КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

2
0
Материал опубликован 3 July

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В данной статье рассматривается образовательный про­цесс с использованием театрализованной деятельности для формирования успешной коммуникативной компетенции у детей с расстройством аутистического спектра. Проанализированы основные задачи использования урока-театра в коррекционно-образовательном процессе обучения, основные формы и виды организации театрализованной деятельности в рамках принципов инклюзии.

Инклюзивное образование рассматрива­ется как закономерный процесс в развитии современного образования, основывающийся на признании того, что все обучающие могут учиться совместно во всех случаях, когда это явля­ется возможным, не смотря на трудности и различии, су­ществующие между ними. Система образования пред­усматривает целенаправленную педагогическую работу с учащимися с особыми образовательными потребностями в рамках одного образовательного пространства. В основу инклю­зивного образования входит принцип системно­сти, доступности, комплексности, толерантности, вариа­тивности. Формирование коммуникативных на­выков детей является приоритетным для успешной социализации и адаптации в социуме учащихся с РАС. Это является первостепенной за­дачей педагога. [7].

Деятельность учителя при созда­нии специальных образовательных потребностей для уча­щихся с РАС направлена на:

коррекцию особенностей восприятия пространственно- временных отношений;

использование функцио­нального анализа проблемного поведения для коррекции особенностей поведения;

использование альтернативных форм коммуникации;

создание предпосылок для понима­ния и оценки мотивов, лежащих в основе поступков людей, формирование коммуникативных навыков учащихся [5]

РАС представляют собой отдельный спектр психологических характеристик, раскрывающих достаточно широкие рамки особенностей поведения и определенных сложностей взаимодействия детей и коммуникации в социуме, а также строго ограниченный круг интересов наряду с многократно повторяющимися ак­тами поведения. Нарушения приводят к общественной дезадаптации, искажению ключевых механизмов аффектив­ной организации поведения, т. е. тех механизмов, которые позволяют самостоятельно определять необходимую лич­ную дистанцию в взаимодействием с внешним миром, вести коммуникацию с окружающей средой, раз­вивать и вырабатывать личные привычки и потребности, налаживать эмоциональ­ное взаимодействие со средой, произвольно упорядочи­вать поведение [1].

Формирование коммуникации является основой для дальнейшей профориентации и социализации особых детей. Под термином «коммуникативная компетенция» понимается способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Одна из основных особенностей учащихся с РАС является нарушение речевого развития. В первую очередь страдает коммуникативная функция речи, когда дети не пользуются речью как ин­струментом общественного взаимодействия. Нарушение речевого развития могут проявляться в отсутствии речи, несформированной спонтанной речи, несогла­сованностью слов в числе, падеже, отсутствие интонирова­ния. Дети с РАС испытывают трудности при построении диалога и монолога, при этом, не пред­принимая попыток компенсации проблем с построением речи с помо­щью мимики, жестов, невербальных средств общения. [2]

Исследователи Е. Р. Баенская, О. С. Николь­ская связывают особенности психического развития учащихся с РАС и речевой функции в частности с нарушенным механизмом активного взаимодействия с обществом и снижением порога аффективного дискомфорта при контактах с окружающим миром. [3].

Для развития речевой функции на коррекционно-пе­дагогических занятиях применяются методика логопе­дического массажа В. М. Новиковой, артикуляционная гимнастика по рекомендациям Е. Краузе. Для развития активного и пассивного словаря, формированию воздуш­ной струи и речевого подражания применяется методика Л. Г. Нуриевой. Методика глобального чтения Д. Б. Корсунской подходит и для работы с РАС.[4]. Эффективно при изучении букв алфавита при­менение элементов методики С. Лупан, которая предлагает изучать названия букв, что позволяет вырабатывать силу голоса и силу речевого выдоха, что помогает разнообразить обучение. [3].

Применяемые методики коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройством аутистического спек­тра направлены на формирование коммуникативных, учебных, личностных компетенций учащихся, что способствует социализации и адаптации детей в современное общество. Формирование коммуникативной компетенции не ограничивается рамками только учебной деятельности. Достаточно эффективной является внеурочная деятель­ность, в ходе которой применяются активные формы коррекционно-педагогической работы, включающие в себя методы и приемы по развитию социально значимых сто­рон личности учащихся. Поиск нетрадиционных подходов к организации современного образовательного процесса, одним из кото­рых является использование театра, является благоприятным стимулом для развития ком­муникативной компетенции учащихся. Театрализованная деятельность - это творческая работа ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств. Это источник развития чувств, эмоций. Способ познания учеником окружающего мира через образы, звуки, краски. [4].

Явление «театр и дети», на терри­тории РФ, появился в начале XX века, строился на системе обучения К.С. Станиславского, которая является основополагающим источником всего театраль­ного процесса и по нынешний день. По мнению К.С. Станиславского, театрализация это специфический вид художественно-творческой деятельности учащихся, в процессе которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных постановок, приобщаются к теа­тральной культуре, развивают чувства, эмоции, фантазии, волевых качества.[7].Ос­нователями первого инклюзивного театра для людей с особенно­стями психофизического здоровья стали учитель Мэри Уорлд и музыкант Джо Коллинз в Лондоне. Их проект был рассчитан, как театр для каждого. В 1980 году в постановке принял участие человек с цере­бральным параличом. Первый в Москве профес­сиональный театр для глухих и слабослышащих «Те­атр мимики и жеста» людей возник в 1962 году. Фонд слепоглухих «Соединение» в 2017 году создал Центр творческих проектов «Инклюзион», который желал создать методологию инклюзивного теа­трального образования.

