КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация. В данной статье рассматривается образовательный процесс с использованием театрализованной деятельности для формирования успешной коммуникативной компетенции у детей с расстройством аутистического спектра. Проанализированы основные задачи использования урока-театра в коррекционно-образовательном процессе обучения, основные формы и виды организации театрализованной деятельности в рамках принципов инклюзии.
Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии современного образования, основывающийся на признании того, что все обучающие могут учиться совместно во всех случаях, когда это является возможным, не смотря на трудности и различии, существующие между ними. Система образования предусматривает целенаправленную педагогическую работу с учащимися с особыми образовательными потребностями в рамках одного образовательного пространства. В основу инклюзивного образования входит принцип системности, доступности, комплексности, толерантности, вариативности. Формирование коммуникативных навыков детей является приоритетным для успешной социализации и адаптации в социуме учащихся с РАС. Это является первостепенной задачей педагога. [7].
Деятельность учителя при создании специальных образовательных потребностей для учащихся с РАС направлена на:
—коррекцию особенностей восприятия пространственно- временных отношений;
—использование функционального анализа проблемного поведения для коррекции особенностей поведения;
— использование альтернативных форм коммуникации;
— создание предпосылок для понимания и оценки мотивов, лежащих в основе поступков людей, формирование коммуникативных навыков учащихся [5]
РАС представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, раскрывающих достаточно широкие рамки особенностей поведения и определенных сложностей взаимодействия детей и коммуникации в социуме, а также строго ограниченный круг интересов наряду с многократно повторяющимися актами поведения. Нарушения приводят к общественной дезадаптации, искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, т. е. тех механизмов, которые позволяют самостоятельно определять необходимую личную дистанцию в взаимодействием с внешним миром, вести коммуникацию с окружающей средой, развивать и вырабатывать личные привычки и потребности, налаживать эмоциональное взаимодействие со средой, произвольно упорядочивать поведение [1].
Формирование коммуникации является основой для дальнейшей профориентации и социализации особых детей. Под термином «коммуникативная компетенция» понимается способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Одна из основных особенностей учащихся с РАС является нарушение речевого развития. В первую очередь страдает коммуникативная функция речи, когда дети не пользуются речью как инструментом общественного взаимодействия. Нарушение речевого развития могут проявляться в отсутствии речи, несформированной спонтанной речи, несогласованностью слов в числе, падеже, отсутствие интонирования. Дети с РАС испытывают трудности при построении диалога и монолога, при этом, не предпринимая попыток компенсации проблем с построением речи с помощью мимики, жестов, невербальных средств общения. [2]
Исследователи Е. Р. Баенская, О. С. Никольская связывают особенности психического развития учащихся с РАС и речевой функции в частности с нарушенным механизмом активного взаимодействия с обществом и снижением порога аффективного дискомфорта при контактах с окружающим миром. [3].
Для развития речевой функции на коррекционно-педагогических занятиях применяются методика логопедического массажа В. М. Новиковой, артикуляционная гимнастика по рекомендациям Е. Краузе. Для развития активного и пассивного словаря, формированию воздушной струи и речевого подражания применяется методика Л. Г. Нуриевой. Методика глобального чтения Д. Б. Корсунской подходит и для работы с РАС.[4]. Эффективно при изучении букв алфавита применение элементов методики С. Лупан, которая предлагает изучать названия букв, что позволяет вырабатывать силу голоса и силу речевого выдоха, что помогает разнообразить обучение. [3].
Применяемые методики коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спектра направлены на формирование коммуникативных, учебных, личностных компетенций учащихся, что способствует социализации и адаптации детей в современное общество. Формирование коммуникативной компетенции не ограничивается рамками только учебной деятельности. Достаточно эффективной является внеурочная деятельность, в ходе которой применяются активные формы коррекционно-педагогической работы, включающие в себя методы и приемы по развитию социально значимых сторон личности учащихся. Поиск нетрадиционных подходов к организации современного образовательного процесса, одним из которых является использование театра, является благоприятным стимулом для развития коммуникативной компетенции учащихся. Театрализованная деятельность - это творческая работа ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств. Это источник развития чувств, эмоций. Способ познания учеником окружающего мира через образы, звуки, краски. [4].
