Открытый урок по чтению в 7 классе «Бессмертные творения Крылова»
Название: “Бессмертные творения Крылова»
Учебный предмет: урок чтения
Уровень образования школьников: средняя ступень обучения VIII вида.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока:
комбинированный
Метод ведения:
беседа, диалог, фронтальный опрос, иллюстративный.
Цели урока:
Учебные:
Познакомить учащихся с творчеством И. А. Крылова, жанровыми особенностями басни. Формировать навыки комплексного анализа текста. Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения художественных произведений.
Коррекционные:
Формировать целостное восприятие литературного произведения. Развивать способности эмоционального выражения собственного отношения к нему. Развивать коммуникативную компетенцию учащихся.
Воспитательные:
Создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова. Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. Формировать адекватные межличностные отношения.
Общеразвивающие:
Обогатить словарный запас учащихся. Формировать представления о насущной проблеме в современном мире.
Оборудование:
Чтение учебник для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. А.К.Аксенова, М. Просвещение, 2005.
Выставка книг И.А.Крылова, иллюстрации к басням.
Пословицы и поговорки
Мультфильм «Кукушка и петух»
На доске:
Портрет И.А,Крылова
Иллюстрации к басням
Схема
Басня - это короткий нравоучительный рассказ в стихах.
Случай из жизни Мораль - поучительный вывод
Действия и характер героев
Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
Пословицы и поговорки
Ход урока:
I. Организационный момент
Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения М.Исаковского.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной.
В них людям раскрывалась до конца,
И голос их прямой и благородный
К добру и правде призывал сердца.
Сегодня на уроке мы будем говорить о бессмертных творениях И.А.Крылова. Дома вы подготовили сообщение о жизни этого великого человека.
II. Проверка домашнего задания
III. Объяснение нового материала
Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. В ту пору мы даже не задумываемся над тем, кто он – писатель ли, драматург, баснописец. Давайте рассмотрим портрет писателя.
Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Именно, благодаря И.А.Крылову, в России XVIII веке появился жанр басни, который занимает особенное место в художественной литературе.
А вы знаете, сколько басен было написано И. А. Крыловым? (обратить внимание на книги и иллюстрации к басням)
Итак: что же такое басня?
IV. Работа в тетрадях
Открыли тетради, записали число. Конспект в тетради.
БАСНЯ - это короткий нравоучительный рассказ в стихах. (Нравоучение – внушение совокупности норм, определяющих поведение человека)
Басня состоит из двух частей. 1 часть – это действия героев, где раскрывается их характер. Автор басни берет в основу своего произведения случай из жизни. 2 часть содержит поучительный вывод, поучение, которая называется моралью басни.
ЦЕЛЬ басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы.
В своих баснях И. А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, слабостями и недостатками.
Давайте попробуем определить, какие человеческие недостатки олицетворяет данное животное:
Лиса – хитрость
Волк – жадность, грубость
Соловей – талант
Мартышка – невежество
Муравей – трудолюбие
Стрекоза – беззаботность
Ворона – глупость
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем
Басенный жанр привлекал к себе Крылова всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
VI. Практическая работа с текстом
Каждая басня – это спектакль, где есть герои, где разворачивают события. И я предлагаю всем вам стать зрителями и посмотреть экранизацию басни А.И.Крылова «Кукушка и петух».
Мы посмотрели мультипликационный фильм, а сейчас мы разберем басню "Кукушка и Петух", опираясь на данную схему. Выделим 2 части, определим героев, и кто прячется за их масками, найдем мораль басни и сделаем вывод.
Словарная работа
Божусь – клянусь
Отколь – откуда
Случась – случаем
Невелички - маленькие
Примолвил – сказал, добавил
Самостоятельное чтение.
Назовите героев басни.
Прочитайте, как Кукушка и Петух хвалят пение друг друга.
Дети читают отрывки.
Как вы понимаете слова "поешь ты лучше райской птички"? (Очень красиво, лучше не бывает)
Вспомните, как они "поют" на самом деле. (Кукушка не поет, а только кукует: «Ку-ку!» А Петух только кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!»)
Тогда почему они восхищаются пением друг друга?
Значит, в их словах звучит ложь, неправда.
А кто говорит правду?
Что сказал об их пении Воробей?
Друзья!
Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, –
Все ваша музыка плоха!
В первой части басни мы наблюдаем сцену разговора Кукушки и Петуха, которые расхваливают музыкальные способности друг друга. Делая друг другу незаслуженные комплименты (похвалу), они обманывают друг друга. Как мы уже говорили, что за масками животных И.А.Крылов скрывал людей.
Как вы думаете, подобная история в реальной жизни возможна?
Какое место вы выберете в такой ситуации, позицию Петуха или Кукушки или сыграете роль честного Воробья?
А как сам И.А.Крылов относится к героям? Какие слова принадлежат ему в этой басни?
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Это и есть мораль басни «Кукушка и петух». Похвала должна быть заслужена и оправдана. Нельзя обманывать, чтобы сделать кому-то приятное. Ведь не даром говорится в русской пословице «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
VII. Актуализация знаний
А какие еще пословицы и поговорки можно соотнести с басней «Кукушка и петух»? У каждого на столе лежит конверт с заданием. Нужно собрать пословицу и объяснить ее смысл.
Лучше умереть, чем неправду стерпеть.
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Мир правдой держится.
Правда - свет разума.
Ржа ест железо, а ложь - душу.
Что лживо, то и гнило.
Шила в мешке не утаишь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Можно ли соотнести смысл данных пословиц и поговорок с басней И.А.Крылова «Кукушка и петух»?
VIII. Оценка работы учащихся, домашнее задание
Домашнее задание: с.86 задание 6.
IX. Итог урока
Басни И. А. Крылова обогащают нас, учат быть мудрее. В.Г.Белинский «Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы! Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».
Н. В. Гоголь так сказал о баснях писателя так: «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек…Его басни – книга мудрости самого народа»
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут вам стать лучше.
Ильина Оксана Геннадьевна