Классный час по обществознания в 5 классе «Моя семья — и я»
КЛАССНЫЙ ЧАС «МОЯ СЕМЬЯ –и Я»
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива. ( на доске написать традиции и заповеди семьи, и совместно определить ценности семьи)
«МОЯ СЕМЬЯ -и Я»
СЕМЬЯ –
Ценности семьи - Ценности счастливой семьи
Традиции семьи -
Берегите свои семейные традиции, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
“Заповеди семьи ”
Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
1.Учитель: наш классный час мне хочется начать с загадки.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
А сейчас, я предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока. ( учитель читает сказку о первой семье)
Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. «Куда ты идёшь?» - спросил старик. «Я иду искать место, где мне не будет так одиноко», - ответил мальчик. «Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной», предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. «Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами». Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом. (Семья.)
Как появилось слово семья?
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихо ответила:
«Я!» «Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?»
«Я, я - снова вторила Ева, - я, я...»
С этой поры и родилась семья! Показывает:7я
Учитель: Почему 7я?
-Что же такое семья?
(Выступают дети)
В словаре Ожегова Сергея Ивановича: я прочитала, что
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Учитель: Семьи бывают разные. Это, например, зависит от количества детей в семье.
Семья, где больше трех детей – многодетная семья, у нас есть такие семьи?
Семья, в которой есть мама, папа, и дети 1- 2 наз . полная семья.
И семья может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа.
У нас тоже есть такие семьи.
Учитель (о семье)
- Семья – самое дорогое в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Семья – это близкие и родные люди, те с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.Да, семья - это дом. Это свято. Семья - это папа и мама, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
Сегодня мы с вами поговорим о том, какие есть семьи. Возможно кому-то из вас захочется рассказать о своей семье? (заслушать детей)
Учитель: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая счастливая Ваша семья!
А в чём заключается счастье в вашей семье?
(Ответы детей)
- Счастье – это, когда все члены семьи здоровы.
- Счастье – это, когда в семье царит мир и согласие.
Учитель: Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать дружная и счастливая семья.
2. Игра «Ассоциация»
- Закройте, пожалуйста, глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?
- А если бы семья была птицей, то какой и почему?
А если бы семья была деревом, то каким и почему?
Условия семейного счастья
Сходство привычек и интересов
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав
Равное выполнение всех семейных обязанностей
Совместная забота о детях и совместное воспитание их
Взаимопомощь в любых обстоятельствах
Жить по средствам, довольствуясь малым
Не ставить перед супругом невыполнимых условий
Принимать решения совместно
Учитель:У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними.
В чём состоит богатство нашей семьи?
Сценка. Приложение.
Учитель: что сказал в конце дед? (Мир и дружба всего дороже)
Какие качества вы бы ещё добавили?
Давайте уберём лишнее…
Любовь, верность, помощь, мир, терпение, уважение, достаток, взаимопонимание, злость, ненависть.
И тогда у нас будет как в пословицах:
В дружной семье и в холод тепло.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семьей дорожить – счастливым быть.
(Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья»)
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.
(На доске открываются слова: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)
- Прочтём и запомним названия этих качеств. (хором).
А сейчас, чтобы узнать поближе о ваших родственниках, мы поиграем с вами в игру «Круговорот» (я буду говорить словосочетание, а вы будете выполнять те действия, которые подходят или соответствуют данному словосочетанию):
* у кого есть младшая сестра похлопайте,
* у кого есть бабушка и живёт в нашем селе потопайте,
* у кого есть младший братик и поморгайте глазами,
У кого есть старшая сестра? попрыгайте как зайчик
* у кого есть дедушка он живёт в нашем селе покружитесь
«Школьная семья».
Учитель: Как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
Нашей семье уже пятый год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей – одна задача, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.
Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие;
непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
- Как вы понимаете выражение «Почитай родителей»
Почитать родителей – значит: в детстве их слушать, в молодости – с ними советоваться,
в зрелом возрасте – о них заботиться.( Записать,как правило на доске)
Что нам нужно делать, что бы наша школьная семья была счастливой. А школьные годы интересными и запоминающимися.(Ответыдетей)
И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют…
Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.
А значит у каждого из нас, должны быть свои обязанности-поручения.
никто за нас не придет и не наведет порядок,
,вместе радуемся успехам и огорчаемся неудачам,
вместе планируем мероприятия .А для этого давайте прочитаем правила и будем по ним жить. ( Правила записать на доске)
Мы будем
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
Учитель: – Мне приятно слышать.
Учитель: На этой ноте наш классный час окончен. Берегите себя и заботьтесь освоих близких ведь - Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад.
Приложение
Сценка
«Мир в семье всего дороже»
Действующие лица: Автор; Дед; Бабка; Внучка; Курочка Ряба.
Автор: Жили – были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка – невеличка.
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный
Купим современный?
Бабка: Что ты, дед?! Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи.
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал –
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила.
Плачет Внучка, плачет Баба…
Внучка и Бабка: Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир и дружба в семье всего дороже!
Список литературы:
1. УМК Боголюбов Л.Н. "Обществознание" 5 класс.
Ильина Оксана Геннадьевна
Шестакова Айгуль Инсафовна