12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында

                Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды

                                                   Амурской области

                                                        Классный час  ( 9 класс) 

                                      «…В биографию планеты  впишем мы свою строку…»
 

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна

Цель для учителя:

 привить любовь к природе родного города, его культурному наследию.

Цель для учащихся: 

научиться ценить родной город.

Задачи:

Личностные УУД:

- формировать внутреннюю мотивацию к познанию;

- выразительно прочитать стихи  о городе Тынде;

- уметь подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие произведений музыки и литературы;

- духовно-нравственное воспитание личности ученика.

Познавательные УУД:

- развитие устной речи учащихся, их творческих способностей;

- умение строить речевое высказывание;

Метапредметные УУД:

- овладеть различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

- преобразовывать информацию (из сообщений учащихся, из звучащей музыки в связное высказывание);

Коммуникативные УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- учить самостоятельно работать с искусствоведческим материалом;

- планировать свою работу, корректировать её и оценивать.

Тип урока: классный час

Методы и приемы:  

- работа в группах;

- выразительное чтение поэтического  текста.

Технология развития критического мышления через восприятие творчества поэтов БАМа.

Планируемые образовательные результаты:

- умение определять цели предстоящей работы;

- умение выступать перед аудиторией сверстников;

- умение взаимодействовать с другими учениками;

- возможность учащихся проявить индивидуальные способности;

- доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись;

- круглый стол, портреты поэтов БАМа;

- выставка книг поэтов БАМа;

- песни и стихи о Тынде;

- плакат с символом классного часа (герб города).

Эпиграф: Встретим зябкие рассветы, 
               Встретим долгую пургу. 
               В биографию планеты 
               Впишем мы свою строку. 

 

      (показать герб города)              

                                                       Ход  мероприятия:

Звучит песня « Песня о БАМе»

Музыка: Оскар Фельцман

Слова: Роберт Рождественский

Байкало-Амурская магистраль!
 

Солнце в небе светит мудро, 
Молодеет древний край. 
От Байкала до Амура 
Мы проложим магистраль. 

Встретим зябкие рассветы, 
Встретим долгую пургу. 
В биографию планеты 
Впишем мы свою строку. 

Припев (2 раза): 
 

Слышишь время гудит БАМ! 
На просторах крутых БАМ! 
И большая тайга покоряется нам. 
Слышишь время гудит БАМ! 
На просторах крутых БАМ! 
Этот колокол наших сердец молодых. 

Будет нам порою трудно, 
Но земле любимой в дар 
Лягут рельсы, будто струны, 
Наших песенных гитар. 

Солнце в небе светит мудро, 
Молодеет древний край. 
От Байкала до Амура 
Мы проложим магистраль. 

Припев (2 раза). 

Байкало-Амурская магистраль!

                                                                       

 

                   Стихотворение Л. Махитарова «Живи и здравствуй вечно, магистраль!»

Ученик:

…Когда моя последняя заря
Взойдет над тенью смертного порога,
Я буду знать, что за чертой итога
Осталась жизнь, не прожитая зря.
Все было в ней: и горькая печаль,
Восторг любви и упоенье страсти,
И детских рук немыслимое счастье,
И новых мест заманчивая даль,
И будней бесконечная гряда,
И трудных дел свинцовая усталость,
И повседневной жизни суета,
И праздников традиционных радость…
Ничем не примечательная жизнь,
И, право, нечем было бы гордиться,
Когда б в нее, как вихрь, не ворвались,
Великой стройки яркие страницы
В стране, объятой летаргией сна,
Туманом лжи, апатии и лени,
Родился БАМ, как мощная волна
Проснувшихся надежд и устремлений.
Стране, погрязшей в омуте невзгод,
Разнузданной коррупции и хмеля,
БАМ стал необходим, как кислород,
Высокой правдой замыслов и целей.
Он нес с собой дыханье прошлых лет,
Романтику борьбы и жажду славы,
И радость неизведанных побед,
И подвиги во благо всей державы.
Когда Арала чистая вода
Стонала от разгула вандализма
В глухой тайге БАМ строил города
Для будущей и настоящей жизни.
Когда страну потряс вулкан страстей,
Национальных распрей, бед и чванства,
БАМ стал примером истинного братства
Одной судьбой сроднившихся людей.
Когда страну измучила беда
Параличом шахтерской забастовки,
БАМ, в дальний путь готовя поезда,
Работал день и ночь без остановки.
Где тот, кто БАМ "дорогой в никуда"
Назвал в угоду модной коньюктуре?
Вы слышите, как мчатся поезда
От Усть-Кута до берегов Амура?
Спешат составы с лесом и углем
По возведенной нами магистрали,
Мы столько лет об этом дне мечтали,
И этим днем гордимся и живем.
Живи и здравствуй вечно, магистраль!
Живи и здравствуй, бамовцев плеяда!
И сохрани в душе своей печаль
О тех, кто не дожил до этой даты,
Кого лишила радости судьба
Пройти весь путь сквозь лихорадку буден,
Пускай им "вечным памятником" будет
Живущий и работающий БАМ.
Я слов высоких нынче, не боюсь,
Они в моей душе родились сами:
Друзья мои, прекрасен наш союз,
Родившийся в суровых буднях БАМа!
Куда бы нас не бросил перст судьбы,
В сердцах у нас останутся навеки
Святое чувство правды и борьбы
За гордый труд и право человека!
 

