12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дедова Ольга Николаевна17
0

Комплекс мероприятий по профессиональной ориентации в учреждении дополнительного образования (из опыта работы МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»)

Комплекс мероприятий по профессиональной ориентации в учреждении дополнительного образования

из опыта работы МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся»

МБУДО «Городской центр профессиональной ориентации обучающихся» является учреждение дополнительного образования, в котором реализуется 40 дополнительных общеразвивающих программ, относящихся к социально-гуманитарной, технической, спортивной и художественной направленностям.

Наряду с разнообразием дополнительных программ, особое внимание в нашем Центре уделяется профориентационной работе с детьми и подростками. Программы «Секреты визажа», «Парикмахерское дело», «Юный переводчик», «НогокОк», «Юный автомобилист», «Основы программирования», «Швейное дело» не только знакомят обучающихся с той или иной профессией, но и помогают подросткам определиться с вектором своей последующей трудовой деятельности.

Одной из основных образовательных задач Городского центра является подготовка учащихся старших классов к осознанному выбору и продолжению образования, последующему профессиональному самоопределению, оказание помощи в правильном выборе будущей профессии. С социально - экономической точки зрения общество и сам субъект самоопределения (подросток) крайне заинтересованы в том, чтобы еще в школе обучающиеся правильно выбрали наиболее соответствующий профиль обучения и как следствие, саму профессию. Этот выбор должен отвечать потребностям общества в тех или иных специальностях, а также профессиональным предпочтениям и возможностям учащихся.

Оказание индивидуально-ориентированной помощи подростку в его профессиональной самореализации, создание индивидуальной профориентационной траектории позволит максимально использовать интеллектуальные, творческие и профессиональные способности в интересах общества. Поэтому, в современных условиях, где появляется множество новых профессий, профессии, еще вчера, казавшиеся актуальными и современными - устаревают, необходимо вовремя оказать помощь подросткам в выборе профессии, которая соответствовала бы их индивидуальным особенностям.

Специфика современной системы дополнительного образования должна состоять в том, чтобы через систему профессиональной ориентации обучающихся обеспечить высокий уровень профессиональной мобильности человека, который является важным гарантом свободы личности в выборе профессии, соответствующей не только потребностям общества, но и возможностям и запросам конкретного человека.

В 2020 году в нашем Центре разработана программа профессиональной ориентации обучающихся, адресатом которой являются дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет. Программа реализуется в 3 этапа:


1 этап (2020 – 2021 у.г.) - разработка и подготовка к реализации программы профориентационной работы с обучающимися Центра;

2 этап (2021 - 2022 у.г.) - практическая реализация программы профориентационной работы с обучающимися Центра;

3 этап (2022 – 2023 у.г.) - обобщение опыта реализации программы, подготовка методических материалов, проектирование путей дальнейшего развития.

Основными мероприятиями по профессиональной ориентации обучающихся нашего Центра являются: проведение профориентационных мероприятий в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ. В нашем Центре принято «Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ГЦПОО», в соответствии с которым, не менее 16 часов в программе ежегодно уделяется профессиональной ориентации обучающихся. Данные часы включат в себя различные проекты, викторины, творческие мероприятия, знакомящие обучающихся с современными, востребованными на рынке труда профессиями. Обязательной является организация экскурсий на различные производства, фабрики, заводы. Были организованы экскурсии на швейные фабрики «Работница», «Мегаклад», завод «Стальмост», «ВАСО», «Механический завод» и другие производства. Традиционными стали посещения музеев, высших и средних учебных заведений Воронежа, участие в днях открытых дверей ВГУ, ВГПУ, ВГЛТУ,ВАТ, ВТМиД, и д.р. Ежегодно обучающиеся посещают региональный этап профессиональных соревнований «WorldSkills», который позволяет им не только увидеть, но и погрузиться в мир современных рабочих профессий. Проводятся мероприятия по профессиональному самоопределению: «Посвящение в профессию», «Профессиональные пробы», «Неделя психологии». С каждым годом увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в различные формы временной занятости, такие как, волонтерские движения, отряды Юных инспекторов дорожного движения, реализацию социальных акций и различных социокультурных проектов. Создаются условия для развития трудовых навыков обучающихся: организуются трудовые бригады, профильные лагерные смены. Педагогами-психологами Центра проводятся индивидуальные консультации для обучающихся, тренинги, ролевые игры, встречи, с представителями различных профессий, мастер-классы и круглые столы по вопросу профессиональной ориентации. Постоянно обновляется электронная страница на сайте Центра, содержание стендов, проводятся различные выставки по данному направлению работы.

Особое внимание уделяется реализации образовательных программ посредством сетевого взаимодействия. Хотелось бы остановиться подробнее на опыте такого взаимодействия на примере реализации программы «Юный автомобилист». Образовательная программа относится к  технической направленности и рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает изучение основ безопасности дорожного движения, формирование общей культуры личности и адаптации к жизни в обществе, направлена на развитие познавательных, прикладных способностей обучающихся (сфера деятельности «человек-машина»). Программа включает: изучение правил дорожного движения, оказание первой доврачебной помощи при ДТП, знакомит с устройством современных автомобилей, их техническим оснащением и конструктивными особенностями, формирует желание последующего продолжения обучения с целью получения профессий, основанных на знании правил дорожного движения, выявляет индивидуальные особенности учащихся. В соответствии с договором о сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Воронежский учебный центр профессиональной подготовки водителей и специалистов автомобильного транспорта «Светофор» во втором полугодии 2-го года обучения организуются занятия в компьютерных классах автошколы «Светофор», с целью подготовки к сдаче теоретического экзамена на получение водительских прав категорий М,А,А1,В,С. На специализированных площадках автошколы проводится обучение вождению в условиях дорожного движения городского цикла. Таким образом, результатом положительного освоения данной дополнительной программы становится получение обучающимися прав (порядка 30 обучающихся ежегодно). МБУДО ГЦПОО заключены договоры о сотрудничестве с Управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, Централизованной библиотечной системой, Воронежским институтом высоких технологий, ФГБОУ ВО Воронежским государственным лесотехническим университетом им Морозова. Особое внимание уделяется вовлечению обучающихся к участию в конкурсах, творческих мероприятиях, социальных акциях, целью которых является профессиональное самоопределение подростков.

Основная цель проведения мероприятий по профессиональной ориентации в нашем Центре не в том, чтобы предопределить конкретную профессию для каждого обучающегося, а с помощью индивидуально-ориентированного подхода выстроить вектор к профессиональной сфере, в которой подросток может проявить себя наиболее эффективно и чувствовать наиболее комфортно, а также к дальнейшему личностному самоопределению.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.