Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Классный час в 1 классе «Урок доброты»
Цели:
1. Дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях.
2. Ввести в обиход детей понятие «тайм – аут», воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
Оборудование: слова «тайм», «тайм – аут», мягкие игрушки (медведь, заяц, еж, лиса, слоненок, белочка), тексты с ситуациями, рассказ Е.Пермяка «Самое страшное», клубочек, плакат – памятка «Мир, мир – навсегда, ссора, ссора – никогда».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Ребята, а ссоритесь ли вы со своими друзьями? В чем же кроется причина ваших ссор? (Ответы детей) Скажите, пожалуйста, а трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки? Как вы думаете, нужно ли этому учиться? Поднимите руки, кто из вас хотел бы никогда и ни с кем не ссориться? Сегодня мы с вами будем учиться сдерживать себя.
Разыгрывание ситуаций с использованием мягких игрушек
Ситуация 1
(Педагог зачитывает данную ситуацию, а дети ее обыгрывают)
Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел ее. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает….. (Дальше дети придумывают и доигрывают сами; обычно – потасовка, драка.)
Учитель: Ребята, в английском языке есть очень важное слово «тайм – аут» (слайд на доске). Кто же знает, что оно обозначает? В переводе с английского тайм означает «пауза, перерыв в делах, в игре, в отношениях». А кому из вас уже приходилось использовать паузу в игре, в ссоре? (Выслушиваются высказывания ребят, примеры из их жизненного опыта.) Наши герои уже заскучали, давайте вернемся к ним. Как вы думаете, как нужно поступить зайцу, чтобы они не поссорились? (Взять тайм – аут.)
Ситуация 2
Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос……(Дальше дети придумывают и доигрывают сами. Выслушивается несколько вариантов.)
Ситуация 3
Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик, и облил его водой, а ежик….(Дальше дети придумывают и доигрывают сами.)
Возможно ли в этой ситуации обойтись без ссоры? Каким образом? (Взять тайм – аут.)
Разыгрывание ситуаций из жизни класса
(Дети садятся по группам. Каждой группе дается на листочке ситуация для обсуждения.)
Ситуация 1
«Уроки закончены. Сережа собирался домой и нечаянно портфелем толкнул Вову…..
Вова накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.»
А какой поступок был бы правильным? (Сергею – извиниться, Вове – взять паузу, разобраться.)
Ситуация 2
«На большой перемене дети распределяли настольные игры. Маша с Тоней выбрали одну и ту же игру. Завязалась потасовка.»
А как правильно поступить? (Пауза – тайм – аут, договор.)
Вывод
Ребята, какое же волшебное слово нам с вами поможет жить без ссор?
Физкультминутка
Все встаем в большой круг, беремся за руки.передаем дружеский привет кому – либо, чтоб не заметил водящий. Если заметит, то меняемся местами с водящим.
Чтение рассказа
Учитель: Ребята, что же может получиться, если жить в ссоре и скандале с окружающими? Давайте послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, но недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой жом жить перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет, да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек!
Ребята, как вы считаете, почему Вова остался один на свете?
Что же Вове необходимо сделать для того, чтобы с ним дружили ребята, разговаривала бабушка?
Тренировочные упражнения
1. Закончите предложения:
Мои друзья в школе – это ……..
Мы иногда ссоримся, потому что …….
Дети любят мириться, потому что ……
2. Как можно помириться, если вы все же поссорились?
(На интерактивную доску выводится призыв «Мир, мир – навсегда, ссора, ссора – никогда!». Ребята читают и заучивают эти слова наизусть.)
3. Упражнение «Клубочек». Дети в порядке очередности нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Марина, что ты рядом со мной». Наматывают на пальчик нить от клубочка и отдают соседу и т. д. Получается «КРУГ ДРУЖБЫ». Дружно понять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.
Подведение итогов
Ребята, что мы с вами сегодня учились делать? (Останавливаться в сложных ситуациях.)
Ребята, а это трудно?
Нужно ли этому учиться?
Какое новое слово мы с вами узнали? Что оно означает?
Памятка(раздается всем детям по окончании классного часа)
Попробуй! Вовремя остановиться, когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить себе: «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор. Попробуй!
Виктория Александровна