Комбинаторная программа для логопедического сопровождения обучающихся 1 класса «Эти трудные звуки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рекомендована к реализации Утверждена
НМС г.Саянска приказом директора
Приказ №116-42-320 от 30.08.2012г. № 116-42-223 от 30.08.2012г.
Эти трудные звуки
(комбинаторная программа с/курса для логопедического сопровождения обучающихся 1 класса)
Составитель программы:
Стехова Е.В., учитель-логопед
МОУ СОШ №6
г.Саянска
Саянск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность:
Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.М. Козыревой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской и др.
Содержание курса модифицировано, предназначено для логопедической коррекционной работы с группой учащихся первого класса, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи.
В основе программы лежат научно-методические рекомендации , инструктивно-методические письма, но так как они не являются допущенными и рекомендованными Министерством образования РФ к использованию как программы, то возникла необходимость разработки данной программы. Данная программа предполагает комплексное планирование и организацию коррекционного воздействия при речевых нарушениях учащихся.
Ученые – педагоги в области логопедии, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Л.М. Козырева, отмечают, что проблема нарушений письменной речи у школьников (дисграфия) – одна из самых актуальных проблем при обучении в школе, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. В последнее время увеличился поток учащихся, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии речевых навыков, необходимых для успешного обучения, а именно: неумение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова, недостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя, неумение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая в разной степени.
Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, выявлено, что более 30% учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети с несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Перечисленные выше недостатки речевого развития первоклассников свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно осваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе. Это и послужило основанием для создания данной программы.
Актуальность программы обусловлена требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.25 Стандарта). В рамках введения ФГОС ОО-II выдвигаются новые требования к образованию, поэтому коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Логопедическая работа в процессе внеурочной деятельности способствует более успешному развитию личности ребенка через формирование коммуникативных навыков посредством системообразующего вида деятельности школы эколого-информационной культуры (средства интерактивных компьютерных программ), что является необходимым условием реализации ФГОС нового поколения.
Методологические положения:
Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательных координаций, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.
В программе реализуются в соответствии с симптоматикой речевого нарушения следующие принципы коррекционной педагогики:
-принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-генетический принцип, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 58 часов. Занятия проводятся с группой первоклассников (4-7 ч.) 2 раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая, продолжительностью 30 минут.
Цель:
Формирование коммуникативной компетенции школьников как фактора социализации в современном обществе через коррекцию и профилактику нарушений устной и письменной речи.
Задачи:
Своевременно определять наличие дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма;
Осуществлять работу по уточнению и развитию пространственно-временных представлений;
Развивать лексический запас и грамматический строй речи, осуществлять работу над различными формами звукобуквенного анализа;
Развивать психологические предпосылки к овладению письменной речью; формировать полноценные учебные умения;
Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.
Ожидаемые результаты
Приобретение и повышение уровня коммуникативности у детей, активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребенка.
Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
безошибочно определять схему собственного тела и тела товарища, направления в пространстве и пространственные взаимоотношения предметов и объектов;
ориентироваться в единицах времени, периодах человеческого возраста, семейных статусах, во временной последовательности действий, событий и явлений.
различать и узнавать графический образ букв;
четко дифференцировать понятия «звук»-«буква»;
дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах;
выделять звуки из слова, определять место звуков в слове, их последовательность, проводить элементарный звукобуквенный анализ;
различать на слух твердые и мягкие фонемы; дифференцировать их по глухости-звонкости;
распознавать и различать оптически сходные буквы;
грамматически правильно оформлять речь через овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций;
целенаправленно и последовательно (в соответствии с инструкцией)выполнять учебные действия и адекватно реагировать нам контроль и оценки учителя-логопеда;
писать грамотно, преодолевая трудности на письме путем приобретенных знаний, умений и навыков в процессе логопедического обучения, избегая логопатических ошибок.
Структура курса
Программа коррекционных логопедических занятий включает три основных раздела:
1.
2.
3.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развитию грамматического строя.
Содержание курса
Основные направления работы:
Уточнение пространственно-временных представлений: определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений предметов и объектов. Уточнить понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий (понятия «правый», «левый», времена года, месяцы, дни недели, части суток).
Восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи: -Уточнение значений имеющихся у учащихся слов, ознакомление с понятиями слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, работа над лексическим и грамматическим значением слова, обучение элементам сравнения, описания, распространению предложений с помощью определений.
-Формирование навыков словоизменения и словообразования ( развивать умение образовывать новые слова, подбирать родственные слова, навык согласования имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, согласование числительных с существительными; образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; практическое употребление в речи существительных в И.п. мн.ч., в Р.п. и др.
-Расширение словарного запаса по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Рыбы», «Насекомые».
-Грамматическое оформление предложения(заглавная буква, умение согласовывать слова в предложении, формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении).
-Предлоги (дать понятия о предлогах, их роли в предложении, уточнить лексические значения различных предлогов, обучение составлению схемы предложения с предлогами, адекватному употреблению их в речи).
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: уточнение и закрепление графического образа буквы; дифференциация понятий «звук»- «буква»; развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; слогового анализа и синтеза; развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких, звонких и глухих согласных; развитие зрительных дифференцировок оптически сходных букв.
Развитие связной речи: развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла высказывания, дифференциация «текст-предложение». Составление рассказа по плану, пересказ, составление описательных рассказов, составление рассказа по картине, составление рассказа по опорным словам, по заданному началу.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: развитие внимания, способности к запоминанию, способности к переключению, мыслительных операций, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности, графомоторных навыков.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрированно, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается практическое усвоение материала, без использования избыточной терминологии.
В целях коррекции причин, которые лежат в основе речевых нарушений, в содержание каждого занятия включены задания и упражнения для развития базовых психических процессов, «ответственных» за языковую грамотность
( Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? ).
Логопедические занятия проводятся в форме игровой деятельности, что очень привлекательно для первоклассников. Для завершения работы над темами или разделами предусмотрены игры «Умники и умницы», КВН, турниры, проверочные работы, тесты.
Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.
Контрольно-измерительные материалы: самостоятельные проверочные работы, графические и слуховые диктанты, речевые карты, рабочие тетради. Тексты диктантов подобраны в соответствии с педагогической концепцией школы и имеют экологическую направленность, что на латентном уровне позволяет формировать у детей ценностное отношение к природе.
Этапы работы:
I этап: 1-15 сентября (диагностический)- обследование состояния звукопроизношения, воспроизведения звукослоговой структуры слова, состояния фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, лексического и грамматического строя экспрессивной речи, связной речи.
II этап: 16-30 сентября (подготовительный) – проводится работа по развитию неречевых процессов, уточнению и развитию пространственно-временных представлений: определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений предметов и объектов, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, уточнение понятий «времена года», «месяцы», «неделя», сутки».
III этап: октябрь-15мая (коррекционный)- развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Сначала работа идет над гласными А, О, У, Э, Ы. В упражнениях на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом, происходит закрепление графического образа буквы. Один из главных разделов – различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я,Е,Ё,Ю,Ь . Используются слоговые таблицы для чтения, при чтении которых особое внимание обращается на буквенный состав слога. Закрепляются термины «звук»-«буква». Буква Ь показывается в роли смягчителя (на конце слов и в середине), только затем в качестве разделителя. Отдельно уделяется внимание непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам Х, Ц, Ч,Щ, Й. Весь речевой материал состоит из слов и коротких предложений. Детям предлагаются небольшие стихотворные тексты, пословицы, скороговорки. Параллельно проводится расширение словарного запаса по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Рыбы», «Насекомые». Выбор грамматических заданий и упражнений зависит от рассматриваемого лексического материала.
Учитывая степень и неоднородность дефектов, в дальнейшем, в процессе работы возможна некоторая корректировка в содержании программы.
IV этап: 15-31 мая (оценочный) – оценка результативности коррекционной работы, проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.
Приоритетные направления
Диагностическое, способствующее совершенствованию системы отслеживания уровня развития устной и письменной речи учащихся, состояния психоэмоционального здоровья с целью оптимального подбора коррекционной программы.