Явление «театр и дети», на территории РФ, появился в начале XX века, строился на системе обучения К.С. Станиславского, которая является основополагающим источником всего театрального процесса и по нынешний день. По мнению К.С. Станиславского, театрализация это специфический вид художественно-творческой деятельности учащихся, в процессе которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных постановок, приобщаются к театральной культуре, развивают чувства, эмоции, фантазии, волевых качества.[7].Основателями первого инклюзивного театра для людей с особенностями психофизического здоровья стали учитель Мэри Уорлд и музыкант Джо Коллинз в Лондоне. Их проект был рассчитан, как театр для каждого. В 1980 году в постановке принял участие человек с церебральным параличом. Первый в Москве профессиональный театр для глухих и слабослышащих «Театр мимики и жеста» людей возник в 1962 году. Фонд слепоглухих «Соединение» в 2017 году создал Центр творческих проектов «Инклюзион», который желал создать методологию инклюзивного театрального образования.
Проведя небольшой исторический анализ, мы можем сделать вывод о необходимости использования урока-театра с учащимися с РАС, как одним из движущих стимулов формирования коммуникации и социализации учащихся. Театрализация позволяет отыграть, осознать и «прожить» разные социальные роли, что предполагает установление контакта с окружающим миром, усвоению социально принятых норм поведения и моральных ценностей общества.
Театр тесно связан с сюжетно-ролевой игрой, в их основе лежит отображение событий, действий, отношений между людьми. Но театрализация основана на отображении литературного сюжета или специально написанных инсценировок действий. Театрализация имеет готовый сюжет. Это предопределяет деятельность учащихся, которая предопределена текстом произведения, где зафиксированы речевые и социальные модели поведения, иллюстрирующие правила социального взаимодействия с окружающим миром. Эти условия помогают детям детализировать и соотносить свои игровые действия, накапливая опыт социализации и коммуникации. Многократное повторение текста и действий сценария помогает обеспечивать учащимся с РАС усвоение коммуникативных высказываний, социального адекватного диалога с окружающим миром.
Использование театрализованной деятельности с учащимися с РАС построено на основных общедидактических и принципах инклюзивного образования: последовательности, доступности, системности, вариативности и учета особых образовательных потребностей, преемственности, толерантности, наглядности.
Основными задачами использования театрализации в коррекционно-образовательном процессе обучения являются:
—формирование у детей с РАС коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях;
—формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами);
—формирование положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции детей в обществе;
— формирование социально-эмоциональных навыков.
Организовать процесс театрализации в коррекционно-образовательном процессе обучения возможно с помощью разнообразных форм. Например: для формирования жестов и мимики - режиссерские игры, для формирования умений различать эмоциональные состояния - разыгрывание психогимнастических этюдов с заданным и неопределенным концом, также необходимо использовать речевые игры-драматизации и имитации, физкультминутки в виде игры-подражания, инсценировать литературные произведения, проводить театральные праздники.
Основными видами театра в коррекционно-образовательном процессе обучения являются: настольный и кукольный театр, театр мягкой игрушки, театр теней, живой руки и пальчиков, театр масок и картинок, перчаточный, шумовой и платочный театр.
Учащиеся с РАС, принимая участие в театре, учатся навыкам коммуникации на бытовом, межличностном и общественном уровнях. У детей формируются умения организовывать взаимодействие с окружающим миром через демонстрацию социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, организовывать межличностное взаимодействие, прогнозировать результаты коммуникативных процессов. Использование урока-театра в образовательном процессе позволяет включить в процесс всех участников: учащихся, педагогов, законных представителей учащихся. Совместная подготовка инсценировок и спектаклей способствует обогащению законных представителей новыми приемами взаимодействия с учащимися, созданию условий для расширения социального взаимодействия семей, воспитывающих ребенка с РАС. Для учителей это является возможностью развивать педагогические компетенции в области инклюзии.
Вне зависимости от наличия особых образовательных потребностей существуют требования общества к современному школьнику. А именно: умение находить компромиссы, терпимость и толерантность к мнению другого человека, умение вступать в диалог. Использование в образовательном процессе театрализации позволяет учащимся формировать социальные и коммуникативные навыки для решения разнообразных современных учебных и социальных задач.
Список литературы:
1.Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2015 г. / СПб.: Свое издательство, 2015. — 129–131 с.
2.Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Филимонова Е. А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, Е. А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. — 2016. — № 3 (13). — С. 16–22.
3.Лупан, С. Поверь в свое дитя. Всестороннее развитие ребенка с первых дней жизни / С. Лупан; пер. с англ. А. И. Левченко. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 336 с.
4.Морозов, С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.‑метод. пособие / С. А. Морозов. — Минск: ООО «Медиа-Книга», 2015. — 540 с.5.Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либринг. — Изд. 3‑е. — М.: Теревинф, 2005. — 288с.
6. Сазонова В.А. Театральное наследие К.С.Станиславского и современный театр (к 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского), Вестник ТГУ, выпуск 3 (119), 2013-245-252 с.
7.Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы, Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, №3(76),2017 г.. 347-349 с.