12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владимировна Шнайдер157
МБОУ "Успенская СОШ"
Россия, Алтайский край, с.Успенка, Локтевский район

Тема: Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь).

Цель урока: Создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным  мягким  знаком.

Формируемые УУД:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя словарь, учебник; осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: проявлять дисциплинированность, желание и упорство в достижении поставленной цели.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: Учебник, карточки со словами, «Светофор» (круги трёх  цветов).


Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

II. Словарная работа

-Отгадайте, о ком идёт речь.

Скачет по деревьям ловко,

Хитрая, аж жуть, плутовка.

Все отдаст вам за бананы.

Любит есть их– (Обезьяна)

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

—  Назовите  звуки  в  этом  слове.  Запишите  их  в  скобках  [аб´из´йана]

—  Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.

III.  Самоопределение к деятельности.

-Что вы знаете про «Ь»?

(Ответы детей: не обозначает звука, указывает на мягкость предшествующего согласного)

-Могут ли у «ь» быть другие роли? (Предположения детей)

-Давайте разберёмся. Одну ли роль выполняет мягкий знак?

Предположим, что если  в слове убрать «Ь», то

на месте предшествующего мягкого согласного появится парный ему твёрдый согласный.

Запись на доске:

1) Полька, пенька, мальчик.

2) Кладь, тень, мель.

3) Колья, солью, полью.

А) Уберём «Ь» в первой группе слов, в этих словах «Ь» стоит в середине слова»:

Полька-полка

Пенька- пенка

Мальчик – малчик

-Рассмотрим звуковую схему первой пары слов:

            [л´]            [л]

      ПОЛЬКА - ПОЛКА

В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости.

-Каково же лексическое значение слов, осталось ли оно без изменений?

По́лька-      живой танец, а также жанр танцевальной музыки.

Полка – предмет интерьера (или часть мебели), представляющий собой горизонтально расположенную доску, планку для расстановки на ней книг, посуды и других предметов обихода.

-Лексическое значение слов изменилось!

-Рассмотрим вторую о третью группы слов.

            [н´ ]          [н]

      ПЕНЬКА -  ПЕНКА

В первом слове буква «Н» обозначает звук [н´ ] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости  [н].            

Пенька- Прядильное волокно из стебля конопли. Канаты и шпагат из пеньки.

Пенка-  плёнка, образующаяся на поверхности остывающего или остывшего молока, сливок и т.п.

            [л´]                  [л]                    

       МАЛЬЧИК- МАЛЧИК

В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [л].                   

Мальчик -    Ребенок мужского пола.

Слово малчик лексического значения не имеет.


Б) Уберём «Ь» во второй группе слов, где мягкий знак стоит в конце слова:

Кладь - клад

Тень - тен

Мель – мел

           [д´]              [д]

 КЛАДЬ    -   КЛАД

Кладь- вещи, нагруженные или предназначенные для перевозки. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].     

Клад-Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].     

     [н´]              ]

ТЕНЬ      -     ТЕН


Тень - постранство, защищённое от лучей солнца.

Тэн — многозначное слово и аббревиатура.

Мель- неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов.

Мел -мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности.

Как и в предыдущих случаях, в первых словах этих групп, буква  обозначала мягкий согласный звук, а во вторых словах, после того, как убрали мягкий знак, изменилась на парный ему по твёрдости-мягкости согласный звук.


В) Рассмотрим последнюю группу слов, «Ь» стоит не совсем в конце слова, после него следует гласная буква:

Колья –Коля

Солью – солю

Полью - поль


Ко́лья -наколотые и выструганные из срубленных и очищенных от веток небольщих деревьев (деревцев) своеобразные палки с заостретиями снизу и сверху концами.

Коля – мужское имя.

            [л´]                  [л´]                 

        КОЛЬЯ      -   КОЛЯ


Солью – удалю жидкость.

Солю – добавляю в пищу белое кристаллическое вещество.