Проведя небольшой исторический анализ, мы можем сделать вывод о необходимости использования урока-театра с учащимися с РАС, как одним из движущих стимулов форми­рования коммуникации и социализации уча­щихся. Театрализация позволяет оты­грать, осознать и «прожить» разные социальные роли, что предполагает установление контакта с окружаю­щим миром, усвоению социально принятых норм поведения и моральных ценностей общества.

Театр тесно связан с сюжетно-ролевой игрой, в их основе лежит отображение событий, действий, отношений между людьми. Но театрализация основана на отображении литературного сю­жета или специально написанных инсценировок действий. Театрали­зация имеет готовый сюжет. Это предопре­деляет деятельность учащихся, которая предопределена текстом произведения, где зафиксированы речевые и со­циальные модели поведения, иллюстрирующие правила социального взаимодействия с окружающим миром. Эти условия помогают детям детализировать и соотносить свои игровые действия, накапливая опыт социализации и коммуникации. Многократное повторение текста и действий сценария помогает обеспечивать учащимся с РАС усвоение коммуникативных высказываний, социального адекватного диалога с окру­жающим миром.

Использование театрализованной деятельности с уча­щимися с РАС построено на ос­новных общедидактических и принципах инклюзивного образования: последовательности, доступности, систем­ности, вариативности и учета особых образовательных по­требностей, преемственности, толерантности, наглядности.

Основными задачами использования театрализации в коррекционно-образовательном процессе обучения являются:

формирование у детей с РАС коммуникативных навыков в различ­ных жизненных ситуациях;

формирование навыков практического владения не­вербальными средствами общения (мимикой, же­стами);

формирование положительных черт характера, способствую­щих наиболее эффективной адаптации и интегра­ции детей в обществе;

формирование социально-эмоциональных навы­ков.

Организовать процесс театрализации в коррекционно-образовательном процессе обучения возможно с помощью разнообразных форм. Например: для формирования жестов и ми­мики - режиссерские игры, для формирования умений различать эмоциональные состояния - разыгрывание психогимнастических этюдов с задан­ным и неопределенным концом, также необходимо использовать речевые игры-драматизации и имитации, физкультминутки в виде игры-подражания, инсценировать литературные произведения, проводить театральные праздники.

Основными видами театра в коррекционно-образовательном процессе обучения являются: настольный и кукольный театр, театр мягкой игрушки, театр теней, живой руки и пальчиков, театр масок и картинок, перчаточный, шумовой и платочный театр.

Учащиеся с РАС, принимая участие в театре, учатся навыкам коммуникации на бытовом, межличностном и общественном уровнях. У детей формируются умения организовывать взаимодействие с окружающим миром через демонстрацию социально приемлемого поведения в раз­личных жизненных ситуациях, организовывать межлич­ностное взаимодействие, прогнозировать результаты коммуникативных процессов. Использование урока-театра в образовательном процессе позволяет включить в процесс всех участников: учащихся, педаго­гов, законных представителей учащихся. Совместная под­готовка инсценировок и спектаклей способствует обо­гащению законных представителей новыми приемами взаимодействия с учащимися, созданию условий для расширения социального взаимодействия семей, воспитывающих ребенка с РАС. Для учителей это является возможностью развивать педагогиче­ские компетенции в области инклюзии.

Вне зависимости от наличия осо­бых образовательных потребностей существуют требования общества к современному школьнику. А именно: умение находить ком­промиссы, терпи­мость и толерантность к мнению другого человека, умение вступать в диалог. Использование в об­разовательном процессе театрализации позволяет учащимся формировать социальные и коммуни­кативные навыки для решения разнообразных современных учебных и со­циальных задач.





Список литературы:



1.Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2015 г. / СПб.: Свое издательство, 2015. — 129–131 с.

2.Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Филимонова Е. А. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е. В. Гребенникова, И. Л. Шелехов, Е. А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. — 2016. — № 3 (13). — С. 16–22.

3.Лупан, С. Поверь в свое дитя. Всестороннее развитие ребенка с первых дней жизни / С. Лупан; пер. с англ. А. И. Лев­ченко. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 336 с.

4.Морозов, С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.‑метод. пособие / С. А. Морозов. — Минск: ООО «Медиа-Книга», 2015. — 540 с.

5.Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Ба­енская, М. М. Либринг. — Изд. 3‑е. — М.: Теревинф, 2005. — 288с.

6. Сазонова В.А. Театральное наследие К.С.Станиславского и современный театр (к 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского), Вестник ТГУ, выпуск 3 (119), 2013-245-252 с.

7.Фролова И.Ю. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы, Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, №3(76),2017 г.. 347-349 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации