12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стехова Елена Владимировна48
1

Комбинаторная программа для логопедического сопровождения обучающихся 1 класса «Эти трудные звуки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Рекомендована к реализации Утверждена

НМС г.Саянска приказом директора

Приказ №116-42-320 от 30.08.2012г. № 116-42-223 от 30.08.2012г.


 


 


 


 

Эти трудные звуки

(комбинаторная программа с/курса для логопедического сопровождения обучающихся 1 класса)


 


 

Составитель программы:

Стехова Е.В., учитель-логопед

МОУ СОШ №6

г.Саянска


 


 


 


 


 

Саянск, 2012


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность:

Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.М. Козыревой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Р.И.Лалаевой, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской и др.

Содержание курса модифицировано, предназначено для логопедической коррекционной работы с группой учащихся первого класса, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи.

В основе программы лежат научно-методические рекомендации , инструктивно-методические письма, но так как они не являются допущенными и рекомендованными Министерством образования РФ к использованию как программы, то возникла необходимость разработки данной программы. Данная программа предполагает комплексное планирование и организацию коррекционного воздействия при речевых нарушениях учащихся.

Ученые – педагоги в области логопедии, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Л.М. Козырева, отмечают, что проблема нарушений письменной речи у школьников (дисграфия) – одна из самых актуальных проблем при обучении в школе, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. В последнее время увеличился поток учащихся, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии речевых навыков, необходимых для успешного обучения, а именно: неумение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова, недостаточный словарный запас, несформированность грамматического строя, неумение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая в разной степени.

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, выявлено, что более 30% учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети с несформированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Перечисленные выше недостатки речевого развития первоклассников свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно осваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе. Это и послужило основанием для создания данной программы.

Актуальность программы обусловлена требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.25 Стандарта). В рамках введения ФГОС ОО-II выдвигаются новые требования к образованию, поэтому коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития. Логопедическая работа в процессе внеурочной деятельности способствует более успешному развитию личности ребенка через формирование коммуникативных навыков посредством системообразующего вида деятельности школы эколого-информационной культуры (средства интерактивных компьютерных программ), что является необходимым условием реализации ФГОС нового поколения.

Методологические положения:

Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательных координаций, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.

В программе реализуются в соответствии с симптоматикой речевого нарушения следующие принципы коррекционной педагогики:

-принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-генетический принцип, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 58 часов. Занятия проводятся с группой первоклассников (4-7 ч.) 2 раза в неделю, с 15 сентября по 15 мая, продолжительностью 30 минут.

Цель:

Формирование коммуникативной компетенции школьников как фактора социализации в современном обществе через коррекцию и профилактику нарушений устной и письменной речи.

Задачи:

Своевременно определять наличие дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма;

Осуществлять работу по уточнению и развитию пространственно-временных представлений;

Развивать лексический запас и грамматический строй речи, осуществлять работу над различными формами звукобуквенного анализа;

Развивать психологические предпосылки к овладению письменной речью; формировать полноценные учебные умения;

Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом.

Ожидаемые результаты

Приобретение и повышение уровня коммуникативности у детей, активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребенка.

Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.


 

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

безошибочно определять схему собственного тела и тела товарища, направления в пространстве и пространственные взаимоотношения предметов и объектов;

ориентироваться в единицах времени, периодах человеческого возраста, семейных статусах, во временной последовательности действий, событий и явлений.

различать и узнавать графический образ букв;

четко дифференцировать понятия «звук»-«буква»;

дифференцировать буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах;

выделять звуки из слова, определять место звуков в слове, их последовательность, проводить элементарный звукобуквенный анализ;

различать на слух твердые и мягкие фонемы; дифференцировать их по глухости-звонкости;

распознавать и различать оптически сходные буквы;

грамматически правильно оформлять речь через овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций;

целенаправленно и последовательно (в соответствии с инструкцией)выполнять учебные действия и адекватно реагировать нам контроль и оценки учителя-логопеда;

писать грамотно, преодолевая трудности на письме путем приобретенных знаний, умений и навыков в процессе логопедического обучения, избегая логопатических ошибок.

Структура курса

Программа коррекционных логопедических занятий включает три основных раздела:


 

1.

2.

 

 

 

3.
 

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развитию грамматического строя.
 

Содержание курса

Основные направления работы:

Уточнение пространственно-временных представлений: определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений предметов и объектов. Уточнить понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий (понятия «правый», «левый», времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи: -Уточнение значений имеющихся у учащихся слов, ознакомление с понятиями слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, работа над лексическим и грамматическим значением слова, обучение элементам сравнения, описания, распространению предложений с помощью определений.

-Формирование навыков словоизменения и словообразования ( развивать умение образовывать новые слова, подбирать родственные слова, навык согласования имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, согласование числительных с существительными; образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; практическое употребление в речи существительных в И.п. мн.ч., в Р.п. и др.

-Расширение словарного запаса по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Рыбы», «Насекомые».

-Грамматическое оформление предложения(заглавная буква, умение согласовывать слова в предложении, формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении).

-Предлоги (дать понятия о предлогах, их роли в предложении, уточнить лексические значения различных предлогов, обучение составлению схемы предложения с предлогами, адекватному употреблению их в речи).

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: уточнение и закрепление графического образа буквы; дифференциация понятий «звук»- «буква»; развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов; слогового анализа и синтеза; развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких, звонких и глухих согласных; развитие зрительных дифференцировок оптически сходных букв.

Развитие связной речи: развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла высказывания, дифференциация «текст-предложение». Составление рассказа по плану, пересказ, составление описательных рассказов, составление рассказа по картине, составление рассказа по опорным словам, по заданному началу.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: развитие внимания, способности к запоминанию, способности к переключению, мыслительных операций, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности, графомоторных навыков.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрированно, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается практическое усвоение материала, без использования избыточной терминологии.

В целях коррекции причин, которые лежат в основе речевых нарушений, в содержание каждого занятия включены задания и упражнения для развития базовых психических процессов, «ответственных» за языковую грамотность

( Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? ).

Логопедические занятия проводятся в форме игровой деятельности, что очень привлекательно для первоклассников. Для завершения работы над темами или разделами предусмотрены игры «Умники и умницы», КВН, турниры, проверочные работы, тесты.

Формы контроля: Плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.

Контрольно-измерительные материалы: самостоятельные проверочные работы, графические и слуховые диктанты, речевые карты, рабочие тетради. Тексты диктантов подобраны в соответствии с педагогической концепцией школы и имеют экологическую направленность, что на латентном уровне позволяет формировать у детей ценностное отношение к природе.

Этапы работы:

I этап: 1-15 сентября (диагностический)- обследование состояния звукопроизношения, воспроизведения звукослоговой структуры слова, состояния фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, лексического и грамматического строя экспрессивной речи, связной речи.

II этап: 16-30 сентября (подготовительный) – проводится работа по развитию неречевых процессов, уточнению и развитию пространственно-временных представлений: определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений предметов и объектов, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, уточнение понятий «времена года», «месяцы», «неделя», сутки».

III этап: октябрь-15мая (коррекционный)- развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Сначала работа идет над гласными А, О, У, Э, Ы. В упражнениях на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом, происходит закрепление графического образа буквы. Один из главных разделов – различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я,Е,Ё,Ю,Ь . Используются слоговые таблицы для чтения, при чтении которых особое внимание обращается на буквенный состав слога. Закрепляются термины «звук»-«буква». Буква Ь показывается в роли смягчителя (на конце слов и в середине), только затем в качестве разделителя. Отдельно уделяется внимание непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам Х, Ц, Ч,Щ, Й. Весь речевой материал состоит из слов и коротких предложений. Детям предлагаются небольшие стихотворные тексты, пословицы, скороговорки. Параллельно проводится расширение словарного запаса по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья и кустарники», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Птицы», «Домашние и дикие животные», «Одежда», «Рыбы», «Насекомые». Выбор грамматических заданий и упражнений зависит от рассматриваемого лексического материала.

