Занятие для детей 5–7 лет с задержкой психического развития «Вода и её свойства»
Вода и её свойства
Цель занятия: обогащение сенсорного опыта, расширение кругозора, развитие познавательного интереса детей
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у детей знания о воде;
Расширить знания с помощью сенсорной модели;
Познакомить детей с понятиями «растворимые вещества» и «нерастворимые вещества»;
Заинтересовать детей опытной деятельностью, мотивировать их наблюдать и проводить эксперименты.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с задержкой психического развития или дети 3-4 лет с нормой интеллектуального развития.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Необходимое оборудование и материалы: столы, стулья, карточки с изображением сенсорных органов (глаз, рука, ухо, нос, язык) на доске (мольберт + магниты), 1,5-2 литровая бутылка воды, стаканы 0,5 л. с водой, стаканчики с «вкусной» водой (чистая, с сахаром, с солью, с лимонной кислотой), стаканчики с растворимыми веществами (сахар, соль, лимонная кислота), ёмкость с холодной водой (+лёд), ёмкость с горячей водой (закрыть крышкой), контейнеры, тарелочки, ложки, zip-пакеты с гелевыми шариками, салфетки.
Ход занятия
На этом занятии мы с вами будем изучать одно вещество. Вы видите его на столе. Что это?
Вода. Что вы знаете о воде? (добиться ответов о свойствах и применении воды: жидкая, мы её пьём и т.п.)
Посмотрите на доску. Вы видите изображение наших органов чувств. Давайте определим, что мы можем узнать о воде (указать на изображения сенсорных органов)
Глазами:
- цвет (рассмотреть) – бесцветная, прозрачная;
- форма сосуда (набрать в ложку, налить в тарелку).
Руками:
- состояние – мокрая, жидкая (потрогать каждый в своём стакане);
- температура – тёплая, холодная (потрогать).
Ушами:
- звук льющейся воды (перелить часть воды из стакана в большой контейнер).
Носом:
- запах – чистая вода запаха не имеет (понюхать чистую воду).
Языком:
- вкус – сладкая, солёная, кислая и чистая вода (каждый по чуть-чуть зачерпывает своей ложкой и пробует).
Какой вкус имеет простая вода? Нейтральный вкус – не сладкий, не кислый и не солёный.
А почему же в этих стаканах вода со вкусом? Потому что в неё что-то добавлено. Сахар, соль и лимонная кислота.
Давайте попробуем сами сделать воду со вкусом. Насыплем в нашу воду сахар, соль и лимонную кислоту (раздать стаканчики с веществами) и размешаем (можно добавить тёплую воду). Что получилось? Появился у воды вкус? (попробовать, ложкой) Куда исчезли сахар, соль и лимонная кислота? Растворились. Такие вещества называют растворимыми. Скажите: «Растворимые вещества».
А что будет, если мы в воду добавим, к примеру, песок? Он растворится? Давайте попробуем (насыпать щепотку песка в воду и размешать ложкой). Растворился? Нет. Песок – это нерастворимое вещество. Скажите: «Нерастворимое вещество».
А что произойдёт, если мы, наоборот, нальём воду в песок? (Выслушать ответы) Наберите воду в ложки и налейте в песок. Что получилось? Вода впиталась в песок.
Мы с вами выяснили, что наши органы чувств помогают нам исследовать окружающие предметы. Сегодня мы исследовали воду. Мы определили её свойства и познакомились с двумя новыми словами (спросить: Какими?): растворимые и нерастворимые вещества. Что растворимое? (Ответы: сахар, соль, лимонная кислота) Что нерастворимое? (песок) Но песок что может делать с водой? (впитывать).
У меня есть подарок для вас (пакеты с гелевыми шариками). К этим шарикам нужно добавить воды (показать), подождать и посмотреть, что произойдёт. Сделайте это дома, понаблюдайте, а на следующем занятии мы с вами это обсудим.
Наше занятие закончено. Спасибо.
Пригоровская Светлана Валериевна