Материал к уроку русского языка во 2 классе «Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь)»
Тема: Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь).
Цель урока: Создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя словарь, учебник; осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: проявлять дисциплинированность, желание и упорство в достижении поставленной цели.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: Учебник, карточки со словами, «Светофор» (круги трёх цветов).
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Встали тихо. Замолчали.
Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.
В нём иначе нету проку.
Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.
Слушая внимательно, поймёте обязательно.
II. Словарная работа
-Отгадайте, о ком идёт речь.
Скачет по деревьям ловко,
Хитрая, аж жуть, плутовка.
Все отдаст вам за бананы.
Любит есть их– (Обезьяна)
-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
— Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках [аб´из´йана]
— Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
III. Самоопределение к деятельности.
-Что вы знаете про «Ь»?
(Ответы детей: не обозначает звука, указывает на мягкость предшествующего согласного)
-Могут ли у «ь» быть другие роли? (Предположения детей)
-Давайте разберёмся. Одну ли роль выполняет мягкий знак?
Предположим, что если в слове убрать «Ь», то
на месте предшествующего мягкого согласного появится парный ему твёрдый согласный.
Запись на доске:
1) Полька, пенька, мальчик.
2) Кладь, тень, мель.
3) Колья, солью, полью.
А) Уберём «Ь» в первой группе слов, в этих словах «Ь» стоит в середине слова»:
Полька-полка
Пенька- пенка
Мальчик – малчик
-Рассмотрим звуковую схему первой пары слов:
[л´] [л]
ПОЛЬКА - ПОЛКА
В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости.
-Каково же лексическое значение слов, осталось ли оно без изменений?
По́лька- живой танец, а также жанр танцевальной музыки.
Полка – предмет интерьера (или часть мебели), представляющий собой горизонтально расположенную доску, планку для расстановки на ней книг, посуды и других предметов обихода.
-Лексическое значение слов изменилось!
-Рассмотрим вторую о третью группы слов.
[н´ ] [н]
ПЕНЬКА - ПЕНКА
В первом слове буква «Н» обозначает звук [н´ ] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [н].
Пенька- Прядильное волокно из стебля конопли. Канаты и шпагат из пеньки.
Пенка- плёнка, образующаяся на поверхности остывающего или остывшего молока, сливок и т.п.
[л´] [л]
МАЛЬЧИК- МАЛЧИК
В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [л].
Мальчик - Ребенок мужского пола.
Слово малчик лексического значения не имеет.
Б) Уберём «Ь» во второй группе слов, где мягкий знак стоит в конце слова:
Кладь - клад
Тень - тен
Мель – мел
[д´] [д]
КЛАДЬ - КЛАД
Кладь- вещи, нагруженные или предназначенные для перевозки. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].
Клад-Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].
[н´] [н]
ТЕНЬ - ТЕН
Тень - постранство, защищённое от лучей солнца.
Тэн — многозначное слово и аббревиатура.
Мель- неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов.
Мел -мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности.
Как и в предыдущих случаях, в первых словах этих групп, буква обозначала мягкий согласный звук, а во вторых словах, после того, как убрали мягкий знак, изменилась на парный ему по твёрдости-мягкости согласный звук.
В) Рассмотрим последнюю группу слов, «Ь» стоит не совсем в конце слова, после него следует гласная буква:
Колья –Коля
Солью – солю
Полью - поль
Ко́лья -наколотые и выструганные из срубленных и очищенных от веток небольщих деревьев (деревцев) своеобразные палки с заостретиями снизу и сверху концами.
Коля – мужское имя.
[л´] [л´]
КОЛЬЯ - КОЛЯ
Солью – удалю жидкость.
Солю – добавляю в пищу белое кристаллическое вещество.
[л´] [л´]
СОЛЬЮ - СОЛЮ
Полью- Оросить водой, жидкостью, поверхность чего-либо.
Полю- Выдернуть сорняк.
[л´] [л´]
ПОЛЬЮ - ПОЛЮ
-Обратите внимание, как и в двух первых случаях, слова изменили своё лексическое значение, но мягкий согласный звук не поменялся на парный ему по твёрдости – мягкости, а остался мягким. Почему же так произошло?
-Давайте посмотрим, какие буквы стоят на конце слова, после буквы «Л». (Ю, Я)
-Эти буквы взяли на себя роль «Ь», но и исчез звук [Й]. Мы увидели, что «Ь» не только указывает на мягкость предшествующего звука, но и выполняет другую роль. В таких словах, как ПОЛЬКА, КОЛЬЯ, СОЛЬЮ, роль «Ь» отделить согласную букву от гласной, только при этом у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука согласный звук [Й] и другой гласный звук. Такой «Ь» стали называть «РАЗДЕЛЬТЕЛЬНЫМ «Ь».
Разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И.
IV. Закрепление новых знаний. Работа по учебнику.
Страница 32 упражнение 52.
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
- Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели
тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает
гласная буква?
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
VI. Работа по теме урока
Страница 32 упражнение 53 (Коллективное выполнение в соответствии с заданием.)
Страница 33 упражнение 54 (работа в парах, взаимопроверка)
-Разделительный «Ь» - это орфограмма. «Советы Тётушки Совы».
- Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? {Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й])
VII. Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнение 55 (с. 33).
(Организовать повторение учебного содержания.)
VIII.Рефлексия. Работа по карточкам.
— Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.
[ й и) |а| |йа] |а|
Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
IX. Подведение итогов урока
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Что вас удивило в написании этой орфограммы?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Тема: Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь).
Цель урока: Создать условия для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя словарь, учебник; осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: проявлять дисциплинированность, желание и упорство в достижении поставленной цели.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: Учебник, карточки со словами, «Светофор» (круги трёх цветов).