Учитывая степень и неоднородность дефектов, в дальнейшем, в процессе работы возможна некоторая корректировка в содержании программы.

IV этап: 15-31 мая (оценочный) – оценка результативности коррекционной работы, проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

Приоритетные направления

Диагностическое, способствующее совершенствованию системы отслеживания уровня развития устной и письменной речи учащихся, состояния психоэмоционального здоровья с целью оптимального подбора коррекционной программы.

Коррекционно-развивающее, обеспечивающее условия для целостного развития личности школьников, направленное на устранение проблем в развитии устной и письменной речи, с целью повышения качества образования и развития адаптивных возможностей детей.

 

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения устной и письменной речи

Занятия

Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Цели

Кол-во часов

I этап - диагностический

Обследование устной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, звукослоговая структура слова, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи, связная речь). Заполнение речевых карт. Логопедическое заключение

1-15 сент.

II этап - подготовительный

4

Уточнение и развитие пространственно-временных представлений

1

Уточнение оптико-пространственных представлений

 

Закрепить представления детей о пространственном расположении частей собственного тела, их взаимоотношении с другими предметами и объектами.

1

2

Времена года

Осень

Уточнить понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий и событий, расширение и активизация лексического запаса. Развитие мелкой моторики , неречевых психических процессов

1

3

Месяцы

 

1

4

Неделя. Сутки.

 

1

III этап - коррекционный

54

5

Звук и буква А

Фрукты. Предлоги В,НА,ПОД

Выделение звука из слова

1

6

Звук и буква О

Звук и буква У

Овощи. Ягоды. Предлоги В, НА, ПОД, У.

Выделение звуков из слова, развитие внимания, мелкой моторики, усвоение пространственных отношений.

1

7

Звуки и буквы У, А, О

Фрукты-овощи-ягоды. Предлоги ПО, НА, ЗА. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Выделение первого звука в слове, развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания.

1

8

Звук и буква Ы

Деревья. Множественное число существительных.

Выделение последнего звука в слове, образование слов в И.п.мн.ч. развивать концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.

1

9

Звук и буква Э

Птицы. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Выделение первого звука в слове, согласование прилагательных с существительными, тренировать переключаемость внимания,мелкую моторику.

1

10

Звук и буква М

Цветы. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Выделение звука в начале, середине, конце слова, различение согласных и гласных звуков, тренировать распределение и избирательность внимания.

1

11

Звук и буква Л

Звук и буква Р

Огород. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Выделение звука в начале, середине, конце слова, звуковой анализ слов типа РАК, упражнять в запоминании, развивать зрительное восприятие

1

12

Звук и буква Н

Зоопарк. Предлоги НА, В, ПОД

Выделение звука в начале, середине, конце слова, уточнение пространственных представлений, развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1

13

Звуки и буквы М, Н, Р, Л

Лес. Предлоги ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД. Согласные буквы и звуки.

Выделение звука в начале, конце слова, развитие ориентировки в пространстве, зрительно-пространственных координаций, упражнять в звукобуквенном анализе, составлении словосочетаний,

1

14

Игра «Умники и умницы». Повторение.

 

Уточнить и обобщить знания по пройденным темам, выявить типичные ошибки.

1

15

Звук и буква И

Инструменты. Им.п. мн.ч. существительных

Выделение звука из слова. Гласные звуки и буквы, упражнять в звуковом анализе слов типа КИТ, тренировать слуховую память, мыслительные процессы, мелкую моторику.

1

16

Буква Е.

Зима. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа ЕЛИ, различение твердых-мягких согласных, развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1

17

Буква Ё

Рыбы. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Звуковой анализ слов типа ЁРШ, развитие зрительной памяти, концентрации внимания, зрительно-пространственных координаций.

1

18

Буква Я

Мебель. Им.п. мн.ч. существительных

Звуковой анализ слов типа ЯМА, развивать зрительный гнозис, фонематический слух, мелкую моторику.

