Методическая разработка по музыке для 5 класса «Колокольность в музыке русских композиторов»
15
Н. В. Лозовская
Учитель музыки
Высшей категории
ЧОУ Заокской ХСОШ
Методическая разработка по музыке для 5 класса
по программе Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой (5-7 классы)1.
Тема урока: «Колокольность в музыке русских композиторов»
Цель урока:
Воспитать в учащихся любовь к русской культуре и отечественным традициям.
Развить образное и творческое мышление учащихся.
Показать, что колокольность – это не только эмблема отечественной культуры и
русской музыки, но и символические часы жизни человека.
Задачи урока:
Дать учащимся представление о колокольности в творчестве русских композиторов.
Развивать культуру слушания музыкальных произведений.
Совершенствовать исполнение музыки на цветных колокольчиках.
Планируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
Что такое колокольность в музыке.
Как используется колокольность в творчестве русских композиторов.
Произведения композиторов, в которых используется колокольность.
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать музыку, в которой используется колокольность.
Играть на цветных колокольчиках.
Основная проблема, актуальность урока
Основная проблема урока заключается в нахождении ответа на вопрос: Какова роль колокольного звона в отечественной культуре, творчестве русских композиторов.
Новизна, практическая значимость
Урок «Колокольность в музыке русских композиторов» в 5 классе имеет большую практическую значимость, так как при изучении понятия «колокольность» учащиеся имеют возможность по новому осмыслить уже пройденный материал по музыке в начальной школе. Новизна урока заключается в следующем: показать учащимся, что колокольность – это не только эмблема отечественной культуры и русской музыки, но и символические часы жизни человека.
Наглядные пособия, ТСО:
Портреты русских композиторов.
Фильм «Андрей Рублев».
Цветные колокольчики.
ТСО: ПК, проектор, экран.
Партитура урока
Этапы формы |
Вид деятельности |
Деятельность |
Время – 45 мин. |
Вступление |
|||
Распевка |
Обучающиеся исполняют распевки: «Здравствуйте, ребята» «Дружно мы поем – дили, дили, дон». |
2 мин. |
|
2. |
Слово учителя: знакомство с темой урока |
Обучающимся предлагаются отрывки из известных песен и романсов (четверостишья о колоколах и колокольчиках). Необходимо найти пропущенные слова. |
2 мин. |
3. |
Слово учителя: цель урока |
Обучающиеся знакомятся с темой и целью урока. Размышляют над словом «колокольность». |
1 мин. |
Экспозиция |
|||
4. |
Игры с цветными колокольчиками |
Игра 1. «Колокольчики высокие-низкие» (двое обучающихся распределяют колокольчики по высоте) Игра 2. «Консонансы и диссонансы» (учитель издает звуки двумя колокольчиками, обучающиеся определяют: звучит благозвучно или нет). |
5 мин. |
5. |
Пение |
Исполнение песни «Весенний перезвон». Аккомпанемент цветными колокольчиками. |
10 мин. |
Разработка |
|||
6. |
Слово учителя |
Учитель знакомит обучающихся с понятием «колокольность» и музыкой русских композиторов, в которой имитировались колокола. |
5 мин. |
7. |
Музыкальная викторина |
Игра «Музыкальные домики». Обучающиеся в игровой форме определяют на слух предлагаемые музыкальные отрывки из произведений русских композиторов, которые использовали колокольность в своей музыке. |
10 мин. |
Реприза |
|||
8. |
Слово учителя |
Учитель предлагает обучающимся поразмышлять над понятиями: «колокольность, как часы жизни человека», «человек – колокол». |
2 мин. |
9. |
Просмотр фильма |
Обучающимся предлагается отрывок из кинофильма А. Тарковского «Андрей Рублев» (первое звучание колокола). |
6 мин. |
Кода |
|||
10. |
Домашнее задание |
Учитель предлагает обучающимся задуматься: как зазвучит их жизнь. Обучающимся предлагается дома продолжить кроссворд «Колокольность» (пример на доске). |
2 мин. |
Сценарий урока
Учитель: Добрый день, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом нашим традиционным музыкальным приветствием:
Учитель: «Здравствуйте, ребята»
Обучающиеся: «Здравствуйте, учитель»3.
