).

А сейчас выберите из списка термины с чертами толерантной личности. (Дети выполняют задание).

Посмотрите внимательно, какие черты характера нужны и важны для доброжелательного, успешного и счастливого человека.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность

сотрудничество
терпимость

сострадание
понимание
чуткость
снисходительность
доверие



злорадство

бессердечность
игнорирование
эгоизм
раздражительность
равнодушие

зависть

пренебрежение
агрессивность



Наверное, не очень хорошо всем видно, поэтому я предлагаю ваши выбранные таблички закрепить на доске, а точнее, на листочках дерева толерантности. Пусть отныне оно растёт в нашем классе и напоминает о том, к чему надо стремиться. (Дети крепят таблички на листьях дерева).

35. Ну что же? Ваше практическое задание выполнено верно, а значит, материал вам понятен. Это замечательно.

Дерево посажено – и это тоже замечательно. Пусть растёт. Но все мы хорошо знаем, что деревья не могут расти без солнечного света. Дереву нужно солнышко. Я предлагаю вам изготовить символическое солнце в духе толерантности.

36. Именно для этого вы вырезали силуэт своей ладони на прошлом классном часе. А сейчас вам осталось сделать всего один шаг – шаг не моего контроля, а самоконтроля. Посмотрите внимательно на выбранные вами термины - вот такие черты характера должны быть у толерантной, успешной личности. А теперь самостоятельно проанализируйте - чего не хватает лично вам из данных качеств? И всё, чего пока не хватает, к чему нужно стремиться, запишите каждый на силуэте своей ладони. (Дети выполняют задание).

Ну а теперь силуэты своих ладоней вместо лучей предлагаю закрепить на солнце. Пусть оно освещает наше дерево, наш класс и напоминает, что все мы разные, со своими особенностями, взглядами, характерами. Но всё-таки мы вместе. Каждый из нас имеет право быть собой.

37. На эту тему есть прекрасные слова выдающегося немецкого врача психотерапевта Фредерика Перлза, которые позже были названы «Молитвой о встрече».

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

38. Поймите, пожалуйста, невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у всех вас разные потребности, характер, вкусы, воспитание, интеллект, темперамент и т.д.

39. Но мы должны не оценивать людей, а ценить их, жить в согласии друг с другом, принимать других такими, какие они есть, т.е быть толерантными.

40. Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным мир!

41. По окончанию нашего классного часа позвольте дать вам несколько советов:

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире и с природой, и с обществом, и с самим собой!

42. Ребята, хочется верить, что этот классный час вам запомнится, что каждый из вас сделает для себя соответствующие выводы и станет чуточку лучше. Всем спасибо за внимание и участие.


Источники:



https://litemove.ru/den-tolerantnosti-16-noyabrya.html

https://multiurok.ru/blog/kitaiskaia-pritcha-ladnaia-siem-ia-4.html

http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/toler.htm

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-planeta-tolerantnosti-klass-2707578.html




Приложения

Приложение 1

Ход классного часа



t1605283552ab.jpgt1605283552ac.jpg


Приложение 2

Итог нашей работы

t1605283552ad.jpg

Дата проведения: 16 ноября 
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Чернопятова Наталия Николаевна, 13.11.20 в 19:50 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Интересное содержание и красочная презентация !
Зубова Ольга Алексеевна, 13.11.20 в 19:56 1 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за оценку.
Наталья Алексеевна Яковлева, 13.11.20 в 22:43 3 Ответить Пожаловаться
Ольга Алексеевна! Очень полезная разработка! Богатый материал. Спасибо за Ваш труд!
Зубова Ольга Алексеевна, 15.11.20 в 18:15 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна. Надеюсь, что работа кому-то будет полезна)))
Ирина Евгеньевна, 14.11.20 в 00:01 2 Ответить Пожаловаться
Согласна с коллегами - материал полезный, интересный и своевременный. Удачи на конкурсе!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.11.20 в 21:36 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный ресурс!
Юлия Васильевна Воробьева, 24.11.20 в 19:35 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Спасибо!
Зубова Ольга Алексеевна, 24.11.20 в 22:24 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Юлия Васильевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.