План-конспект урока окружающего мира «Когда наступит лето. Последовательность смены времён года и месяцев в нём»

0
0
Материал опубликован 12 March 2017 в группе

Кадетская школа Липецкой области Учитель начальных классов Постика Е.А.

План - конспект урока

окружающего мира

УМК: Школа России

Цели деятельности учителя: определять характерные признаки смены времен года, соотношение временных промежутков; воспитывать чувство ответственности и пунктуальности.

Тема  урока:  Когда наступит лето. Последовательность смены времён года и месяцев в нём.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года.

Задачи урока: 

Образовательные задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся, творческие способности.

Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре, в группе.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему «годичный цикл» и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия

(УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, видеосюжетов и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Планируемые достижения учащихся: учащиеся усвоят в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научатся узнавать время года по характерным признакам.

Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.

Оборудование и средства обучения:

Окружающий мир. 1 класс. Уч. 2 часть. А. А.Плешаков. М. Просвещение. 2014г.

Окружающий мир. 1 класс: Р.Т. № 2. А.А. Плешаков. М.«Просвещение»2015г

Областная детская газета «Золотой ключик» № 1 2017г

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Методы обучения:

- Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

- фронтальная работа;

- групповая;

- парная;

- индивидуальная

ХОД УРОКА

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный

момент

Цель: подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Слушай, думай, наблюдай, анализируй, отвечай.

Будем мы трудиться.

Нам, нельзя лениться.

Проговаривание и настрой на работу:

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в кадетской школе учимся

Всё у нас получится

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу удачи.

Наш девиз «Не говори, не умею, а говори, научусь»

Настраиваются на работу

Проговаривают речёвку

Садятся

Вспоминают девиз

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

2.Мотивационный момент

Цель: Мотивировать учащихся на работу

- Ребята, мы с вами пришли на урок окружающий мир. Для чего?

- Молодцы!

-Где нам в жизни пригодятся данные знания?

- Я хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- Узнать что-то новое,

повторить изученный материал, показать свои знания и т.д.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу

3.Актуализация знаний

Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

1.Фронтальная беседа

На прошлом уроке вы помогли Муравьишке ответить на вопрос: Когда наступит суббота? Вспомним, когда же наступит суббота:

-Какой первый день недели?

- Назовите третий день недели;

-Назовите шестой день недели;

-Перечислите рабочие дни;

- Перечислите выходные дни.

-Какой сегодня день сегодня?

-Какой был вчера?

-Какой будет завтра?

2. Работа с электронным приложением:

- Вставьте пропущенные дни недели.

-Прочитайте названия дней недели по порядку.

Сколько дней в неделе?

-C вашей помощью, Муравьишка, запомнил дни недели. Но теперь его интересует другой вопрос.

Отвечают на вопросы

-понедельник

-среда

-суббота

-понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

-суббота, воскресенье

-вторник

-понедельник

-среда

- работа у интерактивной доски

-7

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Развитие коммуникативности.

4.Введение в тему урока, постановка учебной задачи.

Цель: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Вы догадаетесь, когда разгадаете загадки и послушаете песенку:

1 Загадки:

1.Холодно березе,

Холодно осине.

Даже белка в шубе

На морозе стынет.

2. Стали дождиком метели,

На дворе звенят капели.

На реке растаял лед,

Воробей из лужи пьет.

3.Красным зовется,

Платье в цветах.

Ягодой сладкой

Зреет в лесах.

4.Потемнели ветки,

От воды туман.

Гонит тучи ветер

Из далеких стран

5.Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты?

2. Прослушивание песни, в сопровождении сюжетных картинок (приложение 1)

- Прослушайте песню в сопровождении сюжетных картинок, вспомните времена года, посмотрите как одеты люди и природа в соответствии с временем года. На основе данных приготовьтесь, сформулируйте тему и задачи урока.

3. Беседа, формулировка темы и задачи урока

-О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Каким временем года заканчивается песня?

- Какое время года вы любите?

-А Муравьишка торопится узнать: Когда наступит лето? Почему происходит смена времен года?

- Какие задачи поставим перед собой

-зима

-весна

- лето

- осень

- времена года

- просмотр сюжета

- о временах года

-лето

Ответы детей

- вспомним времена года, их последовательности;

-закрепим название месяцев;

-выясним почему происходит смена времён года.

Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

использование анализа для выявления общего понятия.

5.Изучение новой темы

(Решение учебной задачи)

Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

1. Просмотр мультфильма

- Сейчас мы посмотрим мультфильм и вспомним: какое время года за каким отправляется? Сколько в природе времён года? Как называется каждое время года.

2. Беседа:

- Из каких времён года состоит год?

- Какое сейчас время года?

- Назовите месяц, который идёт сейчас.

- Какой он по счёту в календаре?

3. Физкультминутка (музыкальная)

Просмотр мультфильма

-зима, весна, лето, осень

-зима

-январь

- первый

Выполнение

Формируемые УУД: овладение сведениями о годовом цикле- временах года и месяцах, их последовательности, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между сменой времён года; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

1. Работа с областной детской газетой «Золотой ключик» (календарь)

-С какого месяца начинается год?

-Каким месяцем заканчивается год?

- Каким временем года начинается и заканчивается год?

Обобщение: год начинается и заканчивается зимой.

- Назовите зимние месяцы.

-Какое время года наступает за зимой?

- Назовите весенние месяцы.

-Какое время года наступает за весной?

- Назовите летние месяцы.

-Какое время года наступает за летом?

- Назовите осенние месяцы.

2. Работа с электронным приложением

- Годичный цикл мы с вами установили. Проверим правильно ли?

3. Работа в парах

- Посмотрите в календарь и посчитайте, сколько месяцев до наступления лета?

4. Физкультминутка

(Казачья игра «Снежинки, ветер и мороз»)

- с января

- декабрём

- год начинается и заканчивается зимой

- декабрь, январь, февраль

-весна

-март, апрель, май

- лето

-июнь, июль, август

- осень

-сентябрь, октябрь, ноябрь

Просмотр электронного приложения

- через 4 месяца

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку выполненного задания в парах; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

7.Обобщение и закрепление.

Цель: обобщение, закрепление и применение полученных знаний

1. Вывод

- Обобщим то, о чём мы говорили на сегодняшнем уроке:

- Перечислите времена года

-Сколько месяцев в году?

- Назовите первый месяц года

-Назовите последний месяц года

2. Работа с электронным приложением

а) Работа по сюжетным картинкам: расставить по порядку картинки в соответствии с временами года. Объяснить своё решение. Назвать признаки времён года.

б) Работа по схеме «Годовой цикл»: вставить пропущенные месяцы в годовом цикле, объяснить своё решение.

3. Работа по учебнику.

Пока мы работали со схемой «годовой цикл», Муравьишка собрался на прогулку. Посмотрите в учебник, в какое время года Муравьишка вышел погулять?

- Как мы одеваемся в каждое время года?

4. Работа в рабочей тетради (работа в группах)

Муравей-Вопросик придумал символы к временам года и положил их в эти коробочки. В одной лежат снежинки – это символ зимы, в другой лежат ромашки- это символ лета, в третьей – листья клёна – символ осени, а ещё одна – пустая. Отделение (по рядам) - это группа. Придумать каждой группе символ, нарисовать и объяснить его.

5.Предоставление результатов.

6.Просмотр видеосюжета и беседа по нему.

- А кто знает, почему происходит смена времён года?

- Посмотрите видеосюжет. Сделайте вывод, правильны ли наши предположения.

- Почему происходит смена времён года?

7. Кадетская составляющая

-На внеурочных занятиях мы с вами изучаем казачьи игры. Подумайте и скажите, в какие игры мы можем играть в каждое время года?

- год состоит из четырёх времён года.

-зима, весна, лето, осень

-12

-январь,

- декабрь

Дети выполняют задания, объясняют почему первой ставят зиму и.т.д. Объясняют признаки времён года

Выполняют с объяснением

Выполняют задания, объясняют

Спикеры от каждой группы предоставляют результат работы

Высказывания детей

Просмотр и высказывания

Предположение детей

Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике.

умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации; готовность слушать собеседника

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

8. Рефлексия

Цель: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Подведение итогов

1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения

- Закройте глазки и вспомните всё, о чём мы говорили сегодня на уроке.

2.Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие задачи вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Назовите времена года?

-Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

- Через сколько месяцев наступит лето?

- Возникали у вас затруднения?

3. «Пантомима»

Вы пантомимой должны показать результаты своей работы: руки вверх – довольны, голова вниз – нужно доработать, закрыть лицо руками – нужна моя помощь.

4. Оценивание учителем.

/словесное оценивание результатов работы учащихся на уроке/

Закрывают глаза, анализируют урок

-Когда наступит лето? Почему происходит смена времен года?

- вспоминали времена года, их последовательность;

-закрепляли название месяцев;

-выясняли почему происходит смена времён года.

-да

Ответы детей

Выполнение действий

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.