Коррекционно-развивающее, обеспечивающее условия для целостного развития личности школьников, направленное на устранение проблем в развитии устной и письменной речи, с целью повышения качества образования и развития адаптивных возможностей детей.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения устной и письменной речи
Занятия |
Тема занятия |
Лексико-грамматическая тема |
Цели |
Кол-во часов |
I этап - диагностический Обследование устной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слова, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связная речь). Заполнение речевых карт. Логопедическое заключение |
1-15 сент. |
|||
II этап - подготовительный |
4 |
|||
Уточнение и развитие пространственно-временных представлений |
||||
1 |
Уточнение оптико-пространственных представлений |
Закрепить представления детей о пространственном расположении частей собственного тела, их взаимоотношении с другими предметами и объектами. |
1 |
|
2 |
Времена года |
Осень |
Уточнить понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса. Развитие мелкой моторики , неречевых психических процессов |
1 |
3 |
Месяцы |
1 |
||
4 |
Неделя. Сутки. |
1 |
||
III этап - коррекционный |
54 |
|||
5 |
Звук и буква А |
Фрукты. Предлоги В,НА,ПОД |
Выделение звука из слова |
1 |
6 |
Звук и буква О Звук и буква У |
Овощи. Ягоды. Предлоги В, НА, ПОД, У. |
Выделение звуков из слова, развитие внимания, мелкой моторики, усвоение пространственных отношений. |
1 |
7 |
Звуки и буквы У, А, О |
Фрукты-овощи-ягоды. Предлоги ПО, НА, ЗА. Согласование прилагательных с существительными в роде. |
Выделение первого звука в слове, развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания. |
1 |
8 |
Звук и буква Ы |
Деревья. Множественное число существительных. |
Выделение последнего звука в слове, образование слов в И.п.мн.ч. развивать концентрацию внимания, ориентировку в пространстве. |
1 |
9 |
Звук и буква Э |
Птицы. Согласование прилагательных с существительными в роде. |
Выделение первого звука в слове, согласование прилагательных с существительными, тренировать переключаемость внимания,мелкую моторику. |
1 |
10 |
Звук и буква М |
Цветы. Согласование прилагательных с существительными в роде. |
Выделение звука в начале, середине, конце слова, различение согласных и гласных звуков, тренировать распределение и избирательность внимания. |
1 |
11 |
Звук и буква Л Звук и буква Р |
Огород. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Выделение звука в начале, середине, конце слова, звуковой анализ слов типа РАК, упражнять в запоминании, развивать зрительное восприятие |
1 |
12 |
Звук и буква Н |
Зоопарк. Предлоги НА, В, ПОД |
Выделение звука в начале, середине, конце слова, уточнение пространственных представлений, развитие восприятия и ориентировки в пространстве. |
1 |
13 |
Звуки и буквы М, Н, Р, Л |
Лес. Предлоги ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД. Согласные буквы и звуки. |
Выделение звука в начале, конце слова, развитие ориентировки в пространстве, зрительно-пространственных координаций, упражнять в звукобуквенном анализе, составлении словосочетаний, |
1 |
14 |
Игра «Умники и умницы». Повторение. |
Уточнить и обобщить знания по пройденным темам, выявить типичные ошибки. |
1 |
|
15 |
Звук и буква И |
Инструменты. Им.п. мн.ч. существительных |
Выделение звука из слова. Гласные звуки и буквы, упражнять в звуковом анализе слов типа КИТ, тренировать слуховую память, мыслительные процессы, мелкую моторику. |
1 |
16 |
Буква Е. |
Зима. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа ЕЛИ, различение твердых-мягких согласных, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
1 |
17 |
Буква Ё |
Рыбы. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. |
Звуковой анализ слов типа ЁРШ, развитие зрительной памяти, концентрации внимания, зрительно-пространственных координаций. |
1 |
18 |
Буква Я |
Мебель. Им.п. мн.ч. существительных |
Звуковой анализ слов типа ЯМА, развивать зрительный гнозис, фонематический слух, мелкую моторику. |
1 |
19 |
Буква Ю |
Игрушки. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. |
Звуковой анализ слов типа ЮЛА, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, зрительно-пространственные представления. |
1 |
20 |
Буква Ь |