1

19

Буква Ю

Игрушки. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Звуковой анализ слов типа ЮЛА, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, зрительно-пространственные представления.

1

20

Буква Ь

Домашние животные. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа КОНЬ, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, зрительную память.

1

21

Звуки М-М’

Цветы. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа МАК, МИЛ, развивать буквенный гнозис, фонематический слух, осознанное восприятие.

1

22

Звуки Л-Л’

Посуда. Составление предложений по опорам.

Звуковой анализ слов типа ЛУК,ЛИС, развивать зрительно-моторные координации, фонематический слух, логическое мышление.

1

23

Звуки Н-Н’

Имена людей. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Звуковой анализ слов типа НИНА, упражнять в правописании имен собственных, звукобуквенном анализе, развивать логическое мышление, фонематический слух, пространственные представления, логическое мышление

1

24

Звуки Р-Р’

Р-Л, Р’-Л’

Дикие животные. Предлоги НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Звуковой анализ слов типа РАК, РИС, развитие словесного анализа, пространственной ориентировки.

1

25

Повторение . Твердые и мягкие звуки и буквы

 

Обобщить и систематизировать знания по пройденным темам.

1

26

Звук и буква П

Одежда. Предлоги В, НА, С, ИЗ.

Звуковой анализ слов типа ПЛАЩ, развитие словесного анализа, фонематического слуха, пространственной ориентировки.

1

27

Звук и буква Б

Обувь. Антонимы.

Звуковой анализ слов типа БОТЫ, упражнять в образовании слов с противоположным значением, развитие речи, пространственной ориентировки.

1

28

Выборочный диктант

   

1

29

Звуки и буквы П-Б, П’-Б’

Головные уборы. Предлоги ПО, НАД, ПОД.

Звуковой анализ слов типа ШАПКА, развитие пространственной ориентировки, лексических навыков.различение звонких и глухих согласных.

1

30

Звук и буква Т

Транспорт. Приставки на согласную. Ъ после приставок.

Звуковой анализ слов типа ПЛОТ, формирование приемов учебной деятельности, пространственной ориентировки.

1

31

Звук и буква Д

Спортивные вещи. Наречия пространственного значения.

Звуковой анализ слов типа ДИСК, развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки.

1

32

Звуки и буквы Т-Д

Музыкальные инструменты. Наречия качественного значения.

Звуковой анализ слов типа ТРУБА, дом-Том развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, навыков самоконтроля.

1

33

Звук и буква К

Рыбы. Приставки и предлоги пространственного значения.

Звуковой анализ слов типа КАРП, развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики, тренировка переключения внимания.

1

34

Звук и буква Г

Зоопарк. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа ТИГР, развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

1

35

Звуки и буквы К-Г

Птицы. Приставки и предлоги пространственного значения (до, от)

Звуковой анализ слов типа СОКОЛ, тренировка переключения внимания, пространственной ориентировки.

1

36

Звук и буква Ф

Птицы. Предлоги В, ВО.

Звуковой анализ слов типа ФИЛИН, развитие логического мышления, зрительно-пространственных координаций.

1

37

Звук и буква В

Птицы. Предлоги В, ВО, ОТ, ДО

Звуковой анализ слов типа ВОРОНА, развитие ассоциативной памяти, пространственной ориентировки.

1

38

Звуки и буквы В-Ф

Птицы. Звонкие и глухие согласные.

Звуковой анализ слов типа ВОРОБЕЙ, развитие наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве.

1

39

Звук и буква С

Продукты. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа САХАР, развитие наглядно-образного мышления, навыков словообразования.

1

40

Звук и буква З

Игрушки. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа МОЗАИКА, развитие умения планировать, лексических навыков.

1

41

Зрительно-предупредительный диктант.

   

1

42

Звуки и буквы С-З

Весна. Составление словосочетаний. Приставочные глаголы.

Звуковой анализ слов типа ЗОНТИК, развитие умения планировать, лексических навыков, устной речи.

1

43

Звук и буква Ш

Посуда. Многозначные слова. Твердые согласные.