Учитель: «Как дела»?
Обучающиеся – «Хорошо»!4
Учитель: Ребята, сегодня нам необходимо будет внести изменения в нашу традиционную распевку «Дружно мы поем». Обычно мы пели «Дружно мы поем: тра, ла, ла, ла, ла», а сейчас исполним распевку следующим образом: «Дружно мы поем: дили, дили, дон». Ну что ж, давайте распоемся5.
Учитель: «Дружно мы поём»
Обучающиеся: «Дили, дили, дон»
Учитель: В нашу традиционную распевку были внесены изменения не случайно. Слоги «дили, дили, дон» напоминают нам о звучании колокольчиков. Действительно, сегодня мы познакомимся с колокольностью в творчестве русских композиторов. Ребята, а как вы понимаете слово «колокольность»?
Обучающиеся: Трудно ответить, это что-то связанное с колоколами.
Учитель: В течение нашего урока мы постараемся ответить на вопрос: что же такое колокольность в музыке. Я предлагаю вам проявить смекалку. Послушайте четверостишья из известных романсов и песен, в которых используются слова, связанные с темой нашего урока (Отрывки даны на слайде). Данные отрывки имеют пропуски. Подумайте, какие слова пропущены.
Вечерний ___________звон.
Вечерний ___________ звон.
Как много дум
Наводит он.
(Сл. И. Козлова, муз. А. Алябьева)
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний
И звонят, звонят ___________колокола.
(Сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова)
Однозвучно гремит _____________ колокольчик
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика.
(Сл. И. Макарова, муз. А. Гурилева)
Учащиеся устно предлагают варианты слов.
Учитель: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Тема колоколов и колокольчиков будет в центре нашего внимания и, конечно, я не могла не принести на урок ваш любимый музыкальный инструмент – Цветные колокольчики.
По какому принципу выстраивается высота данного инструмента?
Обучающиеся: По принципу цветов радуги.
Учитель: Перед нами гамма До мажор и цветовые обозначения звуков.
В нашем наборе цветных колокольчиков представлены две октавы: высокая и низкая. Давайте поучаствует в первой музыкальной игре. Колокольчики я произвольно расставила на двух партах, в каждом наборе все цвета радуги, то есть гамма До мажор. Мне нужны два участника игры: первый должен выстроить строй высоких колокольчиков, а второй – низких. Для этого надо прозвенеть в колокольчик и определить его высотность. Весь класс помогает.
Учащиеся издают звук колокольчиками, определяют высотность и выстраивают гамму До мажор высокую и низкую.
Учитель: Если мы сыграем на двух или на трех колокольчиках, то заметим, что звучание может быть благозвучным и не очень. Вы знаете, что одновременное звучание двух звуков образует интервал, а трех и более – аккорд. Если звучание двух колокольчиков слаженное, приятное, то в музыке такое звучание мы называем «консонанс». И наоборот, если при звучании двух колокольчиков мы слышим напряженное, неприятное для слуха звучание, то такое сочетание звуков называется «Диссонанс». Я предлагаю вам поиграть в еще одну музыкальную игру. Давайте договоримся об условных обозначениях. Если вы слышите консонанс, то сложите пальцы в замочек .
И, напротив, если звучит диссонанс, то разверните ладошки, поднимите пальчики и покажите знак «ежик», примерно так .
Учитель: Ребята, для участия в игре вам необходимо будет закрыть глаза. Я буду издавать звуки одновременно двумя колокольчиками, а вы жестами показывайте, что слышите: консонанс или диссонанс.