Домашние животные. Согласование прилагательных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа КОНЬ, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, зрительную память. |
1 |
21 |
Звуки М-М’ |
Цветы. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа МАК, МИЛ, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, осознанное восприятие. |
1 |
22 |
Звуки Л-Л’ |
Посуда. Составление предложений по опорам. |
Звуковой анализ слов типа ЛУК,ЛИС, развивать зрительно-моторные координации, фонематический слух, логическое мышление. |
1 |
23 |
Звуки Н-Н’ |
Имена людей. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
Звуковой анализ слов типа НИНА, упражнять в правописании имен собственных, звукобуквенном анализе, развивать логическое мышление, фонематический слух, пространственные представления, логическое мышление |
1 |
24 |
Звуки Р-Р’ Р-Л, Р’-Л’ |
Дикие животные. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД. |
Звуковой анализ слов типа РАК, РИС, развитие словесного анализа, пространственной ориентировки. |
1 |
25 |
Повторение . Твердые и мягкие звуки и буквы |
Обобщить и систематизировать знания по пройденным темам. |
1 |
|
26 |
Звук и буква П |
Одежда. Предлоги В, НА, С, ИЗ. |
Звуковой анализ слов типа ПЛАЩ, развитие словесного анализа, фонематического слуха, пространственной ориентировки. |
1 |
27 |
Звук и буква Б |
Обувь. Антонимы. |
Звуковой анализ слов типа БОТЫ, упражнять в образовании слов с противоположным значением, развитие речи, пространственной ориентировки. |
1 |
28 |
Выборочный диктант |
1 |
||
29 |
Звуки и буквы П-Б, П’-Б’ |
Головные уборы. Предлоги ПО, НАД, ПОД. |
Звуковой анализ слов типа ШАПКА, развитие пространственной ориентировки, лексических навыков.различение звонких и глухих согласных. |
1 |
30 |
Звук и буква Т |
Транспорт. Приставки на согласную. Ъ после приставок. |
Звуковой анализ слов типа ПЛОТ, формирование приемов учебной деятельности, пространственной ориентировки. |
1 |
31 |
Звук и буква Д |
Спортивные вещи. Наречия пространственного значения. |
Звуковой анализ слов типа ДИСК, развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки. |
1 |
32 |
Звуки и буквы Т-Д |
Музыкальные инструменты. Наречия качественного значения. |
Звуковой анализ слов типа ТРУБА, дом-Том развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, навыков самоконтроля. |
1 |
33 |
Звук и буква К |
Рыбы. Приставки и предлоги пространственного значения. |
Звуковой анализ слов типа КАРП, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики, тренировка переключения внимания. |
1 |
34 |
Звук и буква Г |
Зоопарк. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа ТИГР, развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки, мелкой моторики. |
1 |
35 |
Звуки и буквы К-Г |
Птицы. Приставки и предлоги пространственного значения (до, от) |
Звуковой анализ слов типа СОКОЛ, тренировка переключения внимания, пространственной ориентировки. |
1 |
36 |
Звук и буква Ф |
Птицы. Предлоги В, ВО. |
Звуковой анализ слов типа ФИЛИН, развитие логического мышления, зрительно-пространственных координаций. |
1 |
37 |
Звук и буква В |
Птицы. Предлоги В, ВО, ОТ, ДО |
Звуковой анализ слов типа ВОРОНА, развитие ассоциативной памяти, пространственной ориентировки. |
1 |
38 |
Звуки и буквы В-Ф |
Птицы. Звонкие и глухие согласные. |
Звуковой анализ слов типа ВОРОБЕЙ, развитие наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве. |
1 |
39 |
Звук и буква С |
Продукты. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа САХАР, развитие наглядно-образного мышления, навыков словообразования. |
1 |
40 |
Звук и буква З |
Игрушки. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа МОЗАИКА, развитие умения планировать, лексических навыков. |
1 |
41 |
Зрительно-предупредительный диктант. |
1 |
||
42 |
Звуки и буквы С-З |
Весна. Составление словосочетаний. Приставочные глаголы. |
Звуковой анализ слов типа ЗОНТИК, развитие умения планировать, лексических навыков, устной речи. |
1 |
43 |
Звук и буква Ш |
Посуда. Многозначные слова. Твердые согласные. |
Звуковой анализ слов типа КУВШИН, развитие целенаправленного внимания, логического мышления, лексических навыков, устной речи. |
1 |
44 |
Звук и буква Ж |
Растения. Согласование числительных с существительными. Составление предложений из слов, данных вразбивку. |