 

Николай Захаров «Мы уходим» (показать слайды с видами города)

Ученик:

Мы уходим… Остаются с нами
(Ты за это память не вини!)
Первые палатки на Янкане,
Ларбинские первые огни.
Парни из последнего десанта
И прощальный дружеский обед.
Как же просто выглядит на карте
Каждый с боем взятый километр.
Пролетят поезда, как ракеты,
И их примут к своим берегам
Города - молодые планеты
Из земного созвездия - БАМ.
Мы полегче судьбы не искали,
Шли упрямо, пролив сто потов,
К Комсомольску - отцовской славе -
Юность восьмидесятых годов.
 

Звучит песня: «Строим БАМ»
В. Петров
З. Бинкин

Рельсы упрямо
Режут тайгу,
Дерзко и прямо
В зной и пургу.

Веселей, ребята!
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче - БАМ.

Скалы и чащи –
Всё он пройдёт,
Наш работящий,
Смелый народ.

Веселей, ребята!
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче - БАМ.

Над звёздным кружит
Наш вертолёт,
А мы утюжим
Топи болот.

Веселей, ребята!
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче - БАМ.

И сквозь туманы,
И сквозь года
До океана
Помчат поезда.

Веселей, ребята!
Выпало нам
Строить путь железный,
А короче - БАМ.

Олег Головко «Камень счастья»

Ученик:

Не алмазы, что у власти

В мире сотни лет —

Молодые камень счастья

Ищут на земле.

Этот камень,

Чертов камень,

Спать им не дает.

Хоть потрогать бы руками.

Кто его найдет?

И уже скорей, скорее,

Обнимают мам:

Может, камень тот на Зее?

Или там, где БАМ?

Только в снах светлы картины,

А в пути не так —

Будешь сотни комариных

Отбивать атак.

Будешь падать, подниматься.

Мерзнуть у костра,

Будешь потом обливаться

Десять тысяч раз.

Коль докажешь, что причастен

Ты к такой судьбе,

Не позволит камень счастья

Отдохнуть тебе.

Будешь снова, окаянный,

Чуть заря вставать

И рубашки из лавсана

На портянки рвать.

Будешь всем дарить ты город

Или деревцо,

Одевать из рельс на горы

Вечное кольцо.

Будешь злиться, расшибаться,

Вылетать в трубу,

Но всегда свою стараться

Проторить тропу.

И на той тропе у края,

На закате лет,

Все мытарства вспоминая,

Отыскать ответ, —

Что не зря, чудак, ты часто

Дивное встречал:

Счастье в том, что камень счастья

Ты всю жизнь искал.

                                    Стихотворение Натальи Голошумовой «Тынде» 

Ученик:

Как приятно, проснувшись, подойти к окну,
Видеть город мой любимый, озарённый поутру.
Храма купола златые, 
Сопки наши голубые
Те, что дремлют, погрузившись в пелену.
И высотные шестнадцатиэтажные дома,
Из которых Тында вся видна.
Виден парк, дома и школы
Видно множество районов,
Хоть и говорят, что Тында так мала.
Осенью одета в злато,
А зимою в снег богато,
И пейзажа краше не найти.
Обожаю наше лето,
Ночи белые, рассветы
И закат багровый у реки.
Каждый день тобой любуюсь, 
За судьбу твою волнуюсь,
Город мой родной.
Знаю, сердце не забудет, как добры здесь были люди,
Ведь настанет миг, и мы расстанемся с тобой. 
Но останутся со мной воспоминания,
Первые шаги и начинания.
Те шаги, что сделать мне помог
Мой любимый самый-самый городок.