Звуковой анализ слов типа КУВШИН, развитие целенаправленного внимания, логического мышления, лексических навыков, устной речи.

1

44

Звук и буква Ж

Растения. Согласование числительных с существительными. Составление предложений из слов, данных вразбивку.

Звуковой анализ слов типа ЖАСМИН, развитие умения планировать, навыков самоконтроля, устной речи.

1

45

Звуки и буквы Ш-Ж

Насекомые. Составление словосочетаний. Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа ЖУК, ШУМ, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, устной речи, звукобуквенного анализа.

1

46

Звук и буква Х

Продукты. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа ХАЛВА, развитие познавательной активности, навыков самоконтроля, устной речи, звукобуквенного анализа.

1

47

Звук и буква Й

Игрушки. Согласование числительных с существительными в роде.

Звуковой анализ слов типа ЗМЕЙ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, мелкой моторики.

1

48

Зрительно-предупредительный диктант

   

1

49

КВН «Путешествие по стране русского языка»

   

1

50

Звуки и буквы И-Й

Птицы. Им.п. мн.ч. существительных

Звуковой анализ слов типа ВОРОБЕЙ-ВОРОБЬИ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, пространственной ориентировки.

1

51

Звук и буква Ц

Птицы. Предлоги ЗА, НАД, ПОД, ЧЕРЕЗ

Звуковой анализ слов типа ЦАПЛЯ, развитие навыков словоизменения, словесного анализа и синтеза, пространственной ориентировки.

1

52

Звук и буква Ч

Птицы. Приставки и предлоги пространственного значения.

Звуковой анализ слов типа ЧАЙКА, развитие лексических навыков, тренировка переключения внимания, пространственной ориентировки.

1

53

Звук и буква Щ

Детеныши животных. Суффиксальное словообразование.

Звуковой анализ слов типа ЩЕНОК, развитие навыков словообразования, словесного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций.

1

54

Буква Ь (разделитель)

Семья. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Звуковой анализ слов типа СЕМЬЯ, развитие навыков словообразования, зрительной памяти, упражнять в распространении предложений.

1

55

Буква Ъ

Транспорт. Приставки пространственного значения.

Звуковой анализ слов типа ПОДЪЕМ, развитие навыков словообразования, внимания, лексических навыков.

1

56

Гласные и согласные звуки и буквы.

 

Формирование приемов самоконтроля, развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

1

57

Зрительно-предупредительный диктант.

   

1

58

Итоговое занятие. Турнир знатоков русского языка.

   

1

IV этап – оценочный

Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Проведение обследования.

15-30мая

Методическое обеспечение программы

Мониторинговое сопровождение (речевые карты, протоколы, критериальные карты);

тесты;

диагностические диктанты.

Список литературы

Литература для учителя-логопеда:

Безруких М.М., Логинова Е.С. От буквы к слову, от слова к предложению. М.: Вентана-Граф, 2010.

Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные. – М., 2005.

Гайдина Л.И., Обухова Л.А. логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи.1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю Организация логопедической работы в школе.- М.: Сфера, 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2006.

Козырева Л.М. Логопедическая программа нарушений устной и письменной речи.- Ярославль, 2006.

Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? – М.: АСТ, 2008

Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ОНР-III .- М.: Гном, 2001.

Коррекция письма на уроках. 1-4 классы / сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007.

Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: КАРО, 2004.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. – М.: Сфера, 2008.

Максимук Н.Н. игры по обучению грамоте и чтению.-М: ВАКО, 2006.

Новиковская О.А. Умные пальчики. Игры для развития речи. – М.: АСТ, 2009.

Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза: логопедические занятия. 1-3 классы/ сост. Н.А. Абрамова. – Волгоград: Учитель, 2012.

Письмо. Развитие речи. 1-4 классы / сост. Н.В. Додух. – Волгоград: Учитель, 2011.

Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы/ сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Ткаченко Т.А. логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб, Детство-Пресс. 1999.

Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1995.

Литература для учащихся:

Азова Е.А. Домашние логопедические тетради.- М.:, Сфера, 2010.

Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. Ярославль, 2006

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.