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Встали тихо. Замолчали.
Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.
В нём иначе нету проку.
Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.
Слушая внимательно, поймёте обязательно.
II. Словарная работа
-Отгадайте, о ком идёт речь.
Скачет по деревьям ловко,
Хитрая, аж жуть, плутовка.
Все отдаст вам за бананы.
Любит есть их– (Обезьяна)
-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
— Назовите звуки в этом слове. Запишите их в скобках [аб´из´йана]
— Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.
III. Самоопределение к деятельности.
-Что вы знаете про «Ь»?
(Ответы детей: не обозначает звука, указывает на мягкость предшествующего согласного)
-Могут ли у «ь» быть другие роли? (Предположения детей)
-Давайте разберёмся. Одну ли роль выполняет мягкий знак?
Предположим, что если в слове убрать «Ь», то
на месте предшествующего мягкого согласного появится парный ему твёрдый согласный.
Запись на доске:
1) Полька, пенька, мальчик.
2) Кладь, тень, мель.
3) Колья, солью, полью.
А) Уберём «Ь» в первой группе слов, в этих словах «Ь» стоит в середине слова»:
Полька-полка
Пенька- пенка
Мальчик – малчик
-Рассмотрим звуковую схему первой пары слов:
[л´] [л]
ПОЛЬКА - ПОЛКА
В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости.
-Каково же лексическое значение слов, осталось ли оно без изменений?
По́лька- живой танец, а также жанр танцевальной музыки.
Полка – предмет интерьера (или часть мебели), представляющий собой горизонтально расположенную доску, планку для расстановки на ней книг, посуды и других предметов обихода.
-Лексическое значение слов изменилось!
-Рассмотрим вторую о третью группы слов.
[н´ ] [н]
ПЕНЬКА - ПЕНКА
В первом слове буква «Н» обозначает звук [н´ ] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [н].
Пенька- Прядильное волокно из стебля конопли. Канаты и шпагат из пеньки.
Пенка- плёнка, образующаяся на поверхности остывающего или остывшего молока, сливок и т.п.
[л´] [л]
МАЛЬЧИК- МАЛЧИК
В первом слове буква «л» обозначает звук [л´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [л].
Мальчик - Ребенок мужского пола.
Слово малчик лексического значения не имеет.
Б) Уберём «Ь» во второй группе слов, где мягкий знак стоит в конце слова:
Кладь - клад
Тень - тен
Мель – мел
[д´] [д]
КЛАДЬ - КЛАД
Кладь- вещи, нагруженные или предназначенные для перевозки. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].
Клад-Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте. В этом слове буква «д» обозначает звук [д´] мягкий, а во втором слове парный ему по мягкости-твёрдости [д].
[н´] [н]
ТЕНЬ - ТЕН
Тень - постранство, защищённое от лучей солнца.
Тэн — многозначное слово и аббревиатура.
Мель- неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов.
Мел -мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности.
Как и в предыдущих случаях, в первых словах этих групп, буква обозначала мягкий согласный звук, а во вторых словах, после того, как убрали мягкий знак, изменилась на парный ему по твёрдости-мягкости согласный звук.
В) Рассмотрим последнюю группу слов, «Ь» стоит не совсем в конце слова, после него следует гласная буква:
Колья –Коля
Солью – солю
Полью - поль
Ко́лья -наколотые и выструганные из срубленных и очищенных от веток небольщих деревьев (деревцев) своеобразные палки с заостретиями снизу и сверху концами.
Коля – мужское имя.
[л´] [л´]
КОЛЬЯ - КОЛЯ
Солью – удалю жидкость.
Солю – добавляю в пищу белое кристаллическое вещество.
[л´] [л´]
СОЛЬЮ - СОЛЮ
Полью- Оросить водой, жидкостью, поверхность чего-либо.
Полю- Выдернуть сорняк.
[л´] [л´]
ПОЛЬЮ - ПОЛЮ
-Обратите внимание, как и в двух первых случаях, слова изменили своё лексическое значение, но мягкий согласный звук не поменялся на парный ему по твёрдости – мягкости, а остался мягким. Почему же так произошло?
-Давайте посмотрим, какие буквы стоят на конце слова, после буквы «Л». (Ю, Я)
-Эти буквы взяли на себя роль «Ь», но и исчез звук [Й]. Мы увидели, что «Ь» не только указывает на мягкость предшествующего звука, но и выполняет другую роль. В таких словах, как ПОЛЬКА, КОЛЬЯ, СОЛЬЮ, роль «Ь» отделить согласную букву от гласной, только при этом у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука согласный звук [Й] и другой гласный звук. Такой «Ь» стали называть «РАЗДЕЛЬТЕЛЬНЫМ «Ь».
Разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И.
IV. Закрепление новых знаний. Работа по учебнику.
Страница 32 упражнение 52.
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
- Подведем итоги: между какими буквами пишется раздели
тельный мягкий знак, какие звуки в этом случае обозначает
гласная буква?
V. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
VI. Работа по теме урока
Страница 32 упражнение 53 (Коллективное выполнение в соответствии с заданием.)
Страница 33 упражнение 54 (работа в парах, взаимопроверка)
-Разделительный «Ь» - это орфограмма. «Советы Тётушки Совы».
- Почему разделительный мягкий знак — это орфограмма? {Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук [Й])
VII. Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнение 55 (с. 33).
(Организовать повторение учебного содержания.)
VIII.Рефлексия. Работа по карточкам.
— Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какое звуки обозначает гласная буква.
[ й и) |а| |йа] |а|
Руч..и, пол..я, друз..я, врем..я.
(Самопроверка по образцу на доске. Самооценка с помощью «светофора».)
IX. Подведение итогов урока
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Что вас удивило в написании этой орфограммы?
- Всё ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?