 

Звучит песня:

Автор "Негромкой песни" Геннадий Иванов из строительного отряда "Волжане." (Центральный участок БАМа, лето 1977 г.)

Мы с тобою не первые
В этом диком краю.
Потому я,наверное,
Эту песню пою.

Моя песня негромкая,
Как мужской разговор.
В ней прощанье перонное
И оконный простор.

Все минуты прощания,
Расставаний тоска,
Все слова обещания
И вагонный рассказ...

Сопки манят багульником,
Лижет месяц листву.
Парень, брось-ка придумывать,
Сядь поближе к костру.

Космос дразнит пространствами,
Звёзды манят, зовут.
С нашей маленькой станции
Отправляют маршрут.

Перестуки колёсные
В свою песню вплету,
Полночь травами росными
Тихо ляжет в тайгу...


                        Стихотворение Т. Авасевой «Багульник цветет»
Ученик:

Удивительное чудо подарил рассвет:
За ночь городские сопки изменили цвет...
Любоваться на природу заспешил народ,
Где багульник розовый весело цветёт.

Эту нежность созерцаю много-много раз,
Но волнует моё сердце красочный пейзаж.
Лишь вчера смотрели с сопки серые кусты -
А сегодня они в платьях сказочной мечты!

Наша дикая краса - багульник первоцвет, 
Улыбаясь лепестками, шепчет нам:-привет!
Ветерком обласканный, солнышком согретый,
Он раскрылся, наконец, музою воспетый!

Восхитительное чудо нежных облаков, 
Щедро дарит нам кустарник веточки цветов.
Сказочною красотою наслаждаюсь я,
А вокруг поёт весна дальневосточная. 

                    Стихотворение Л.Г. Махитарова  «Набросились оракулы на БАМ»

Ученик:

Набросились оракулы на БАМ, 
Как вороны на редкую добычу: 
Прозрев внезапно, видят здесь и там 
Тьму черных пятен, гневно пальцем тычут 
В виновника неисчислимых бед, 
Пороча все, что есть, и все, что было, 
И рьяно льют на полосы газет 
Одни лишь только черные чернила. 

Льют щедро, так, чтобы свести на нет, 
Чтоб утопить, чтобы убить отравой 
Рожденную во мгле застойных лет 
Великой стройки признанную славу. 

Ту самую, возникшую не вдруг, 
Взращенную нелегкими годами, 
Трудом и потом сотен тысяч рук 
На каждом неприступном метре БАМа. 

На просеках в исхоженной тайге, 
Над бездной рек, на горных перевалах, 
На зыбких марях, в мерзлых котлованах, 
В забоях штолен, в ледяной пурге, 
В натужном реве мощных тягачей, 
Ползущих над ущельями Кодара, 
В бессонных вахтах пусковых ночей, 
В охрипших песнях у костра с гитарой. 

В свинцово неподвижной тишине 
Пятидесятиградусных морозов, 
На выстраданном «золотом» звене, 
Сомкнувшем путь задолго до прогнозов 
В единую стальную магистраль – 
Мечту и веру многих поколений – 
Несущую в необжитую даль 
Тепло людей и новых поселений. 
Кому теперь понадобилось вдруг 
Порочить БАМ, его большое дело, 
Лишать его достоинств и заслуг, 
Глумиться над самой его идеей? 
Какая всемогущая рука 
Пером всей этой челяди водила?! 
Какая неразгаданная сила 
Готовила удар исподтишка?! 
Ответьте нам, служители пера, 
Что движет вами? Чем вас понукали 
Развенчивать все то, что вы вчера 
С самозабвенной страстью воспевали'? 
Быть может, слишком память коротка?! 
Забыли вы, как соловьями пели 
О том, что БАМ- дорога на века, 
БАМ- первый шаг к крупномасштабной цели? 

БАМ- подвиг, жизнь, романтика труда! 
Как только вы его не величали! 
Неужто вы так вдохновенно лгали 
В те самые застойные года?! 

Ученик (продолжение)

Возможно ли, чтоб все до одного 
Не ведали, не знали, что творили, 
Когда о нем на целый свет трубили, 
Когда людей от дома своего 
За тыщи верст в далекий край манили? 

Не ведали, что сеяли в душе 
У миллионов молодых и зрелых 
Святую веру в нужное стране, 
Как свежий воздух, праведное дело? 