Обучающиеся на слух определяют звучание колокольных интервалов.
Учитель: Все молодцы, прекрасно приняли участие в данной игре. Правда я заметила, что вам иногда было не просто определить звучание колокольных интервалов. Дело в том, что колокольчик обладает особым звучанием. Он очень яркий, громкий. Поэтому надо соблюдать правила игры на цветных колокольчиках. Вы помните, что колокольчик любит «слушать ваше сердечко», поэтому играем строго по партитуре, а в паузах «слушаем сердечко» (приложить колокольчик к груди). Звуки, сыгранные не по партитуре привнесут диссонансное, неприятное звучание. Сейчас мы будем исполнять песню «Весенний перезвон». Для этого нам надо выстроить колокольчики в тональности Соль мажор. Каждый возьмите по колокольчику. Вы все становитесь клавишами музыкального инструмента Цветные колокольчики. Я приглашаю одного из участников настроить наш музыкальный инструмент в тональности Соль мажор (к набору колокольчиков с белыми ручками добавляются колокольчики с темными ручками (черные клавиши на фортепиано).
Один из учеников выстраивает ребят по цветам, согласно соответствию цветов гамме Соль мажор.
Учитель: Наш инструмент настроен, теперь давайте сыграем вступление песни по партитуре.
Обучающиеся играют по партитуре.
Учитель: Давайте споем песню «Весенний перезвон»6 и в припеве исполним свои партии на колокольчиках.
Учитель: Молодцы, все были очень внимательными при исполнении своих партий. Но главное надо не забывать, что игра на колокольчиках привносит особое настроение на наш урок, поэтому ваши улыбки украсят исполнение любой песни. А теперь мы поставим колокольчики на место и поразмышляем над понятием «колокольность». Подумайте над следующим: можно ли звучание колоколов назвать эмблемой, символом России, и почему?
Обучающиеся: Колокол в России всегда имел большое значение. В древности удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда.
Учитель: Совершенно верно. Это подметили русские композиторы и стали имитировать, или изображать звучание колоколов средствами оркестра или фортепиано. Такая имитация колокольного звона получила название «колокольность». Сейчас мы проведем музыкальную викторину в форме игры. Для этого нам понадобятся «музыкальные домики». Вам на слух будут предложены музыкальные отрывки из произведений русских композиторов, в которых используется колокольность. На доске вы видите фамилии композиторов и произведения, которые будут звучать.
М. Мусоргский Концерт №2 для фортепиано с оркестром
С. Рахманинов «В монастыре»
Н. Римский-Корсаков «Рассвет на Москве-реке»
А. Бородин Прелюдия до диез минор для фортепиано
Ц. Кюи Сюита «Светлый праздник» для двух фортепиано
Учитель: Правила игры: Домики необходимо поставить, так, чтобы желтые нотки были на переднем плане, то есть к учителю. Желтые ноты означают, что вы размышляете. После того, как прозвучит музыкальный отрывок, надо принять решение: если вы знаете звучащее сочинение, или догадываетесь, поставьте домик зелеными нотками к учителю – зеленые нотки означают, что вы будете отвечать. Это даст шанс в случае правильного ответа заработать балл. Если вы не знаете звучащее сочинение и не рискуете выступить с ответом, то поставьте домик красными нотками к учителю. Учитель дает шанс ответить каждому, кто поставит зеленые нотки. Только после этого объявляется правильный ответ. Игроки, которые правильно определили название и композитора зарабатывают один балл. Тот игрок, кто ошибся, вынужден пропустить один раунд (он ставит домик на ребро).
Учащимся предлагается для прослушивания следующие музыкальные произведения:
Концерт №2 для фортепиано с оркестром, Прелюдия до диез минор для фортепиано ор. 3 № 2, Сюита «Светлый праздник» для двух фортепиано С. Рахманинова.
Пьеса «В монастыре» А. Бородина, «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского.