Звуковой анализ слов типа ЖАСМИН, развитие умения планировать, навыков самоконтроля, устной речи. |
1 |
45 |
Звуки и буквы Ш-Ж |
Насекомые. Составление словосочетаний. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа ЖУК, ШУМ, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, устной речи, звукобуквенного анализа. |
1 |
46 |
Звук и буква Х |
Продукты. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа ХАЛВА, развитие познавательной активности, навыков самоконтроля, устной речи, звукобуквенного анализа. |
1 |
47 |
Звук и буква Й |
Игрушки. Согласование числительных с существительными в роде. |
Звуковой анализ слов типа ЗМЕЙ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, мелкой моторики. |
1 |
48 |
Зрительно-предупредительный диктант |
1 |
||
49 |
КВН «Путешествие по стране русского языка» |
1 |
||
50 |
Звуки и буквы И-Й |
Птицы. Им.п. мн.ч. существительных |
Звуковой анализ слов типа ВОРОБЕЙ-ВОРОБЬИ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, пространственной ориентировки. |
1 |
51 |
Звук и буква Ц |
Птицы. Предлоги ЗА, НАД, ПОД, ЧЕРЕЗ |
Звуковой анализ слов типа ЦАПЛЯ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, пространственной ориентировки. |
1 |
52 |
Звук и буква Ч |
Птицы. Приставки и предлоги пространственного значения. |
Звуковой анализ слов типа ЧАЙКА, развитие лексических навыков, тренировка переключения внимания, пространственной ориентировки. |
1 |
53 |
Звук и буква Щ |
Детеныши животных. Суффиксальное словообразование. |
Звуковой анализ слов типа ЩЕНОК, развитие навыков словообразования, словесного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций. |
1 |
54 |
Буква Ь (разделитель) |
Семья. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
Звуковой анализ слов типа СЕМЬЯ, развитие навыков словообразования, зрительной памяти, упражнять в распространении предложений. |
1 |
55 |
Буква Ъ |
Транспорт. Приставки пространственного значения. |
Звуковой анализ слов типа ПОДЪЕМ, развитие навыков словообразования, внимания, лексических навыков. |
1 |
56 |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
Формирование приемов самоконтроля, развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. |
1 |
|
57 |
Зрительно-предупредительный диктант. |
1 |
||
58 |
Итоговое занятие. Турнир знатоков русского языка. |
1 |
||
IV этап – оценочный Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Проведение обследования. |
15-30мая |
Методическое обеспечение программы
Мониторинговое сопровождение (речевые карты, протоколы, критериальные карты);
тесты;
диагностические диктанты.
Список литературы
Литература для учителя-логопеда:
Безруких М.М., Логинова Е.С. От буквы к слову, от слова к предложению. М.: Вентана-Граф, 2010.
Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные. – М., 2005.
Гайдина Л.И., Обухова Л.А. логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи.1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю Организация логопедической работы в школе.- М.: Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2006.
Козырева Л.М. Логопедическая программа нарушений устной и письменной речи.- Ярославль, 2006.
Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? – М.: АСТ, 2008
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР-III .- М.: Гном, 2001.
Коррекция письма на уроках. 1-4 классы / сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: КАРО, 2004.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. – М.: Сфера, 2008.
Максимук Н.Н. игры по обучению грамоте и чтению.-М: ВАКО, 2006.
Новиковская О.А. Умные пальчики. Игры для развития речи. – М.: АСТ, 2009.
Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-3 классы/ сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Письмо. Развитие речи. 1-4 классы / сост. Н.В. Додух. – Волгоград: Учитель, 2011.
Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы/ сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Ткаченко Т.А. логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, Детство-Пресс. 1999.
Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1995.
Литература для учащихся:
Азова Е.А. Домашние логопедические тетради.- М.:, Сфера, 2010.
Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. Ярославль, 2006
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.