Не ведали, что пламенный призыв 
Привел в движенье города и села, 
Что вся страна, дыханье затаив, 
Следила за подъемом комсомола, 
Уставшего от лжи бесславных лет, 
От словоблудья и двойной морали, 

Фальшивой славы и пустых побед, 
От блеска незаслуженных медалей, 
Воспринявшего БАМ как дар судьбы 
И жаждавшего для своей Отчизны 
И дела настоящего, и жизни, 
И правды неподдельной, и борьбы. 

Привыкшие с младенческой поры 
Призывам громким верить безоглядно, 
Посланцы комсомола всей страны 
Пришли на БАМ, чтоб не уйти обратно. 
Чтоб жить, и строить, и растить детей, 
И поезда водить по магистрали, 
Чтоб дети малой родиной своей 
Поселки БАМа с гордостью назвали. 

Доверчивые чистые сердца, 
Стремясь на БАМ, совсем не разумели, 
Что ни одно в стране большое дело 
Еще не доводилось до конца. 

Что эта застарелая беда 
И здесь найдет решение простое: 
Причислить БАМ к явлениям застоя, 
Назвать его дорогой в никуда; 
И все, что раньше связывалось с ним 
В судьбе дальневосточных регионов, 
С надеждами и верой миллионов 
Простых людей - все росчерком одним 
Перечеркнуть, разрушить, очернить, 
Доверия лишить и интереса ... 
Ответь же, «независимая» пресса: 
Что делать нам теперь? Как дальше жить? 
Мы - люди БАМа! В горький его час 
Мы были, есть и остаемся вместе. 
Лишая БАМ достоинства и чести, 
Лишают чести каждого из нас. 

Пороча БАМ- плод нашего труда, 
Надежд, стремлений, разума и воли 
Измерил кто всю меру нашей боли 
И меру беспредельного стыда?! 

А что же вы, ученые мужи, 
Молчите, словно в рот воды набрали? 
Что ж вы не восстаете против лжи, 
Когда ваш БАМ анафеме предали? 

Он - ваш!

                                                                   Заключение

Звучит «Песня строителей БАМа»

Музыка А. Красотова

Слова Л. Розенберг


Мы пришли в этот край, нам неведомый, в трудный час,
Лишь звериные тропы и трясины встречали нас,
Вездеходы прошли по провалам и красным полям болот,
А зимою и рельсы, и шпалы приходилось нам класть на лед.
    Но мы построим - пусть стоят веками -
    Здесь поселки, дороги, города!
    И если дружба родилась на БАМе,
    Сохраним эту дружбу навсегда.

Прорубали туннели в отрогах сибирских гор -
Славным именем "первопроходцы" нас зовут с тех пор!
Не страшило весной половодье, а лютой зимой метель,
Доказали, что можно и жить, и строить на вечной мерзлоте!
    И мы построим - пусть стоят веками -
    Здесь поселки, дороги, города!
    И если дружба родилась на БАМе,
    Сохраним эту дружбу навсегда.

Рельсы быстрые далью лесистой бегут, зовут,
Скоро поезда стук колес знакомый услышим тут!
Верим, знаем, что новая жизнь в край таежный, лесной придет,
Если мы ни на шаг не отступим, если смело пойдем вперед!
    И мы построим - пусть стоят веками -
    Здесь поселки, дороги, города!
    И если дружба родилась на БАМе,
    Сохраним эту дружбу навсегда!
Навсегда! сохраним навсегда!

 

    Участники мероприятия выходят под аплодисменты и выпускают разноцветные воздушные шары (каждому ученику вручается на память книга В. Гузия "Золотое звено. Стихи поэтов БАМа").
 

Литература


 

1. Буряк Ю.В. Дорога, которую мы выбирали.: М., изд. Центр РОСС, 1993г.

2. Гузий В. Золотое звено. Стихи поэтов БАМа.: Тында,1999 г.

3. Гузий В. Тында. От оленьих троп.: Новосибирск, Наука, 2003 г.

4. Печенюк И.Л. БАМ - дорога созидания.: М., Сов. Россия, 1983 г.

5. Шестак И. БАМ – километры эпохи.: Новосибирск, 2009 г.

6. Синицын В.А. – Праздник творчества. № 6, 2000. С. 16 -22.

7. Источник: https://www.stihi.ru /

8. Источник: http://zbstynda.ru/

9. Источник: http://gazeta-bam.ru/article/67099/

10. Источник: http://www.chitalnya.ru/work/1039363/

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.