После игры выявляются победители, набравшие наибольшее количество баллов.
Учитель: Наша Музыкальная игра-викторина показала, что русские композиторы очень любили изображать колокола с помощью фортепиано и оркестра. Колокольные звоны явились самым ярким звуковым красочным элементом в русском искусстве, поэтому именно колокольность определила и оказала влияние на русскую композиторскую музыку. Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков, как в оперном, так и в инструментальном жанрах. Колокола можно без преувеличения назвать эмблемой русского музыкального искусства.
Об этом ярко написал искусствовед, человек энциклопедических знаний В. Стасов: «В который раз являются у нас звоны: без них русская школа жить не может!».
Среди всех композиторов больше всего любил изображать колокола С. Рахманинов. И музыкальная викторина это показала. Творчество С. Рахманинова и колокольность – два неразрывных понятия.
Учитель: Скажите, а можно ли человека сравнить с колоколом?
Обучающиеся: Да можно сравнить, не только с колоколом, но и с колокольчиком, например девушку.
Учитель: Действительно существует такая метафора «Человек-колокол». Что общего, между колоколом и человеком. Давайте сравним.
Обучающиеся: У колокола и у человека есть язык. Колокола и мы звучим. У каждого свой тембр, своя высота, свой цвет и размер.
Учитель: Очень точная метафора «человек-колокол», так говорят о человеке, который провозгласил какую-то важную весть. Но можно о человеке сказать: «человек-колокольчик». Какие слова будут характеризовать такого человека?
Обучающиеся: Несерьезный человек. Человек, легкий в общении. Веселый человек.
Учитель: У слова «колоколить» на Руси было переносное значение, которое приводит В. Даль в толковом словаре. Вот эти значения: колоколить – «скоро, звонко, без умолку говорить, тараторить, разносить вести». В. Даль приводит замечательные примеры пословиц из живого великорусского языка: «Чу, никак уже колоколят», «Полно, девка, колоколить-то».
Для колокола или колокольчика главное – это красивый, яркий звук.
В заключении урока предлагаю вам посмотреть отрывок из к/ф режиссера А. Тарковского «Андрей Рублев», в котором запечатлен момент первого звука колокола. Следует заметить, что на Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце XV века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов, да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. В фильме «Андрей Рублев» повествуется о мальчике-подростке, который после смерти своего отца – колокольного мастера, волей случая должен был продолжить отцовское дело и вылить колокол. И кот сложные, тяжелые, изнурительные работы по отливу колокола завершены, собрались люди со всей окрестности, приехали князья, иностранные гости. Колокол подняли и все с нетерпением ожидают первый звук.
Просмотр отрывка из фильма «Андрей Рублев».
Учитель: Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?
Обучающиеся: От сплава металлов, их пропорции.
Учитель: По своему первому звуку колокол получал название. Если звук был ярким, красивым, зычным, то такие колокола называл «Лада», «Любава». Но если же колокол издавал диссонирующий, неприятный звук, то его могли назвать «Козел» или «Баран».
Жизнь человека… Как зазвучит она? Звучанием каких колоколов наша жизнь будет сопровождаться?
1 Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка: 5-7 классы. Москва: “Просвещение”, 2010 г.
2 Авторские рисунки выполнены студенткой Тульского государственного университета Аллой Друми.
3 Данная распевка представляет собой восходящее и нисходящее поступенное движение по звукам гаммы До мажор: до,ре, ми, фа, соль – соль, фа, ми, ре, до.
4 Эта распевка построена по восходящим и нисходящим звукам мажорного трезвучия: до – ми – соль, соль – ми – до.
5 Данная распевка также представляет собой восходящее и нисходящее поступенное движение по звукам гаммы До мажор: до,ре, ми, фа, соль – соль, фа, ми, ре, до.
6 Музыка и слова песни сочинены мною, Лозовской Н.В., специально для данного урока.