     [л´]                  [л´]

 СОЛЬЮ   -     СОЛЮ


Полью- Оросить водой, жидкостью, поверхность чего-либо.

Полю- Выдернуть сорняк.

     [л´]                  [л´]

ПОЛЬЮ    -    ПОЛЮ


-Обратите внимание, как и в двух первых случаях, слова изменили своё лексическое значение, но мягкий согласный звук не поменялся на парный ему по твёрдости – мягкости, а остался мягким. Почему же так произошло?

-Давайте посмотрим, какие буквы стоят на конце слова, после буквы «Л». (Ю, Я)

-Эти буквы взяли на себя роль «Ь», но и исчез звук  [Й]. Мы увидели, что «Ь» не только указывает на мягкость предшествующего звука, но и выполняет другую роль. В таких словах, как ПОЛЬКА, КОЛЬЯ, СОЛЬЮ, роль «Ь» отделить согласную букву от гласной, только при этом у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука согласный звук [Й] и другой гласный звук. Такой «Ь» стали называть «РАЗДЕЛЬТЕЛЬНЫМ «Ь».

Разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И.

IV. Закрепление новых знаний.  Работа по учебнику.

Страница 32 упражнение 52.

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

- Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели­

тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает

гласная буква?

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

VI. Работа по теме урока

Страница 32 упражнение 53 (Коллективное выполнение в соответствии с заданием.)


Страница 33 упражнение 54 (работа в парах, взаимопроверка)


-Разделительный «Ь» - это орфограмма. «Советы Тётушки Совы».

- Почему  разделительный мягкий знак — это орфограмма?  {Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й])

VII.  Информация о домашнем задании.

Выполнить упражнение 55 (с. 33).

(Организовать повторение учебного содержания.)

VIII.Рефлексия. Работа по карточкам.

—  Вставьте,  где надо, разделительный мягкий знак.  Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.

[ й и)  |а|  |йа]  |а|

Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.

(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

 IX. Подведение итогов урока

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Что вас удивило в написании этой орфограммы?

- Всё ли  вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Тема: Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь).

Цель урока: Создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным  мягким  знаком.

Формируемые УУД:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя словарь, учебник; осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность выполнения своих учебных действий.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: проявлять дисциплинированность, желание и упорство в достижении поставленной цели.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: Учебник, карточки со словами, «Светофор» (круги трёх  цветов).


Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

II. Словарная работа

-Отгадайте, о ком идёт речь.

Скачет по деревьям ловко,

Хитрая, аж жуть, плутовка.

Все отдаст вам за бананы.

Любит есть их– (Обезьяна)

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

—  Назовите  звуки  в  этом  слове.  Запишите  их  в  скобках  [аб´из´йана]

—  Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.

III.  Самоопределение к деятельности.

-Что вы знаете про «Ь»?

(Ответы детей: не обозначает звука, указывает на мягкость предшествующего согласного)

-Могут ли у «ь» быть другие роли? (Предположения детей)

-Давайте разберёмся. Одну ли роль выполняет мягкий знак?

Предположим, что если  в слове убрать «Ь», то

на месте предшествующего мягкого согласного появится парный ему твёрдый согласный.

Запись на доске:

1) Полька, пенька, мальчик.

2) Кладь, тень, мель.

3) Колья, солью, полью.

А) Уберём «Ь» в первой группе слов, в этих словах «Ь» стоит в середине слова»:

Полька-полка

Пенька- пенка

Мальчик – малчик

-Рассмотрим звуковую схему первой пары слов:

            [л´]            [л]

      ПОЛЬКА - ПОЛКА

В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости.

-Каково же лексическое значение слов, осталось ли оно без изменений?

По́лька-      живой танец, а также жанр танцевальной музыки.

Полка – предмет интерьера (или часть мебели), представляющий собой горизонтально расположенную доску, планку для расстановки на ней книг, посуды и других предметов обихода.

-Лексическое значение слов изменилось!

-Рассмотрим вторую о третью группы слов.

            [н´ ]          [н]

      ПЕНЬКА -  ПЕНКА

В первом слове буква «Н» обозначает звук [н´ ] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости  [н].            

Пенька- Прядильное волокно из стебля конопли. Канаты и шпагат из пеньки.

Пенка-  плёнка, образующаяся на поверхности остывающего или остывшего молока, сливок и т.п.

            [л´]                  [л]                    

       МАЛЬЧИК- МАЛЧИК

В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [л].                   

Мальчик -    Ребенок мужского пола.

Слово малчик лексического значения не имеет.


Б) Уберём «Ь» во второй группе слов, где мягкий знак стоит в конце слова:

Кладь - клад

Тень - тен

Мель – мел

           [д´]              [д]

 КЛАДЬ    -   КЛАД

Кладь- вещи, нагруженные или предназначенные для перевозки. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].     

Клад-Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].     

     [н´]              ]

ТЕНЬ      -     ТЕН


Тень - постранство, защищённое от лучей солнца.

Тэн — многозначное слово и аббревиатура.

Мель- неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов.

Мел -мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности.

Как и в предыдущих случаях, в первых словах этих групп, буква  обозначала мягкий согласный звук, а во вторых словах, после того, как убрали мягкий знак, изменилась на парный ему по твёрдости-мягкости согласный звук.


В) Рассмотрим последнюю группу слов, «Ь» стоит не совсем в конце слова, после него следует гласная буква:

Колья –Коля

Солью – солю

Полью - поль


Ко́лья -наколотые и выструганные из срубленных и очищенных от веток небольщих деревьев (деревцев) своеобразные палки с заостретиями снизу и сверху концами.

Коля – мужское имя.

            [л´]                  [л´]                 

        КОЛЬЯ      -   КОЛЯ


Солью – удалю жидкость.

Солю – добавляю в пищу белое кристаллическое вещество.

     [л´]                  [л´]

 СОЛЬЮ   -     СОЛЮ


Полью- Оросить водой, жидкостью, поверхность чего-либо.

Полю- Выдернуть сорняк.

     [л´]                  [л´]

ПОЛЬЮ    -    ПОЛЮ


-Обратите внимание, как и в двух первых случаях, слова изменили своё лексическое значение, но мягкий согласный звук не поменялся на парный ему по твёрдости – мягкости, а остался мягким. Почему же так произошло?

-Давайте посмотрим, какие буквы стоят на конце слова, после буквы «Л». (Ю, Я)

-Эти буквы взяли на себя роль «Ь», но и исчез звук  [Й]. Мы увидели, что «Ь» не только указывает на мягкость предшествующего звука, но и выполняет другую роль. В таких словах, как ПОЛЬКА, КОЛЬЯ, СОЛЬЮ, роль «Ь» отделить согласную букву от гласной, только при этом у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука согласный звук [Й] и другой гласный звук. Такой «Ь» стали называть «РАЗДЕЛЬТЕЛЬНЫМ «Ь».

Разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И.

IV. Закрепление новых знаний.  Работа по учебнику.

Страница 32 упражнение 52.

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

- Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели­

тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает

гласная буква?

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

VI. Работа по теме урока

Страница 32 упражнение 53 (Коллективное выполнение в соответствии с заданием.)


Страница 33 упражнение 54 (работа в парах, взаимопроверка)


-Разделительный «Ь» - это орфограмма. «Советы Тётушки Совы».

- Почему  разделительный мягкий знак — это орфограмма?  {Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й])

VII.  Информация о домашнем задании.

Выполнить упражнение 55 (с. 33).

(Организовать повторение учебного содержания.)

VIII.Рефлексия. Работа по карточкам.

—  Вставьте,  где надо, разделительный мягкий знак.  Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.

[ й и)  |а|  |йа]  |а|

Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.

(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

 IX. Подведение итогов урока

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Что вас удивило в написании этой орфограммы?

- Всё ли  вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.